Кадетские корпуса это:

Кадетские корпуса

КАДЕТСКІЕ КОРПУСА, какъ учебно-воспит. зав-нія, имѣющія цѣлью облегчить в-служащимъ воспитаніе и образованіе ихъ дѣтей и являющіяся первоначальною ступенью къ подготовкѣ офицеровъ, ведутъ начало съ 1653 г., когда въ Пруссіи вел. курфюрстомъ б. учреждена первая кадетская школа для несенія дворян. дѣтьми воин. службы. Самое слово cadet значитъ малолѣтній. Такъ назывались еще въ рыцар. времена младш. члены дворян. фамилій, подготовлявшіеся, въ видѣ пажей, къ высш. воин. званію. Въ 1716 г. кор. Фридрихъ I сформировалъ въ Берлинѣ роту кадетъ, назначивъ шефомъ ея своего 4-лѣтн. сына, будущаго полк-дца Фридриха В. Т. обр., возникли К. к-са, сохранившіеся нынѣ въ Германіи, Японіи, Черногоріи и Россіи; въ проч. же соврем. гос-твахъ, гдѣ имѣются в.-подготовит. учебн. зав-нія (напр., А.-Венгрія, Италія, Турція и Румынія), послѣднія носятъ друг. названія и учебно-воспит. строй ихъ имѣетъ мало общаго со строемъ К. к-совъ (см. Военно-учебныя заведенія). Въ Россіи К. к-съ впервые б. основанъ по иниціативѣ ген.-фельдм. Миниха: въ 1732 г. онъ представилъ на утвержденіе Имп-цѣ Аннѣ Іоанновнѣ планъ устройства перваго в.-учебн. зав-нія въ Россіи "К-са кадетъ" въ Спб., на 300 ч., для шляхетск. дѣтей отъ 13 до 18 л. При Имп-цѣ Елисаветѣ въ 1743 г., послѣ открытія Морского к-са, Миниховскій к-съ б. переименованъ въ "Сухоп. шляхетн. кад. к-съ" (нынѣ 1-й Спб. К. к-съ). Зав-ніе это, прославившееся на всю Россію многими вышедшими изъ него замѣчат. дѣятелями какъ воен., такъ и гражданскаго вѣд-ва, м. служить образцомъ образоват. учр-ній XVIII в. К-съ д. б. готовить не только оф-ровъ, но и гражд. чин-ковъ, дипломатовъ, судей и даже актеровъ (такъ, при Имп-цѣ Елисаветѣ, въ виду того, что въ к-сѣ появился выдающійся кадетъ-драматургъ и актеръ А. П. Сумароковъ, туда б. направлена для обученія, особенно по иностр. языкамъ, прославившаяся въ Ярославлѣ провинц. труппа актеровъ, съ Ѳ. Г. Волковымъ во главѣ). Первый нашъ К. к-съ не былъ въ то время совершенно закрытымъ зав-ніемъ: въ него м. являться для слушанія лекцій и посторонніе; т., напр., извѣстно, что Суворовъ, уже опредѣленный 15 л. отъ роду въ л.-гв. Семеновскій п., все-таки находилъ время слушать лекціи по нѣк-рымъ предметамъ въ сухоп. к-сѣ и даже бралъ изъ корпус. библіотеки для чтенія разныя книги. При Екатеринѣ II былъ основанъ арт. и инж. К. к-съ (нынѣ 2-й К. к-съ, см. это слово), а къ концу царст-нія Александра I въ спискѣ нашихъ в.-учебн. зав-ній уже значилось 3 К. к-са: 1-й, 2-й и Московскій. Учебно-воспит. дѣло въ "Александровскихъ" К. к-сахъ было далеко не въ блестящ. состояніи. Опред. системы восп-нія не было, не было даже и опред. учебн. курса, составъ к-раго въ каждомъ изъ К. к-совъ устанавливался по-своему. Кадеты рѣдко видѣли не только дир-ра, но даже ротн. ком-ра и дежурн. оф-ровъ. Въ основу восп-нія б. положено крайне суровое и даже жестокое отношеніе къ нимъ. Тѣлес. наказанія имѣли самое широкое примѣненіе: въ воспом-ніяхъ кадетъ того времени, напечатанныхъ въ "Воен. Сб." за 1861 г., приводится, напр., такой взглядъ одного батал. ком-ра: "Стыдно гренадеру (кадету) дать менѣе ста розогъ". Этотъ минимумъ нерѣдко удваивался, утраивался и даже учетверялся. Кадеты размѣщались въ тѣсн. помѣщеніяхъ. Т., напр., во 2-мъ К. к-сѣ, при недостаткѣ мѣстъ въ дортуарѣ, клали дѣтей "въ повалку", помѣщая ихъ по-трое на двухъ сдвинутыхъ кроватяхъ. Кадеты носили постоянно мундиры, к-рые строились вновь ежегодно; казен. шинелей не давали вовсе. Продовольствіе также было недостаточное: "насъ хоть голодомъ не морили, да и досыта не кормили", говорится въ кад. воспоминаніяхъ. Понятно, что при отсутствіи правил. обученія и добр. вліянія старшихъ, при господствѣ розогъ, нравы кадетъ были крайне грубы. Они жили подъ вліяніемъ случайно слагавшихся традицій, часто не имѣвшихъ въ основѣ никакихъ нравств. или разумн. началъ. Упорядочить дѣло восп-нія и образованія въ "Александровскихъ" К. к-сахъ выпало на долю Имп. Николая I, к-рый, вскорѣ послѣ вступленія на престолъ, изъявилъ "непремѣнную и твердую волю дать в.-учебн. зав-ніямъ новое устр-во, связать ихъ вмѣстѣ въ одну общую отрасль госуд. упр-нія, для направленія одною и той же мыслью къ одной и той же цѣли". Эту задачу пришлось выполнить, въ качествѣ гл. нач-ка в.-учебн. зав-ній, Вел. Кн. Михаилу Павловичу при содѣйствіи нач-ка его штаба Я. И. Ростовцева. По "Общему положенію и уставу для в.-учебн. зав-ній", Высоч. утвержд. въ 1830 г., К. к-са б. раздѣлены на столичные и губернскіе. Общая цѣль учрежденія ихъ (какъ и прочихъ в.-учебн. зав-ній) заключалась въ "доставленіи юному россійскому двор-ву приличнаго сему званію восп-нія, дабы, укоренивъ въ воспит-кахъ сихъ правила благочестія и чистой нравств-сти и обучивъ ихъ всему, что въ предопредѣленномъ для нихъ воен. званіи знать необходимо нужно, сдѣлать ихъ способными съ пользою и честью служить Государю и благосостояніе всей жизни ихъ основать на непоколебимой приверженности Престолу". "Христіанинъ, вѣрноподданный, русскій, добрый сынъ, надежный товарищъ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпѣливый и расторопный оф-ръ, — вотъ качества, съ к-рыми воспит-къ в.-учебн. зав-ній д. переходить со школьн. скамьи въ ряды Имп. армій, съ чистымъ желаніемъ отплатить Государю за Его благодѣянія честною службою, честною жизнью и честною смертью" (Наставленіе 1848 г). Опредѣливъ, т. обр., основную цѣль К. к-совъ, законъ подробно указывалъ и правила для устр-ва въ нихъ внутр. порядка вообще. К. к-съ составлялъ б-нъ, съ ком-ромъ въ чинѣ полк-ка, и дѣлился на роты, во главѣ к-рыхъ стояли ком-ры въ капитан. чинѣ. Каждая рота дѣлилась по росту на 4 отдѣленія, поручаемыя оф-рамъ. Въ помощь ком-ру роты и отдѣленнымъ оф-рамъ изъ кадетъ старш. классовъ избирались лучшіе на долж-ти ротн. фельдфебеля и у.-оф-ровъ. Кадеты распредѣлялись по ротамъ соотв-но возрасту. Общее упр-ніе зав-ніемъ сосредоточивалось въ лицѣ его дир-ра, к-рому подчинялись всѣ служащіе въ зав-ніи; ближайш. пом-ками дир-ра были: по части воспитательной и фронтовой — батальон. ком-ръ, по части учебной — инсп-ръ классовъ и по части хозяйственной — полицеймейстеръ; изъ этихъ же лицъ при каждомъ к-сѣ составлялся ком-тъ для обсужденія дѣлъ по всѣмъ частямъ его благоустр-ва; для помѣщенія кажд. к-са б. выстроены вновь или перестроены казен. зданія; всѣ к-са имѣли тутъ же свои домашнія церкви, а нѣк-рые — и иновѣрч. капеллы; для кажд. роты отводилось отдѣльное отъ другихъ помѣщеніе. На время лѣтн. каникулъ всѣ строев. роты выводились въ пост. лагери, а малолѣт. воспит-ки распускались по домамъ. Во время учебн. курса, съ половины авг. до половины іюня, кадеты проводили обык-но всѣ будніе дни въ слѣд. порядкѣ: вставали въ 6-мъ ч. у., завтракали въ 7 и въ 11 ч., обѣдали во 2-мъ ч., ужинали въ 8 и ложились спать послѣ 9 ч. в.; на ученіе въ классахъ посвящалось время съ 8 до 11 ч. у. и отъ 3 до 6 ч. в. (по 4 полуторачас. лекціи ежедневно), а на внѣкласс. приготовленіе уроковъ — 1 ч. утромъ и 1½ ч. вечеромъ; наконецъ, на фронт. и гимнаст. упражненія и прогулки удѣлялось отъ 2 до 3 ч. Въ лагер. время строев. занятіямъ отдавалось ежедневно по 5 ч., а на повтореніе пройденнаго въ предшеств. учебн. курсѣ не болѣе 2 ч. Для пріема въ К. к-са б. установлены слѣд. предѣльныя нормы возраста: въ Александровскій и въ малолѣтнее отд-ніе 1-го Моск. к-са — отъ 6 до 8, а во всѣ прочіе к-са отъ 9½ до 11½ л., при чемъ въ послѣд. зав-нія кандидаты принимались не иначе, какъ по выдержаніи испытанія въ элементарн. познаніяхъ по З. Божію, рус. яз. и ариѳметикѣ. Глав. цѣлью физич. восп-нія б. поставлено "сбереженіе и подкрѣпленіе здоровья, развитіе и усоверш-ніе тѣлес. силъ воспит-ковъ, дабы сдѣлать ихъ способными къ перенесенію трудовъ воен. жизни"; сообразно этой цѣли, законъ указывалъ всѣ болѣе существ. требованія относ-но помѣщенія, содержанія и образа жизни кадетъ. Особен. вниманіе б. обращено на то, чтобы воспит-ки постоянно вели въ зав-ніи жизнь дѣятельную, но простую и правильную, получали доброкачеств. пищу, исправ. удобную одежду, по возм-сти пользовались свѣж. воздухомъ и всегда содержались въ строг. опрятности. Главнѣйшею цѣлью нравств. воспитанія кадетъ законъ ставилъ "содѣланіе ихъ добродѣтельными и благочестивыми". Общее напр-ніе восп-нія основывалось "на любви къ Богу, на благоговѣніи къ постановленіямъ Святой Его Церкви, на сыновней преданности Престолу, на безкорыст. любви къ Отеч-ву, на душев. сознаніи долга семейнаго и общест-наго, военнаго и гражданскаго, и на соврем. состояніи наукъ въ просвѣщен. мірѣ". Сверхъ этихъ общихъ указаній, въ законѣ подробно б. опредѣлены обяз-сти батал. и ротн. ком-ровъ, а также и отдѣлен. оф-ровъ, по отношенію къ правил. восп-нію кадетъ. Для успѣшн. же выполненія всѣхъ постановленій относ-но воспитанія, б. обращено вниманіе и на выборъ восп-лей, к-рымъ б. предоставлены разл. преимущ-ва, въ видахъ привлеченія на эти должности людей достойныхъ и способныхъ. Выборъ восп-лей для каждаго к-са возлагался непосред-но на дир-ра, къ числу главнѣйш. обяз-стей к-раго законъ относилъ наблюденіе за тѣмъ, чтобы "только люди истинно достойные, съ чистою нравств-стью, съ познаніями и способностями къ восп-нію, б. допускаемы къ важной должности восп-лей". Наконецъ, для того, "чтобы дѣло восп-нія, несмотря на разнообразіе предметовъ, входящихъ въ его кругъ, составляло одно совокупное цѣлое и успѣхъ его обезпечивался единодуш. дѣйствіемъ всѣхъ наставниковъ", въ каждомъ изъ к-совъ б. учреждены въ 1835 г. воспитательные комитеты, журналы к-рыхъ ежемѣсячно представлялись въ штабъ в.-учебн. зав-ній для доклада Глав. Нач-ку. Степень нравств. достоинства кадетъ б. принято опредѣлять баллами (12 — поведеніе отличное, 11 и 10 — оч. хорошее, 9, 8 и 7 — хорошее, 6, 5 и 4 — посредственное, 3, 2 и 1 — дурное). Кромѣ обычн. школьн. наказаній, въ к-сахъ допускалось за болѣе важные проступки снятіе погоновъ, помѣщеніе имени на черн. доску, надѣваніе сѣрой куртки и въ крайн. случаяхъ розги, не иначе, какъ съ разрѣшенія дир-ра; при явной же неуспѣшности всѣхъ исправит. мѣръ, дурные кадеты переводились въ б-ны воен. кантонистовъ или же, по достиженіи 16—17 л., назначались на службу ниж. чинами въ арм. полки. Наконецъ, мѣрами для поощренія служили: выдача похвал. листовъ и книгъ въ подарки, помѣщеніе на красн. доски наиб. отличившихся, произв-во въ ефрейторы, въ младш. и старш. у.-оф-ры и въ фельдфебели. Сверхъ того, "для возбужденія въ воспит-кахъ соревнованія и стремленія къ воин. доблестямъ", б. повелѣно имѣть: въ рекреаціон. залахъ всѣхъ зав-ній — сѣрыя мрамор. доски съ именами отличнѣйшихъ изъ числа воспит-ковъ каждаго выпуска, а въ церквахъ зав-ній — черныя мрамор. доски, для помѣщенія именъ всѣхъ бывшихъ воспит-ковъ, "павшихъ на полѣ чести или умершихъ отъ полученныхъ въ сраженіи ранъ, въ какомъ бы офиц. чинѣ ни постигла ихъ славная смерть воина". Относ-но устройства въ К. к-сахъ собственно учебной части не существовало никакихъ общ. постановленій до 1830 г., когда б. изданъ "Уставъ", опредѣлившій въ глав. чертахъ цѣль, средства и порядокъ обученія воспит-ковъ этихъ зав-ній. По уставу 1830 г. цѣль умствен. образованія заключалась въ томъ, чтобы, "возбуждая собств. дѣят-сть ума учащихся, изощряя ихъ умств. способ-ти, довести ихъ до той степени знаній, к-рая признана нужною, сообразно съ цѣлью воспитанія вообще и съ развитіемъ въ нихъ твердаго убѣжденія въ пользѣ образованія, какъ источника граждан. и обществ. добродѣтелей; вмѣстѣ съ тѣмъ ученіе д. имѣть вліяніе и на нрав-сть, образуя мысли воспит-ковъ въ тѣснѣйшей связи съ чувствами сердца и съ волею человѣка, отъ коихъ рождаются всѣ его поступки". Полный курсъ ученія въ К. к-сахъ б. распредѣленъ сначала на 10, а съ 1836 г. на 8 л. и состоялъ изъ 3 послѣдоват. отдѣловъ: приготовит. курса (2 г.), общаго (4 г.) и спеціальнаго (2 г.), въ к-рыхъ б. положено преподавать: З. Божій, рус. языкъ и словесность, франц. и нѣм. языки, ариѳметику, алгебру, геометрію, тригонометрію, анал. геометрію, механику, естеств. исторію, физику, химію, всеобщ. и рус. исторію и географію, законовѣдѣніе, статистику, арт-рію, форт-цію, тактику, воен. топографію и начертательныя иск-ва; впослѣдствіи (въ 1852 г.) въ столич. К. к-сахъ б. прибавленъ 3-й спеціал. классъ. Въ полн. составѣ съ спец. классами К. к-са были только въ столицахъ и нѣк-рыхъ губерн. городахъ; въ остал. же К. к-сахъ были только приготов-ные и общіе классы: кадеты этихъ к-совъ переводились въ Дворянскій полкъ (см. это). По каждому изъ указанныхъ выше предметовъ б. выработаны особыя программы, при чемъ для рук-ства к-сіямъ, составлявшимъ ихъ, г.-м. Ростовцевымъ б. составлено извѣстное "Наставленіе для образованія воспит-ковъ в.-учебн. зав-ній", удостоившееся 24 дкб. 1848 г. Высоч. утвержденія съ собственноручною Его Величества резолюціею: "Желать должно, чтобы все было хорошо выполнено и всѣми понято не изъ послушанія одного, а съ убѣжденіемъ". Наставленіе 1848 г., отпечатанное отдѣльною книгою въ 1849 г., заключало въ себѣ подроб. указанія относ-но общей цѣли восп-нія и ученія въ К. к-сахъ и относ-но объема и метода препод-нія каждаго учебн. предмета; для К. к-совъ изданы впервые учебники, заведены библіотеки и даже основанъ особый "Журналъ для чтенія воспитанникамъ в.-учебн. зав-ній" (см. это). Для провѣрки успѣховъ въ учебн. занятіяхъ б. положено производить всѣмъ воспит-камъ домаш. экзамены, полугодичные и годичные; производились и публичныя испытанія: съ 1834 г. — только выпускнымъ воспит-камъ и въ каждомъ зав-ніи особо, а съ 1842 г. — общія для всѣхъ столич. зав-ній; сверхъ перечисл. предметовъ, всѣ кадеты обязат-но обучались съ 1834 г. гимнастикѣ, вертованію и танцамъ, а въ нѣк-рыхъ изъ к-совъ и верх. ѣздѣ; вмѣстѣ съ тѣмъ нач-ву зав-ній б. предписано поощрять занятія воспит-ковъ музыкою, пѣніемъ и живописью, предоставляя, по возм-сти, необходимыя для этого средства. До 1836 г. К. к-са, по заявленію тогдаш. нач-ва, почти не имѣли своихъ пост. препод-лей, кромѣ учителей изъ кантонистовъ и изъ корпус. оф-ровъ, вознагражденіе к-рыхъ было не болѣе какъ "сердобольнымъ пособіемъ"; больш-во же препод-лей, достойныхъ и дѣйств-но полезныхъ, числились на службѣ въ посторон. вѣд-вахъ; поэтому изданное въ 1836 г. "Положеніе о службѣ по учебн. части въ в.-учебн. зав-ніяхъ", дѣйствующее въ основ. чертахъ и въ наст. время, дало полную возм-сть обезпечить К. к-са надежнымъ составомъ препод-лей. По окончаніи курса въ 3-мъ спец. классѣ воспит-ки удостаивались выпуска на службу: отличные — въ гвардію прап-ками или въ армію пор-ками, а остальные — въ арт-рію и въ инж. войска прап-ками или въ армію подпор-ками, при чемъ удовлетворявшіе установленнымъ требованіямъ м. прямо поступать въ офиц. классы Арт. или Инж. уч-ща. Затѣмъ, всѣ воспит-ки, успѣшно окончившіе курсъ только второго спец. класса, предназначались къ выпуску не иначе, какъ прап-ками въ армію и лин. б-ны. Дѣят-сть В. К. Михаила Павловича внесла "свѣжую" струю въ наши тогдашніе К. к-са, и самъ Имп. Николай въ 1849 г. писалъ, что "заведенія эти, совершенствуясь съ каждымъ годомъ, успѣли достигнуть во всѣхъ отношеніяхъ цѣли своего учрежденія". Послѣ Крым. войны, въ числѣ проч. прѣобразованій, началась дѣятел. "реформаторская" работа и въ в.-учебн. зав-ніяхъ. Николаевскіе К. к-са, гдѣ уже успѣли забыть "завѣты" Ростовцева, стали походить къ этому времени на какія-то "исправительныя" зав-нія, гдѣ на воспит-ковъ нач-во смотрѣло не какъ на дѣтей, требующихъ ласки, снисхожденія и поддержки, а какъ на виновныхъ, к-рыхъ слѣдуетъ "подтянуть" во что бы то ни стало. Теплое отношеніе восп-лей къ кадетамъ было уже рѣдк. исключеніемъ. Что касается педаг. персонала, то достаточно указать на всеподданн. отчетъ совѣта о в.-учебн. зав-ніяхъ за 1857 г., гдѣ сказано, что "новое поколѣніе воспит-ковъ стало гораздо образованнѣе своихъ восп-лей". Назначенный въ 1860 г. Гл. Нач-комъ в.-учебн. зав-ній В. К. Михаилъ Николаевичъ ранѣе, чѣмъ приступать къ "реформѣ" К. к-совъ, собралъ мнѣнія по этому вопросу нѣк-рыхъ лицъ высшаго госуд. упр-нія, а также выдающихся дѣятелей мин-ства нар. просвѣщенія и в.-учебн. вѣд-ва. При этомъ выяснились слѣд. недостатки орг-заціи: 1) смѣшеніе общаго образованія со спец-нымъ; 2) соединеніе въ к-сахъ дѣтей и юношей разн. возрастовъ отъ 10 до 20 л.; 3) рановременное введеніе между дѣтьми воен. упражненій и преувеличенная отъ нихъ требоват-сть въ явный ущербъ классн. обученію; 4) дисципл. отношенія, въ к-рыя ставились одинаково и 10-лѣтнія дѣти и взрослые юноши, не проникая въ сознаніе воспит-ковъ, утрачивали серьез. значеніе, а легкій взглядъ на дисц-ну, укоренившійся между воспит-ками, переносился ими на дѣйствит. службу; 5) крайняя трудность замѣщенія должности кад. оф-ровъ лицами, к-рыя соединяли бы въ себѣ способности и подготовку педагога съ качествами строев. оф-ра; 6) обширность учебн. программъ, при недостаткѣ времени для ихъ выполненія; 7) рѣзкое отдѣленіе учебн. части отъ воспит-ной, въ связи съ неодинаковымъ уровнемъ образованія чиновъ учебнаго и воспит-наго (строевого) состава и 8) затруд-ность содержанія спец. классовъ при губерн. К. к-сахъ, т. к. въ провинціи весьма трудно б. находить хорошо подготовл. препод-лей высш. наукъ. Проектъ реформы К. к-совъ удостоился въ дкб. 1862 г. Монаршаго одобренія и въ слѣд. же году б. приступлено къ преобразованію в.-учебн. зав-ній: К. к-са б. упразднены, а взамѣнъ ихъ б. учреждены военныя гимназіи (см. это). Но не долго воен. г-зіямъ пришлось осуществлять высокіе идеалы Пирогова. Великія реформы Царя-Освободителя подверглись нападкамъ со стороны реакціи, и въ 1882 г. б. рѣшено приступить къ новому преобразованію и в.-учебн. зав-ній, т. к. напр-ніе воспитанія въ нихъ, а особенно въ воен. г-зіяхъ, признавалось слишкомъ либеральнымъ, не соотвѣтствующимъ требованіямъ воен. службы. Во всеподд. докладѣ воен. мин-ра ген. Ванновскаго отъ 30 мая 1882 г. указывалось, что воен. г-зіи, "удовлетворяя требованіямъ сред. реальн. образованія и педаг. цѣлямъ воспитанія, не вполнѣ отвѣчаютъ задачамъ профессіональнаго воен. зав-нія". Поэтому признавалось необходимымъ: сохранивъ въ нихъ систематич. среднеобразоват. курсъ и тѣ же общія воспитат. основанія, к-рыя б. установлены, придать всему строю этихъ зав-ній то напр-ніе, к-рое сдѣлало бы ихъ вполнѣ учрежденіями приготов-ными для воен. уч-щъ. Не вводя въ эти зав-нія то увлеченіе строемъ и тѣ несоотвѣтственныя цѣлямъ командныя отношенія, к-рыя б. признаны препятствовавшими правил. обученію и воспитанію въ бывшихъ К. к-сахъ, полагалось, тѣмъ не менѣе, соотвѣт-нымъ пріучать постепенно воспитываемыхъ къ строг. требованіямъ дисц-ны и къ строю, сдѣлавъ необходимыя измѣненія въ администрат. орг-заціи г-зій. По всеподд. докладу, Выс. одобренному 22 іюля 1882 г., воен. г-зіи б. переименованы въ К. к-са, при чемъ зав-нія эти продолжали руководствоваться дѣйствовавшими тогда постановленіями, впредь до измѣненія ихъ въ законодат. порядкѣ. (пр. по в. в. 1882 г., № 226). Въ 1883 г. б. организованы роты изъ 2 старш. классовъ; въ 1885 г. въ строев. ротахъ К. к-совъ учреждены долж-ти вицефельдфебеля и вице-у.-оф-ровъ (см. эти слова). 14 фвр. 1886 г. Выс. б. утверждено "Положеніе о К. к-сахъ", при составленіи к-раго б. приняты слѣд. основныя положенія: 1) на долж-ть восп-лей въ К. к-сахъ назначать впредь исключ-но оф-ровъ, удовлетворяющихъ необходимымъ для того требованіямъ какъ по нравств. качествамъ и образованію, такъ и по служеб. опытности; 2) сохранивъ въ к-сахъ дѣленіе воспит-ковъ на возрасты, присвоить имъ наим-ніе ротъ и назначить въ каждую ротн. ком-ра; 3) подготовит. строев. образованіе кадетъ возложить непосредственно на отдѣлен. оф-ровъ-восп-лей, подъ рук-ствомъ ротн. ком-ровъ; 4) въ лѣтній періодъ выводить кадетъ 2 старш. классовъ, въ составѣ строев. роты, въ лагерь, гдѣ и занимать ихъ преимущ-но в.-подготовит. упражненіями; 5) въ видахъ правильнаго воен. воспитанія вообще усилить физич. упражненія кадетъ и принимать всѣ мѣры къ постепен. утвержденію въ нихъ основ. началъ воинской дисц-ны и нравств. качествъ, необходимыхъ будущему оф-ру; 6) для замѣщенія у.-офиц. мѣстъ въ ротн. строю и для исполненія обяз-стей старш. кадетъ назначать лучшихъ воспит-ковъ VII кл. въ долж-ти вице-фельдфебеля и вице-у.-оф-ровъ строев. роты и 7) сохранить въ К. к-сахъ общеобразоват. курсъ въ прежнемъ его (в.-гимназ.) объемѣ. "Милютинскія" воен. г-зіи, по единодушному убѣжденію общества, превосходившія во многомъ гражд. реал. г-зіи, оказали, конечно, громадную услугу дѣлу общаго образованія въ Россіи, а потому не удивительно, что вся лучшая часть нашей тогдашней періодич. прессы съ рѣдкимъ единодушіемъ возстала на защиту этихъ учебн. зав-ній, и только одинъ голосъ внесъ "диссонансъ" въ этотъ "стройный хоръ, а именно "Моск. Вѣдом." (№ 235, 1882 г.) горячо поддержали реформу, привѣтствуя нарождающіеся К. к-са. Реформу пришлось осуществить нач-ку гл. упр-нія в.-учебн. зав-ній ген. Махотину (см. это слово), въ упр-ніе к-раго вѣд-вомъ б. изданы: "Инструкція по воспит. части К. к-совъ" 1886 г., 1-е изд. вышло въ 1881 г.; "Инструкція должностнымъ кадетамъ"; "Наставленіе для веденія внѣкласс. занятій" 1890 г. (въ этомъ же г. при гл. упр-ніи в.-учебн. зав-ній б. учреждены лѣтніе курсы гимнастнки, фехтованія и ручного труда для оф-ровъ-восп-лей); "Общая программа и инструкція по учебн. части для К. к-совъ" 1889 г. и 1898 г. (въ 1889 г. б. введены новыя программы, включившія въ курсъ VII кл. "законовѣдѣніе" — основныя понятія о нравственности, правѣ и общежитіи, а въ 1898 г. б. введена нов. программа, отличающаяся отъ прежней, гл. обр., распредѣленіемъ учебн. матеріала по классамъ и сокращеніемъ уроковъ въ младш. классахъ); "Инструкція врачамъ", "Каталогъ книгъ для ротн. библіотекъ" 1885 г., и "Инструкція по хоз.-администр. части в.-учеб. зав-ній". Исторія преобразованныхъ въ 1882 г. К. к-совъ распадается на два рѣзко отличающихся между собой періода: съ 1882 г. по 1900 г. и съ 1900 до наст. времени. Въ теченіе 1-го періода педагогич. требованія, первенствовавшія въ воен. г-зіяхъ, б. заглушены въ К. к-сахъ командными отношеніями и требованіями внѣшн. дисц-ны, при чемъ основная цѣль — воен. воспитаніе — достигалось не болѣе, чѣмъ въ воен. г-зіяхъ (кадетскіе лагери не способствовали возбужденію расположенія къ воен. службѣ и въ 1899 г. б. отмѣнены). Учебное же дѣло, несмотря на сокращеніе программъ и многія облегченія (напр., отмѣну годичн. испытаній въ I—iv классахъ), стало приходить въ упадокъ. Со стороны воен. уч-щъ поступали заявленія о плохой подготовкѣ кадетъ и непривычкѣ ихъ къ самостоят. работѣ. Въ 1900 г. снова б. выдвинуты на первый планъ забыт. педаг. идеалы и въ пр. по в.-учебн. вѣд-ву отъ 24 фвр. 1901 г. указаны къ обязат. рук-ству. Возобновлены нѣк-рые порядки старыхъ К. к-совъ (возвращеніе знаменъ, участіе въ воен. церемоніяхъ, внесеніе именъ лучш. учениковъ на мрамор. доски и проч.), а также измѣненъ характеръ строев. занятій, при чемъ обращено вниманіе на обученіе стрѣльбѣ. Въ воспит. отношеніи оч. полезною оказалась новая орг-зація лѣтн. занятій, въ особ-сти образоват. поѣздки. Отмѣнены многія мелочныя ограниченія для кадетъ старш. классовъ и въ то же время приняты мѣры противъ развитія среди нихъ роскоши, франтовства и привычки къ жизни не по средствамъ; въ 1900 г. б. учреждены курсы для подготовки оф-ровъ-восп-лей, а число К. к-совъ возрасло до 28-ми (см. Военно-учебныя заведенія). По дѣйствующему нынѣ закону К. к-са имѣютъ цѣлью "доставлять малолѣтнимъ, предназначеннымъ къ воен. службѣ въ офиц. званіи, и, преимущ-но, сыновьямъ заслужен. оф-ровъ общее образованіе и соотв-щее ихъ предназначенію воспитаніе". Каждый К. к-съ состоитъ изъ 7 одногодичн. классовъ. К. к-са подчиняются нач-ку гл. упр-нія в.-учебн. зав-ній; непосред-ное же упр-ніе каждымъ изъ нихъ ввѣряется дир-ру, ближайшими пом-ками к-раго являются: по учебн. части — инсп-ръ классовъ, а по части воспитат-ной — ротн. ком-ры; при каждомъ К. к-сѣ состоятъ ком-ты: педагогическій и хозяйственный. Въ общ. составѣ обучающихся въ К. к-сахъ полагаются: 1) кадеты-интерны на полн. содержаніи к-са и 2) кадеты-экстерны, лишь посѣщающіе классы; кадеты-интерны подраздѣляются: на казеннокоштныхъ (на иждивеніи прав-ства), стипендіатовъ (на %% съ капиталовъ, пожертвованныхъ разн. учр-ніями и лицами) и своекоштныхъ (на собств. счетъ). Общій штатн. составъ кадетъ достигаетъ въ наст. время (1912 г.) 11.070. К. к-са комплектуются не на одинак. основаніяхъ, а именно: Омскій К. к-съ — сыновьями оф-ровъ и чин-ковъ, служащихъ и служившихъ въ Сибири; Донской — сыновьями оф-ровъ и чин-ковъ, принадлежащихъ къ казач. сословію войска Донского, 2-й Оренбургскій и Ташкентскій — сыновьями оф-ровъ и чин-ковъ, служащихъ и служившихъ въ Туркест. краѣ и Закасп. обл., Хабаровскій — сыновьями оф-ровъ и чин-ковъ Вост. Сибири, Владикавказскій — сыновьями в-служащихъ, служащихъ или служившихъ на Кавказѣ, дѣтьми мѣстн. дворянъ и дѣтьми по избранію ком-щаго войсками; въ остальные к-са принимаются казеннокоштными интернами: 1) сыновья состоящихъ на службѣ и отст. оф-ровъ, воен. и мор. врачей, воен. свящ-ковъ и лицъ, состоящихъ или состоявшихъ на учебно-воспит. службѣ въ в.-учебн. вѣд-вѣ, при условіи выслуги всѣми вышеперечислен. лицами на дѣйствит. воен. и мор. службѣ 10 л.; 2) сыновья классн. чин-ковъ всѣхъ вѣд-въ, если они убиты на войнѣ или умерли отъ ранъ и контузій, на войнѣ полученныхъ, если состояли при жизни подъ покров-ствомъ Александр. ком-та о ран. по 1 или 2 кл.; 3) сыновья тѣхъ же лицъ (кромѣ чин-ковъ гражд. вѣд-ва), внезапно погибшихъ или лишившихся ума или зрѣнія на службѣ; 4) сыновья кавалеровъ орд. св.Георгія, а также сыновья шт. и и об.-оф-ровъ, имѣющихъ орд. за боев. отличія, зол. оружіе или знакъ отличія Воен. орд., а также сыновья подпрап-ковъ, участвовавшихъ въ бояхъ и награжденныхъ знакомъ отличія Воен. орд. или состоящихъ подъ покров-ствомъ Александр. ком-та о раненыхъ по 1 или 2-му классу, и 5) малолѣтніе, числящіеся пажами Выс. Двор.; своекоштными интернами принимаются: кромѣ малолѣтнихъ, имѣющихъ право на казен. воспитаніе, сыновья всѣхъ вообще оф-ровъ безъ различія, происхожденія, потомств. дворяне и, кромѣ того, дѣти лицъ всѣхъ сословій, кромѣ дѣтей и внуковъ лицъ (муж. и жен. пола), рожденныхъ въ іудействѣ (пр. по в. в. 1912 г., № 62). Пріемъ въ стипендіаты какъ интерновъ, такъ и экстерновъ опредѣляется положеніемъ о кажд. отдѣл. стипендіи. Къ пріему въ число экстерновъ во всѣ К. к-са, кромѣ Николаевскаго (въ этотъ к-съ къ пріему въ число экстерновъ допускаются, сверхъ малолѣтнихъ, указанныхъ выше, также сыновья личн. дворянъ, купцовъ и поч. гражданъ), допускаются лишь тѣ малолѣтніе, к-рые пользуются правомъ на поступленіе въ эти зав-нія казеннокоштн. интернами. Экстерны принимаются исключ-но въ 3 младш. класса, и тѣ изъ экстерновъ, к-рые до окончанія курса 3-го кл. не будутъ перечислены на казен. содержаніе на общихъ, установленныхъ для сего основаніяхъ, перечисляются на казен. содержаніе при переводѣ ихъ въ 4-й кл. Малолѣтніе, допускаемые на изложен. основаніяхъ къ пріему въ К. к-са, опредѣляются въ нихъ не иначе, какъ по выдержаніи пріемн. испытанія въ соотвѣтств. классы. Соотв-но указан. закономъ цѣли корпус. воспитаніе д. въ кажд. кадетѣ "всесторонне развить физич. и душевн. способности, правильно образовать характеръ, глубоко укоренить благочестіе и вѣрноподдан. долгъ и твердо упрочить тѣ нравственныя качества, кои имѣютъ первенствующее значеніе для оф-ра". Подроб. правила физич. и нравств. воспитанія въ К. к-сахъ, равно устр-во внутр. порядка, опредѣляются "Инструкціей по воспит. части". Эта инструкція, выработка к-рой еще для воспитателей воен. г-зій б. начата въ особой к-сіи, подъ предсѣд-вомъ В. П. Коховскаго, б. впослѣдствіи составлена извѣстнымъ воен. педагогомъ М. С. Лалаевымъ (см. это слово); 1-е изд. ея вышло въ 1881 г., 2-е, нынѣ дѣйствующее, въ 1886 г. Инструкція составлена на очень гуман. педаг. основахъ, не обошедшихъ своимъ вниманіемъ ни А. Коменскаго, ни Локка, ни Герберта, ни даже Руссо, въ тѣхъ мѣстахъ "Эмиля", гдѣ онъ становится болѣе близкимъ къ жизни и къ массов. воспитанію въ школѣ. Кадеты каждаго к-са дѣлятся на роты, число к-рыхъ соображается со штатн. комплектомъ. 1-ой старшей ротѣ изъ кадетъ VII, VI, а иногда и V кл., придается устр-во строевое. Каждая рота подраздѣляется на отд-нія, до 35 ч. изъ кадетъ одного класса. Нач-во ввѣряется ротн. ком-ру; ближайшее завѣдываніе отд-ніями, по всѣмъ частямъ воспитанія, подъ общ. рук-ствомъ ротн. ком-ра, возлагается на оф-ровъ-восп-лей (см. это слово). Обученіе въ К. к-сахъ ставитъ себѣ задачею постепенно развивать умств. способности учащихся и сообщать имъ основат. знаніе истинъ вѣры и общеобразоват. предметовъ, необходимыхъ для дальнѣйшаго спец-но воен. ихъ образованія и предстоящей имъ впослѣдствіи служеб. и житейск. дѣят-сти. Въ К. к-сахъ преподаются: 1) Зак. Божій, 2) рус. яз. съ церк.-слав. и рус. словесностью, 3) франц. и нѣм. языки (въ нѣк-рыхъ к-сахъ и англійскій), 4) математика (ариѳметика, алгебра, геометрія, приложеніе алгебры къ геометріи, проекціон. черченіе, тригонометрія и начала аналитич. геометріи), 5) начальн. свѣдѣнія по естеств. исторіи, 6) физика, 7) космографія, 8) химія, 9) географія, 10) исторія, 11) законовѣдѣніе, 12) чистописаніе и 13) рисованіе и черченіе. Учебн. рук-ства для К. к-совъ утверждаются нач-комъ гл. упр-нія по указанію педаг. ком-та упр-нія, а пособія — по указанію сего ком-та или педаг. музея в.-учебн. зав-ній. Внѣклас. занятія въ К. к-сахъ (строев. обученіе и физич. упражненія: гимнастика и подвижн. игры, фехтованіе, плаваніе, танцы, пѣніе, музыка и ручн. трудъ) производятся согласно наставленію для внѣклас. занятій. Каждый К. к-съ имѣетъ фундаментал. и ротн. библіотеки. Успѣшно окончившіе К. к-съ получаютъ права: а) на поступленіе въ воен. уч-ща; б) на отбываніе воин. пов-сти вольноопредѣляющимися 1-го разряда или по жребію, со льготой по образованію 1-ой степ., и в) оказавшіеся неспособными къ воен. службѣ — на чинъ XIV кл. Кадеты, не достигшіе 17 л., въ случаѣ неспособности къ продолженію курса или дурн. поведенія, возвращаются на попеченіе опредѣлившихъ ихъ лицъ. Мѣра эта, однако, м. б. примѣнена лишь по истеченіи года со времени опредѣленія кадетъ достигшихъ 14 л., а въ отношеніи не достигшихъ 14 л. — не раньше какъ черезъ 2 г. по опредѣленіи ихъ въ к-съ. Курсъ въ К. к-сахъ начинается 16 авг. и продолжается по общ. правилу до первыхъ чиселъ іюня. Нынѣ (1911—12 учебн. г.) въ 6 кад. к-сахъ (1-мъ, Псковск., Донск., Владикавказ., Ташкент. и Вольскомъ) курсъ проходится по нов., выработаннымъ въ 1899—1903 гг. программамъ, сущность к-рыхъ состоитъ въ примѣненіи началъ "евристич. метода" (методъ этотъ имѣетъ цѣлью привести къ тому, чтобы учащіеся сами доходили до познанія предметовъ), способствующаго развитію среди учащихся большой самост-ности въ ихъ учебн. занятіяхъ и пріученію ихъ къ самостоят. мышленію. Въ остал. 23 к-сахъ по нов. программамъ проходится только курсъ рус. яз. въ 4 старш. классахъ, а курсъ остал. предметовъ проходится по программамъ 1898 г.; но и въ этихъ зав-ніяхъ примѣняются тѣ же пріемы обученія, к-рые указаны нов. прогр-ми. Вслѣдствіе исключенія, въ 1907—08 учебн. гг. изъ курса воен. уч-щъ механики и химіи, изученіе этихъ предметовъ б. перенесено съ этого же учебн. года въ К. к-са, при чемъ курсъ химіи, имѣющій практич. характеръ, приходится по программѣ, утвержденной воен. мин-ромъ въ 1907 г. (пр. по в. в. 1907 г. № 408), а механич. отдѣлъ физики получилъ нов. обработку. Въ цѣляхъ поднятія религіоз. образованія и восп-нія кадетъ съ 1907 г. проводятся въ жизнь слѣд. мѣры: 1) внѣклас. чтеніе Св. Писанія законоучителями, лицами воспитат. состава и кадетами, сопровождаемое въ необходим. случаяхъ бесѣдами и разъясненіями, 2) пополненіе и обновленіе богослов. отдѣла ротныхъ библіотекъ появившимися въ послѣд. время цѣн. трудами духов. лит-ры и 3) въ основу преподаванія Зак. Божія во всѣхъ классахъ положено непосредств. изученіе Св. Писанія на рус. и церк.-слав. языкахъ. Въ концѣ учебн. года въ 3—7-мъ классахъ производятся экзамены, согласно распредѣленію, установленному гл. упр-ніемъ в.-учебн. зав-ній; въ концѣ же года въ кажд. классѣ особой к-сіей, съ дир-ромъ к-са во главѣ, дѣлаются осмотры год. занятій по чистописанію и рисованію. Во всѣхъ К. к-сахъ имѣются оборудованные физич. кабинеты, особыя же химич. лаб-ріи устроены пока только въ 16 к-сахъ; при нѣк-рыхъ же имѣются метеоролог. станціи. При всѣхъ достоинствахъ программъ 1898 и 1903 г., опытъ примѣненія ихъ указалъ на неравномѣрность распредѣленія курсовъ между классами и на излишнюю перегрузку старш. классовъ. Въ виду этого въ наст. время выработаны новыя программы, соотвѣт-но методич. требованіямъ, установленнымъ въ 1903 г., отнюдь не понижающія образоват. уровня обучающихся. Нов. программы введены съ 1911—12 учебн. г., начиная съ 1 кл. (пр. по в. в. 1911 г., № 371). Въ концѣ учебн. года, въ періодъ испытаній по учебн. предметамъ, дир-ръ к-са производитъ смотръ по строев. образованію и провѣрку успѣховъ кадетъ по всѣмъ др. отдѣламъ внѣкласс. занятій; о резул-тахъ отдается въ приказѣ по к-су. Послѣ осмотра кажд. зав-ніе устраиваетъ состязанія на призы для наилучшихъ по физич. развитію и успѣхамъ. Независимо отъ ежегодн. состязаній въ кажд. зав-ніи, устраиваются также и періодич. состязанія между нѣск. зав-ніями. К. к-са имѣютъ оборудованные гимнаст. городки. Изъ общ. числа оканчивающихъ ежегодно курсъ К. к-совъ ок. 1/10 увольняется на попеченіе родителей. Въ больш-вѣ случаевъ это тѣ изъ выпускн. кадетъ, к-рые предпочитаютъ идти не въ воен. уч-ща, а въ высш. гражд. учебн. заведенія. Исходя изъ того принципа, что хорошимъ оф-ромъ м. б. только тотъ, кто служитъ по призванію, а не по принужденію, вѣд-во воздерживалось отъ принятія ограничит. мѣръ и считало единств. средствомъ борьбы противъ такого ухода — поднятіе вліянія восп-лей и наилучшее выполненіе ими своего предназначенія воспитывать въ кадетахъ съ мал. лѣтъ призваніе къ воен. службѣ. Для достиженія этой цѣли заботы вѣд-ва б. направлены къ усиленію авторитета восп-лей, къ улучшенію воспит. и преподават. состава, къ усиленію вліянія воспитанія и обученія въ патріот. напр-ніи, къ поднятію религіоз. образованія и восп-нія кадетъ, къ восп-нію въ нихъ чувства скромности и непритязат-сти по отношенію къ ихъ обиходу, къ поднятію значенія в.-подготовит. занятій. Наконецъ, въ послѣд. время, "для развитія въ кадетахъ такихъ качествъ и навыковъ, к-рые необходимы будущему юнкеру и оф-ру", въ К. к-сахъ (съ 1911—12 учебн. г.) введена стрѣльба, начиная съ 4-го кл. (изъ бельг. карабиновъ "Сколеръ"), и прогулки-экскурсіи примѣнит-но къ программѣ "юныхъ развѣдчиковъ" Баденъ-Пауля во всѣхъ классахъ. (Пр. по в.-учебн. зав-ніямъ 1911 г.№ 74 и 1912 г. № 7). (См. также Военно-учебныя заведенія).

Въ иностранныхъ государствахъ, какъ отмѣчено выше, К. к-са имѣются въ наст. время въ Германіи, Японіи и Черногоріи. Въ Германіи К. к-са имѣются въ Пруссіи, Баваріи и Саксоніи. Прус. К. к-съ ведетъ свое начало съ 1717 г., когда въ Берлинѣ б. учреждена рота кадетъ на 110 ч. Наполеон. войны дали толчокъ къ корен. преобразованіямъ въ в.-учебн. дѣлѣ, и уже съ 1818 г. мы видимъ прообразъ нынѣшняго прус. К. к-са, состоявшаго тогда изъ Берлинскаго уч-ща (4-ротн. состава по 60 ч. въ ротѣ) со старш. классами, и 2 провинц. к-совъ — въ Кульмѣ и Потсдамѣ (2-ротн. состава, по 60 ч. въ ротѣ) съ младш. классами. Ростъ Пруссіи и ея войскъ заставилъ умножить число подготовит. К. домовъ до 8, увеличить число ротъ въ глав. К. к-сѣ и, наконецъ, въ 1878 г. перевести глав. зданіе изъ Берлина въ Лихтерфельдъ, гдѣ новыя постройки и принадлежащія к-су 18 дес. земли соотвѣтствуютъ всѣмъ необходимымъ требованіямъ воин. восп-нія и образованія будущ. оф-ровъ. Въ К. домахъ, куда гл. обр. поступаютъ кадеты, имѣется только 5 младш. классовъ. Они именуются классами sexta (1-й), quinta (2-й), quarta (3-й), unter-tertia (4-й) и ober-tertia (5-й). Отсюда кадеты переходятъ въ Лихтерфельдъ, гдѣ имѣются лишь старш. классы; unter-secunda (6-й), ober-secunda (7-й), unter-prima (8-й), и ober-prima (9-й). Кромѣ этихъ глав. классовъ, при гл. К. к-сѣ есть 2 отд-нія ober-tertia для кадетъ великовозрастныхъ или физически развитыхъ, а также по своему нравствен. складу подходящихъ болѣе къ старшему возрасту, какъ переводимыхъ изъ подготовит. к-совъ, такъ и поступающихъ вновь. Затѣмъ въ Лихтерфельдѣ имѣется училищный классъ selecta, для лучш. учениковъ, не переходящихъ въ классъ unter-prima изъ ober-secunda (курсъ 10½ мѣс.), и затѣмъ полугодовой классъ prima для не достигшихъ при окончаніи ober-secunda 17 л., т. к. по существующему закону пріемъ въ войска ранѣе 17 л. воспрещается. Больш-во будущихъ оф-ровъ поступаетъ въ войска изъ Лихтерфельда и гражд. учебн. зав-ній, по выдержаніи экзамена на фенриха по курсу 7 кл. реал. г-зіи (программа реал. г-зіи съ латин. языкомъ принята и въ к-сѣ). Выдержавшіе экзаменъ служатъ въ войскахъ ок. 6 мѣс. и затѣмъ, получивъ офиц. званіе, поступаютъ въ одно изъ воен. уч-щъ прап-ками, гдѣ проходятъ практич. курсъ учебн. предметовъ и практич. занятій. По даннымъ 1899 г., изъ общ. числа ок. 1.000 произведенныхъ въ оф-ры, приходится 76% на прошедшихъ курсъ гражд. учебн. зав-ній и 24% — на вышедшихъ изъ к-са, при чемъ, въ силу привилегій, данныхъ классу selecta въ Лихтерфельдѣ, оттуда выпускаются 5% общ. числа оф-ровъ прямо оф-рами въ полки, безъ предварит. службы въ низшемъ званіи. Въ К. дома принимаются во всѣ 5 классовъ мальчики отъ 10 до 15 л., герм. подданные, христіане. Плата за кадета 800 мар., но существуетъ еще въ 450, 300, 180 и 90 марокъ для заслуженныхъ родителей, а дѣти заслуженныхъ и неимущихъ родителей принимаются на казен. счетъ. Во всѣхъ 8 К. домахъ и въ глав. К. к-сѣ штатное число кадетъ 2.400—2.500 ч., считая въ Лихтерфельдѣ 900—1.000. Каждый К. домъ состоитъ изъ 2 ротъ, роты дѣлятся на взводы, коими руководятъ оф-ры-восп-ли; для подготовки къ урокамъ и для внѣкласс. времяпровожденія каждый взводъ разбивается на 2 комнаты по 8—12 ч.; по взводамъ и комнатамъ кадеты распредѣляются въ перемежку изъ всѣхъ классовъ; кромѣ того, для класс. занятій кадеты кажд. роты имѣютъ свое класс. отд-ніе. Гл. К. к-съ состоитъ изъ 2 б-новъ 5-ротн. состава, по 95—96 ч. въ кажд. ротѣ. Рота дѣлится на 4 взвода; взводы на комнаты по 6—8 ч. въ каждой; кромѣ того, б-нъ дѣлится на класс. отд-нія (до 40), к-рыя, для отличія, помѣчены буквами алфавита. Порядокъ компл-ванія оф-рами прус. К. к-совъ рѣзко отличается отъ нашей системы. Послѣ 3½ л. службы въ строю оф-ръ имѣетъ право получить ком-ровку изъ своей части въ К. к-съ, при чемъ нач-къ части несетъ отвѣтств-сть передъ нач-вомъ к-са за невѣрную аттестацію; изъ числа желающихъ выбираются въ глав. инспекціи воен. восп-нія наиб. подходящіе и командируются въ зав-нія на 3 г., при чемъ имъ разрѣшается продолжать ком-ровку до 5 лѣтъ; оф-ры, поступая въ зав-нія, носятъ форму своихъ полковъ, за исключ. начальства к-са, 10 ротн. ком-ровъ Лихтерфельда и 10 младш. оф-ровъ того же заведенія. Оф-ры-восп-ли, по возвращеніи въ строй, ожидаютъ тамъ очереди командованія ротой, и лучшіе изъ нихъ зачисляются глав. инспекціей въ одинъ изъ К. домовъ или въ глав. зав-ніе кандидатами на ротн. ком-ра; получивъ роту и пробывъ въ этой долж-сти отъ 3 до 4, рѣдко 5 л., они опять возвращаются въ полки, получаютъ тамъ б-нъ и становятся кандидатами на ком-ра К. дома, ком-ра б-на въ Лихтерфельдѣ, нач-ка воен. уч-ща и пр. Дальнѣйшая служба этихъ оф-ровъ-педагоговъ вполнѣ обезпечена. Сохраняя связь со строемъ, они только шире подготовляются къ своей педагогич. дѣят-сти и легко доходятъ до высш. постовъ по службѣ, имѣя перевѣсъ передъ обыкнов. строев. оф-рами. Принципъ пруссаковъ, что педаг. служба трудна и почетна, а потому д. б. достойно вознаграждаема, находитъ тамъ полное примѣненіе въ в.-учебн. зав-ніяхъ. Оф-ры-восп-ли имѣютъ право на 12 уроковъ по предмету, къ к-рому готовились въ полку. Препод-ли дѣлятся на военныхъ и гражданскихъ, при чемъ послѣдніе дѣлятся на 3 разряда: 1) старш. учителя, 2) законоучители и гражд. восп-ли и 3) элементар. учителя. Во главѣ гл. К. к-са стоитъ ком-ръ, а затѣмъ имѣется 80 оф-ровъ; администрат. составъ К. домовъ знач-но меньше. Распредѣленіе учебн. дня въ К. домѣ и гл. К. к-сѣ: кадеты встаютъ въ 6 ч. 30 м. утра, въ 6 ч. 55 м. завтракають; въ 7 ч. 40 м. собираются на перекличку; въ 7 ч. 50 м. идутъ на утр. молитву въ кирку; съ 8 ч. до 12 ч. 55 м. идутъ уроки; въ 1 ч. 40 м. обѣдъ; съ 2 ч. 5 м. до 3 ч. 5 м. кадеты заняты письмен. работами, заданными на слѣд. день; отъ 3 ч. 10 м. до 4 ч. 35 м. кадеты производятъ разл. физич. занятія; въ 5 ч. — полдникъ, послѣ — до 7 ч. 25 м. подготовка уроковъ на слѣд. день; въ 7 ч. 30 м. ужинъ, а послѣ него до 8 ч. 45 кадеты занимаются чтеніемъ или доканчиваютъ приготовленіе уроковъ. Цѣль воспитанія прусскихъ кадетъ — образованіе характера будущаго оф-ра посредствамъ внушеній, наставленій и при помощи дисц-ны, развивающее кадетъ гармонически со стороны какъ религіозно-нравственной, такъ физической и умственной. Къ религіозно-нравственному восп-нію кадетъ призваны всѣ органы к-са, направлены всѣ установленные въ немъ порядки. Занимающіе въ этомъ отношеніи первое мѣсто уроки Зак. Божія, согласно Выс. кабинетному указу отъ 13 фвр. 1890 г., "д. обращать особ. вниманіе на этическую сторону". Главное же рук-ство въ этомъ напр-ніи принадлежитъ ротн. ком-ру и восп-лямъ. На одинаков. началахъ поставлено и восп-ніе умственное; оно основано на мысляхъ школ. реформы 1890 г., к-рыя выдвинуты самимъ имп. Вильгельмомъ II. По вышепривед. указу препод-ніе научн. предметовъ д. вестись въ такомъ напр-ніи, "чтобы кадеты пріобрѣли не только тѣ подготовит. познанія и тѣ навыки, к-рые требуются спец-но воен. образованіемъ, но и явились бы въ духов. всеоружіи, к-рое дало бы имъ возм-сть проявить со временемъ свою дѣят-сть въ нравств. восп-ніи и обученіи ар-міи, этой великой школы націи, или же въ случаѣ перехода впослѣдствіи изъ воен. службы на другое поприще, быть и здѣсь на своемъ мѣстѣ". Въ прус. к-сѣ принята программа учебн. занятій, соотвѣтствующая реал. г-зіямъ Германіи и проходимая полностью въ 9 л., но больш-во кадетъ выходятъ въ оф-ры, какъ указано выше, пройдя лишь 7 кл. к-са. Предметы: Зак. Божій, нѣм., латин., франц. и англ. (рус.) языки, исторія, географія, ариѳметика и математика, естеств. науки (физика, химія и ест. исторія), чистописаніе и рисованіе. Обзоръ программъ приводитъ къ заключенію, что по всѣмъ предметамъ нѣмцы проходятъ меньше насъ, но повторяютъ и изучаютъ такъ, что все пройденное является ихъ достояніемъ на мног. годы. Препод-ніе всѣхъ предметовъ глубоко-патріотическое. Учебн. годъ начинается съ половины августа и длится до конца іюня; лѣтн. каникулы — 6 нед.; на Пасху и Рождество кадетъ отпускаютъ на 10 дн. Физическое развитіе имѣетъ воен. характеръ: кадеты упражняются въ гимнастикѣ, фехтованіи на штыкахъ, сабляхъ и рапирахъ, въ строев. ученіи и маршировкѣ съ ружьемъ, велосип. и верхов. ѣздѣ, танцахъ, стрѣльбѣ, плаваніи и греблѣ, а также въ подвижн. играхъ. Интересно отмѣтить, что въ послѣд. время нѣмец. печать указываетъ рядъ желат. измѣненій въ устр-вѣ К. к-са. Главная изъ предлагаемыхъ реформъ: 1) необходимость, въ видахъ подъема общ. образованія, допускать къ переходу въ армію кандидатами только тѣхъ кадетъ, к-рые окончили весь курсъ к-са и 2) упраздненіе класса selecta, на томъ основаніи, что при нынѣш. условіяхъ нельзя допустить, чтобы кадетъ сразу переходилъ изъ замкнутой жизни закрыт. учебн. зав-нія въ шумную и дѣят. жизнь оф-ра. Прус. К. к-съ послужилъ примѣромъ для Баваріи и Саксоніи при преобразованіи ими своихъ К. к-совъ. Въ баварскомъ К. к-сѣ (въ Мюнхенѣ) 3 младш. классовъ ие имѣется; курсъ начинается съ 4-го кл. реал. г-зіи и продолжается 6 л.; въ 1-й кл. кадеты принимаются отъ 12 до 14 л., а во 2-й и 3-й не старше 15 и 16 л. Отличіе бавар. к-са отъ прусскаго состоитъ, гл. обр., въ томъ, что кадеты обязаны пройти всѣ 9 кл. реал. г-зіи, и уровень ихъ знаній выше, чѣмъ у больш-ва прус. молод. оф-ровъ. По окончаніи к-са кадеты, при желаніи, м. поступать въ унив-ты и для нихъ не обязателенъ переходъ въ уч-ще для выпуска въ оф-ры. Полный комплектъ кадетъ бавар. К. к-са равняется 210 ч. Саксонскій К. к-съ (въ Дрезденѣ) имѣетъ еще меньше отличій отъ прус. в.-учебн. зав-ній. Въ к-сѣ 7 классовъ, отъ quarta до ober-prima. Комплектъ — 227 ч. По выдержаніи экзаменовъ изъ unter-secund’ы кадеты идутъ на ½-г. въ войска и дальше въ прус. уч-ща. Окончившіе классы prima, подобно тому какъ и въ Пруссіи, переходятъ въ войска и въ ближайшую очередь поступаютъ въ уч-ще. Обученіе и восп-ніе въ обоихъ послѣд. к-сахъ построено по прус. образцу. — Въ Японіи въ наст. время имѣются 5 приготовит. провинціал. 3-класс. К. школъ и центральный К. к-съ въ Токіо съ приготовит. классами, к-рые соотвѣтствуютъ приготовит. провинціал. школамъ. Въ кадет. школы и приготовит. классы поступаютъ мальчики отъ 13 л., при чемъ учебн. курсъ К. школъ и приготовит. классовъ отчасти подходитъ къ курсу 3, 4 и 5-го кл. нашихъ К. к-совъ. Въ центр. К. к-сѣ имѣются еще 2 кл., гдѣ уже находятся юноши отъ 16 до 17 л. и курсъ к-рыхъ соотвѣтствуетъ 6 и 7-му кл. нашихъ К. к-совъ. Всѣ названныя зав-нія имѣютъ цѣлью подготовку своихъ восп-ковъ къ поступленію въ воен. уч-ще. Восп-ніе и обученіе ведется въ духѣ прус. К. к-совъ, при чемъ особ. вниманіе обращается на нравств. восп-ніе. — Въ Черногоріи до 1911 г. оф-ры получали образованіе или въ воен. уч-щѣ, находившемся въ Цетинье и въ наст. время упраздненномъ, какъ недостигающемъ цѣли, или въ военныхъ уч-щахъ Россіи, Италіи и даже Турціи. 24 окт. 1911 г. состоялось открытіе нов. К. к-са. Положеніе или "уредба" объ открытомъ Николаевскомъ королевскомъ К. к-сѣ утверждено 20 апр. 1911 г. и ставитъ к-су цѣль дать мальчикамъ, преимущ-но сыновьямъ заслужен. оф-ровъ, образ-ніе и восп-ніе для успѣшнаго затѣмъ окончанія курса въ рус. воен. уч-щахъ. Т. к. ежегод. потребность въ оф-рахъ маленькой Черногорской арміи выражается весьма скромною цифрою, то рѣшено выпускъ изъ к-са дѣлать не ежегодно, а разъ въ 2 г., но выпускать ок. 20 ч. Вслѣдствіе этого въ к-сѣ ежегодно будутъ открываться лишь 3 класса или разряда, какъ ихъ называетъ "уредба", а именно: одинъ годъ — 1-й, 3-й и 5-й, и другой годъ: 2-й, 4-й и 6-й. Въ к-съ принимаются мальчики не моложе 11 и не старше 15 л. Выборъ кандидатовъ принадлежитъ королю. К-съ будетъ состоять изъ одной роты въ 3 взвода. Ком-ръ роты совмѣщаетъ должность инсп-ра классовъ; ближайшее упр-ніе взводами ввѣряется взводн. ком-рамъ. Наилучшіе изъ кадетъ 6-го разряда по поведенію и ученію назначаются: одинъ — ротн. баріактаромъ (фельдфебелемъ) и 6 — отдѣлен. ком-рами. Воспитаніе, согласно положенію, д. б. проникнуто духомъ правосл. вѣры и строго соотвѣтствовать общ. началамъ черногор. госуд. законоположеній. Предметы по программѣ: Зак. Божій, сербскій и старо-славян. языки и словесность, рус. языкъ и словесность, математика, естеств. исторія, физика, космографія, географія, исторія, законовѣдѣніе, каллиграфія и черченіе. Кромѣ того, половина кадетъ будетъ обучаться франц., и половина — нѣм. языку. На физич. образованіе кадетъ предположено обратить особ. вниманіе; они будутъ заниматься строев. упражненіями, верхов. ѣздой, гимнастикой, фехтованіемъ, плаваніемъ и стрѣльбой изъ винтовокъ и револьверовъ. Кромѣ того, кадеты будутъ обучаться музыкѣ, пѣнію и танцамъ. К-съ находится въ вѣдѣніи воен. мин-ства и непосред-но управляется "комендантомъ" к-са. На должность послѣдняго и вмѣстѣ съ тѣмъ орг-заторомъ всего в.-учебн. дѣла въ Черногор. кор-ствѣ приглашенъ рус. шт.-оф-ръ, ген. шт. полк. Егорьевъ, уже нѣск. лѣтъ занимавшійся преподаваніемъ въ нашихъ воен. уч-щахъ и имѣющій, т. обр., серьез. опытъ въ в.-педаг. дѣлѣ. (А. И. Макаровъ, Памяти Я. И. Ростовцева, "Педаг. Сб.", 1904 г., № 1; Его же, Военно-педаг. наброски, Сборн. статей "Послѣ войны", вып. II, Спб., 1907; И. С. Симоновъ, Гр. Д. А. Милютинъ и в.-учебн. вѣд-во, Спб., 1912; "Моск. Вѣд." 1880 г. № 89, 1882 г. № 235 и 1884 г. № 289, рядъ интерес. статей о реформѣ К. к-совъ; Л. Янушъ, Упадокъ в.-учебн. дѣла, "В. Гол.", 1906 г. №№ 79 и 80; Его же, В.-учебн. зав-нія съ 1850 по 1882 г., "В. Гол." 1906 г., №№ 98 и 100; Къ вопросу о реформѣ нашихъ кад. к-совъ, "В. Гол." 1906 г., № 7; В. Г. ф.-Бооль, Воспоминанія педагога, "Р. Стар." 1904 г., т. IX и слѣд.; Нѣсколько словъ о нашихъ кад. к-сахъ, "Педаг. Сб." 1903 г., № 7; Военная реформа, "В. Гол." 1906 г., № 103; А. Турбинъ, Подготовка офиц. состава, "Оф. Жизнь" 1910 г., №№ 206 и 207; Г.-м. Ваулинъ, Къ вопросу о восп-ніи въ К. к-сахъ," Оф. Жизнь" №№ 212 и 213; Л. Л. Зедделеръ, Герм. в.-учебн. зав-нія, "Педаг. Сб." 1885 г., №№ 8 и 9; Послѣднія 25 лѣтъ въ жизни Гл. К. к-са въ Гроссъ-Лихтерфельдѣ, "Педаг. Сб." 1905 г., № 8; Сипигусъ, Изъ Японіи, "Воен. Сб." 1904 г., № 1; Черногор. кад. к-съ, "Рус. Инв." 1911 г., № 246; В. Недзвѣцкій, Предстоящія измѣненія въ зап.-европ. системахъ подготовки къ офиц. званію, "Педаг. Сб." 1911 г., № 1. Кромѣ того, см. лит-ру къ ст. Военно-учебныя заведенія, Военныя гимназіи и Воспитатели воен.-учебныхъ заведеній.

Кадетскіе корпуса въ ихъ историческомъ развитіи. 1) К-съ кадетовъ (1732 г.) — Сухопут. К. к-съ (1743 г.) — Императ. сухопут. К. к-съ (1766 г.) — 1-й К. к-съ (съ 1880 г.). 2) Арт. и Инженер. Шляхтн. к-съ (1762 г.) — 2-й К. к-съ (съ 1800 г.) — 2-й Е. Имп. Петра В. к-съ (съ 1912 г.). 3) Шкловское благород. уч-ще (1788 г.) — Гродненскій К. к-съ (1795 г.) — Смоленскій К. к-съ (1806 г.) — Моск. К. к-съ (1894 г.) — 1-й Моск. К. к-съ (1837 г.) — 1-й Московскій Имп-цы Екатерины II К. к-съ (съ 1903 г.). 4) Импер. в.-сиротскій домъ (1798 г.) — Павлов. К. к-съ (1829 г.) — упраздненъ въ 1863 г. 5) Александровскій К. к-съ для малолѣтнихъ (1829 г., упраздненъ въ 1862 г.). 6) Тамбовскій К. к-съ (1830 г., преобразованъ изъ Тамбов. дворян. уч-ща, открытаго въ 1802 г.); въ 1841 г. б. преобразованъ въ неранжированную роту Воронеж. К. к-са, упраздненъ въ 1865 г. 7) Новгородскій гр. Аракчеева К. к-съ (1834 г.) — Нижегородскій гр. Аракчеева К. к-съ (съ 1882 г.). 8) Орловскій Бахтина К. к-съ (1835 г.). 9) Полоцкій К. к-съ (1835 г.). 10) Петровско-Полтавскій К. к-съ (1836 г.). 11) Мих.-Воронеж. К. к-съ (1836 г.) — Воронежскій В. Кн. Михаила Павловича К. к-съ (съ 1905 г.). 12) 2-й Московскій К. к-съ (1837 г.) — 2-й Моск. Имп. Николая К. к-съ (съ 1896 г.). 13) Тульскій Александровскій К. к-съ (1837 г.), преобразованъ изъ Тульск. Александр. воен. уч-ща, упраздненъ въ 1865 г. 14) Александровскій-Брестскій К. к-съ (1841 г.), упраздненъ въ 1863 г. 15) Оренбургскій-Неплюевскій К. к-съ, преобразованъ въ 1844 г. изъ Оренб.-Неплюев. воен. уч-ща, учрежденнаго въ 1824 г. 16) Сибирскій К. к-съ (1845 г.), преобразованъ изъ Омскаго войсков. уч-ща, открытаго въ 1813 г. — Омскій К. к-съ (съ 1907 г.). 17) Александровскій Сиротскій К. к-съ (1850 г.), упраздненъ въ 1863 г. 18) Неранжированный Владимірскій-Кіев. К. к-съ (1851 г.) — Владимірск. Кіевск. К. к-съ (1857 г.). 19) Симбирскій К. к-съ переименованъ (въ 1882 г.) изъ Симбир. воен. гимназіи, учрежденной въ 1873 г. 20) Александровскій К. к-съ переименованъ (въ 1882 г.) изъ 3-ей Петерб. воен. г-зіи, учрежденной въ 1873 г. — Имп. Александра II К. к-съ (съ 1903 г.). 21) Тифлисскій К. к-съ переименованъ въ 1882 г. изъ Тифлис. воен. г-зіи, учрежденной въ 1875 г. — Тифлисскій В. Кн. Михаила Николаевича К. к-съ (съ 1909 г.). 22) 4-й Моск. К. к-съ, переименованъ въ 1882 г. изъ 4-ой Моск. воен. г-зіи, учрежденной въ 1876 г., переименованъ въ 3-й Моск. К. к-съ (1892 г.) — 3-й Моск. Имп. Александра II К. к-съ (съ 1908 г.). 23) Псковскій К. к-съ переименованъ въ 1882 г. изъ Псков. воен. г-зіи, учрежденной въ 1876 г. 24) 3-й Моск. К. к-съ переименованъ въ 1882 г. изъ 3-ей Моск. воен. г-зіи, учрежденной въ 1874 г., упраздненъ въ 1893 г. 25) Донской К. к-съ (1883 г.) — Донской Имп. Александра III К. к-съ (съ 1898 г.). 26) 2-й Оренб. К. к-съ (1887 г.). 27) Ярославскій К. к-съ (1896 г.). 28) Суворовскій К. к-съ (1899 г.). 29) Одесскій К. к-съ (1899 г.). 30) Сумскій К. к-съ (1900 г.). 31) Хабаровскій К. к-съ (1900 г.) — Хабаровскій гр. Муравъева-Амурскаго К. к-съ (съ 1908 г.). 32) Владикавказскій К. к-съ (1902 г.). 33) Ташкентскій Насл. Цесаревича К. к-съ (1904 г.). 34) Вольскій К. к-съ (1908 г.). 35) Никол. К. к-съ (1882 г.) ведетъ начало отъ школъ гвард. подпрап-ковъ (1823). 36) Финлянд. К. к-съ, учрежденъ въ 1812 г., упраздненъ въ 1903 г. 37) Калишскій К. к-съ, учрежденъ въ 1793 г., упраздненъ въ 1831 г.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое "Кадетские корпуса" в других словарях:

  • кадетские корпуса — кадетские корпуса, в России привилегированные средние военные учебные заведения закрытого типа. В  кадетские корпуса принимались преимущественно дети дворян. В XVIII — середине XIX вв. большая часть кадетских корпусов выпускала офицеров.… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Кадетские корпуса —       в России привилегированные средние военные училища заведения закрытого типа. В К. к. принимались преимущественно дети дворян. В XVIII середине XIX вв. большей частью К. к. выпускала офицеров. В 60 х гг. XIX в. К. к. реорганизованы: на базе… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • КАДЕТСКИЕ КОРПУСА — в России до 1918 г. закрытые средние военно учебные заведения преимущественно для детей офицеров …   Юридический словарь

  • КАДЕТСКИЕ КОРПУСА — средние военно учебные заведения, с 7 ми летним курсом, для детей дворян и офицеров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • кадетские корпуса — Здание 3 го кадетского корпуса в начале XX в. Москва. кадетские корпуса закрытые средние военно учебные заведения для детей офицеров, военных и гражданских чиновников. 1 й Московский Кадетский корпус (основанный в 1778 как Шкловское благородное… …   Москва (энциклопедия)

  • Кадетские корпуса —         в России средние привилегированные военно учебные заведения закрытого типа. Ведут своё начало со 2 й половины 17 в., когда в Пруссии были созданы кадетские школы для подготовки дворянских детей к военной службе.          В России первый К …   Большая советская энциклопедия

  • кадетские корпуса — в России, закрытые средние военно учебные заведения преимущественно для детей офицеров. Первый кадетский корпус открыт в 1732, к середине XIX в. было XVIII кадетских корпусов. В 1863 1882 вместо кадетских корпусов действовали военные гимназии.… …   Энциклопедический словарь

  • КАДЕТСКИЕ КОРПУСА — (от франц. cadet младший) средние общеобразоват. закрытые воен. уч. заведения. Первоначально возникли в Пруссии в 1653 как школы для подготовки дворянских детей к воен. службе. Первый К. к. в России открыт в 1732 в Петербурге по инициативе фельдм …   Советская историческая энциклопедия

  • Кадетские корпуса — I имеют целью (Св. Воен. Пост., 1869 г., кн. XV, по третьему продолжению, приложение, ст. 1) доставлять малолетним, предназначаемым к военной службе в офицерском звании и, преимущественно, сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кадетские корпуса — в России ср. воен. уч. заведения закрытого типа преим. для детей офицеров. 1 й К. К. осн. в 1732 в Петербурге ( Корпус кадет , с 1752 Сухопутный шляхетский К. К., позже Первый К. К.). В 18 в. К. К. готовили и офицеров, и гражд. чиновников, в 1 й… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»