Военно-санитарные поезда

Военно-санитарные поезда

ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОѢЗДА, предназначаются для вывоза изъ районовъ арміи въ глубь имперіи больныхъ и раненыхъ, требующихъ продолжит. леченія и неспособныхъ къ продолженію службы въ воен. время. Все необходимое для оборудованія В.-сан. поѣздовъ подготовляется и хранится еще въ мирн. время, приспособленіе же подвиж. состава производится съ момента объявленія мобил-ціи и требуетъ сравнительно неб. времени. Кромѣ В.-сан. поѣздовъ въ случаѣ надобности учреждаются для масс. эвакуаціи еще врем. сан. поѣзда, приспособляемые и оборудовываемые во время самаго боя. Независимо отъ этихъ поѣздовъ воен. вѣд-ва, допускаются еще поѣзда, устраиваемые и содержимые на счетъ частн. лицъ и обществ. организацій. Эти частн. поѣзда находятся во время дѣйствія въ подчиненіи у воен. нач-ва, и къ нимъ примѣняются общія правила, установленныя для этого рода транспортировочныхъ средствъ. Дѣйствующее нынѣ положеніе о В.-сан. поѣздахъ предусматривало, гл. обр., эвакуацію лечеб. зав-ній, производимую притомъ безъ излишней торопливости. Опытъ камп. 1904—05 гг. показалъ, однако, что къ помощи ж. д. приходится прибѣгать и во время боевъ, эвакуируя раненыхъ непосред-но съ полей сраженій, при чемъ цифры спѣшно эвакуируемыхъ безъ преувеличенія можно назвать колоссальными: во время Шахейскихъ боевъ, напр., б. эвакуировано 40 т. ч., а во время Мукденскихъ — даже 65 т. Между тѣмъ, подъемная сила В.-сан. поѣздовъ, расчитанныхъ именно на неторопливую эвакуацію, съ наиб. числомъ удобствъ даже для легко раненыхъ, равнялась всего 250 ч. на поѣздъ при 16 4-осныхъ вагонахъ. Въ виду необходимости подвоза на гл. станцію продовольств. и особенно боев. припасовъ, число подаваемыхъ на нее во время боя сан. поѣздовъ, было, естественно, очень ограничено, и подавляющее большинство раненыхъ перевозилось просто въ теплушкахъ (75% за время Мукденскихъ и 88% за время Шахейскихъ боевъ), лишенныхъ и врачеб. помощи, и ухода, и пищи, и какихъ бы то ни было самыхъ примитив. удобствъ. Это обстоятельство повлекло за собою то, что дѣйствующее положеніе о В.-сан. поѣздахъ 1904 г. подверглось радикальной переработкѣ, но новое положеніе еще не введено въ дѣйствіе, а поэтому пока извѣстны только принципы, положенные въ его основаніе. Существ. отличіемъ нов. положенія отъ стараго является раздѣленіе В.-сан. поѣздовъ на 2 группы: полевыхъ и тыловыхъ. Полевые поѣзда предназначены для эвакуаціи въ ближ. тыловыя учрежденія, слѣд., на неб. разстоянія. При организаціи ихъ жертвуется удобствами раненаго, за счетъ чего пріобрѣтается большая подъемная сила. Тыловые поѣзда предназначены для дальнихъ перевозокъ, и потому при большихъ удобствахъ обладаютъ меньш. подъемн. силой. Въ основу орг-ціи въ тѣхъ и въ другихъ положенъ кадров. принципъ, т.-е. кажд. поѣздъ имѣетъ нѣск. кадров. вагоновъ: для тяжело раненыхъ, персонала, кухни, цейхгауза, перевязочной и т. д., къ к-рымъ прицѣпляются теплушки или вагоны 3-го кл. для легко раненыхъ. На головн. станцію, и вообще безъ раненыхъ и больныхъ, кадры двухъ или трехъ В.-сан. поѣздовъ слѣдуютъ вмѣстѣ, занимая одинъ № графика, а въ мѣстахъ погрузки развертываются, приспосабливаютъ имѣющимися у нихъ матеріалами полученные изъ общаго вагоннаго парка классные или товарные вагоны и, принявъ въ три сформированныхъ, т. обр., поѣзда весьма значит. число раненыхъ, уходятъ въ тылъ. В.-сан. поѣздъ дѣйствующей орг-ціи подымаетъ 80 ч. тяж. раненыхъ и 172 раненыхъ легко. "Полевой" поѣздъ новаго типа будетъ подымать 144 тяж. раненыхъ и 320 легко. "Тыловой" поѣздъ подыметъ 42 тяжело ран. и 358 легко ран. Составъ В.-сан. поѣздовъ виденъ изъ слѣдующей таблицы (Римск. цифры въ скобкахъ показываютъ классъ вагона):

 

Общее число вагоновъ.

Цейхгауз.

Кухон.

Аптечно-перевяз.

Для персонала.

Для тяжело больныхъ.

Для легко больныхъ.

Поѣздъ по дѣйств. положенію

16

2 (баг.)

1 (III)

1 (III)

2 (I и III)

5 (III)

5 (III)

"Полевой"

9+30 (тепл.)

2 (баг.)

1 (IV)

1 (IV)

3(1 — I и II+2 — IV)

12 (2 — IV+ 10 тепл.)

20 (теп.)

"Тыловой"

8+8 (III)

2 (баг.)

1 (III)

1 (III)

2 (I и III)

2 (III)

8 (III)

При организаціи В.-сан. поѣздовъ громаднѣйшую важность имѣютъ 2 вопроса: доступны ли вагоны для раненыхъ персоналу поѣзда во время движенія и свободенъ ли доступъ къ кажд. отдѣл. раненому безъ безпокойства его сосѣдей. Рѣшеніе перваго вопроса предопредѣляетъ составъ поѣзда изъ класс. и товарн. вагоновъ, т. к. только въ поѣздахъ изъ класс. вагоновъ можно перейти на ходу изъ одного вагона въ другой; рѣшеніе второго предопредѣляетъ подъемную силу, т. к. въ вагонъ можно положить знач-но больше раненыхъ, если не стремиться, чтобы къ каждому изъ нихъ м. было подойти для осмотра и помощи, а расположить ихъ какъ бы на нарахъ. Естественно, что при перевозкѣ раненыхъ необходимость дожидаться прихода врача до остановки поѣзда крайне тягостна и въ отдѣл. случаяхъ будетъ несомнѣнно влечь за собою смерть раненыхъ, но тѣмъ не менѣе въ пол. поѣздахъ этимъ принципомъ пришлось поступиться ради подъемной силы и удобства отправленія кадровъ. На головн. станціи можетъ не быть класс. вагоновъ, но всегда достаточно теплушекъ. Наиб. тяжело раненые могутъ быть размѣщены въ двухъ кадров. вагонахъ, а остальные найдутъ все-таки больше удобствъ, чѣмъ во врем. поѣздахъ рус.-яп. кампаніи, когда раненыхъ наваливали какъ попало на полъ вагоновъ и спѣшно отправляли безъ достат. персонала, безъ лекарствъ и перевяз. средствъ. Въ пол. поѣздѣ устроена и кухня, и перевязочная, и, т. обр., на кажд. остановкѣ возможны и помощь и подкрѣпленіе пищей. Другой вопросъ о размѣщеніи раненыхъ въ вагонахъ рѣшенъ въ пол. поѣздахъ также въ смыслѣ достиженія большей подъемной силы. Изъ 30-ти теплушекъ перемѣннаго состава поѣзда въ 20-ти раненые помѣщаются вплотную другъ около друга, хотя каждый на отдѣл. носилкахъ, при перевязкѣ или врачеб. осмотрѣ приходится раненаго перемѣщать на середину теплушки, и только въ 10-ти вагонахъ раненые размѣщаются на отдѣл. скамьяхъ, дающихъ свободный доступъ со всѣхъ сторонъ. Что касается тыловыхъ поѣздовъ, то они имѣютъ всѣ необходимыя удобства, почти ничѣмъ не отличаясь въ этомъ отношеніи отъ поѣздовъ стар. типа, при знач-но большей, однако, подъем. силѣ. Изъ другихъ отличій нов. положенія о В.-сан. поѣздахъ необходимо отмѣтить упраздненіе существовавшей, по старому положенію, должности к-данта, функціи к-раго нынѣ возлагаются на старш. врача поѣзда. Какъ по старому, такъ и по новому положенію, внутр. порядокъ и хозяйство въ В.-сан. поѣздахъ ведутся примѣнительно къ таковымъ въ лечеб. заведеніяхъ. Единств. крупнымъ различіемъ является отсутствіе заботъ о стиркѣ бѣлья и дезинфекціи вещей, к-рыя лежатъ на обяз-сти той эвакуаціон. к-сіи, къ к-рой приписанъ поѣздъ. Подчиняются сан. поѣзда въ районѣ арміи нач-ку сан. части, а въ тылу и внутри Имперіи — соотвѣт-но нач-ку в.-окр. упр-ній на театрѣ войны и нач-ку упр-нія воен. сообщеній. Дѣйствующее положеніе объявлено въ пр. по в. в. 1904 г. № 98. Разработанный проектъ нов. положенія въ наст. время внесенъ въ воен. совѣтъ.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Военно-санитарные поезда" в других словарях:

  • Эвакуация больных и раненых — Под Э. разумеют освобождение лечебного заведения или отдельного больничного помещения от больных и перевод их в другое, более соответствующее местопребывание. Э. имеет особенно важное санитарное значение во время войны, так как удаление больных и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Подвижны́е сре́дства и ко́мплексы медици́нского назначе́ния — специально сконструированные виды санитарного транспорта или транспортные средства, приспособленные для оказания медицинской и санитарной помощи, перевозки больных, пострадавших, медицинского персонала и медицинского имущества. К основным видам… …   Медицинская энциклопедия

  • Медици́нская слу́жба — (Вооруженных Сил) комплекс медицинских подразделений, частей и учреждений, предназначенных для медицинского обеспечения войск в мирное и военное время. Становление и развитие М.с. вооруженных сил и принципы ее деятельности определяются… …   Медицинская энциклопедия

  • Александра Федоровна — (Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) Императрица Всероссийская, супруга Государя Императора Николая Александровича, дочь великого герцога Гессен Дармштадтского Людвига IV и его супруги великой герцогини Алисы, внучка (по матери) королевы… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Эвакуационные средства — различные специально оборудованные транспортные средства (санитарные автомобили и самолёты, военно санитарные поезда, санитарно транспортные суда и др.) в системе гражданской обороны, привлекаемые для рассредоточения и эвакуации населения, вывоза …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Эвакуационные средства — 1) специально оборудованные транспортные средства (санитарные автомобили и самолёты, военно санитарные поезда, санитар но транспортные суда) для перевозки раненых и больных в медицинские учреждения; 2) колёсные или гусеничные тягачи со… …   Словарь военных терминов

  • Статистические данные по истории Ярославской области в Великой Отечественной войне — Приложение к статье Ярославская область в Великой Отечественной войне Содержание 1 Характеристика региона …   Википедия

  • Санитарный поезд —    специальный железнодорожный состав, предназначенный для перевозки во время войны раненых и больных и лечения их в пути. Военно санитарные поезда бывают: постоянные, предназначенные для эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронта в… …   Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • Санитарный поезд — …   Википедия

  • ТРАНСПОРТ САНИТАРНЫЙ — предназначен для перевозки больных, раненых, пораженных ОВ и др. контингентов, нуждающихся в лечебной помощи. В системе народного здравоохранения применяется с целью: а) обеспечить возможно быструю доставку этих контингентов на пункты медицинской …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»