- Боевая остойчивость корабля
БОЕВАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЯ. а) Начальная Б. остойч. измѣряется разстояніемъ между центромъ величины корабля1 и метацентромъ (см. эти слова) при Б. его плавучести, т.-е. т. наз. метацентрич. высотою; это та остойч., которою обладаетъ корабль, когда неброниров. части его борта настолько разбиты снарядами, что наружный бортъ въ этихъ мѣстахъ вполнѣ проницаемъ для воды. б) Б. остойч. при наклоненіяхъ корабля называется та степень остойч., которая обезпечивается кораблю надводн. частями, прикрытыми бронею. Вычисленіе Б. остойч. аналогично вычисленію остойч. неповрежден. корабля (см. Остойчивость). Такъ какъ остойч. зависитъ отъ площади дѣйствующей ватерлиніи, то уменьшеніе ея, главн. обр., зависитъ отъ потери части площади ватерлиніи, происходящей отъ затопленія (черезъ разбитый бортъ или при кренѣ черезъ открытый пушечный портъ, иллюминаторъ и т. п.) отдѣленій, лежащихъ близъ уровня воды. Для уменьшенія этой потери стремятся, кромѣ защиты бортовъ броней, раздѣлять палубу при ватерлиніи по возможности на большое число мелкихъ отдѣленій, такъ чтобы затопленіе даже нѣсколькихъ изъ нихъ не влекло полной потери остойч. Напр., для лин. корабля типа Слава, у котораго нижняя бронев. палуба лежитъ почти на уровнѣ ватерлиніи, затопленіе находящейся на этой палубѣ угольной ямы (между 44-мъ и 53-мъ шпанг.) съ площадью пола въ 710 кв. фт. (3,15% всей площади) влечетъ потерю поперечной метацентрич. высоты на 0,71 фт., что составляетъ 17,75% отъ всей высоты. Для полной же потери остойч. на кораблѣ этого типа необходимо затопленіе бортовыхъ корридоровъ и угольныхъ ямъ съ общей площадью пола, составляющей 9,4% отъ всей ватерлиніи при пустыхъ угольныхъ ямахъ и 16,0% при ямахъ, наполненныхъ углемъ. На японск. броненосцахъ типа Kashima эти же величины будутъ 6,3% и 10,5%. Примѣромъ полной потери остойч. и опрокидыванія отъ этой причины корабля (при наличіи запаса плавучести), вслѣдствіе незащищенности броней бортовъ, въ русско-японск. войнѣ можетъ служить броненосецъ Ослябя. (А. Н. Крыловъ, Курсъ теоріи корабля; Pollard et Dudebout, Théorie Du navire).
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.
Полезное
Смотреть что такое "Боевая остойчивость корабля" в других словарях:
Остойчивость корабля — ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЯ, способность его плавать на водѣ въ прямомъ положеніи и возвращаться въ него послѣ прекращенія дѣйствія внѣшн. причины, измѣнившей первонач. положеніе равновѣсія судна. Различаютъ поперечную О. при наклоненіяхъ вокругъ… … Военная энциклопедия
Цесаревич (броненосец) — «Цесаревич» c 31 марта 1917 «Гражданин» … Википедия
Гражданин (броненосец) — «Цесаревич» c 31.03.1917 «Гражданин» Линейный корабль «Цесаревич» в Гельсингфорсе, 1914–1917 годы. Основная информация … Википедия
HMS Captain (1869) — «Кэптен» HMS Captain … Википедия
Bismarck (1939) — Координаты: 48°10′00″ с. ш. 16°12′00″ з. д. / 48.166667° с. ш. 16.2° з. д. … Википедия
Лидер эскадренных миноносцев — Французский контр миноносец «Могадор» … Википедия
Линейные корабли типа «Севастополь» — Тип «Севастополь» … Википедия
Бронепалубный крейсер — «Аврора». Корабль музей. Санкт Петербург, Россия … Википедия
Большие противолодочные корабли проекта 1134-А — (тип «Кронштадт») … Википедия
Орёл (броненосец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Орёл. «Орёл» (1902 1904) «Ивами»(1905 1924) … Википедия