Геджасская железная дорога это:

Геджасская железная дорога

ГЕДЖАССКАЯ (Хеджасская-Гамидіе) ж. дорога (названа "Гамидіе" въ честь иниціатора ея, Абдула-Гамида II). Находится въ Сиріи; соединяетъ г. Дамаскъ съ Мединой, но нынѣ продолжается до Мекки. Постройка Г. ж. д. представляетъ безпримѣрное явленіе въ жизни мусульм. міра: она доказала солидарность всѣхъ мусульманъ, откликнувшихся на призывъ Султана-Халифа изъ самыхъ отдален. уголковѣ свѣта; всѣ прислали свои лепты на общее мусульм. дѣло, облегчающее паломничество къ гробу пророка. Изысканія и земл. работы на. Г. ж. д. б. начаты въ концѣ 1900 г., но вслѣдствіе разн. причинъ постройка замедлилась, и пока Г. ж. д. доведена въ 1912 г. только до г. Медины на 1240 вер. Вся же ж. д. до Мекки будетъ протяженіемъ 1660 вер., а съ доведеніемъ ея до порта на Красн. морѣ г. Джидды — 1735 вер. Г. ж. д. будетъ закончена не ранѣе 1916—17 гг. Кромѣ того, къ этой линіи относится ея вѣтвь Хайфа — Дераа. Г. ж. д. строится, гл. обр., войсками, для чего сформировано нѣск. ж.-д. б-новъ; кромѣ того, на нѣк-рые участки привлекалось значит. число вольнонаем. рабочихъ. Колея — одиночная, шир. 1,05 мтр., наим. радіусъ 150 мтр., наиб. укл. 0,018 мтр. Сред. стоимость клм. — ок. 70 т. фр. При постройкѣ приходится часто отражать нападенія бедуиновъ, почему всѣ рабочіе вооружены, а къ войскамъ придается арт-рія, перевозимая на верблюдахъ, и пулеметы. На дорогѣ до 500 мостовъ и небол. тоннель. Вслѣдствіе сопротивленія англо-егип. прав-ства выходу Г. линіи къ морю по Егип. тер-ріи, у Акаба, турец. прав-ству пришлось выкупить отъ частн. англ. компаніи вѣтвь Хайфа — Дераа (151 вер.). Заіорданскій участокъ — наиб. тяжелый; здѣсь оч. много мостовъ, віадуковъ и тоннелей. Встрѣчаются подъемы въ 20‰, почему въ нѣк-рыхъ мѣстахъ существуетъ кремальерная передача (сред. колесо зубчатое). Въ г. Хайфѣ предположено оборудовать портъ, стоимость к-раго исчисляется въ 6 милл. фр. Вѣтвь Хайфа — Дераа (съ портомъ Хайфа) имѣетъ значеніе вывоз. линіи и для мусульм. паломниковъ. Въ воен. и политич. отношеніяхъ она способствуетъ оборонѣ побережья Средизем. моря и администр. управленію. Нынѣ магистраль Г. ж. д. находится въ довольно неустроенномъ состояніи. На линіи открыто много артезіан. колодцевъ и источниковъ, а также устроены цистерны, въ к-рыя собираютъ воду въ дождл. періодъ, а также вагоны-цистерны; но несмотря на эти мѣры, снабженіе водой испытываетъ большія затрудненія. Каменный уголь подвозится изъ Англіи. Запасовъ его на линіи недостаточно. Арабы (бедуины) часто, даже днемъ, нападаютъ на линію, унося съ собой рельсы. Кромѣ того, песчаные заносы на многихъ участкахъ временно прекращаютъ сообщеніе; подвижной составъ оч. малъ, — до 100 паровозовъ, изъ к-рыхъ, вполнѣ годныхъ не болѣе 1/3 и всего до 50 пассаж. и 700 товар. вагоновъ; еженедѣльно въ ту и другую сторону ходятъ и то съ задержками всего 2 пассаж. и 5 товар. поѣздовъ. Вслѣдствіе названныхъ причинъ провозоспособность линіи пока такова, что можно отправить въ сутки одинъ тур. полкъ съ обозомъ. Г. линія, укрѣпляя положеніе турокъ въ Сиріи и Аравіи, облегчаетъ подвозъ войскъ въ тѣ области Зап. Аравіи (Ассиръ и Іеменъ), к-рыя постоянно грозятъ волненіями и отпаденіями; если линія будетъ продолжена отъ Мекки до Саны (политич. центръ Іемена), то явится возм-сть употреблять для однихъ и тѣхъ же цѣлей войска VIII (Сирійскаго) и XIV (Аравійскаго) к-совъ и 42-ой Г. дивизіи. Что касается значенія Г. ж. д. въ дѣлѣ мобилизаціи тур. войскъ, въ случаѣ столкновенія съ Россіей то дорога эта не м. имѣть больш. значенія для соср-ченія VIII (Сирійскаго) корпуса. По соединеніи Алеппо съ Анатолійскими и Багдадской ж. д. значеніе Г. линіи возрастаетъ еще болѣе, т. к. она, при внѣшнихъ осложненіяхъ, дастъ возм-сть Турціи перебрасывать войска изъ Европ. Турціи въ Аравію и обратно. (Извѣстія штаба Кавказ. в. о. №№ 1—2, 11—12; Н. Терлецкій, Г. ж. д. въ Мекку).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»