Архангельский порт это:

Архангельский порт

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПОРТЪ на о-вѣ Соломбала, близъ устья Сѣв. Двины, подъ 64° 33′ сѣв. шир. и 56° 33′ вост. долг., на с.-в. отъ г. Архангельска, отъ котораго онъ отдѣленъ притоками Двины — Кузнечихою, Маймаксою и Повракулкою. О-въ Соломбала, простр. въ 8½ кв. вер., вслѣдствіе пересѣченія юго-зап. своей части рѣчками Соломбалкою и Курьею, образуетъ три островка: Банный, Никольскій и б. Соломбальскій, на которыхъ и находилось со времени Петра I А. военное адмиралтейство; сѣв.-вост. же часть о-ва была занята Адмиралтейской слободой. При сліяніи Кузнечихи и Маймаксы, въ 30 вер. ниже о-ва Соломбала, находится небольшой заливъ — Лапоминская гавань, открытый лишь съ ю.-з. и дающій убѣжище для судовъ, безопасное и отъ весеннихъ льдовъ. Такую же удобную стоянку давала прежде и Повракулка, нынѣ обмелѣвшая. Въ черту воен. А. порта входили также лежавшіе по берегу Кузнечихи, на городской сторонѣ, ниже города, Адмиралтейскій Ширтемскій заводъ, морской госпиталь и учебная батарея съ пороховыми погребами. А. торговый портъ возникъ въ царствованіе Ивана IV Грознаго. Въ 1553 г. къ устьямъ Сѣв. Двины пришелъ подъ командою Ричарда Ченслера англ. торговый корабль, искавшій сѣверный морской путь въ Китай. Англичане получили отъ Царя право безпошлиннаго торга и стали ходить въ Бѣлое море; за англійскими кораблями не замедлили появиться голландскіе; установился ежегодный торгъ, продолжавшійся съ іюля по конецъ сентября, названный Архангельской ярмаркой (по имени монастыря, основаннаго близъ устья Двины, на мысѣ Туръ-Наволокѣ, еще въ XII вѣкѣ). Въ 1584 г. около монастыря поставленъ городъ. Основаніе его являлось слѣдствіемъ потери Россіей Балтійскійхъ береговъ въ 30-лѣтней борьбѣ съ Польшей и Швеціей за Ливонію; Московское государство очень дорожило Арх-скомъ, открывавшимъ возможность непосредственныхъ сношеній съ главными европейскими рынками. Къ 1693 г. въ Арх-скѣ имѣлось уже 29 домовъ, принадлежавшихъ иностраннымъ купцамъ, и къ нему приходило ежегодно до 40 кораблей. Въ этомъ году Петръ I впервые посѣтилъ Арх-скъ и, понявъ невыгоду отсутствія русской активной торговли, рѣшилъ завести торговый флотъ на Бѣломъ морѣ. Въ томъ же году Петръ основалъ въ Арх-скѣ верфь на среднемъ Соломбальскомъ о-вѣ, гдѣ собственноручно заложилъ первый торговый корабль Св. Павелъ (86 фт. длины, 22 фт. шир. и 9 фт. осадки); постройкой завѣдывалъ воевода Апраксинъ, строили голландцы Никлясъ и Янъ. Корабль былъ спущенъ 20 мая 1694 г. Въ то же время Петръ заказалъ въ Голландіи 44-пушечный торговый фрегатъ, 21 іюля 1694 г. самъ встрѣтилъ его въ Арх-скѣ и назвалъ: Святое Пророчество. Тѣмъ же лѣтомъ, на яхтѣ Св. Петръ, подаренной Петру купцами Бажениными, Царь съ обоими кораблями проводилъ Бѣлымъ моремъ 8 иностранныхъ кораблей и, вернувшись въ Арх-скъ, отправилъ Св. Павелъ съ казеннымъ товаромъ (поташомъ, смолой, хлѣбомъ и лѣсомъ) въ Голландію подъ русскимъ флагомъ. Общее наблюденіе за дальнѣйшей постройкой купеческихъ. судовъ до 1701 г. лежало на воеводѣ, а затѣмъ на адмиралтейскомъ приказѣ и экипажмейстерахъ порта. Въ 1701 г. было построено еще 6 кораблей, длин. 126 фт., углубл. отъ 10 до 12 фт.; это были трехпалубныя и трехмачтовыя суда, съ окнами для пушекъ, и отъ 8 до 34 шестифунт. орудій. Пушки и желѣзо доставлялись въ Арх-скъ съ Устюжскихъ и Бѣлоозерскихъ заводовъ чрезъ Ярославль и Вологду, а лѣсъ сплавомъ по Двинѣ изъ Тотьмы, Устюга, Каргополя и Сольвычегодска. На уходящихъ съ казеннымъ товаромъ за границу корабляхъ посылались сначала по 3—4 чел. русскихъ матросовъ (1/10 всей команды для "спознанія морского хода, корабельной оснастки и нѣмецкаго языка"), а затѣмъ русскіе корабли давались на откупъ иностраннымъ шкиперамъ съ обязательствомъ имѣть всю команду русскую. Къ 1718 г. число торговыхъ русскихъ кораблей достигло 13, и въ то же время возрасло вчетверо число приходящихъ въ Арх-скъ иностранныхъ кораблей (въ 1700 г. — 64, въ 1716 г. — 233). Ввозъ заключался въ ружьяхъ, мѣди, свинцѣ, сѣрѣ, бакатѣ, блокахъ, компасахъ, песочныхъ склянкахъ, сукнѣ, оловянной посудѣ и табакѣ; вывозъ — въ поташѣ, смолѣ, хлѣбѣ, лѣсѣ и пеньковыхъ канатахъ. Торговля была наполовину мѣновой, наполовину денежной; ей способствовали различныя льготы отпуска. Въ 1704 г. былъ введенъ ластовый и лоцманскій сборы; заявленныя иностранными купцами претензіи на безпошлинный торгъ удовлетворены не были и скоро прекратились; лоцманская организація и огражденія Двинскаго фарватера произведены по проекту в.-адм. Крюйса. Съ окончаніемъ Сѣверной войны Петръ возвратилъ русскую торговлю на ея древнѣйшій путь — къ берегамъ Финскаго залива. Рядъ указовъ уже съ 1713 г. постепенно стѣснялъ торговыя операціи Арх-ска, направляя ихъ къ устъямъ Невы. Въ 1722 г. (4 апр.) было повелѣно привозить въ А. портъ изъ страны не болѣе товаровъ, чѣмъ потребно для нуждъ мѣстныхъ жителей. Эти мѣры вызывались желаніемъ укрѣпить экономически Ингерманландію. Въ то же время, заботясь о более широкомъ развитіи стариннаго поморскаго промысла, Петръ въ 1723 г., по проекту иноземца Гарцина, рѣшилъ создать на Бѣломъ морѣ особую "китоловную компанію" и повелѣлъ Баженину казенными средствами построить въ Арх-скѣ 3 китоловныхъ судна. Возстановленіе въ 1734 г. военнаго судостроенія въ Арх-скѣ, уничтоженіе въ 1755 г. внутреннихъ пошлинъ и предоставленіе въ 1762 г. А. торговлѣ "равной противъ С.-Петербургскаго и прочихъ портовъ свободы и пошлины" — все это способствовало развитію торговли и промышленности и вызвало возникновеніе въ Арх-скѣ нѣсколькихъ купеческ. верфей и заводовъ. Въ 1787 г. половина вывозной торговли находилась въ рукахъ русскихъ купцовъ, имѣвшихъ въ Арх-скѣ до 30 торговыхъ фирмъ. Въ 1800 г. право вывоза строительнаго лѣса предоставлено лишь россійскому купечеству, съ разрѣшеніемъ ему пользоваться для кораблестроенія за незначительную плату лѣсомъ казенныхъ дачъ; установлена грузовая рейсовая премія къ иностраннымъ портамъ и обратно по Бѣлому морю — 15 р. за ластъ. Въ случаѣ недостатка вольнонаемныхъ, предоставлено было владѣльцамъ кораблей право требовать отъ адмиралтейства по 4 матроса на каждый корабль, съ платою имъ жалованія отъ Коммерцъ-коллегіи. Результатомъ этихъ мѣръ явилась постройка въ 1804 г. 58 мореходныхъ коммерческихъ судовъ, принадлежавшихъ А. купечеству, а въ 1806 г. одинъ только Сумскій посадъ имѣлъ 148 судовъ, изъ коихъ 80 мореходныхъ дальняго плаванія. Въ 1803 г., по ходатайству министра коммерціи гр. Румянцева, выполнена Петровская идея объ учрежденіи Бѣломорской китоловной компаніи, со складочнымъ мѣстомъ въ Колѣ и стоянкой компанейскихъ судовъ въ Екатерининской гавани. Кругъ дѣйствій компаніи обнималъ Бѣлое море и Сѣверный океанъ съ всѣми островами. Несмотря на всѣ невыгоды континентальной системы, въ 1813 г. число мореходныхъ дальняго плаванія судовъ въ Арх-скѣ достигло 300; отдѣльные владѣльцы имѣли ихъ до 20. Съ этого года Бѣломорская компанія прекратила свою дѣятельность, и перевѣсъ неизмѣнно уже клонился въ сторону иностранцевъ; число ихъ торговыхъ судовъ въ Арх-скѣ увеличивалось, а русское купеческое судостроеніе постепенно замирало. Къ 1831 г. строеніе мореходныхъ коммерческихъ судовъ въ Арх-скѣ прекратилось и отсутствуетъ до настоящаго времени. Внѣшняя торговля А. порта выражается въ нижеслѣдующихъ цифрахъ: ввозъ въ 1894 г. на 989.915 р., въ 1908 г. на 2.692.818 р.; вывозъ въ 1884 г. на 7.319.189 р., въ 1908 г. на 12.468.096 р. За тѣ же годы каботажный привозъ держится около 600.000 пудовъ, а каботажный вывозъ около 2.000.000 пуд. Главный заграничный вывозъ — въ лѣсѣ и лѣсныхъ продуктахъ; главный предметъ ввоза: рыба изъ Норвегіи и колоніальные товары. Соотношеніе между совершающими заграничные рейсы русскими и иностранными кораблями не измѣнилось и продолжаетъ быть невыгоднымъ для Россіи: почти весь русскій ввозъ и вывозъ находятся въ рукахъ иностранцевъ. А. военный портъ возникъ при Петрѣ I. Въ 1733 г. военная морская комиссія положила "изъ построенныхъ въ Арх-скѣ кораблей нѣкоторую эскадру при томъ портѣ для диверсій содержать", а въ слѣд. году построена была батарея изъ 25 пушекъ на сѣв. берегу Лапоминской гавани. Въ 1790 г. приняты мѣры противъ нападенія шведскихъ катеровъ, вооружавшихся въ Англіи: въ устьяхъ Двины поставлены 5 фрегатовъ и 6 канонерскихъ лодокъ — по двѣ въ Березовскомъ, Мурманскомъ и Пудоженскомъ устьяхъ; 3 катера посланы въ крейсерство отъ мыса Катенеса къ о-ву Крюсъ Эландъ, и отъ него къ о-ву Моржовцу и мысу Орлокена, — для донесенія фрегатамъ о непріятелѣ и защиты рыболововъ; воздвигнуты батареи: въ Лапоминской гавани 2 по 9 орудій, на о-вѣ Мудьюжскомъ 1 въ 8 орудій, на о-вахъ въ Мурманскомъ устьѣ 2 по 10 орудій, на о-вахъ въ Пудоженскомъ устьѣ — 15 орудій (всѣ 30 фунтовыя), на о-вахъ Никольскаго устья — 6 орудій 12-фунтовыхъ. По берегамъ Бѣлаго моря организована огненная сигнализація до Арх-ска. Въ 1800 г., по случаю разрыва съ Англіей, учреждено крейсерство 3 крейсеровъ противъ Новодвинской крѣпости, усиленной до 78 пушекъ; противъ крѣпости на о-вѣ Марковѣ поставлено 9 орудій. Тѣ же три Двинскихъ устья, что и въ 1700 г., заграждены были каждое двумя 2-пушечными канон. лодками, 10 карбасами и 20 ялами, по пушкѣ на каждомъ. Къ 1807 г. устроены по берегу батареи: Адмиралтейская, Гаванская, Усть-Маймакская, Повракульская, Лапоминская, Мурманская, Лицкодвинская, Вижняжневская, вооруженныя отъ 7 до 16 орудіями каждая. Къ 1809 г. вооруженіе береговыхъ батарей доведено до 109 орудій 12—24-фунт.; оборонительный флотъ, раздѣленный къ этому времени на 8 отрядовъ, состоялъ, кромѣ фрегатовъ и катеровъ, изъ 4 плавучихъ батарей по 14 орудій, 14 канон. лодокъ по 3 орудія и 70 однопушечныхъ іоловъ и барказовъ; противъ крѣпости сооруженъ бонъ, а на барѣ устроено подводное препятствіе изъ якорей. За время съ 1800 по 1811 гг. англичане не подходили къ Арх-ску; лишь однажды (въ 1809 г.) 2 англ. вооруженныхъ шлюпа вошли въ Екатерининскую гавань и въ Колу, гдѣ сожгли нѣсколько рыбачьихъ лодокъ, а наши крейсеры захватили одно 2-мачтовое англ. военное судно. Въ 1854 г. оборона Арх-ска оказалась запущенной. Въ 2 мѣсяца было построено 20 2-пушечныхъ канон. лодокъ и разставлено въ устьяхъ, у о-ва Мудьюжскаго и у входа въ Лапоминскую гавань; въ устьяхъ и на другихъ старыхъ мѣстахъ возведены батареи и разставлено 44 ор., крѣпость вооружена 38 ор.; въ гарнизонѣ Арх-ска состояло 5612 нижн. чиновъ — солдатъ и матросовъ; крестьянамъ роздано было 3.000 кремневыхъ ружей; знаки и башни на Бѣломъ морѣ были сняты, а маяки потушены; Соловецкій монастырь укрѣпленъ 8 ор., а сокровища его перевезены въ Сійскій монастырь (въ 150 вер. отъ берега за Арх-скомъ). Къ 1855 г. построено было еще 10 кан. лодокъ. Въ іюнѣ 1854 г. непріятель въ числѣ 10 винтовыхъ, глубокосидящихъ судовъ, не подходя къ Арх-ску, уничтожалъ наши рыбацкія суда; на слѣдующій годъ, придя въ числѣ всего 7 судовъ, болѣе слабыхъ, онъ продолжалъ безпрепятственно дѣлать то же самое. Наши 6 клиперовъ, строившихся въ Арх-скѣ, не имѣли винтового двигателя, за которымъ по окончаніи войны перешли въ Кронштадтъ. Военное судостроеніе. Въ 1708 г. Петръ I приказалъ строить на Соломбальской верфи военные корабли — съ цѣлью скорѣйшаго созданія Балтійскаго флота. Въ 1710 г. спущены на воду три 32-пушечн. фрегата. Въ 1711 г. построены два 54-пуш. фрегата. Въ 1712 г., усердіемъ в. губ. Курбатова и экипажмейстера Баженина, приказаніе Петра о спѣшной постройкѣ, вооруженіи и снабженіи 3 такихъ же кораблей выполнено въ 8 мѣсяцевъ. Имена кораблей были: Михаилъ, Гавріилъ, Рафаилъ, Уріилъ, Селафаилъ, Ягудіилъ и Варахаилъ; они имѣли до 290 чел. команды. Черезъ 19 лѣтъ, въ 1734 г. было заложено на Соломбалѣ два 54-пуш. корабля. Еще въ 1729 г. воинская морская комиссія рѣшила сдѣлать въ Арх-скѣ главн. военный судостроительный портъ, въ виду близости къ нему лиственичныхъ лѣсовъ и полезной практики личнаго состава при переходѣ кораблей изъ Арх-ска въ Балтійское море. Въ 1733 г. въ Арх-скъ назначенъ главнымъ ком-ромъ к.-адм. Бредаль, строителями Брантъ и Козенцъ, и послано около 500 рабочихъ. Учреждена портовая контора для оборудованія порта, судостроенія и снабженія въ самомъ широкомъ масштабѣ, построены элинги, краны, мастерскія, склады, канатный заводъ и дома для командъ. Въ 1738 г. состоялся указъ адмиралтействъ-коллегіи о ежегодномъ строеніи въ А. порту по 1 кораблю, закладывая по очереди 66-пуш., 54-пуш. корабли и 32-пушечный фрегатъ. Приказано было имѣть постоянный въ порту запасъ лиственницы на 4 корабля, 2 фрегата и ремонтъ судовъ всего флота. Съ 1734 по 1800 г. въ А. порту построено было 104 корабля, болѣе всего 66-пушечныхъ, 32 фрегата и 62 мелк. судна (за это же время въ Петербургѣ и Кронштадтѣ построено лин. кораблей всего 52, т. е. вдвое меньше). Изъ 89 лин. кораблей, построенныхъ съ 1743 по 1800 годъ, перешли въ Кронштадтъ 50, участь 23 неизвѣстна, 2 разбились въ Средиземномъ морѣ, 2 переведены въ Черное, остальные 11 погибли на пути въ Кронштадть. Имена кораблямъ обыкновенно давались лишь по приходѣ въ Кронштадтъ, куда они шли за номерами, по одиночкѣ или отрядами. Чертежи строившихся судовъ представлялись на утвержденіе Адмиралтействъ-коллегіи. Обыкновенно только корабли строились средствами порта, а постройка фрегатовъ сдавалась съ подряда вольнымъ плотникамъ за 14—16 тыс. руб. Для ремесленнаго образованія въ 1734 г. была учреждена въ Арх-скѣ адмиралтейская цифирная школа, которая росла вмѣстѣ съ приростомъ рабочаго населенія. Съ 1800 г. значеніе судостроенія въ Арх-скѣ нѣсколько понизилось: за время съ 1800—1850 г. построено, лин. кораблей въ Арх-скѣ и въ Петербургѣ поровну (по 48). Въ 1803 г. товарищъ министра морскихъ силъ Чичаговъ, посланный въ Арх-скѣ для выясненія вопроса о работоспособности порта, пришелъ къ убѣжденію въ необходимости "ограничить портовую дѣятельность въ виду крайней несостоятельности адмиралтейства". Усматривая недостатокъ лиственницы, неудобство обмелѣнія фарватеровъ, "отчего кораблямъ нельзя было въ подводной части давать наилучшее образованіе", неудобство доставленія матеріаловъ изъ Петербурга, Чичаговъ предполагалъ ограничиться въ будущемъ постройкой въ Арх-скѣ "фрегатовъ, транспортовъ и прочихъ малыхъ судовъ", съ тѣмъ, чтобы окончательное изготовленіе и вооруженіе ихъ производились въ Петербургѣ. Соображенія Чичагова были Высочайше одобрены въ 1807 г., а въ 1809 г. пришлось начать постройку судовъ изъ сосны за полнымъ отсутствіемъ лиственніцы; только на битенги, крамболы, рудеры и степсы шелъ дубъ. Съ назначеніемъ маркиза Траверсе министромъ морскихъ силъ, взгляды на кораблестроительное значеніе А. порта измѣнились. При устройствѣ сокращеннаго адмиралтейства было истрачено много денегъ на постройку вновь всѣхъ портовыхъ сооруженій, мастерскихъ и помѣщеній для новоучрежденныхъ рабочихъ экипажей, замѣнившихъ вольнонаемный трудъ. Въ 1816 г. приказано было строить ежегодно по одному 74-пуш. кораблю (длиною 178 фт.) и одному 44-пушечному фрегату; изъ-за обмелѣнія фарватера ихъ строили малоостойчивыми, "съ уменьшеннымъ килемъ", а по приходѣ въ Кронштадтъ придѣлывали къ нимъ боковые кили. Въ 1824 г. Траверсе приказалъ строить ежегодно не 1, а три 74-пуш. корабля, находя Архангелогородскіе корабли "весьма соотвѣтствующими своему предмету, какъ въ отношеніи прочнаго ихъ судостроенія, такъ и удобства держаться въ линіи во время кампаніи и самыхъ морскихъ сраженій". Строя корабли изъ сосны, дубъ для главн. частей возили съ Волги, дѣлая при этомъ до 700 вер. сухимъ путемъ, а все остальное, кромѣ сосны и канатовъ, доставляли изъ Кронштадта, сначала военными транспортами, а затѣмъ съ подряда сухимъ путемъ. Вопросы о стоимости постройки, неудобствахъ обмелѣнія Сѣв. Двины, плохой остойчивости судовъ замалчивались, адмиралтейство въ Арх-скѣ расширялось. На мѣстѣ двухъ Соломбальскихъ казармъ для служителей, построенныхъ въ 1740 году, выросла цѣлая Адмирадтейская слобода съ 12.000 жит. Въ 1828 г. ревизія флиг.-ад. Лазарева открыла рядъ злоупотребленій по всѣмъ частямъ портоваго управленія. Въ 1833 г. приказано строить въ 2 года по кораблю, фрегату и транспорту. Съ введеніемъ парового двигателя и винта, постройка въ Арх-скѣ военныхъ кораблей становилась еще затруднительнѣе; однако, съ 1851 до 1860 г. построено было 9 клиперовъ и фрегатовъ, отправленныхъ для установки винтового двигателя въ Кронштадтъ, пока послѣдній изъ нихъ не потерпѣлъ серьезной аваріи при спускѣ, уткнувшись въ противоположный берегъ. Естественныя препятствія въ связи съ переходомъ къ желѣзному судостренію привели къ упраздненію А. судостроительнаго порта 5 марта 1862 года. Портовыя заведенія распроданы съ аукціона. Оставлена въ Арх-скѣ лишь Гидрографическая часть и Управленіе маяками и лоціей Бѣлаго моря. (Списокъ судовъ русскаго флота; Веселаго, Краткая исторія флота; Огородниковъ, Исторія Архангельскаго порта и Памятная книжка Архангельской губ. (правит. изд.).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое "Архангельский порт" в других словарях:

  • Архангельский автобус — Автобусная система …   Википедия

  • Архангельский троллейбус — Троллейбусная система …   Википедия

  • Архангельский, Виталий Дмитриевич — (род. 23 мая 1975 г. Алма Ата, СССР)  российский экономист, промышленник, предприниматель. Виталий Архангельский …   Википедия

  • АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — основан на мысе Пур Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об… …   Православная энциклопедия

  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова — Театр драмы после реставрации, вместо фонтана компаса установлено несколько динамических фонтанов …   Википедия

  • Архангельский морской порт —         торговый, крупный порт СССР в устье р. Сев. Двины, в 50 км от Двинского залива Белого моря. Важный пункт каботажных связей с районами Советского Севера. Продолжительность навигации 6 7 мес. Имеет большое значение в экспорте лесоматериалов …   Большая советская энциклопедия

  • 213-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион — Войска: ПВО страны/ПВО сухопутных войск/ПВО ВМФ …   Википедия

  • АРХАНГЕЛЬСК — город, обл. ц. в РСФСР; крупнейший центр лесной пром сти. Речной и морской порт. Расположен в начале дельты Сев. Двины, в 45 км от впадения ее в Белое м. (Двинская губа). Ж. д. станция. 256 т. ж. в 1959 (в 1897 20,9 т. ж., в 1913 43,4, в 1926… …   Советская историческая энциклопедия

  • Крюйс, Корнелиус — У этого термина существуют и другие значения, см. Крюйс. Корнелиус Крюйс Kornelius Crøys …   Википедия

  • Корнелий Иванович Крюйс — Корнелиус Крюйс Kornelius Crøys Портрет Корнелиуса Крюйса, неизвестный художник, около 1709 1714 годов. Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»