- Двери водонепроницаемые
ДВЕРИ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЯ, служатъ для сообщенія между собою частей корабля, раздѣленныхъ водонепрониц. переборками; водонепроницаемость достигается въ большинствѣ случаевъ резин. прокладкой, к-рая при закрываніи Д. прижимается къ рамкѣ изъ стального угольника на переборкѣ; нажимъ производится помощью "задраекъ" различныхъ родовъ. Самыя простыя показаны на чертежѣ 1; поворотомъ ручки сверху внизъ, по направленію стрѣлки (черезъ клинья a, a) прижимаютъ дверь резиной къ рамкѣ b. При винтовыхъ задрайкахъ Д. прижимается навинчиваніемъ гайки на винтъ. Д. бываютъ разн. величинъ и конструкцій, смотря по значенію данной переборки для непотопляемости судна и глубинѣ Д. подъ грузов. ватерлиніей. На воен. судахъ оч. распространенъ типъ опускающейся (клинкетной) Д., употребляемой особенно часто на глав. машин. и котельн. переборкахъ. При затопленіи одного изъ судов. отдѣленій эти Д. закрываются съ верхн. палубы, помимо находящихся въ отдѣленіи людей, к-рые м. искать спасеніе черезъ вертик. сходы (шахты) (черт. 2 A, B, C). Помощью системы рычаговъ cc и муфты m, Д. виситъ на навинтованномъ стержнѣ вв; вращеніемъ его Д. поднимается или опускается, катясь роликами ee по направляющимъ планкамъ aa; ролики сидятъ эксцентрично на валикахъ kk. связанныхъ съ рычагами cc. Когда Д. займетъ нижнее положеніе и резиновая ея прокладка rr будетъ какъ разъ противъ рамы dd на переборкѣ, нижн. роликъ упрется въ стопоръ f и движеніе Д. внизъ остановятся; продолжая же вращать стержень в. заставляютъ рычаги c спускаться изъ положенія I по стрѣлкѣ внизъ, поворачивая мотыль n, к-рый повлечетъ за собою валикъ kk, а съ нимъ и Д., къ переборкѣ, прижимая резин. прокладку къ рамѣ. Стержень в обык-но выводится на одну изъ верхн. палубъ, дабы упр-ніе Д. было внѣ поврежден. отдѣленія. Въ послѣд. время отъ Д. въ глав. судов. переборкахъ отказываются, стремясь къ полн. автономности отдѣл. больш. отсѣковъ судна.
Черт. 1.
Черт. 2.
Черт. 2.
Черт. 2.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.