Абдурахман III Ан-Насыр это:

Абдурахман III Ан-Насыр

АБДУРАХМАНЪ III Анъ-Насыръ (спаситель), первый арабскій халифъ въ Испаніи (891—961 г.). Въ лицѣ его встрѣчается счастливое сочетаніе талантливаго полководца съ даровитымъ правителемъ, съумѣвшимъ, не прибѣгая къ жестокимъ мѣрамъ, превратить безпорядочную кучу расшатанныхъ мелкихъ владѣній въ могущественное и цвѣтущее государство. Если затѣмъ Испанія въ теченіе почти цѣлаго столѣтія стояла въ ряду наиболѣе цивилизов. государствъ въ мірѣ, какъ по матеріальному благосостоянію населенія, такъ и по высоко развитой культурѣ, то она обязана этимъ всецѣло А. Вступивъ въ управленіе страной (913 г.) еще въ юныхъ годахъ, онъ ясно опредѣлилъ направленіе своей дѣятельности — достигнуть прочнаго объединенія и расширенія государства. Въ зависимости отъ этой цѣли имъ былъ предпринятъ цѣлый рядъ походовъ, и нельзя не удивляться его умѣнью дѣйствовать одновременно и противъ мятежниковъ на ю., з. и в., противъ астурійцевъ на с. и даже противъ Фатимидовъ въ Африкѣ, — и равномѣрно расширять во всѣ стороны предѣлы своихъ владѣній. Рѣшительный образъ дѣйствій и увѣренная быстрота, проявленныя А., лично предводительствовавшимъ войсками, оказывали такое вліяніе на владѣтелей отдѣльныхъ замковъ и крѣпостей, что только въ нѣсколькихъ исключительныхъ случаяхъ были сдѣланы попытки къ сопротивленію; обращеніе съ населеніемъ завоеванныхъ мѣстностей было всегда чрезвычайно мягкое, справедливое и доброжелательное. Интересно отмѣтить, что въ войскахъ А. существовалъ особый корпусъ, въ 10—15 тыс. чел., состоявшій изъ купленныхъ у сосѣдей военноплѣнныхъ, т. н. "славянъ" (сакалиба). Названіе это не показываетъ, впрочемъ, что плѣнники принадлежали исключительно къ славянскому племени; въ тѣ времена славянами называли въ Испаніи также и франковъ, и лангобардовъ, и южныхъ италіанцевъ. Оно сохранилось еще съ того времени, когда большинство военноплѣнныхъ, которыхъ приводили съ собой на з., особенно германцы, были дѣйствительно славянск. происхожденія. А. вѣрилъ въ преданность "славянъ" и предпочиталъ ихъ не только африканскимъ и др. наемнымъ войскамъ, но и арабамъ и берберамъ. Корпусъ "славянъ" сначала помогъ установленію порядка въ государствѣ, а затѣмъ, какъ и янычары въ Турціи, мамелюки въ Египтѣ и отчасти стрѣльцы у насъ, б. гибельнымъ для дальнѣйшаго его существованія. Благодаря разумной примирительной политикѣ А., изгладились всѣ внѣшнія отличія между подданными разныхъ національностей и исповѣданій; высшій классъ мусульманъ-завоевателей растворился въ массѣ туземцевъ и составилась новая народность, извѣстная подъ названіемъ "мавровъ". Эти условія создали вполнѣ благопріятную почву для быстраго расцвѣта арабско-испанской культуры. Въ 929 г. А. принялъ титулъ халифа и званіе "Анъ-насыръ" (спаситель); ум. онъ въ 961 г. (А. Мюллеръ. Исторія Ислама, пер. съ нѣм. подъ ред. Н. А. Мѣдникова. R. Dozy. Histoire des musulmans d’Espagne. Всеобщій словарь исторіи и географіи, составлен. Сами-беемъ-Фрашери; на турец. яз., изд. въ Константинополѣ въ 1894 г.).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»