Иерусалим

Иерусалим

ІЕРУСАЛИМЪ (араб. Эль-Кудсъ, евр. Іерушалемъ), въ разл. періоды древн. временъ столица царствъ израильскаго и іудейскаго, затѣмъ короткое время основаннаго крестоносцами царства іерусалимскаго, а нынѣ гл. гор. тур. мутесарифлика (ген.-губ-рства) Эль-Кудсъ и резиденція мутесарифа, непосред-но подчиненнаго Портѣ; лежитъ на плоскогорьѣ (800 мтр.), составляющемъ водораздѣлъ Средизем. и Мертв. морей; соединенъ ж. д. съ Яффой (87 клм.). Городъ расположенъ по склонамъ и у подножій холмовъ Сіонъ (на ю.-з.), Морія, (на с.-в.) и Акра (на ю.-в.) и двумя гл. улицами дѣлится на 4 квартала: христіанскій на с.-з., мусульманскій на с.-в., армянскій съ Сіономъ и цитаделью на ю.-з. и европейскій — на ю.-в. (см. табл. 1); къ европ. и мусульм. кварталамъ примыкаетъ съ з. Харамъ-эшъ-шерифъ, "Священный дворъ" мусульманъ съ красою араб. зодчества, мечетью Омара, построенной ок. 700 г. послѣ Р. Х. на мѣстѣ древн. храма Соломонова. Площадь Харама представляетъ нынѣ ровную почти горизонт. мѣстность въ видѣ четыреуг-ка. Она окружена камен. оградой съ 12-ю воротами: 8 — на зап. сторонѣ, 3 — на сѣв. и 1 ("Золотыя") — на вост. сторонѣ. Внѣ ограды Харама находится т. наз. "Западная стѣна", или "мѣсто плача іудеевъ" — въ 48 мтр. дл. и 18 м. выс. — по преданію, остатки больш. стѣны, окружавшей евр. храмъ. Рѣчной или колодезной воды въ городѣ нѣтъ, но почти каждый дворъ имѣетъ цистерну для сбора дожд. воды; съ древн. временъ сохранились, кромѣ того, два обществен. водохранилища довольно значит. размѣровъ; на зап. склонѣ Кедронской (или Кидронской) долины, въ мѣс-ти южнѣе нынѣш. Стараго города, бьетъ изъ земли не изсякающій и въ жаркое лѣто источникъ Маріи (въ древности ключъ Гихона, питавшій Силоамскую купель). Съ конца прошл. вѣка внѣ город. стѣны, по Яффской дорогѣ (на с.-з. отъ І.) возникъ Новый (европейскій) городъ. Населеніе І. опредѣляется нынѣ примѣрно въ 90 т. ч., изъ нихъ до 67% іудеевъ, ок. 20% христіанъ и ок. 13% мусульманъ. Въ І. стоитъ тур. б-нъ и проживаетъ нач-къ войскъ Сиріи. — Іерусалимская крѣпость и ея исторія. Соврем. І. окруженъ камен. крѣп. стѣнами съ 34 башнями и 8 воротами (Яффскія и Абдулъ-Гамида — на з., Дамасскія и Иродовы — на с., Геѳсиманскія и Золотыя — на в., Навозныя и Сіонскія — на ю.). Нынѣшнія стѣны возведены тур. суліаномъ Сулейманомъ Вел. въ 1536—39 гг., въ большей части на фундаментахъ и развалинахъ древн. город. стѣнъ временъ царя Ирода и крест-цевъ (XII в.). Самые нижн. слои ихъ по восточной, а частью и по зап. сторонамъ ограды состоятъ изъ громаднѣйш. камней, отеска к-рыхъ доказываетъ ихъ древне-евр. происхожденіе (археологи относятъ ихъ ко временамъ Ирода). Выше этихъ камней идетъ болѣе правильная кладка изъ камней меньшей величины — постройки крест-цевъ. Верхняя часть изъ камней разл. величины, сложенныхъ безпорядочно — тур. постройка XVI в. Общее протяженіе город. стѣнъ — свыше 4 вер.; высота — до 6 сж.; ширина поверху ок. 2 арш. Близъ Яффск. воротъ къ стѣнѣ примыкаетъ казарма тур. г-зона съ выс. башней, называемой Давидовой; это — цитадель, построенная турками въ XIV в. — Исторія І-ской кр-сти начинается не менѣе какъ за 14 столѣтій до Р. Х. По числу перенесенныхъ осадъ и нападеній и разрушеній, к-рыми они сопровождались, І. является единственнымъ въ мірѣ, — всѣхъ ихъ насчитывается до 32. Въ Библіи І. впервые упоминается подъ именемъ Салима, въ книгѣ Бытія (XVI, 18), гдѣ Мельхиседекъ называется царемъ Салима. Имя же І. встрѣчается впервые въ книгѣ Іисуса Навина, гдѣ, во главѣ союза царей ханаанскихъ, соединившихся противъ него, значится Адониседекъ, царь Іерусалимскій. Извѣстно, что при завоеваніи Палестины Іисусомъ Навиномъ (по исходѣ евреевъ изъ Египта), на горѣ Сіонѣ находился укрѣпл. городъ горн. ханаан. племени іевусеевъ, признававшихъ свою зав-сть отъ евреевъ. Въ 1049 г. царь Давидъ покорилъ оконч-но іевусеевъ и, завладѣвъ ихъ городомъ Іевусомъ (Іебусомъ) и изолир. кр-стью на горѣ Сіонѣ, перенесъ сюда изъ Хеброна свою резиденцію. Доступъ къ нему извнѣ, какъ отъ Средизем. моря, такъ и съ в., отъ Іордана, б. затруднителенъ. По сравненію съ нынѣш. І., городъ временъ царя Давида лежалъ нѣск. южнѣе и занималъ знач-но меньшее простр-во; цитадель же (Сіонъ или "городъ Давидовъ"), лежала къ в. отъ города на узкомъ и болѣе низк. (нынѣ — 690 мтр.), но малодоступномъ холмѣ, отдѣленномъ отъ города Тиропеонской долиной, а отъ сѣв. холма — узкимъ, но глуб. оврагомъ съ обрывист. берегами; своей вост. и отчасти южн. стороной Сіонъ прилегалъ къ крут. склону долины Кедронской. Сіонъ господствовалъ надъ единств. не пересыхающимъ ключемъ І. — Гіономъ, или Гихономъ (нынѣшній источникъ Маріи) и надъ выходомъ ручья въ Кедрон. долину. Уже во времени Христа имя Сіонъ присваивается сѣв. холму, извѣстному до того подъ именемъ Моріи, а также и расположенной на немъ части города, гдѣ находится храмъ Соломона, нынѣ же расположенъ Харамъ-эшъ-шерифъ; въ IV или V в. по Р. Х. это имя уже переносится на высшій, ю.-зап. холмъ I., такъ называемый "традиціонный" или "Новый Сіонъ". Давидъ озаботился усиленіемъ Сіона ("города Давидова") и укр-ніемъ города на зап. холмѣ. Т. обр., стало какъ бы 2 кр-сти. Работы Давида б. продолженіе затѣмъ Соломономъ, к-рый присоединилъ къ площади города и холмъ Морію, гдѣ и б. Соломономъ построены храмъ Іеговы, дворецъ и нѣк-рыя госуд. зданія. Вся храмовая площадь окружена выс. и крѣпк. стѣной, т. ч. здѣсь образовалась какъ бы новая цитадель, не менѣе грозная, чѣмъ "Сіонъ". Отъ последней она отдѣлялась глуб. оврагомъ, черезъ к-рый, какъ полагаютъ, б. перекинутъ передъ самымъ дворцомъ Соломона мостъ. При Соломонѣ же б. возведена и южн. город. стѣна, преградившая доступъ съ ю. въ долину Тиропеонскую. Т. обр., уже весь I. б. окруженъ общей оградой съ двумя болѣе сильн. укр-ніями въ с.-вост. и южн. частяхъ. При послѣдующихъ царяхъ стѣны усиливались башнями, гл. обр., у воротъ и по угламъ, а расширеніе города къ с. вызвало необходимость возведенія и здѣсь новой или "второй" стѣны (также "стѣны Езекіи"), охватившей кварталъ Мишнэ съ с. По условіямъ мѣс-ти, единственно доступной для осады стороной являлась сѣверная, т. к. съ другихъ сторонъ крутые склоны исключали возм-сть приближенія осад. орудій къ стѣнамъ. Точно также и расширеніе гр-цъ города м. идти лишь къ с. Уже по этимъ двумъ причинамъ сѣв. сторона всегда привлекала наиб. вниманіе іуд. царей въ ихъ заботахъ объ укр-ніи столицы. Со смертью Соломона началось паденіе І. Изъ столицы могучаго царства І. превратился въ царст-ніе Ровоама, сына Соломона, въ столицу сравнит-но безсил. царства Іудейскаго. Въ это же царст-ніе І. впервые увидѣлъ непр-ля въ стѣнахъ своихъ: ему пришлось раскрыть ворота передъ Шешонкомъ, царемъ египетскимъ, ограбившимъ при этомъ храмъ и царск. дворецъ. Затѣмъ правленіе Іорама (IX в. до Р. Х.) отмѣчено нов. появленіемъ непр. полчищъ у столицы: филистимляне и арабы взяли его штурмомъ и захватили много богатствъ и плѣнныхъ. Третій преемникъ Іорама, Амація, въ несчастной для него битвѣ при Бетъ-Шемешѣ, попалъ въ плѣнъ къ Іоасу (или Іегоашу), царю израильскому, к-рый затѣмъ и вступилъ тріумфаторомъ въ І. По его повелѣнію, б. снесена значит. часть (400 локтей — 85 сж.) город. стѣны на сѣв. сторонѣ І., гдѣ столица наиболѣе нуждалась въ защитѣ, и б. разграблены сокровища храма и царск. дворца. Городъ оправился потомъ при энергич. царѣ Узіи (или Озіи), к-рый усилилъ ограду съ з., снабдилъ стѣны бойницами и башнями и поставилъ на нихъ метат. орудія. Сынъ его Іоѳамъ сдѣлалъ то же по вост. сторонѣ. При царѣ Ахазѣ городъ б. осажденъ союзн. силами Сиріи и Израиля и освободился лишь богат. откупомъ. Царствовавшіе затѣмъ Езекія и его сынъ Манассія (или Менаше, во 2-ой полов. VII в. до Р. Х.) усилили, гл. обр., "городъ Давидовъ" и Офелъ (укр-ніе у ю.-вост. угла храмовой площади). Съ 701 г., послѣ удач. отраженія Езекіей ассир. царя Сеннахитима, І. становится религіоз. центромъ всей страны. Въ 605 г. (по друг. источникамъ въ 597 г.) городъ вынужденъ б. открыть ворота передъ Навуходоносоромъ, царемъ вавилонскимъ, к-рый захватилъ богатую добычу. Однако, черезъ 3 г., узнавъ о заговорѣ іудеевъ для сверженія ига вавилонскаго, онъ вновь явился къ І., овладѣлъ имъ и увелъ въ плѣнъ царя Іехонію съ его семьей. Въ 588 г. новый заговоръ при царѣ Цидкіи (или Седекіи) вызвалъ опять появленіе вавилонянъ. Осада продолжалась свыше 1½ г. Наконецъ, сѣв. пригородъ б. взятъ; вавилон. военач-ки уже держали совѣтъ передъ "Средними" (вѣроятно, "Старыми Ефраимовыми") воротами. Предвидя скорое паденіе города, царь Цидкія бѣжалъ изъ І., но б. при Іерихонѣ настигнутъ, схваченъ, ослѣпленъ и уведенъ въ плѣнъ. 7 авг. 588 г. І. б. вынужденъ къ сдачѣ. Храмъ б. сожженъ, укр-нія и стѣны разрушены, весь городъ превращенъ въ груду развалинъ; жители же его (ок. 50 т. ч.) б. уведены въ плѣнъ. 52 г. спустя, въ царст-ніе Кира, евреямъ б. разрѣшено возвратиться изъ вавилон. плѣна въ ихъ древн. столицу. Въ 536 г. первая партія изгнанниковъ (ок. 15 т. ч.) поселилась на развалинахъ І. и принялась, подъ рук-ствомъ своего вождя Зоровавеля, за возстановленіе храма Соломона и друг. зданій. Въ 458 г. прибыла изъ Вавилоніи вторая партія, а черезъ 14 л., съ разрѣшенія царя Артаксеркса, б. возстановлены по старому плану и город. стѣны; (по свид-ву самого руководившаго постройкой Нееміи, работы б. выполнены въ 52 дня). Съ сѣв. стороны Храмовой площади, у город. стѣны б. построенъ замокъ Бира. О судьбѣ І. во времена персовъ (по 330 г.) и затѣмъ грековъ (по 318 г.) почти ничего неизвѣстно. Съ паденіемъ могущ-ва грековъ, по смерти Александра Македонскаго, владыч-во надъ І. перешло къ Птоломеямъ, царямъ египетскимъ (въ 318 г. городъ б. взятъ Птоломеемъ Лагомъ), к-рыхъ неоднократно смѣняли Селевкиды, властители Сиріи, утвердившіеся въ І. и Іудеѣ на болѣе продолжит. время въ 198 г. до Р. Х. Рядъ мятежей іудеевъ во II в. до Р. Х. вызвалъ въ 170 и 168 гг. суровыя мѣры: Антіохъ IV, прибывъ въ І. съ сильн. арміей, разрушилъ стѣны, храмъ превратилъ въ языческій, а Сіонъ — въ грозную цит-ль, подъ именемъ Акрополя или Акры. Жестокости Антіоха вызвали новое возстаніе іудеевъ, извѣстное подъ именемъ Маккавейскаго. Глава возстанія Іуда Маккавей, разбивъ сирійцевъ при Эммусѣ и Бетъ-Цурѣ, побѣдоносно вступилъ въ 162 г. въ І., изгналъ языч. служеніе изъ храма и укрѣпился на Храмовой площади, но Акру, взять не удалось. По смерти Іуды весь І. оказался на короткое время во власти сирійцевъ, но вслѣдъ за тѣмъ Іонаѳанъ отвоевалъ городъ обратно, а Симонъ Маккавей овладѣлъ въ 142 г. и Акрою. Въ 133 г. І. б. блокированъ Антіохомъ VII, к-рый окружилъ городъ к.-валац. линіей въ видѣ земл. вала со рвомъ и черезъ годъ голодомъ принудилъ городъ (во главѣ обороны стоялъ Гирканъ) къ сдачѣ и разрушилъ часть стѣнъ. Владыч-во сирійцевъ и на этотъ разъ продолжалось недолго. Свергнувъ ихъ иго, Гирканъ немедленно позаботился о возобновленіи І-скихъ укр-ній, и на мѣстѣ древн. Бира и башенъ Меа и Хананеля б. возведено укр-ніе Барисъ. Въ послѣдовавшій затѣмъ періодъ междоусобицы нѣск. разъ осаждалась и переходила изъ рукъ въ руки Храмовая площадь съ укр-ніемъ Барисъ. Въ разгаръ этихъ же внутр. раздоровъ рим. полк-дець Помпей Великій вступилъ въ 63 г. въ І. Однако, сильная, неуступчивая партія заперлась на Храмовой горѣ, и Помпею пришлось начать осаду ея. Мость, к-рый велъ къ Храмовой площади съ з., со стороны города, б. разрушенъ самими защит-ками; глуб. оврагъ съ ю. и крутой склонъ долины Кедронской съ в. исключали возм-сть осады и съ этихъ сторонъ. Заполнивъ глуб. и шир. ровъ съ сѣв. стороны, римляне подвезли осад. машины къ стѣнамъ и, пробивъ брешь, ворвались на площадь и учинили жест. рѣзню, завладѣвъ Храмов. горой. Вслѣдъ за покореніемъ Помпеемъ царства Іудейскаго, оно б. раздроблено на нѣск. частей, и І. сталъ глав. городомъ лишь незначит. области Іудеи. Стѣны его б. разрушены, но въ 47 г., при намѣстникѣ Іудеи Антипатрѣ, онѣ, съ разрѣшенія Юлія Цезаря, б. опять возстановлены. Въ 43 г., по смерти Антипатра, постъ намѣстника Іудеи занялъ сынъ его Иродъ, начавшій явно попирать права іудеевъ въ угоду римлянамъ. Доведенные его жестокостями и беззаконіями до возстанія, іудеи провозгласили въ 40 г. царемъ Матаѳія Антигона, потомка прежней династіи Фасманеевъ. Его полк-децъ, парѳян. князь Фаноръ, овладѣлъ въ 39 г. І. Однако, Иродъ, оставившій незадолго передъ тѣмъ городъ, подступилъ къ нему въ нач. 38 г. съ рим. войсками, подъ нач. Гая Созія, и лѣтомъ того же года, послѣ 6-мѣс. осады, овладѣлъ имъ. Оборона І. была самая упорная: въ теченіе 40 дн. іудеи отбивали штурмы на его внѣш. ограду, охватывавшую сѣв. кварталъ Мишнэ; 15 дн. послѣ того продолжалась кровавая борьба за внутр. стѣну сѣв. стороны (стѣну Езекіи); наконецъ, столь же продолж-на и упорна была оборона ограды Храмовой горы и укр-нія Барисъ, к-рое, перестроенное при Иродѣ и переименованное въ Антонію (въ честь рим. полк-дца и впослѣдствіи имп-ра), съ тѣхъ поръ и занималось рим. г-зономъ. Иродъ не мало способствовалъ устроенію І., украшенію его великолѣп. зданіями и усиленію укр-ній. Въ это время І. состоялъ изъ Верхн. города (ю.-зап. холмъ — древнѣйшій І.), Нижн. города или Акры (ю.-вост. холмъ, нѣкогда Сіонъ или "городъ Давидовъ"), Храмового квартала (называвшагося въ это время Сіономъ) и предмѣстья къ с. отъ Верхн. города и къ з. отъ Храмов. квартала. Самая же кр-сть І-ская представлялась въ слѣд. видѣ (см. табл.): первая, внутр. стѣна начиналась у середины зап. стороны ограды Храмовой горы, огибала затѣмъ ю.-зап. и ю.-вост. холмъ и оканчивалась у ю.-вост. угла той же ограды Храмов. горы. На протяженіи ея (ок. 3 вер., 6.500 локтей) высилось 60 башенъ. Вторая внѣш., или Сѣв. стѣна, ограждавшая съ с. торг. кварталъ Мишнэ, начиналась у с.-зап. угла ограды Храмов. горы, гдѣ имѣлся замокъ Антонія, и тянулась съ изломами къ с.-зап. углу внутр. ограды. Длина ея была ок. 430 сж.; башенъ — 14. Примѣрно посреди ея длины, между Новыми Эфраимовыми и Средними (или старыми) воротами, находилось обшир. укр-ніе упоминаемое въ исторіи Іудеи, какъ "Средняя башня Сѣв. стѣны". Впереди всей Сѣв. стѣны имѣлся ровъ. Ок. мѣста соединенія стѣнъ Сѣверной и внутренней, въ с.-зап. углу Верхн. города, б. расположенъ грандіоз. дворецъ Ирода, окруженный вмѣстѣ съ цар. садами 6½-сж. стѣной съ наруж. рвомъ и нѣск. башнями, изъ к-рыхъ наиб. знач-ныя — Гиппика, Фассаила и Маріамны — находились на сѣв. части ограды дворца; высоту Фассаила опредѣляютъ въ 90 локтей (до 19 сж.) отъ дна рва. Сильно укрѣплена была при Иродѣ Храмов. гора, а Храмов. площадь расширена до размѣровъ нынѣшняго Харамъ-эшъ-шерифа; подпор. стѣны ея достигали въ нѣк-рыхъ мѣстахъ 26 сж.; въ нижн. части ихъ б. уложены камен. глыбы до 6 сж. длиной (нынѣ основанія этихъ стѣнъ обнаруживаются раскопками на глуб. до 9 сж.). Внутри нынѣш. храмов. двора поднимались терассами 2 внутреннихъ, и уже въ послѣднемъ, наиб. возвышенномъ, находился богатый храмъ. Четверо воротъ съ ароч. мостами вели съ Храмов. площади на з. черезъ оврагъ Ксистъ, двое воротъ выходили на ю. Старая кр-сть Барисъ, впослѣдствіи Антонія, по свидѣт-ву евр. историка и вождя Іосифа Флавія, стояла на крут. утесѣ въ 50 фт. выс., облицованномъ Иродомъ полирован. камнями. Самый замокъ командовалъ на 40 локтей надъ стѣной. Въ немъ находились не только казармы рим. г-зона, но и множество роскош. покоевъ, купаленъ и пр. Потайной ходъ велъ къ храму. Уже во времена Ирода (съ 40 г. до Р. Х. по 2 г. нашей эры) населеніе І. возрасло до 200—250 т. ч., и возникъ на с. отъ прежн. города нов. кварталъ Кенополисъ ("Новый городъ"; въ нѣк-рыхъ источникахъ онъ называется Безетой). Іродъ Агриппа I (намѣстникъ Іудеи съ 6 г. нашей эры, послѣ Архелая) приступиль къ постройкѣ новой, 3-ей стѣны для обезпеченія этого квартала съ с.; работы б., однако, закончены лишь къ началу іуд. возстанія (въ 66 г. по Р. Х.). По описанію Тацита, 3-я стѣна занимала то же положеніе, гдѣ находится сѣв. часть нынѣш. ограды. Она имѣла до 2 вер. длины, ок. 5 сж. высоты и 90 баш. и б. сложена изъ камней грандіоз. размѣровъ. Въ 66 г. по Р. Х. евреи возстали, взяли приступомъ замокъ Антонія и вырѣзали г-зонъ его. Въ окт. того же года префектъ Сиріи Цестрій Галлъ подошелъ къ І. съ 20-тыс. арміей и овладѣлъ кварталомъ Безетой или Кенополисомъ, но послѣ неудавшагося штурма Храмов. горы удалился, оставивъ Безету въ развалинахъ. Обороной І. руководили вожди Симонъ-баръ-Гіора и Елеазаръ-бенъ-Симонъ. Неронъ поручилъ подавленіе возстанія 56-лѣт. Флавію Веспасіану, лучшему полк-дцу того времени. Къ осени 68 г. имъ б. покорены Галилея и Перея, но въ 69 г. Васпасіанъ б. провозглашенъ имп-ромъ и передалъ нач-во сыну своему Титу. Въ апр. 70 г. Титъ приступилъ къ осадѣ І. Весь городъ б. окруженъ тройн. камен. стѣною со 160 башнями (см. табл. I). Цитадель Антонія б. расположена на камен. террасѣ скалист. горы Везеѳа къ с. отъ Моріа. Она имѣла форму большой башни, окруженной 4-мя меньшими. Подножіе храма Соломонова, являвшагося 2-ой цит-лью, расположеннаго также на террасѣ, и окружавшихъ его 4 камен. стѣнъ 600 фт. дл. и 30 фт. шир., составляла гора Моріа, примыкавшая къ вост. сторонѣ Акры. Храмъ соединялся съ Сіономъ мостомъ черезъ оврагъ; крытые ходы соединяли его съ цит-лью. Вслѣдствіе праздника Пасхи, привлекшаго массу народа, населеніе І., ко времени начала осады, простиралось до 1 милл. ч. (по Флавію до 2½ милл.) и 60 т. войска; но вражда партій доходила до междоусобія. Цит-ль и храмъ б. заняты зилотами, подъ нач. Элеазара бенъ-Симона; Іоаннъ Гискала расположился въ нижн. городѣ, а Симонъ баръ-Гіора съ саддукеями въ верхнемъ. Воен. припасами городъ б. снабженъ въ изобиліи, въ жизненныхъ же ощущался недостатокъ. Въ распоряженіи Тита находилось 6 лег. (ок. 30 т.) рим. войскъ и столько же союзныхъ: сирійскихъ, аравійскихъ и пр. Правил. осада началась въ нач. мая. Титъ возвелъ противъ города 3 насыпи, соединилъ ихъ между собой параллелями и вооружилъ подвиж. башнями, подъ защитою к-рыхъ начали дѣйствовать тараны. При сильн. вылазкѣ осажденныхъ б. зажжена одна изъ башенъ; во время ея б. ран. самъ Титъ. Предпринятая ожесточ. римлянами к.-атака завершилась овладѣніемъ 1-ой стѣной. Послѣ упорн. боя, длившагося почти сутки, осаждающій овладѣлъ 2-ой стѣной и ворвался въ нижн. часть города, но б. выбитъ іудеями послѣ отчаян. борьбы въ крив. улицахъ и домахъ города. Свѣжія силы Тита, послѣ 3 дней кровопролит. боя, снова овладѣли городомъ, разоряли его, разрушили стѣны, башни же заняли г-зономъ. Послѣ отказа на предложеніе сдаться городъ въ теченіе 3 дней б. обнесенъ непрерыв. ц.-валац. линіей на протяженіи 9 вер., усиленной фланкирующими полубаст-ми. Въ І. развился страшный голодъ. Когда осад. работы подошли къ цитадели и войска Тита готовились къ приступу, Симонъ баръ-Гіора, убивъ задумавшаго сдаться к-данта, сдѣлалъ отчаян. вылазку, опрокинулъ римлянъ и даже уничтожилъ часть ихъ дерев. построекъ. Лишь при помощи ночн. нападенія удалось овладѣть цит-лью, но всѣ попытки прорваться въ храмъ разбивались объ отчаян. сопр-леніе защитниковъ, рѣшившихся умереть, защищая святилище. Отборная дружина трибуна Цереала, попробовавшая по скрыт. ходу пробраться въ храмъ, б. также отбита. Слабое дѣйствіе тарановъ и столь упорн. сопр-леніе принудили Тита зажечь ворота. Начался пожаръ, въ к-ромъ погибъ и Соломоновъ храмъ, знаменитый памятникъ старины и иск-ва (5 авг.). Продолжавшій еще сопротивляться Сіонъ, одушевленный Іоанномъ и Симономъ, б. окруженъ насыпью и 2 снт. взятъ штурмомъ. І. б. разрушенъ до основанія, а жители его б. большею частью перебиты; изъ оставшихся лучшіе б. отобраны для тріумфа, остальные же или проданы въ рабство, или отправлены въ рудники въ Египетъ. Оставлены б. лишь 3 башни Иродова дворца и часть город. стѣны, чтобы легіонъ римлянъ м. тамъ устроить свой укрѣпл. лагерь. Въ 118 г. рим. имп-ръ Элій Адріанъ, въ бытность въ Сиріи, задумалъ возстановить І. въ видѣ языч. города и этимъ вызвалъ послѣднее отчаян. возстаніе евреевъ. По подавленіи его, І. подъ именемъ Элія Капитолина, б. обращенъ въ рим. колонію; евреямъ, подъ страхомъ смерт. казни, запрещенъ б. входъ въ нов. городъ, а на мѣстѣ ихъ святилища б. воздвигнутъ храмъ Юпитеру Капитолійскому со статуей Адріана. Имп-ръ Константинъ Вел. объявилъ ок. 330 г. І. христ. городомъ; онъ оставался затѣмъ подъ властью визант. имп-ровъ до 614 г., когда б. завоеванъ перс. царемъ Хозроемъ II. Имп-ръ Гераклій одержалъ побѣду надъ персами и по миру 628 г. вновь пріобрѣлъ І., но уже въ 637 г. калифъ Омаръ взялъ его послѣ 4-мѣс. осады и подчинилъ власти мусульманъ. І. получилъ араб. имя Эль-Кудсъ (святилище) или Бегъ-эль-Макдисъ (мѣсто святилища). Въ 969 г. мусульм. калифы Аббасиды д. б. уступить І. егип. царямъ Фатымидамъ, а у этихъ послѣднихъ онъ б. въ 1077 г. отнятъ Ортокидами, вѣтвью Сельджуковъ, к-рые стали подвергать христ. пилигримовъ жест. преслѣд-ніямъ, чѣмъ и вызвали крестовые походы. Хотя въ 1098 г. Фатымиды вновь завладѣли І., но уже въ слѣд. году онъ б. взятъ 15 іюля крест-цами подъ предвод-ствомъ Готфрида Бульонскаго (см. ниже) и сдѣлался столицей независ. Іерусалим. кор-ства, к-рое при братѣ и преемникѣ Готфрида, Балдуинѣ I, достигло выс. степени процвѣтанія. Послѣ Балдуина I (1100—18) въ І. послѣд-но царствовали: Балдуинъ II (по 1131 г.), дочь его Мелизенда съ мужемъ Фулько Анжуйскимъ (по 1143 г.), ихъ сынъ Балдуинъ III (по 1162 г.), далѣе Амальрихъ (по 1173 г.), Балдуинъ IV (по 1183 г.), Балдуинъ V (по 1186 г.) и, наконецъ, узурпаторъ Гвидо-де-Лузиньянъ, при к-ромъ въ 1187 г. І. б. вновь отнятъ отъ христіанъ египет. султаномъ Саладиномъ, съ разрѣшенія коего и б. заселенъ евреями. Хотя наслѣдники Гвидо нѣк-рое время сохранили еще титулъ королей І-скихъ, а имп-ръ Фридрихъ II въ 4-мъ крест. походѣ (1229 г.) завоевалъ городъ, но уже въ 1244 г., онъ б. отнятъ у него сарацинами и подвергнутъ опустошенію. Въ 1382 г. І. овладѣли египет. мамелюки, а съ 1517 г. онъ состоитъ подъ владыч-вомъ Порты, за исключ. лишь небол. промежутка времени, съ 1833 по 1840 г., когда онъ находился подъ властью егип. в.-короля Мегмета-Али. Осада и взятіе І. крестоносцами въ 1099 г. по Р. Х. (см. табл. II). Ко времени крест. походовъ І. пришелъ въ совершен. упадокъ; укр-нія его не возобновлялись; даже овраги и долины передъ стѣнами и укр-ніями, неоднократно засыпаемые развалинами и сглаживаемые временемъ, до нѣк-рой степени утратили свою неприступность. Съ южн. стороны, однако, долины Гиномская и частью Кедронская представляли еще достаточно сильное препятствіе для штурма и постеп. атаки; съ проч. сторонъ І. б. окруженъ крѣп. стѣной, въ сѣв. части даже двойной. Глав. ворота въ оградѣ находились: Давидовы, съ мощн. башней того же имени, — на з., Дамасскія — на с., Магрубинскія, Золотыя и Св. Стефана — на в. Въ городѣ было до 70 т. жителей (евреевъ, христіанъ и аравитянъ), и находился 40-тыс. тур. г-зонъ подъ нач-вомъ эмира Ифтикоръ-Эддаула, полк-дца егип. султана Моста-Абдулъ-Касима. Къ 7 іюня армія крест-цевъ (20 т. пѣхоты и 1½ тыс. рыцарей) расположилась передъ стѣнами города: Раймондъ гр. Тулузскій — съ зап. стороны, противъ воротъ Давидовыхъ (нынѣ Яффскихъ); лѣвѣе его и до Рафаимской долины — войска Евстафія и Готфрида Бульонскаго; далѣе, противъ амасскихъ (сѣверныхъ) воротъ и до Кедронской долины Танкредъ съ итал-цами и Робертъ Норманскій съ норманами и фламандцами; съ вост. и южн. сторонъ городъ осажденъ не б. совсѣмъ, какъ по малой доступности (Кедронская и Гиноская долины), такъ и вслѣдствіе малочисл-сти крест-цевъ. Послѣдніе, хотя и истомленные дальн. походомъ и продолжит. воен. дѣйствіями, были, однако, полны религіоз. воодушевленія и желаніемъ освободить отъ владыч-ва невѣрныхъ гробъ Господень. 13 іюня крест-цы произвели общій штурмъ, но б. отбиты со значит. урономъ. Эта неудача побудила ихъ перейти къ постеп. атакѣ; однако, устр-во подвиж. башенъ, тарановъ и пр. въ началѣ подвигалось оч. медленно по недостатку лѣса и отсутствію знающихъ мастеровъ. Крест-цы начали страдать отъ недостатка съѣстн. припасовъ, зноя и отсутствія воды; лошади гибли массами, и трупы животныхъ заражали воздухъ; появились повальныя болѣзни. Надежды на скорое прибытіе изъ Европы подкр-ній и припасовъ не сбылись, такъ какъ шедшій къ Палестинѣ генуэз. флотъ б. захваченъ египтянами, и лишь одинъ к-бль достигъ Лаодикейск. порта. Къ счастью крест-цевъ на этомъ к-блѣ прибыло нѣск. искусн. инж-ровъ, оказавшихъ затѣмъ большую помощь въ осад. работахъ: вскорѣ б. закончены многоэтаж. подвиж. дерев. башни, "гелеполи", и значит. колич-во метат. машинъ и друг. приспособленій для осады. Въ это же время Готфридъ, глав. вождь крест-цевъ, приказалъ занять Маслич. гору (восточнѣе І.) для прекращенія част. вылазокъ г-зона изъ Кедронской долины. При занятіи горы б. схвачены два сарацина, отъ к-рыхъ крест-цы узнали, что сильн. егип. войско идетъ на выручку І. Близость опасности и горячія рѣчи Петра Пустынника и св. Арнульфа воодушевили крест-цевъ и прекратили раздоры между ихъ вождями. Рѣшенъ б. новый общій приступъ. Наканунѣ избраннаго дня все войско пріобщилось Святыхъ Тайнъ и получило благословеніе отъ патріарха. Ночью Готфридъ Бульонскій и Робертъ Норманскій приблизились къ сѣв. стѣнѣ, между тѣмъ какъ отрядъ Раймонда подошелъ къ западной, а его гелеполь б. подвинута черезъ засыпан. оврагъ къ башнѣ Давидовой. Съ разсвѣтомъ осаждающій, осыпавъ защитниковъ стѣнъ "тучей стрѣлъ и камней", бросился на штурмъ, но встрѣтилъ самое упорн. сопр-леніе. Обороняющійся, прикрывъ валгангъ блиндами и мѣшками съ соломой, стрѣлялъ по машинамъ зажигат. стрѣлами и скатывалъ на штурмующихъ бревна и камни. Приступъ б. отбитъ, но на слѣд. день снова повторенъ. И въ этотъ разъ крест-цы, сдерживаемые г-зономъ въ теченіе 7 ч. упорн. боя за обладаніе стѣнами кр-сти, уже отчаивались въ успѣхѣ, и среди вождей стали раздаваться голоса за отступленіе, когда Готфридъ, указавъ воинамъ на рыцаря съ сіявшимъ, какъ солнце, щитомъ, появившагося на вершинѣ Маслич. горы и знаками побуждавшаго крест-цевъ къ продолженію штурма, опять воспламенилъ ихъ мужество и рвеніе. Къ полудню внѣш. стѣ-на б. проломлена, и башня Готфрида б. продвинута къ внутр. стѣнѣ. Дѣйствіе стрѣлковъ съ ея платформы и пламя блиндъ и мѣшковъ, зажженныхъ осаждающимъ, прогнали защитниковъ со стѣнъ. Готфридъ приказалъ спустить подъем. мостъ съ гелеполи; въ это же время удалось проломить ворота св. Стефана, и крест-цы ворвались въ городъ съ крикомъ: "Dieu aide, Dieu le veut". Увидя это, и защитники Давидовой башни открыли ворота Раймонду. Ожесточенные крест-цы произвели поголов. избіеніе жителей, безъ разбора пола и возраста. (Іосифъ Флавій, О войнѣ іудейской; Его же, Древности іудейскія, изд. на нѣм. яз. въ Берлине, 1885—97, и въ Лейпцигѣ, 1888, рус. пер. Генкеля, "Восходъ", 1898 и 1900 гг.; Camille Rousset, Siége de Jerusalem, Paris).

Башня Давида.

Башня Давида.

Таблица I. Іерусалимъ временъ Ирода (съ 38 г. до Р. Хр. по 6-й г. нашей эры).

Таблица I. Іерусалимъ временъ Ирода (съ 38 г. до Р. Хр. по 6-й г. нашей эры).

Таблица ii. Іерусалимъ временъ Крестовыхъ походовъ.

Таблица ii. Іерусалимъ временъ Крестовыхъ походовъ.

Таблица ii. Іерусалимъ современный.

Таблица ii. Іерусалимъ современный.

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Иерусалим" в других словарях:

  • Иерусалим — город в Палестине. Упоминается в египет. текстах XIX XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в письменах XV в. до н. э. Урушалим, в VIII в. до н. э. Урсалимму. Первичная форма объясняется как город бога Шалим . Др. евр. Иерушалаим город мира народная… …   Географическая энциклопедия

  • Иерусалим —         (араб. Аль Кудс), город в Палестине. Религиозный центр христиан, иудеев и мусульман. По решению ООН (1947) должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо израильской войны 1947 49 разделён на… …   Художественная энциклопедия

  • ИЕРУСАЛИМ — ИЕРУСАЛИМ, город в Израиле. 544 тыс. жителей. Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи: национальные Бецалель (художественный), Израиля (искусство и археологические памятники)… …   Современная энциклопедия

  • ИЕРУСАЛИМ — город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иерусалим — Иерусалим. Первонач., возм., основание (Божия) Салима ; в Библии толкуется как основание мира . I. НАЗВАНИЕ Во времена Авраама И. назывался Салимом мир (Быт 14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Иерусалим — а, муж. Стар. форма имени (см. Ерусалим).Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна. Словарь личных имён. Иерусалим а, м. Стар. форма имени Ерусалим (см.). Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна …   Словарь личных имен

  • иерусалим — Сион, дарохранительница Словарь русских синонимов. иерусалим сущ., кол во синонимов: 5 • город (2765) • даром …   Словарь синонимов

  • Иерусалим — столица Государства Израиль. В древности местонахождение Храма и столица (с конца 11 в. до н.э.) Израильско Иудейского царства, в период 928 г. до н.э. 70 г. н.э. Иудейского царства. Крупный религиозный центр, священный город иудеев, христиан и… …   Исторический словарь

  • Иерусалим — (Jerusalem), свящ. город иудеев (иуда изм), христиан (христианство) и мусульман. Первоначально место поселения иебуситов; захвачен царем Давидом ок. 1000 г. до н.э. Храм Соломона, гл. святилище иудеев, уничтоженный Навуходоносором II в 586 г. до… …   Всемирная история

  • Иерусалим — У этого термина существуют и другие значения, см. Иерусалим (значения). Запрос «Аль Кудс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Иерусалим ивр. ירושלים‎ (Йерушала(й)им) араб. القدس‎‎ (аль К̣удс) …   Википедия

  • ИЕРУСАЛИМ — древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»