Броневагонная установка это:

Броневагонная установка

БРОНЕВАГОННАЯ УСТАНОВКА, особый родъ орудійной установки, при к-рой орудія располагаются въ брониров. вагонѣ или на ж.-д. платформѣ особаго устройства. Подобнаго рода установки были предложены во Франціи маіоромъ Мужэнъ и выполнены на заводѣ С.-Шамонъ въ двухъ разновидностяхъ: для 6″ пушекъ на обык-ныхъ и на скрывающихся лафетахъ; предполагалось примѣнить ихъ въ бер. кр-стяхъ и для подвижной обороны побережій. Типъ I. Орудія (6″ пушки) помѣщены въ брониров. огромномъ вагонѣ (по 3 пушки вмѣстѣ) такой ширины, что при 2-колейн. пути вагонъ идетъ по тремъ рельсамъ сосѣднихъ путей, при чемъ средній рельсъ остается между колесами, (шир. колеи ок. 12 фт.). Путь прикрытъ землян. валомъ, выс. ок. 2 сж. Лицевая стѣнка вагона (Лб) толщ. ок. 18″; потолочная плита (Пб) въ 6″; обѣ выкатаны изъ сварочнаго желѣза. Длина вагона ок. 6 сж., высота отъ пов-сти земли ок. 2½ сж., колеса діаметромъ въ ½-сж. Орудія раздѣлены траверсами — поперечными плитами изъ котельн. желѣза на тавров. балкахъ и уголкахъ. При каждомъ орудіи запасъ снарядовъ и зарядовъ въ шкафчикѣ тыльной стѣнки. Типъ II. Въ отличіе отъ предыдущаго, 6-дм. (или другого клб.) орудіе установлено на открытой платформѣ, но зато лафетъ скрывающагося типа. На перспективномъ рисункѣ Л — лафетъ; Т — подвижная часть его — колѣнч. рычагъ, связанный тягами съ казен. частью орудія; концы тягъ скользятъ въ прорѣзяхъ нижн. колѣна рычага Т1. К — катокъ для вращенія лафета около центр. оси по дуговой полосѣ Пл. П — платформа, У — опускные упоры — тормоза, служащіе для закрѣпленія платформы на мѣстѣ при стрѣльбѣ; ихъ 4. Колесъ двойное количество и расположены они такъ, что каждая пара осей перпедикулярна другъ къ другу; оси подвижны и м. б. подтянуты вверхъ; платформа стоитъ постоянно на 2 осяхъ (4 колеса). Если нужно измѣнить направленіе движенія (см. рис.), то, дойдя до соотвѣтств. пересѣченія рельсовъ, платформу устанавливаютъ такъ, чтобы поперечныя колеса пришлись надъ новыми рельсами; опускаютъ колеса № 2; первыя колеса поднимаютъ, и платформа можетъ катиться по новому направленію. Хотя опыты, произведенные въ 1884 г., и дали хорошіе результаты, но выяснилось, что закрѣпить установку на мѣстѣ трудно; приходится прибѣгать къ сложнаго устройства тормазамъ и буферамъ, сильно повышающимъ стоимость всей конструкціи (ок. 50 т. р. на орудіе, не считая оруд. ствола). Тогда заводъ С.-Шамонъ отказался отъ дальнѣйшей постройки Мужэновскихъ установокъ, такъ что въ наст. время ихъ можно встрѣтить только въ единичныхъ экземплярахъ. Изъ другихъ типовъ подобныхъ же установокъ можно еще упомянуть о проектахъ: инж.-ген. Лоуръ, полк. Пейнь (Peigne), маіора Мужэна — для одной 6″ пушки и проч. Однако, всѣ эти предложенія имѣютъ въ наст. время лишь историч. интересъ, какъ попытки осуществить на практикѣ столь заманчивую идею, какой является идея "маневрированія" не только полевыми, но и крѣпостными и осадными орудіями.

 

 

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»