Перевозочные средства осадной и крепостной артиллерии это:

Перевозочные средства осадной и крепостной артиллерии

ПЕРЕВОЗОЧНЫЯ СРЕДСТВА ОСАДНОЙ И КРѢПОСТНОЙ АРТИЛЛЕРІИ. 1) Осад. передокъ (по 1 на 10 орудій) служитъ для перевозки орудій не тяжелѣе 120 пд.; упряжка — 10 лош. (4 въ корню и 2 уноса по тройкѣ); при перевозкѣ грузовъ до 215 пд. припрягается 3-й троечный уносъ. Передокъ состоитъ изъ желѣзн. оси А (фиг. 1) съ двумя колесами діам. 68 дм. и шириною шины 4 дм., при ширинѣ хода — 57 дм., и изъ прикрѣпленной подвязями дерев. рамы, состоящей изъ 3 продольн. брусьевъ C и B, при чемъ средній В вдвое шире боковыхъ и снабженъ спереди вырѣзомъ для вставки дышла Е, прикрѣпл-го двумя сквозн. болтами d. На задн. концѣ средн. бруса укрѣпленъ шворень F для надѣванія хобота лафета при перевозкѣ. Впереди шворня привинченъ желѣз. дуговой слизень G, на к-рый и ложится хоботъ. Въ серединѣ прикрѣплена поперечн. желѣз. доска H съ вырѣзами для помѣщенія двухъ желѣз. тормазн. башмаковъ К, когда въ нихъ нѣтъ надобности. Спереди поперекъ брусьевъ приделана постоян. вага N съ 2 вальками T для постромокъ и къ ней привязана другая наклад. вага P съ друг. парой вальковъ. На крюкъ же на концѣ дышла привѣшивается уносная вага съ 3 вальками. Концы ваги N съ концами оси скрѣплены закрутнями R. Вѣсъ передка — 38 пд. Для дальней перевозки въ осадн. арт-ріи на передокъ надѣваются лафетн. колеса діам. 58 дм., а передк. колеса въ 64 дм. — на ось лафета; въ сухоп. кр-стяхъ осадн. передокъ всегда снабженъ колесами діам. 58 дм. 2) Крѣп. передокъ обр. 1835 г. и обр. 1883 г. (по 1 на 30 ор.) служитъ для перевозки грузовъ (орудій, лафетовъ, платформъ и т. п.) до 400 пд.; оба образца отличаются между собою несущественно. Передокъ обр. 83 г. состоитъ изъ желѣзн. оси А (фиг. 2), врѣзанной въ дерев. лопасть и скрѣпленной съ нею обоймами, съ двумя колесами діам. 86 дм. и шиною въ 6 дм. шириною, при ширинѣ хода 66 дм., и изъ прикрѣпл-хъ подвязями къ оси дышла C и 2 боков. спицъ B, скрѣпл-хъ между собою болтомъ и оковкою. Снизу поперекъ дышла прикрѣплена вага К, связанная съ концами оси закрутнями L. Сверху дышла привинченъ горбыль H, окованный жел. полосой F съ отогнутымъ кверху заднимъ концомъ G. Орудія для перевозки безъ лафетовъ подвѣшиваются подъ дышло на веревкахъ и цѣпяхъ. При надобности въ перевозкѣ грузовъ болѣе 400 пд. 2 передка соединяются въ 4-колесн. повозку. Вѣсъ передка — 60 пд. 3) Легкій крѣп. передокъ полк. Дурлахера въ 1906 г. введенъ въ штатъ крѣп. имущ-ва по 1 на 2 орудія крѣп. клб. и постепенно д. вытѣснить оба стар. образца. Состоитъ изъ жел. оси (фиг. 3) съ 3 колесами діам. 54 дм. и шириною шины 24 дм. и изъ шарнирно съ нею связ-хъ дышла и 4 жел. тягъ, идущихъ къ дышлу и къ концамъ желѣзной же ваги, укрѣпленной на дышлѣ. Въ срединѣ оси имѣется утолщеніе съ навинтов-мъ отверстіемъ, въ к-рое входить винтъ; нижн. конецъ винта снабженъ крюкомъ, а на верхній навинчена матка съ рукоятками или маховикомъ. Вращая винтъ, м. поднять прицѣленный къ его крюку хоботъ лафета, и тогда онъ съ передкомъ образуетъ 4-колесн. повозку для перевозки. Для перевозки платформен. лѣса къ крюку подвешивается жел. площадка. Вѣсъ передка — 141/2 пд.; грузоподъемность — 215 пд. 4) Для перевозки орудій не тяжелѣе 80 пд. примѣняются старые 2-колесн. полев. батар. передки обр. 1845—74 гг. со шворнемъ и съ коробомъ для боев. припасовъ. Діам. колесъ 49 дм., ширина хода — 58 дм., ширина шины — 21/4 дм., вѣсъ передка — 931/2 пд. 5) Желѣз. трикебаль обр. 1867 г. въ нѣк-рыхъ кр-стяхъ еще сохранился, но изъ штатн. имущ-ва уже выведенъ. Это 4-колесн. желѣз. повозка для перевозки грузовъ не болѣе 215 пд. подвѣшиваніемъ ихъ на цѣпяхъ подъ осями и переводинами. 6) Двухколесный волокъ обр. 1867 г. (по 1 на каждыя 30 ор. стоящихъ въ казематахъ, но не менѣе 2 шт. въ каждой кр-сти) служитъ для перевозки грузовъ до 215 пд. по потернамъ и др. узкимъ проходамъ; очень удобенъ для этихъ цѣлей, благодаря своей поворотл-сти. Волокъ (фиг. 4) состоитъ изъ 2 дерев-хъ, оков-хъ желѣзомъ парал. станинъ, скрѣпл-хъ 2 болтами съ дерев-ми распорн. подушками, и изъ жел. оси съ парою чугун. колесъ. Вѣсъ — 161/4 пд., ширина — 31/4 фт., высота — 13/4 фт., діам. колесъ — 18 дм. 7) Медвѣдка служитъ для перевозки грузовъ до 1000 пд. и состоитъ (фиг. 5) изъ 2 ходовъ, соед-хъ прочной брусч. дерев. рамой, окованной желѣзомъ. Оба хода — одинак. устр-ва, состоятъ каждый изъ жел. оси съ 2 чугун. катками и со шворнемъ посреди лопасти, на к-рый надѣвается попереч. брусъ рамы; ось отъ вращенія ок. своего шворня м. удерживаться 2 засовами. На концахъ осей надѣто по крюку для зацѣпленія вальковой ваги своими проушинами; повозка можетъ одинаково двигаться впередъ и назадъ, стоитъ только перецѣпить вагу. Къ концамъ рамы прикрѣплено по парѣ откидныхъ упоровъ с, к-рые, будучи опущены, препятствуютъ медвѣдкѣ скатываться назадъ при подъемахъ. При перевозке грузъ (орудіе, лафетъ и т. д.) кладется на 2 подушки съ вырѣзами, уложенныя поперекъ рамы, и привязывается канатами къ скобамъ и крюкамъ рамы. Длина медвѣдки — 76 дм., ширина — 42,5 дм., высота — 20 дм., ширина хода — 27 дм., діам. катковъ — 12 дм., ширина шины — 9 дм., полн. вѣсъ — 663/4 пд. Повозка очень неповоротливая и неуклюжая. 8) Двухколесная телѣжка обр. 1867 г. для перевозки тяжестей до 60 пд. положена по расчету 0,15 на каждое орудіе кр-сти, при чемь каждая отдѣл. б-рея д. имѣть 1 телѣжку. Телѣжка (фиг. 6) состоитъ изъ жел. оси, врѣзанной въ дерев. накладку, съ к-рой скрѣплена подвязями рама, состоящая изъ 2 продол. брусьевъ, переходящихъ въ оглобли съ попереч. ручкой, и изъ 2 попереч. брусьевъ — передняго и задняго; продол. брусья связаны 2 жел. болтами i, k и расперты 4 попереч. брусками E. Поверхъ рамы имѣется досчатый настилъ Д. На концы оси надѣта пара колесъ діам. 49 дм. Для перевозки мелк. снарядовъ, зарядовъ и др. некрупн. предметовъ на раму ставится и закрѣпляется засовами ящикъ m, состоящій изъ 4 стѣнокъ, а для укладки снарядовъ болѣе 6-дм. калибра, вмѣсто ящика, кладутся особыя прокладочн. клѣтки — рамы (фиг. 7), между к-рыми и кладутся снаряды лежмя. Ширина хода — 44 дм.; высота телѣжки — 58 дм., длина — 132 дм.; вѣсъ — 133/4 пд. Кромѣ того, въ крѣп. и осад. арт-ріи разрѣшено заводить рабочія телѣги, не стѣсняясь крнструкціей, лишь бы онѣ удовлетворяли своему назначенію и были удобны. Изъ этого рода П. средствъ только 3 повозки д. имѣть установлен. форму. 9) Осадныя дроги обр. 48 г. съ измѣненіями 85 г., для грузовъ ок. 80 пд., состоятъ изъ двухъ 2-колесн. ходовъ, связ-хъ между собою дерев. рамою и тягою. На жел. оси каждаго хода наложены дерев. накладки. Въ накладку задн. хода врѣзаны продольн. брусья рамы А (фиг. 8), а на передній ходъ рама наложена своимъ поперечн. брусомъ на шворнѣ. Снизу обѣ оси связаны продольн. тягою B на шворняхъ. Дышло врѣзано въ накладку передн. хода, проходитъ корнев. концомъ за ось и опирается на слизень а, прикрѣпленный подъ передн. концомъ рамы. Спереди рамы укрѣпленъ ящикъ-сидѣнье съ поручнями для ѣздового. Въ переднюю же осевую накладку врѣзаны по бокамъ дышла 2 сницы, сходящіяся передн. концами у дышла, гдѣ къ нему поперекъ прикрѣплены коренная и привязн. ваги съ вальками для впряганія 4 лошадей, — двухъ въ дышло и двухъ на пристяжку; на конецъ дышла навѣшивается уносная вага съ 2 вальками. Діам. передн. колесъ — 42,5 дм., заднихь — 49 дм., ширина хода — 58 дм.; ширина повозки по накладн. вагѣ — 84 дм.; вѣсъ повозки — 42 пд. 10) Батар. повозка обр. 66 г. въ четверочной упряжкѣ и для грузовъ до 55 пд. и 11) парная повозка обр. 84 г. для грузовъ до 40 пд. (см. Повозки военныя). Наконецъ, для нуждъ крѣп. арт-ріи въ широк. степени примѣняются переносныя и пост. ж. дороги. Переносн. ж. дороги имѣются 2 типовъ: Дольбергъ-Яловецкаго, г.-л. Тахтарева и Дековиля, при чемъ послѣдняя примѣняется, гл. обр., въ берег. кр-стяхъ. Наибол. распростр-ніе имѣетъ сист. г.-л. Тахтарева; она предназначена для перевозки грузовъ до 560 пд., имѣетъ ширину колеи 1 мтр. и состоитъ изъ прямыхъ (фиг. 9) и кривыхъ (фиг. 10) рельсов. звеньевъ дл. 86 и 40 дм., стрѣлокъ, разъѣздовъ (фиг. 11), поворотн. круговъ (фиг. 12), вагончиковъ (фиг. 13) и платформъ. Шпалы В (фиг. 14) — желѣзныя съ зигзагообр. сѣченіемъ, удобно врѣзаются въ землю и, благодаря своей формѣ, обладаютъ при маломъ вѣсѣ достаточно большимъ сопр-леніемь раздавливанію. Соединеніе стыковъ производится помощью скобъ Е на одномъ изъ концовъ рельса и подвижныхъ башмаковъ Д съ крюками К на друг. концѣ. Платформы своими штырями на концахъ накладываются на 2 поставленные одинъ за другимъ вагончика въ имѣющіяся въ ихъ центрѣ отверстія V. (Чернопятовъ, Вспомогательныя средства и дѣйствія въ крѣп. и осадн. артиллеріи, 1909 и 1910).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»