Военно-Осетинская дорога

Военно-Осетинская дорога

ВОЕННО-ОСЕТИНСКАЯ ДОРОГА, соединяетъ Кутаисскую губ. съ Терской обл., слѣдуя изъ Кутаиса черезъ м. Они и Мамисонскій перевалъ (9.282 фт.) Главнаго Кавказскаго хребта къ г. Владикавказу. Первая рекогносцировка Мамисонскаго перевала б. произведена въ 1823 г.; для этой цѣли, по приказанію ген. Ермолова, изъ Владикавказа б. командированъ инж.-майоръ Кершинъ, но, вслѣдствіе враждебнаго къ намъ отношенія жителей Твибскаго общества, ему не удалось перейти черезъ перевалъ и онъ могъ снять Мамисонское ущелье лишь съ высотъ Зругскаго общества. Въ томъ же году, для осмотра перевала съ южн. стороны, б. командированъ изъ Гори отрядъ полк. Попова, состоявшій изъ 2 ротъ Херсонскаго грен. п. и 25 казаковъ; отрядъ Попова прошелъ изъ Гори по ущелью р. Ляквы, мимо оз. Ерцо, въ ущелье р. Джодоры, а затѣмъ черезъ Они вверхъ по Ріону къ Мамисонскому перевалу; но и отрядъ Попова б. встрѣченъ недружелюбно жителями сел. Твиби и вернулся назадъ по пройденному пути. Въ 1824 г., для осмотра Мамисонскаго перевала, полк. Поповъ б. командированъ вторично, но на этотъ разъ уже съ болѣе сильнымъ отрядомъ, состоявшимъ изъ 5 ротъ Херсонскаго грен. п., сотни казаковъ полк. Грекова № 5 п. и 2 горн. единороговъ; отрядъ выступилъ изъ Гори 3 снт. и прослѣдовалъ тѣмъ же путемъ, по к-рому Поповъ прошелъ и въ 1823 г.; на этотъ разъ жители Твибскаго общ-ва не препятствовали нашему движенію, а напротивъ того, сами вышли отряду навстрѣчу и сопровождали его при вступленіи въ с. Твиби; 10 окт. отрядъ возвратился въ Гори. Въ слѣд. годы развѣдки въ этой части Гл. хребта продолжались, т. к. управлявшіе Закавказскимъ краемъ Ермоловъ, Паскевичъ, бар. Розенъ и кн. Воронцовъ признавали оч. важнымъ открытіе черезъ Гл. хребетъ нов. колес. пути на случай прегражденія сообщенія по В.-Груз. дорогѣ. Эти развѣдки выяснили наиб. доступность Мамисонскаго перевала. 16 апр. 1858 г. б. утвержденъ кн. Барятинскимъ проектъ В.-Ос. дор. черезъ этотъ перевалъ и 1 мая того же года б. начата ея постройка; съ 1858 по 1863 г. продолжалась разработка дороги по сѣв. склону хребта, отъ урочища св. Николая до перевала, а съ 1858 по 1888 г. разрабатывалась дорога по южн. склону отъ перевала до Кутаиса. Длина всей дороги 283 вер., изъ нихъ 157 вер. отъ Кутаиса до Мамисонскаго перевала. Начиная отъ Кутаиса до устья р. Чанчахъ, т.-е. на протяженіи 128 вер., дорога все время идетъ по пр. бер. Ріона; отъ устья р. Чанчахъ до сел. Гуршеви шоссе направляется по лѣв. сторонѣ ущелья Чанчахъ до Мамисонскаго перевала, перейдя к-рый спускается Мамисонскимъ, а затѣмъ Алагирскимъ ущельями къ Владикавказу. Конфигурація горн. отроговъ, по к-рымъ разработана В.-Ос. дор., не допускаетъ возможности такихъ заваловъ, к-рымъ подвержена ежегодно В.-Груз. дорога; на Мамисонскомъ перевалѣ не бываетъ снѣжныхъ заваловъ, и сообщеніе во время зимнихъ мятелей затруднительно только на протяженіи не болѣе двухъ верстъ по обѣ стороны перевала; перевалъ зимой покрывается снѣгомъ, при чемъ сообщеніе на немъ прекращается, но пѣшее сообщеніе существуетъ круглый годъ. В.-Ос. дор., по своему воен. значенію уступаетъ В.-Груз. дорогѣ и м. служить, въ случаѣ необходимости, лишь для движенія съ Сѣв. Кавказа тѣхъ войскъ, кои будутъ направлены для усиленія отрядовъ, оперирующихъ на Ріонскомъ участкѣ Кавказ. театра воен. дѣйствій.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Военно-Осетинская дорога" в других словарях:

  • ВОЕННО-ОСЕТИНСКАЯ ДОРОГА — историческое название дороги Кутаиси ст. Даргкох. 275 км. Проходит через Главный Кавказский хр. (Мамисонский перевал). Построена в 1897. Состоит из 2 автомобильных дорог: Владикавказ Алагир Мамисонский перевал (Российская Федерация) и Мамисонский …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВОЕННО-ОСЕТИНСКАЯ ДОРОГА — ВОЕННО ОСЕТИНСКАЯ ДОРОГА, историческое название дороги Кутаиси ст. Даргкох. 275 км. Проходит через Главный Кавказский хребет (Мамисонский перевал). Построена в 1897. Состоит из 2 автомобильных дорог: Владикавказ Алагир Мамисонский перевал… …   Русская история

  • Военно-Осетинская дорога — историческое название дороги Кутаиси станция Даргкох. 275 км. Проходит через Главный Кавказский хребет (Мамисонский перевал). Построена в 1897. Состоит из 2 автомобильных дорог: Владикавказ Алагир Мамисонский перевал (Российская Федерация) и… …   Энциклопедический словарь

  • Военно-Осетинская дорога — Координаты: 42°40′57.79″ с. ш. 43°43′37.68″ в. д. / 42.682719° с. ш. 43.727133° в. д.  …   Википедия

  • Военно-осетинская дорога — (груз. ოსეთის სამხედრო გზა)  историческое название дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей город Кутаиси и станцию Даргкох. Построена в 1897 году. Длина 275 км. Самый высокогорный участок дороги  Мамисонский перевал (2911 м). [1]… …   Википедия

  • Военно-Осетинская дорога —         историческое название дороги через Главный Кавказский хребет (Мамисонский перевал, 2829 м), соединяющей железнодорожную станцию Даргкох (Северо Осетинская АССР) с г. Кутаиси (Грузинская ССР). Длина 275 км. Строительство начато в 1858, в… …   Большая советская энциклопедия

  • Военно-Осетинская дорога — соединяет Осетию с Сванетией: она начинается от Алагира и идет по долине Ардона через Мамиссоновский перевал в долину Риона до Кутаиса. По выходе из Алагира (2050 ф. над ур. м.), славящегося своими фруктовыми садами, в особенности грушевыми,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Военно-Осетинская дорога — автодорога на Кавказе; соединяет Северную Осетию (Туалетию) через Мамисонский перевал с Грузией (Южной Осетией). Другое название дороги – Паддахфандаг – «царская дорога» (осет.) …   Топонимический словарь Кавказа

  • Военно-грузинская дорога — описана в нескольких знаменитых произведениях, таких как «Герой нашего времени» и «Двенадцать стульев». Автомобильный мост у посёлка Ананури. В правом нижнем углу виден участок стены Крепости Ананури XVI XVIII веков Военно Грузинская дорога (груз …   Википедия

  • Военно-Ахтинская дорога — Военно Ахтинская дорога  историческое название дороги по Шинскому ущелью через Главный Кавказский хребет. Соединяет город Нуха (теперь Шеки) и село Ахты в долине Самура на юге Дагестана. [1] Построена в XIX веке. Длина ? км. Самый… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»