"Камбала"

"Камбала"

"КАМБАЛА", подвод. лодка, вмѣстѣ съ однотипными съ ней лодками Карпъ и Карась построена судостроит. заводомъ Круппа въ Килѣ по чертежамъ инж-ра марк. д’Екивелей. Глав. эл-ты ихъ слѣд.: водоизм. надводное 200 тн., подводное — 234 тн., дл. 129 фт., шир. 8 фт. 10 дм., ск-сть погруженія 5 мин. Ск-сть надводная 11 узл., районъ 1.000 миль, ск-сть подводная — 9 узл., районъ — 27 миль. Минное вооруженіе — 1 носов. мин. ап-тъ. К-съ состоитъ изъ 7 частей, каждая сдѣлана изъ сварн. листовъ и не имѣетъ шпангоутовъ; отдѣл. части соединены болтами. Входн. люковъ 3: носовой — для погрузки минъ, въ боев. рубкѣ и въ командн. помѣщеніи. Балласт. наруж. цистернъ, расположенныхъ между двойн. к-сомъ, 7:3 въ носу, 2 по бокамъ машин. отд-нія и 2 въ кормов. части. Для надвод. хода служатъ 2 керосиномотора сист. Кертинга, по 250 л. с. Для подвод. хода сзади ихъ поставлены 2 электромотора, по 200 л. с.; токъ они получаютъ отъ б-реи аккумуляторовъ сист. Кизерицкаго. При погруженіи лодки, остаточная плавучесть уничтожается парою горизонт. рулей. Для откачиванія внутр. цистернъ поставлены помпы, a внѣшній балластъ продувается сжат. воздухомъ. На лодкѣ имѣется откидной киль въ 31/2 тн., какъ спасат. средство. Всѣ 3 лодки б. окончены постройкой осенью 1907 г. и послѣ пріемн. испытаній совершили самостоят. переходъ изъ Киля въ Либаву, гдѣ до зимы производили практич. погруженія и плаваніе. Въ маѣ 1908 г. лодки въ разобран. видѣ перевезены по ж. д. въ Севастополь, а къ концу лѣта онѣ б. собраны и вступили въ составъ Черномор. флота. Въ слѣд. году К. погибла отъ столк-нія съ лин. к-блемъ Ростиславъ при произ-вѣ ночн. атаки и затонула въ 4 мил. отъ Севастополя, на глуб. 29 сж. Обстоят-ва гибели были слѣд.: ночью 30 мая лодка вышла изъ Севастополя и д. б. атаковать эс-дру, идущую по Инкерман. входн. створу. К. шла въ полуподвод. состояніи, имѣя наполненнымъ внѣш. балластъ; ком-щій лодкой лейт. Аквилоновъ находился на рубкѣ лодки и правилъ, пользуясь переговорн. трубами. Внутри лодки находились: завѣд-щій отрядомъ кап. 2 р. Бѣлкинъ 2-й, мичм. Тучковъ, кондукт. Сальниковъ и 18 ч. команды. Лодка атаковала голов. к-бль эс-дры Пантелеймонъ. Пройдя по борту послѣдняго въ близк. разстояніи, ком-ръ лодки невѣрно положилъ руль, К. пересѣкла строй, и лин. к-бль Ростиславъ протаранилъ ее позади рубки. Лодка немедленно пошла ко дну. Подобранъ въ безчувств. состояніи изъ воды б. только командиръ, остальные всѣ погибли. На слѣд. день б. спущены охотники водолазы, но безъ принятія должныхъ и необходимыхъ на такой исключит. глубинѣ мѣръ предосторож-ти. Вслѣдствіе этого одинъ изъ лучшихъ водолазовъ, Бочкаренко, въ тотъ же день скончался отъ паралича сердца. Дальнѣйшіе спуски б. превращены. Попытки приподнять лодку трапомъ или стащить ее съ мѣста не имѣли успѣха. Тогда изъ Балт. моря б. командированъ для подъема лодки нач-къ Водолазной школы кап. 2 р. М. К. фонъ-Шульцъ. Прибывъ въ Севастополь въ іюнѣ, онъ приступилъ къ подготовкѣ водолазовъ къ спускамъ на больш. глубину, подходя къ ней постепенно. Когда водолазы б. достаточно натренированы, они завели на носов. часть лодки подъем. концы, прикрѣпленные къ полунагружен. кессону; изъ послѣдняго откачивалась вода, и когда лодка отдѣлялась отъ грунта, кессонъ передвигался на болѣе мелкое мѣсто до тѣхъ поръ, пока лодка не касалась грунта; тогда кессонъ снова затапливался, концы обтягивались, лодка снова передвигалась, и этотъ маневръ повторялся до тѣхъ поръ, пока она не б. подтянута вплотную къ кессону. 9 снт. того же года кессонъ съ носов. частью лодки б. отбуксированъ въ сух. докъ, гдѣ изъ нея б. извлечены трупы 14-ти погибшихъ. Въ виду наступавшаго періода свѣж. осен. вѣтровъ, подъемъ корм. части лодки б. отставленъ. 29 мая 1912 г. на братск. могилѣ б. освященъ памятникъ погибшимъ.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»