Вентиляция судов это:

Вентиляция судов

ВЕНТИЛЯЦІЯ СУДОВЪ. Въ тѣсн. закрыт. помѣщеніяхъ воен. корабля воздухъ быстро портится, почему необходимо устройство энергич. В. Таковая особенно затруднительна на новѣйшихъ судахъ, вслѣдствіе сплошного бронированія борта и палубъ, въ к-рыхъ перестали дѣлать иллюминаторы и значит. уменьшили число люковъ. Естественная В. примѣнялась гл. образомъ на судахъ стараго флота, допускавшихъ циркуляцію воздуха по палубамъ. Для В. трюмовъ пользовались виндзейлями, кожухами дымов. трубъ, мачтами и т. п. Естеств. В. пользуются и теперь тамъ, гдѣ она достигаетъ цѣли; недостатокъ ея заключается въ малой скорости воздуха, выражаемой формулой

гдѣ H есть разстояніе по вертикали между вдувнымъ и вытяжнымъ отверстіями, t — температура помѣщенія и t0 — темп-ра. наруж. воздуха. Искусственная В. бываетъ трехъ родовъ: вдувная, вытяжная и смѣшанная. Вдувная В. оказываетъ энергич. мѣстное дѣйствіе и вызываетъ быстрое охлажденіе помѣщеній; вытяжная способствуетъ болѣе равномѣрному обмѣну воздуха. Примѣняется тотъ или другой видъ В. въ зависимости отъ помѣщеній; жилыя помѣщенія и погреба, расположенные по всему к-блю, вентилируются исключ-но по отсѣкамъ; каждый отсѣкъ имѣетъ свою обособленную (вытяжную и вдувную) В.; такая система имѣетъ всѣ преимущества передъ прежней, служившей причиной затопленія цѣлыхъ отдѣленій водой, попадавшей по вентиляц. магистралямъ изъ поврежденныхъ отсѣковъ и способствовавшей распространенію пожаровъ и т. п. Наиб. В. требуютъ, конечно, кочегарныя отдѣленія. В. машинныхъ отдѣленій дѣлается обык-но смѣшанной; пріемныя отверстія вытяжной В. располагаются на каналахъ, идущихъ между бимсами нижн. брон. палубы, и снабжаются заслонками, открываемыми по желанію; электр. вент-ры устанавливаются на нижн. брон. палубѣ въ особыхъ выгородкахъ. Свѣжій воздухъ доставляется черезъ вдувныя отверстія каналовъ, расположенныхъ или подъ машин. поломъ (струи воздуха идутъ по полу горизонт-но съ бор-товъ), или по переборкамъ, при чемъ отверстія прорѣзываются на серединѣ высоты; притокъ свѣж. воздуха д. б. болѣе объема вытягиваемаго. Машинные вент-ры бываютъ съ пар. двигателями, или съ пар. и электр. вмѣстѣ на одномъ валу. Мощность ихъ расчитываютъ на смѣну воздуха до 60 разъ въ часъ. Трубы отъ вент-ровъ, выходящія на верхн. палубу, заканчиваются колпаками грибовидной формы (фиг. 1): вращаясь они м. подниматься и опускаться, регулируя величину входн. отверстія; въ бурн. погоду они совершенно опускаются. При большей высотѣ входной трубы колпакъ дѣлаютъ постояннымъ (фиг. 2); наконецъ, самый обычный типъ колпака съ поворотнымъ верхомъ, устанавливаемымъ противъ вѣтра, показанъ на фиг. 3. Въ котельныхъ отдѣленіяхъ притокъ воздуха необходимъ не только для освѣженія помѣщеній, но и для горѣнія топлива. В. исключ-но вдувная, черезъ отверстія въ каналахъ, расположенныхъ горизонт-но по переборкамъ противъ топокъ; пар. вент-ры большой силы располагаются надъ котлами, на т. наз. квадратахъ, мощность ихъ расчитывается въ зависимости отъ требуемой быстроты и силы горѣнія въ токахъ, съ практич. коэф-томъ 2—3. Особое вниманіе обращается на уравновѣшеніе частей В. машинъ, дѣлающихъ весьма большое число оборотовъ (до 1 т. въ мин.), расшатывающихъ палубы и к-съ корабля. В. угольныхъ ямъ обык-но естественная, вытяжная, черезъ каналы, идущіе въ кожухи дым. трубъ; на большихъ судахъ на эти каналы ставятъ иногда общій вытяжной вент-ръ. Такъ какъ уголь обладаетъ способностью сгущать въ своихъ порахъ воздухъ, при чемъ повышается t и м. произойти самовозгораніе, то въ уг. ямахъ имѣются особыя трубки съ отверстіями, и въ эти трубки опускаются термометры для наблюденія за t помѣщеній. Не менѣе важное значеніе имѣетъ В. погребовъ съ боев. запасами, въ к-рыхъ t не д. превосходить 25° Ц. Расчетъ В. Обычно пользуются заданіемъ требуемой ск-сти воздуха у вдувныхъ отверстій: для жилыхъ помѣщеній эта ск-сть д. б. ок. 0,5 мтр. въ сек., для машин. — 8—10 мтр.; ск-сть воздуха въ трубахъ вообще сильно колеблется (отъ 7 до 12 мтр. въ сек.) и регулируется измѣненіемъ поперечника трубъ. Схема расчета такова: пусть объемы вентилируемыхъ отдѣленій будутъ v1, v2, v3…, числа обмѣновъ воздуха въ 1 ч. n1 n2 n3…, площади вдувн. отверстій для трубъ соотвѣт-но: s1, s2, s3…, для вентилятора — s0; тогда искомая мощность послѣдняго будетъ Q=(n1v1+n2v2+n3v3+…) кб. мтр. въ часъ. Пусть k1, k2, k3… будутъ отношенія произведеній nv къ наименьшему изъ нихъ; тогда наим. допускаемыя площади отверстій опрѣдѣляются формулой:

и т. д. Получивъ эти величины, подсчитываютъ вредныя сопр-ленія и во второмъ приближеніи получаютъ болѣе правильныя цифры. (И. Н. Воспреянскій, Курсъ вспомогат. суд. механизмовъ; Prof. Rietschel, статья въ журналѣ "Gesundheits-Ingenieur" за іюль 1905 г.; курсы судостроенія и спецификаціи бр-цевъ новѣйшей постройки рус, франц., англ. и герм. флотовъ).

Фиг. 1.

Фиг. 1.

Фиг. 2.

Фиг. 2.

Фиг. 3.

Фиг. 3.

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое "Вентиляция судов" в других словарях:

  • Заря (тип речных судов) — Теплоход Заря Проект, г. 1964 …   Википедия

  • Электрическая вентиляция* — представляет применение Э. вентиляторов для различных целей искусственного механического обмена воздуха помещений жилых зданий, заводов, фабрик, мастерских, кают, пароходов, кочегарок или котельных отделений судов и проч. Э. вентиляция… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Электрическая вентиляция — представляет применение Э. вентиляторов для различных целей искусственного механического обмена воздуха помещений жилых зданий, заводов, фабрик, мастерских, кают, пароходов, кочегарок или котельных отделений судов и проч. Э. вентиляция… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СУДОВАЯ ГИГИЕНА — СУДОВАЯ ГИГИЕНА, являясь частью общей гигиены и имея с последней одинаковые задачи и методику, рассматривает человека в особых условиях пребывания его на судне, кратковременного для пассажиров и длительного для экипажа судна. Основными разделами… …   Большая медицинская энциклопедия

  • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Нефтепровод — (Pipeline) Определение нефтепровода, история возникновения Определение нефтепровода, история возникновения, текущие проекты Содержание Содержание Определение История Первый российский Нефтепровод Баку — Батуми Нефтепровод Грозный —… …   Энциклопедия инвестора

  • СИСТЕМЫ — 54. СИСТЕМЫ совокупность элементов, предназначенных для выполнения заданных функций. Источник: ПНАЭ Г 05 035 94: Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядерно и радиационно опасн …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Заря (теплоход) — Теплоход Заря Проект, г. 1964 Обозначение проекта 946 Выпускался, гг. 1965 1981 (?) Экземпл …   Википедия

  • Рекомендации 02.06.01.170.03: Рекомендации по устройству электроустановок во взрывоопасных зонах газовой промышленности. Выпуск 1 — Терминология Рекомендации 02.06.01.170.03: Рекомендации по устройству электроустановок во взрывоопасных зонах газовой промышленности. Выпуск 1: 413. Безопасной зоной называется пространство, в котором не предполагается образование взрывоопасной… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Водолазное дело — Так как человек может пробыть под водою лишь очень короткое время, а именно столько, сколько он способен удерживать дыхание, то для различных подводных работ необходимы различные приспособления, которые позволяли бы водолазу дышать. В настоящее… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»