Мины заграждения это:

Мины заграждения

МИНЫ ЗАГРАЖДЕНІЯ, какъ соврем. оружіе обороны своихъ береговъ, появились въ концѣ XVIII в., въ борьбѣ за незав-сть С.-А. Соед. Штатовъ (см. Минное дѣло во флотѣ). Но лишь въ XX стол., въ рус.-япон. войну, М. загр. становится оружіемъ универсальнымъ, одинаково примѣнимымъ какъ для цѣлей обороны, такъ и для наступленія. Роль ея въ соврем. войнахъ опредѣляется характеромъ борьбы и судов. составомъ воюющихъ флотовъ. — Техническое развитіе М. загражденія. М. Бушнеля (1775 г.) представляла деревян. ящикъ, к-рый нужно б. при помощи подводной лодки подвести подъ днище судна; ящикъ наполнялся порохомъ; устр-во М. было самое примитивное, а дѣйствіе ею осложнялось зав-стью отъ подвод. лодки. Въ М. амер-ца Фультона (1804 г.) зарядъ пороха, заключенный въ металл. оболочку, плавалъ на опредѣл. разстояніи отъ пов-сти воды, удерживаясь на мѣстѣ спец. якоремъ. Взрывъ М. вызывался толчкомъ объ нее к-са судна. Фиг. 1 изображаетъ поставленную М.: A — коробка, въ к-рой помѣщенъ удары, механизмъ, воспламеняющій зарядъ мины; B — металл. к-съ, наполненный порохомъ; C — дерев. ящикъ съ пробкой, сообщающій М. плавучесть; D — минрепъ, веревка, к-рой М. сединяется съ грузомъ E и якоремъ F. Въ Россіи оригинальная М. загр. б. предложена въ 1840 г. академикомъ Якоби; главная ея особ-ть заключалась въ томъ, что к-съ ея обладалъ собственною плавучестью (воздуш. камера). Общ. видъ мины представленъ на фиг. 2: AB — воздуш. камера; P — порох. зарядъ (10—15 фн.); W — химич. взрыватель — трубка проф. Власова; H — рычаги, приводящіе взрыватель въ дѣйствіе; S — пружины, уменьшающія чувствит-сть рычаговъ къ ударамъ. Первые образцы М. обладали значит. недостатками: малые заряды, плохіе якоря, сложная и опас. постановка; въ послѣдующ. типахъ обнаруживается стремленіе ихъ устранить. Оч. близка къ минѣ Якоби М. Нобеля, примѣнявшаяся въ кампанію 1854 г. для загр-нія сѣв. Кронштадт. рейда (фиг. 3 и 4). Въ ту же войну южные рейды г. Кронштадта б. заграждены М. Якоби новаго образца (фиг. 5). М. Зингера, примѣнявшаяся въ междоусобн. войнѣ 1862—65 гг., имѣла зарядъ въ 100 фн. пороха; особое приспособленіе предохраняло ее отъ взрыва во время постановки; грибовидный якорь, присасывающійся къ грунту, крѣпко держалъ мину на мѣстѣ. Фиг. 6 даетъ общій видъ и разрѣзъ мины: A — воздушная камера; B — зарядъ; C — минрепъ; D — пеньковый конецъ, на к-ромъ упускаютъ мину; онъ не позволяетъ крышкѣ і упасть во время постановки мины; е — грибовид. якорь; F — терочный взрыватель; і — крышка, соскальзывающая при ударѣ судна объ мину и съ помощью цѣпочки взрывающая трубку; f, g — предохранит. чека, захватывающая цѣпочку; мина становится опасной съ того момента, когда чека выдернута. — Ударныя приспособленія, которыми взрывались опис. М., всѣ страдали общ. недостаткомъ — непрочностью и ненадеж-тью дѣйствія. Оба эти свойства б. устранены съ введеніемъ въ М. электрическ. приборовъ для производства ихъ взрыва, т.-е. съ переходомъ къ М. гальваноударнымъ и гальваническимъ. Первая гальвано-ударная М. итал-ца Убичини, предложенная въ 1870 г., представлена на фиг. 7. Главн. ея отличіе отъ ударн. минъ составляютъ: б-рея Лекланше К, отъ к-рой проводники P проходятъ черезъ катушку Румкорфа H и далѣе черезъ рядъ контактовъ въ напалъ. При ударѣ судна объ М. сминаются колпачки, прикрывающіе контакты A и B, послѣдніе замыкаютъ токъ, и зарядъ М. C, воспламеняясь, даетъ взрывъ. Чтобы обезопасить М. во время постановки, проводники выведены наружу и соединяются сросткомъ D лишь послѣ постановки М. Весьма широкое распространеніе получила въ 70-хъ гг. нѣм. "сферо-коническая" М. Герца. Въ Россіи ее снаряжали пироксилиномъ (около 21/2 пд.) и для постановки примѣняли автоматич. якорь лейт. Азарова, позволяющій ставить М. безъ предварит. измѣренія глубины. Фиг. 8 представляетъ вертикал. разрѣзъ этой М.: а — втулки въ корпусѣ М., въ к-рыя вставляются гальванич. б-рейки B (угле-цинковыя); C — зарядъ сухого пирокс-на, съ вложеннымъ въ него запаломъ; его назначеніе — вызвать детонацію влажн. пирокс-на k. Взрывъ происходитъ слѣд. обр.: судно, ударившись о корпусъ М., ломаетъ свинц. колпакъ F, въ к-ромъ помѣщена склянка E съ жидкостью Гренэ; послѣдняя вытекаетъ и попадаетъ въ б-рейку B; гальванич. токъ проходитъ черезъ запалъ и взрываетъ его. Чтобы сдѣлать М. безопасной во время постановки, проводники отъ б-реекъ выводятся черезъ пробку g къ соляному (сахарному) разъединителю D, к-рый замыкается лишь послѣ того, какъ растаетъ вложенный въ него кусокъ прессов. соли (сахару); свинц. колпаки предохраняются отъ поврежденія особ. мѣдными колпаками, снимаемыми передъ тѣмъ, какъ М. будетъ опущена въ воду. Заряжается M. черезъ горловину H; треногою l и вилкою m к-съ M. соединяется съ якоремъ, детали котораго можно видѣть на фиг. 9: а — грибовидный грузъ, къ к-рому прикрѣплена рама B съ вьюшкою C; на послѣднюю навить минрепъ; сверху на цѣпочкахъ къ рамѣ присоединенъ парашютъ D, назначеніе к-раго регулировать скорость и правил-сть паденія якоря въ водѣ; внутри гриба помѣщена щеколда съ грузомъ, останавливающая размат-ніе минрепа въ нужн. моментъ. Дѣйствіе якоря заключается въ слѣд. (фиг. 10): передъ сбрасываніемъ М. она вмѣстѣ съ якоремъ повисаетъ надъ водой, при чемъ грузъ щеколды держитъ ее въ оттянутомъ положеніи, и, слѣд-но, вьюшка м. свободно вращаться; когда М. и якорь упадутъ въ воду, М., благодаря плавучести, останется на пов-сти, а якорь пойдетъ на дно; въ моментъ, когда грузъ щеколды коснется грунта, особая пружина нажметъ на щеколду и застопоритъ вьюшку, минрепъ перестанетъ разматываться и потянетъ внизъ М., пока якорь не ляжетъ на дно; разстояніе, пройденное М., будетъ равно длинѣ штерта (веревки), на к-ромъ висѣлъ грузъ щеколды; т. обр., заранѣе давая опредѣл. длину штерту, можно ставить М. на любое углубленіе. Развитіемъ типа М. Герца явились сферич. М. съ колпаками, существовавшія до послѣд. времени и замѣняемыя нынѣ нов. типами. Существующая въ наст. время классификація этихъ М. весьма разнообразна въ виду слож-ти соврем. техники. Различаются М. заграж. по способу взрыва, по роду дѣйствія и по характеру постановки. Взрывъ м. быть достигнутъ разл. путями, соотвѣтственно к-рымъ М. раздѣляются на механическія, химическія и электрическія; въ первыхъ дѣйствуетъ курковое или терочное приспособленіе; вторыя взрываются въ моментъ, когда отъ удара или иного воздѣйствія извнѣ происходитъ смѣшеніе двухъ веществъ, резул-томъ к-раго является мгновен. повышеніе темп-ры (напр., калій съ водою, бертолетова соль съ сѣрн. кислотою и т. п); наконецъ, послѣднія детонируютъ отъ запаловъ гремуч. ртути, взрываемыхъ электрическ. токомъ. По роду дѣйствія М. бываютъ автономныя и станціонныя; первыя самост-ны, вторыя связаны съ мин. станціями на берегу. Механич. и химич. М. м. быть только автономными, а электрическія — тѣми и другими. Автоном. М. бываютъ неподвижными (на якоряхъ) и подвижными или дрейфующими; взрывъ тѣхъ и другихъ происходитъ автоматически, при столк-ніи съ судномъ. Когда станціон. М. взрываются съ берега, ихъ называютъ обсервационными, если же онѣ дѣйствують автоматически — электро-контактными или гальванич-ми. По характеру постановки М. м. быть плавучими и донными, Плавучія мины бываютъ обычно электро-контактными, а донныя — обсерваціонными; иногда, впрочемъ, для полученія автоматич. взрыва донныхъ минъ, ихъ снабжаютъ плавуч. эл.-конт. приспособленіями на спец. буйкахъ. Характеръ мины опредѣляетъ и ея примѣненіе (см. Минныя загражденія). Сферич. М. загр. имѣетъ видъ шара (фиг. 11), въ к-ромъ помѣщенъ зарядъ A влажн. пирокс-на (3—4 пд.); въ верхн. части М. расположены 5 втулокъ, со вставленными въ нихъ углецинк. б-рейками B, поверхъ которыхъ навинчиваются колпаки со склянками. Герца C. Дѣйствіе М. совершенно подобно взрыву сфероконич. М. Герца. Для заряжанія и осмотра М. имѣется горловина, черезъ к-рую укладываются въ зарядную камору лекальныя шашки пироксилина. Въ донышкѣ М. помѣщенъ соляной разъединитель D, устройство к-раго видно на фиг. 12: A — зажимъ для проводниковъ, B — контактъ, C — стержень, нажимаемый вверхъ пружиною D; пока сахаръ E, вложенный между пластинками контакта, не растаетъ, стержень не м. замкнуть цѣпь; время таянія сахара (5—6 мин.) достаточно, чтобы судно, поставившее M., удалилось отъ нея на безопас. разстояніе. Для удержанія М. на мѣстѣ служитъ якорь Азарова. Англ. гальваноударн. М. Отлея снаряжена влажн. пирокс-номъ (вѣсъ заряда 72 англ. фн.). К-съ М. A (фиг. 13) имѣетъ форму цил-ра съ выпукл. доньями; въ средней его части расположена зарядн. камора, а верхъ и низъ служатъ для помѣщенія приборовъ и приданія М. плавучести. Приспособленія для взрыва заключаются въ слѣд.: внутри М. имѣется б-рейка элементовъ, отъ к-рой проводники идутъ въ катушку D, усиливающую напряженіе тока, и далѣе въ запалы g, встрѣчая по пути ртутн. замыкатель E, к-рый дѣйствуетъ при углѣ наклона мины въ 70º; въ одинъ изъ проводниковъ введенъ соляной разъединитель. Взрывъ происходитъ при ударѣ или нажатіи на М. к-са судна, если получится достаточ. наклоненіе. Франц. М. загр. ударн. типа имѣетъ зарядъ а (фиг. 14) изъ 2 пд. влажн. пирокс-на и запальн. стаканъ съ сух. пироксилиномъ а, въ к-рый помѣщенъ капсюль съ грем. ртутью и терочн. взрыв-лемъ; къ концу терки на шелков. шнурѣ привязанъ тяжел. свинц. шаръ B, поддерживаемый отъ паденія подставкою с; чтобы шаръ не м. вывалиться въ сторону, сверху онъ придерживается обоймою; подставка подъ дѣйствіемъ пружинъ имѣетъ стремленіе опуститься и отдѣлить шаръ отъ обоймы; при постановкѣ этому мѣшаетъ кусокъ сахара, вставленный между подставкою и к-сомъ М. Когда М. попадаетъ въ воду, сахаръ таетъ, и подставка опускается; при уклоне мины въ 30º (ударъ судна) шаръ выпадаетъ изъ гнѣзда, и, выдергивая терку, производитъ взрывъ. Въ гальвано-ударн. М. лейт. Шрейбера (фиг. 15) предохранит. приборъ состоитъ изъ контакта, к-рый замыкается давленіемъ воды на гидростатическіе диски, когда М. придетъ на глубину не менѣе 3 фт.; т. обр., на пов-сти воды М. безопасна, какъ при постановкѣ, такъ и въ случаѣ всплытія; добавоч. предохр-лемъ служитъ сахарный разъединитель. Якорь мины, приспособленный для удобн. храненія вмѣстѣ съ миной, состоитъ изъ 3 главныхъ частей: чашки, въ к-рой лежитъ мина, лапъ и вьюшки съ минрепомъ D; идея вьюшки подобна Азаровской, но устройство нѣск. иное, а дѣйствіе надежнѣе (фиг. 16). Форма якоря и присутствіе лапъ гарантируютъ М. сохраненіе мѣста, на к-ромъ она б. поставлена. Въ наст. время требованія, к-рымъ д. удовлетворять M. загр., сводятся къ слѣдующему: 1) Корпуса минъ. Непрониц-сть для воды; прочность, отвѣчающая давленію столба воды надъ М. и тѣмъ давленіямъ, к-рыя развиваются при взрывѣ сосѣдн. минъ; форма, обладающая наибольш. объемомъ при наименьш. пов-сти; выдѣлка — наиболѣе простая и надежная; стойкость матеріаловъ, запасъ плавучести, статическая и динамич. остойчивость и форма д. отвѣчать условіямъ наивыгод. примѣненія М. въ спокойн. водѣ или на теченіи. 2) Заряды. Наиб. сильное разрушит. дѣйствіе при задан. объемѣ и вѣсѣ; удобство и безопас-ть заряжанія, безопас-ть и неизмѣняемость при долг. храненіи въ присутствіи влажности; нечувствит-сть къ взрывамъ сосѣднихъ М.; надежн. взрывъ отъ собств. детонатора. 3) Приспособленія для взрыва. Надежность дѣйствія; безопас-ть въ обращеніи; стойкость при храненіи; достат. чувствит-сть къ ударамъ М. и возможное полное безразличіе къ сосѣдн. взрывамъ. 4) Предохранит. приспособленія. Полная безопас-ть въ моментъ постановки М. и въ теченіе нѣк-раго времени послѣ нея; безопас-ть на пов-сти воды или на извѣстномъ углубленіи (проектъ конвенціи о М. II Гаагской конференціи мира въ 1907 г.); надежность дѣйствія, стойкость и возмож. простота устр-ва. 5) Минные якоря. Устр-во, позволяющее быстро, точно и надежно ставить М.; простота и прочность мех-змовъ; нечувствит-сть къ дѣйствію теченія и перемѣнамъ уровня воды; прочность, надежность и удобство присоединенія къ М. — Оборонительныя мины инж. вѣд-ва въ наст. время воспламеняются электрич-мъ и взрываются, когда судно наталкивается на мину — взрывъ автоматическій, или когда судно находится въ сферѣ разрушит. дѣйствія М., что опредѣляется засѣчками съ одного или двухъ наблюдат. пунктовъ на берегу, — взрывъ по наблюденію (обсерваціонный). Преимущ-во отдается автомат. способу взрыва, т. к. онъ дѣйствителенъ и ночью и въ непогоду (туманъ), а также и на дальн. разстояніяхъ. Электро-автомат. взрывъ достигается тѣмъ, что въ М. помѣщаютъ замыкатель (см. Замыкатель>), к-рый при уклонѣ или ударѣ М. судномъ производитъ электрич. контактъ, т.-е. замыкаютъ токъ электр. б-реи, воспламеняющей запалъ М.; если эта б-рея находится на берегу, и М., слѣд-но, соединена съ нею проводникомъ (кабелемъ), то такая система М. называется электроконтактною (гальваническою тоже). Но если электрич. б-рея расположена въ самой М. или возлѣ нея, т.-е. М. не соединена съ берегомъ, и б-рея начинаетъ дѣйствовать въ моментъ удара судна о М., то такую систему называютъ электроударною (гальваноударною тоже). Первая система М. имѣетъ то существен. достоинство, что электроконтактная M. м. быстро приводиться въ опасное и безопас. положеніе по желанію обороны (включеніемъ на берег. мин. станціи боев. электр. б-рей), и, слѣд-но плаваніе своихъ судовъ по такому загражденію безопасно; электроударныя же М., разъ онѣ поставлены, являются обоюдо-опасными, что и составляетъ ихъ гл. недостатокъ; ихъ, какъ не связанныхъ съ берегомъ, называютъ иногда автономными. Фиг. 17 и 18 представляютъ электроконтактную плавучую M., склепанную или сваренную изъ стальн. листовъ и имѣющую зарядъ въ 5 пд. взрывч. вещ-ва и 5—7-пд. запасъ плавучести. Фиг. 19 и 20 изображаютъ донную M. въ 30—50 пд. взрывч. вещ-ва, фиг. 21 и 22 — М. электроударную; на верхн. крышкѣ ея расположено 5 свинц. колпаковъ, внутри к-рыхъ помѣщаются склянки съ жидкостью для заряжанія угле-цинк. б-рей, укрѣпленныхъ внутри М. подъ склянками; при ударѣ судна о М. колпаки изгибаются, склянки ломаются, жидкость проливается въ б-рею и заряжаетъ ее. — Безпроволочное взрываніе М. Идея взрыванія M. на разстояніи безъ проводовъ заключается въ томь, что мѣстный токъ пріемн. радіостанціи, будучи замыкаемъ когереромъ или детекторомъ подъ вліяніемъ электромагнитныхъ волнъ, приходящихъ со станціи отправленія, взрываетъ запалъ, чѣмъ вызывается и взрывъ М. Шнейдеръ примѣняетъ нѣсколько иное устройство. Въ его М. взрывающимся запаломъ служитъ когереръ, металл. опилки к-раго смѣшаны съ взрывч. составомъ, отчего при накаливаніи когерера, въ моментъ замыканія имъ мѣстн. тока подъ вліяніемъ электромагн. волнъ, и происходитъ взрывъ. Но М. Шнейдера имѣетъ больш. недостатокъ; она м. б. взорвана случайн. электромагн. волной. Посылка волнъ м. б. сдѣлана непр-лемъ и умышленно, при подходѣ къ мѣсту, к-рое онъ предполагаетъ заминированнымъ. Для того чтобы предохранить M. отъ несвоеврем. взрыва, можно: 1) настроить установку на строго опредѣл. длину волны, извѣстную обор-щемуся, или примѣнять способъ пріема лишь при дѣйствія сразу нѣск. волнъ разной длины (способъ избирательной радіотелеграфіи, предложенный Тесла); 2) примѣнять разл. способы направляемой радіотелеграфіи; 3) ввести въ устр-во механизмъ, к-рый замыкалъ бы цѣпь лишь послѣ ряда сигналовъ, данныхъ черезъ опредѣл. промежутки времени. Наилучшее огражденіе М. отъ чужихъ, радіостанцій м. б. достигнуто лишь примѣненіемъ нѣк-рыхъ способовъ направляемой радіотелеграфіи. Для установки М. въ водѣ Шнейдеръ вводить добавоч. коммутаторъ съ когереромъ, по радіотелеграфу замыкаемымъ, послѣ чего цѣпь остается разомкнутой лишь автоматич. замык-лемъ, и М., т. обр., подготовлена по радіотелеграфу къ автоматич. взрыву при касаніи о нее судна. Въ когерерахъ своихъ М. Шнейдеръ примѣнялъ сперва смѣсь опилокъ сплава цинка и мѣди съ черн. порохомъ — "фундитъ". Отъ этого состава онъ перешелъ теперь къ "шнейдиту", въ к-ромъ вмѣсто черн. пороха взять коллодійн. хлопокъ, обработанный въ глицеринѣ. Рус. изобрѣт-лями, работавшими надь тѣмъ же вопросомъ, предлагались способы взрыванія безъ проводовъ разл. М. на выборъ изъ группы, но всѣ они мало пригодны къ конкретн. осущ-нію. Лучшими были, повидимому, способы Сокова, Свентоховскаго и Фрейденберга. Весьма желат-но примѣнить къ безпровол. взрыванія) М. разл. способы радіотелегр-нія безъ антенъ. Опыты Нотамба и Вилло, Дюкретэ, Пидсудскаго и др. убѣждаютъ въ томъ, что эти способы осуществимы. Инж.-мех-комъ флота М. А. Яцукомъ и подплк. М. Н. Критскимъ б. произведены въ 1910 г. опыты взрыванія запальн. патрона по радіотел-фу при антенѣ около 2 арш. высоты: патронъ взорвался при первой же посылкѣ волнъ со станціи отправленія, за к-рую б. взята обык-ная полев. станція типа Маркони.

Фиг. 1.

Фиг. 1.

Фиг. 2.

Фиг. 2.

Фиг. 3.

Фиг. 3.

Фиг. 4.

Фиг. 4.

Фиг. 5.

Фиг. 5.

Фиг. 6.

Фиг. 6.

Фиг. 7.

Фиг. 7.

Фиг. 8.

Фиг. 8.

Фиг. 9.

Фиг. 9.

Фиг. 10.

Фиг. 10.

Фиг. 11.

Фиг. 11.

Фиг. 12.

Фиг. 12.

Фиг. 13.

Фиг. 13.

Фиг. 14.

Фиг. 14.

Фиг. 15.

Фиг. 15.

Фиг. 16.

Фиг. 16.

Фиг. 17.

Фиг. 17.

Фиг. 18.

Фиг. 18.

Фиг. 19.

Фиг. 19.

Фиг. 20.

Фиг. 20.

Фиг. 21.

Фиг. 21.

Фиг. 22.

Фиг. 22.

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое "Мины заграждения" в других словарях:

  • ЗАГРАЖДЕНИЯ — (Obstructions) система искусственных и естественных препятствий на путях движения противника. К средствам заграждения, используемым на море, относятся мины, боны, сети, ряжи и пр. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно… …   Морской словарь

  • Мины авиационные — морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М., устанавливаемые в акватории, предназначены для поражения судов и подводных лодок; бывают… …   Энциклопедия техники

  • Заграждения военные —         искусственные препятствия и преграды, создаваемые заблаговременно или в ходе военных действий в целях нанесения потерь противнику, воспрепятствования продвижению или маневру его войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде,… …   Большая советская энциклопедия

  • Мины наземные —         боевое средство (специальные боеприпасы), предназначенное для поражения живой силы и техники противника, а также для разрушения дорог и различных сооружений с целью снижения темпа продвижения и затруднения маневра его войск (см.… …   Большая советская энциклопедия

  • Мины морские —         боевое средство (вид морских боеприпасов) для поражения кораблей противника и затруднения их действий. Основные свойства М. м.: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. М. м …   Большая советская энциклопедия

  • мины — Рис. 1. Схема авиационной беспарашютной донной неконтактной мины. мины авиационные — морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М.,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • мины — Рис. 1. Схема авиационной беспарашютной донной неконтактной мины. мины авиационные — морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М.,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Заграждения подводные — рек, фарватеров, гаваней и рейдов устраиваются: в военное, а иногда и мирное время, чтобы воспрепятствовать проходу неприятельских судов. З. эти бывают минные, для взорвания судов на воздух (сл. Мины подводные), ряжи, боны, эстакады собственно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Заграждения — ЗАГРАЖДÉНИЯ. Создавались с целью нанести пр ку урон или воспрепятствовать продвижению и манёвру его войск, сил флота и авиации. При обороне Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда и другие. городов, а также в разл. др.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Заграждения — ЗАГРАЖДЕНІЯ, искусственныя преграды, устраиваемыя для З. рѣкъ, фарватеровъ, гаваней и портовъ въ приморскихъ крѣпостяхъ, съ цѣлью задержать непр. суда. З. бываютъ постоянныя (неподвижныя), плавучія и минныя. I. Постоянныя З. служатъ самостоят.… …   Военная энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»