Биоркэ-Зунд

Биоркэ-Зунд

БІОРКЭ-ЗУНДЪ (см. карту при ст. Выборгское морск. сраж.), проливъ между материкомъ и о-вами Пейсари и Біоркэ, въ вост. части Финскаго зал., длиною около 15 морск. миль, доступный самымъ большимъ кораблямъ, хотя въ средней части маневрированіе затруднено банками, суживающими фарватеръ до 1/4 мили; между о-вами Пейсари и Біоркэ имѣется также выходъ въ море, но мелководный и доступный лишь небольшимъ миноносцамъ. Южн. часть пролива около о-ва Равица представляетъ собою прекрасную якорную стоянку для цѣлаго флота, укрытую отъ всѣхъ вѣтровъ, кромѣ сѣв.-вост.; селеніе Койвисто ведетъ незначит. торговлю лѣсомъ. Воен. значеніе Б.-З. обусловливается близостью его (40 морск. миль) отъ Кронштадта. Б.-З. представляетъ собою природную базу для флота, блокирующаго Невскую губу, которая въ ширину имѣетъ всего 9 морск. миль; съ такимъ же успѣхомъ можно блокировать отсюда и Выборгскую губу съ Транзундскимъ рейдомъ; кромѣ того, этотъ проливъ м. б. выбранъ сильнѣйшимъ противникомъ, какъ мѣсто высадки десантной арміи, предназначен. для овладѣнія Спб. Значеніе Б.-З. особенно ярко сказалось въ первую половину Великой Сѣв. войны (1700—12 гг.), когда шведы со вскрытіемъ льдовъ неуклонно занимали эту позицію, тѣсно блокируя Спб. и до чрезвычайности затрудняя такія операціи, какъ взятіе Выборга, Нарвы и т. д. 21 іюня 1790 г. здѣсь произошелъ кровопролитный бой между нашей и шведск. гребными флотиліями, завершившій собою обложеніе отступившаго въ Выборгскую губу шведск. флота (см. Выборгское морск. сраж.). Въ камп. 1808 г., по плану короля Густава IV, Б.-З. намѣчался, какъ мѣсто высадки англ. 14-тыс. десантнаго корп. для угрозы нашимъ сообщеніямъ, но операція эта не состоялась, вслѣдствіе отказа ген. Мура, находившаго ее слишкомъ рискованной. Во время Вост. войны 1854—55 гг. союзники предполагали выбрать Б.-З. своей базой для блокады Кронштадта, но по осмотрѣ пролива отказались отъ этой мысли, опасаясь огня береговыхъ б-рей (хотя послѣднія еще не существовали); но осенью 1855 г. главноком-щій гр. Ридигеръ въ запискѣ своей по поводу обороны подступовъ къ Спб., представленной въ Балтійск. ком-тъ, настаивалъ на немедленной артил. и минной оборонѣ пролива, "т. к. на сѣв. берегу особенно удобнымъ мѣстомъ для высадки представляется Б-скій полуостровъ"; Парижскій миръ положилъ конецъ этимъ мѣропріятіямъ. Въ средніе (X—xiv) вѣка Б.-З. представлялъ собою довольно значит. торговый центръ Кареліи, куда стекались товары со всей Сайменской озерной системы по р. Вуоксѣ, которая до XVI в. впадала въ Выборгскую губу; здѣсь имѣлась факторія Ганзейскаго союза; съ возникновеніемъ (въ 1294 г.) Выборга значеніе Б.-З. упало. (The Baltic pilot; Кренке, Оборона Балтійск. побережья въ 1854—56 гг.; Веселаго, Очеркъ русской морск. исторіи; Ниве, Русско-шведск. война 1808—09 гг.; Крохинъ, Исторія карелъ).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»