Гребные суда это:

Гребные суда

ГРЕБНЫЯ СУДА. Для перевозки на берегъ личн. состава и грузовъ на воен. судахъ имѣются Г. суда (шлюпки), к-рыя по своему назначенію и конструкціи раздѣляются на 2 группы: разъѣздныя и рабочія; къ первой относятся адмиральскія баржи, капитанскіе и легкіе катера, ялы, вельботы и гички, а ко второй — барказы, полубарказы и рабоч. катера. Г. суда второй группы крупнѣе, болѣе солидной и простой конструкціи. Съ появленіемъ мотор. двиг-лей; капит. катера и гички лишь въ рѣдк. случаяхъ спускаются на воду, а адмирал. баржи совсѣмъ не входятъ въ снабженіе соврем. кораблей. По числу гребцовъ (веселъ) Г. суда дѣлятся на: 4, 6, 8 и т. д. до 20-весельныхъ (барказы). Г. суда устанавливаются обык-но въ особыя гнѣзда (блоки) на верхн. палубѣ или надъ ней на ростерныхъ бимсахъ, при чемъ мелкія шлюпки ставятся на крупныя. На новѣйшихъ судахъ, для сохраненія угловъ обстрѣла башен. орудій, всѣ шлюпки группируютъ въ одно мѣсто, между мачтами; подъемъ ихъ съ воды производится стрѣлами. Шлюпки, подвѣшенныя на шлюпбалкахъ (см. Балка), поднимаются въ ручную помощью талей. На случай необходимости немедл. спуска на воду въ походѣ (напр., при паденіи человѣка за бортъ) два катера или вельбота оставляютъ подвѣшенными на шлюпбалкахъ и закрѣпляютъ ихъ въ забортн. положеніи. Каждое Г. судно снабжается съемн. мачтами и парусами. Строев. команда расписывается по всѣмъ Г. судамъ; на кажд. шлюпкѣ д. б. строев. у.-оф-ръ (старшина), умѣющій владѣть рулемъ, управлять парусами, читать и разбирать сигналы по шлюпоч. сигнал. книгѣ. Въ снабженіе Г. судовъ входятъ: рангоутъ (мачты), флагштокъ, кормовой и отвѣтный флаги, весла съ уключинами, отпорные крюки, 2 румпеля, 4—6 анкерковъ (боченки для воды), дрекъ (якорь со складывающимся штокомъ) съ дректовомъ (тросъ, служащій якорн. канатомъ), топоръ, парусин. чехолъ для храненія парусовъ, киса для шкотовъ, дождевые плащи, шлюпоч. компасъ, лейки для отливанія воды и стойка съ отличит. фонаремъ. Барказъ, полубарказъ и рабочій катеръ служатъ для перевозки команды, десанта (обычно на буксирѣ у паров. катеровъ), для доставки на судно съ берега прѣсн. воды, для завозки якоря, устройства мин. плотовъ и т. д.; капитанскіе катеръ и вельботъ — для надоб-стей ком-ра и адмирала; обык-но они бываютъ легк. и изящ. конструкціи съ мѣдн. никелир. приборомъ и отдѣлкой изъ красн. дерева; легкій катеръ и вельботъ — для надоб-стей офиц. состава, той же конструкціи, но безъ дорогой отдѣлки; ялы — родъ легк. катеровъ, но меньш. размѣровъ и съ меньш. отношеніемъ длины къ ширинѣ (болѣе тупые); баржи и гички употребляются для разъѣздовъ въ тих. погоду, строятся легче катеровъ и съ больш. изяществомъ; въ послѣд. время эти Г. суда почти вывелись въ нашемъ флотѣ.

Число веселъ

Названіе шлюпки.

Длина.

Ширина.

Вышина борта отъ киля.

Углубленіе.

Площадь миделя.

Площ. грузовой ват.-лин.

Водоизмѣщеніе.

Площадь парусовъ.

Число мачтъ

20

Барказъ

38 фт. — дм.

11 фт. — дм.

4 фт. 2 дм.

3 фт. 11/4 дм.

15,9 кв. фт.

287 кв. фт.

11,9 тн.

849 кв. фт.

2

18

       "

36 " — "

10 " — "

3 " 11 "

3 " 0 "

14,0 " "

266 " "

11,0 "

738 " "

2

16

       "

34 " — "

9 " 3 "

3 " 10 "

3 " 1 "

13,3 " "

222 " "

11,0 "

628 " "

2

14

       "

30 " — "

8 " 2 "

3 " 71/2"

2 " 71/4 "

10,2 " "

159 " "

  5,6 "

496 " "

2

16

Рабоч. катеръ

36 " 6 "

8 " 7 "

3 " 1/2 "

2 " 41/2 "

12,2 " "

234 " "

  8,3 "

627 " "

2

14

       "        "

32 " — "

8 " 2 "

3 " 1 "

2 " 6 "

12,3 " "

187 " "

  7,1 "

572 " "

3

12

       "        "

30 " — "

8 " 1 "

3 " 2 "

2 " 4 "

9,5 " "

161 " "

  5,3 "

511 " "

3

10

       "        "

26 " — "

7 " 3 "

2 " 9 "

1 " 101/2 "

6,8 " "

123 " "

  3,0 "

379 " "

3

14

Легк. катеръ

34 " — "

7 " 7 "

2 " 61/2"

1 " 11 "

8,4 " "

164 " "

  4,8 "

547 " "

3

12

       "        "

30 " — "

7 " 3 "

2 " 9 "

2 " 3 "

8,6 " "

142 " "

  4,2 "

437 " "

3

10

       "        "

26 " — "

6 " 11 "

2 " 9 "

2 " 51/2."

8,6 " "

134 " "

  4,2 "

387 " "

3

6

Вельботъ

28 " — "

5 " 81/2 "

2 " 113/4 "

1 " 113/4 "

6,65 " "

109 " "

  3,1 "

176 " "

1

6

Ялъ

20 " — "

6 " — "

2 " 61/2 "

1 " 11 "

7,16 " "

  85 " "

  2,4 "

190 " "

2

4

       "

17 " 3 "

5 " — "

2 " — "

1 " 4 "

3,77 " "

  57 " "

  1,0 "

107 " "

1

Число шлюпокъ на соврем. лин. кораблѣ.

Слава.

Севастополь.

20-вес. барказы

2

Барказы съ мотор. двигат.

2

16-вес. полубарказы

2

14-вес. легк. катера

2

14-вес. легк. катера

2

  6-вес. вельботы

2

  6-вес. вельботы

2

  6-вес. ялы

2

  6-вес. ялы

2

   

Для постройки шлюпки составляется ея теоретич. чертежъ, представляющій гориз-ныя (ватерлиніи), вертик-но-попереч. (шпангоуты) и вертик-но-продол. (батоксы) сѣченія шлюпки, и практическіе чертежи расположенія частей и ихъ крѣпленія. По теоретич. чертежу производится т. наз. разбивка шлюпки: на спец. гладк. полу (плазѣ) чертятся обводы ея въ натурал. величину; съ разбивки снимаются дерев. лекала, по к-рымъ производится выдѣлка частей и постройка самой шлюпки. Постройка Г. судовъ для Балт. флота производится, гл. обр., въ шлюпоч. мастерскихъ Кроншт. порта и адмиралт. судостр. завода, а для судовъ Черн. моря — въ Николаевск. адмиралтействѣ. Главнѣйшіе элементы Г. судна слѣд.: киль дѣлается изъ крѣпк. сортовъ дерева (дубъ, ясень, лиственница); фор- и ахтер-штевни — изъ тѣхъ же сортовъ дерева; связывающими звеньями штевней съ килемъ служатъ кнопы; форштевень и кнопы выдѣлываются изъ частей дерева съ корнемъ (кница) въ видѣ колѣна; шпангоуты изъ дубов. ободьевъ, к-рые выгибаются въ распаренномъ состояніи; вдоль шлюпки, надъ килемъ и поверхъ шпангоутовъ, кладется кильсонъ — брусъ, скрѣпляющій шпангоуты съ килемъ; нижняя же, наружная кромка киля покрывается жел., оцинков. полосой — фальшкилемъ для предохраненія киля при касаніи о грунтъ и камни. Къ шпангоутамъ на мѣдныхъ гвоздяхъ крѣпятся доски обшивки (лиственница, сосна, иногда красн. дерево и ясень), доски предвар-но распариваются для полученія погиба. Въ зав-сти отъ величины и типа шлюпокъ обшивка бываетъ 4 родовъ: 1) для катеровъ и мелк. шлюпокъ — наборная: кромка каждой доски накрываетъ кромку другой, ниже лежащей; 2) для круп. шлюпокъ — гладкая: доски прилегаютъ одна къ другой вгладь; 3) діагональная: обшивка двухрядная, — одинъ рядъ направленъ подъ угломъ 45° къ килю, а другой подъ угл. 90° къ первому; иногда второй (наружный) рядъ идетъ вдоль шлюпки; 4) обшивка съ рейками — гладкая, но по пазамъ досокъ снаружи прикрѣплены дерев. рейки. Прилегающая къ килю доска называется шпунтовою и бываетъ обык-но дубовая; въ оконечностяхъ доски притыкаются къ штевнямъ, а въ кормѣ, начиная приблиз-но съ половины высоты киля — къ попереч. толстой доскѣ (транецъ), въ к-рую постепенно переходитъ скрѣпленный съ ней ахтерштевень; транецъ имѣетъ обводы кормов. шпангоутовъ. Вельботъ отличается отъ всѣхъ остал. шлюпокъ тѣмъ, что дѣлается безъ транца и поэтому имѣетъ одинаково заостренныя оконечности. У всѣхъ шлюпокъ сверху обшивка заканчивается планширемъ съ привальнымъ брусомъ (дубовые), служащими для жесткости верхн. кромки борта и несенія уключинъ; привальные брусья бортовъ связываются дубовымъ брештукомъ. Отъ борта до борта идетъ рядъ попереч. досокъ, банокъ (сидѣнья для гребцовъ), въ корм. же части банки расположены по бортамъ, называются сидѣльными мѣстами и подперты въ дно стойками — пиллерсами. Дно шлюпки покрывается съемной рейковой палубой изъ соснов. рейковъ, связанныхъ попереч. брусками; подъ сидѣльными же мѣстами настилка изъ рѣшетчатыхъ люковъ. Весла изготовляются изъ ясеня, ели, бука: дерево распиливается вдоль на 4 четверти и изъ каждой дѣлается весло; по длинѣ весло дѣлится на 4 участка: рукоятка, валекъ, древко и лопасть; валекъ — достаточно тяжелая часть (иногда со свинцомъ внутри) — уравновѣшиваетъ часть весла, находящуюся за бортомъ. На новѣйш. судахъ франц. и нѣм. постройки барказы дѣлаются стальные, оцинкованные: они легче и вмѣстительнѣе деревянныхъ, но зато труднѣе исправляются.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое "Гребные суда" в других словарях:

  • Гребные суда — Как простейший способ передвижения Г. суда употреблялись в глубокой древности. В каменном периоде мы уже встречаем челноки, которые и следует считать родоначальниками Г. судов. Описывая судоходство по Евфрату, Геродот указывает на суда, остов… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • гребные суда — суда, приводимые в движение с помощью вёсел. Первыми простейшими средствами, использованными первобытным человеком для передвижения по воде, был плот, связанный из брёвен, позднее – чёлн, выжженный или выдолбленный из ствола дерева. Первые лодки …   Энциклопедия техники

  • Академические гребные суда — класс наиболее быстроходных удлиненных гребных лодок с веслами на уключинах и подвижными (на роликах) сиденьями. Различают лодки для парной (у каждого гребца два весла) и распашной (у каждого одно весло) гребли. EdwART. Толковый Военно морской… …   Морской словарь

  • СУДА С ЖИВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ — суда, для работы которых используется мускульная энергия. К этим судам могут быть отнесены: гребные суда, приводимые в движение мускульной энергией людей при помощи весел, и коноводные суда, применявшиеся в давнее время и утратившие свое значение …   Морской словарь

  • Гребные фрегаты (фрегаты гребного флота) — — наиболее крупные суда гребного флота. Кроме обычного фрегатского парусного вооружения для движения в шхерах и в штиль имели по 12–18 весел. Гребные фрегаты использовались как для действий в шхерах, так и в открытом море. В России их… …   Военная энциклопедия

  • Гребные фрегаты — (фрегаты гребного флота) — наиболее крупные суда гребного флота. Кроме обычного фрегатского парусного вооружения для движения в шхерах и в штиль имели по 12–18 весел. Гребные фрегаты использовались как для действий в шхерах, так и в… …   Военная энциклопедия

  • Суда атомного технологического обслуживания — (АТО)  класс специализированных кораблей и плавсредств для обеспечения радиационной и ядерной безопасности в процессе эксплуатации и утилизации надводных и подводных кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Эксплуатация… …   Википедия

  • Гребные клубы —       Занятия греблей начались в Петербурге с учреждением в 1718 Петром I первого яхт клуба «Невский флот». Позже произошло отделение так называемой народной гребли от спортивной. В 1850 Городская дума организовала первые в Петербурге гонки… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • СУДА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ — речные или морские суда, использующие устройство в форме крыла для того, чтобы поднять корпус судна над водой и уменьшить силы трения и сопротивления, ограничивающие скорость передвижения обычных судов. При движении в воде подводное крыло создает …   Энциклопедия Кольера

  • Гребные фрегаты, взятые у неприятеля — Автроил Бывший шведский ГФР «Аф Тролле», взятый в плен 13.8.1789 во время первого Роченсальмского сражения. Вошел в состав БФ. 35,2x9,4x2,3 м; 24 орудия; 210 человек. Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. Осенью 1789 в составе… …   Военная энциклопедия

Книги

  • Лодка, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Ло?дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре… Подробнее  Купить за 998 руб
  • Петербург - морская столица России, Е. Э. Келлер, А. Э. Келлер. Книга посвящена традициям морской столицы России от рождения Петербурга до начала XX века, тому, как парусные и гребные суда петровского времени сменялись паровымии броненосными, как… Подробнее  Купить за 580 руб
  • Петербург. Морская столица России, Е. Э. Келлер, А. Э. Келлер. Книга посвящена традициям морской столицы России от рождения Петербурга до начала XX века, тому, как парусные и гребные суда петровского времени сменялись паровымии броненосными, как… Подробнее  Купить за 570 руб
Другие книги по запросу «Гребные суда» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»