Гаагские конференции мира это:

Гаагские конференции мира

ГААГСКІЯ КОНФЕРЕНЦІИ МИРА, были созваны въ 1899 и 1907 гг. для обсужденія вопросовъ, связанныхъ: 1) съ ограниченіемъ дальнѣйшаго роста вооруженій, 2) съ развитіемъ института междунар. разбирательствъ, 3) съ упорядоченіемъ законовъ и обычаевъ войны, какъ на морѣ, такъ и на сушѣ и 4) съ опредѣленіемъ роли и правъ нейтрал. гос-твъ во время войны. Въ смыслѣ регламентаціи правъ и обычаевъ войны Г. конф-ціи явились естествен. продолженіемъ Женевской (1864) и Брюссельской (1874) конф-цій и Петерб. протокола (1868); постановленія послѣднихъ двухъ оставались не ратификованными: надлежало, слѣд-но, ихъ пересмотрѣть, дополнить и утвердить; т. к. мор. война оставалась не подчиненной гуманит. правиламъ 1864—68 гг., то надлежало сговориться и объ ея регламентаціи. Но глав. задачами Г. конф-цій являлись вопросъ объ ограниченіи вооруженій и попытка обсудить, нельзя ли, не нарушая принципа суверенитета и свободы гос-твъ, ограничить финанс. жертвы и постепенно регламентировать самое количество вооруж. силъ, необходимыхъ для поддержанія политич. равновѣсія, к-рое зависитъ не отъ абсолютной цифры воен. бюджетовъ, а отъ ихъ сравнит. величины. И хотя фиксировать средства соперничества гос-твъ представлялось утопическимъ, однако, самый фактъ постановки этого вопроса могъ быть полезенъ, если бы только было искрен. желаніе серьезно взятьея за его разрѣшеніе. Какъ ни неожиданною показалась для прав-ствъ нота гр. Муравьева 12 авг. 1898 г., к-рою онъ, по повелѣнію Его Вел. Имп. Николая II, пригласилъ державы собраться на конф-цію для того, чтобы дать идеѣ всеобщ. мира торжество надъ элементомъ смуты и разногласія, но она явилась естественнымъ отраженіемъ реальной потребности привести въ соотвѣтотвіе слова о миролюбіи и дѣйств-сть безгранич. вооруженій. Однако, форма обращенія рус. прав-ства показалась многимъ неопредѣленной, что и отразилось въ отвѣтахъ прав-ствъ, въ особ-сти англійскаго. Тогда, въ разъясненіе своего циркуляра, гр. Муравьевъ разослалъ 2-й, въ к-ромъ вполнѣ точно указаны б. слѣд. задачи конф-ціи: 1) соглашеніе о пріостановкѣ дальнѣйш. роста числен. состава армій и в.-мор. бюджетовъ и разсмотрѣніе способовъ къ сокращенію воен. бюджетовъ въ будущемъ; 2) соглашеніе объ отказѣ употреблять въ арміи и флотѣ новыя усоверш-нія въ области взрывч. веществъ и огнестр. оружія вообще; 3) ограниченіе примѣненія на войнѣ взрывч. веществъ, уже принятыхъ, и запрещеніе бросать взрывч. вещества съ шаровъ и воздуш. аппаратовъ; 4) отказъ въ мор. войнѣ отъ употребленія подвод. и погружающихся мин. судовъ и отъ тарановъ; 5) примѣненіе къ мор. войнѣ Женев. конвенціи 1864 г. съ дополненіями 1868 г.; 6) признаніе нейтральными судовъ, занятыхъ во время и послѣ мор. сраженій перевозкой и спасеніемъ утопающихъ и раненыхъ; 7) пересмотръ и утвержденіе постановленій Брюссел. конф-ціи 1874 г. о правилахъ и обычаяхъ войны и 8) признаніе въ припципѣ добрыхъ услугъ, посредничества и добровол. и трет. суда для "подходящихъ случаевъ" и выработка единообразнаго способа ихъ примѣненія. 7 апр. 1899 г. послѣдовало со стороны Нидердандскаго прав-ства формал. приглашеніе собрать конф-цію въ Гаагѣ и назначитъ на нее чрезвыч. посольства. 6 (18) мая 1899 г. конф-ція приступила къ занятіямъ подъ предсѣд. перваго русскаго уполномоченнаго, бар. Стааля (посла въ Лондонѣ). Всѣ европ. державы б. представлены 2—3 главными делегатами изъ числа заслуженнѣйшихъ дипломатовъ, при к-рыхъ состояли эксперты-делегаты по юридич., воен. и мор. части и нѣск. секретарей. Изъ не-европ. гос-твъ участвовали С.-А. С. Штаты, Персія, Японія, Китай, Сіамъ и Мексика. Всѣ гос-тва участвовали на положеніи полнаго равенства, хотя Германія не желала въ принципѣ признать права второстеп. гос-твъ разсуждать о вопросахъ мира. Подготовит. работы конф-ціи б. распредѣлены между 3 комиссіями: 1) для обсужденія пунктовъ 1—4; 2) для пунктовъ 5—7 и 3) для 8-го пункта 2-го цирк-ра гр. Муравьева. 23 мая к-сіи эти б. выбраны. 20 іюня конф-ція уже заслушала резолюціи 2-ой к-сіи о распространеніи Женев. правилъ на мор. войну. 5 іюля принятъ проектъ 2-ой к-сіи о законахъ и обычаяхъ войны, вопросъ же о неприкосн-сти частн. собств-сти на морѣ (предложеніе С.-А. С. Шт.) б. отложенъ до слѣд. конф-ціи; 21 іюля конф-ція приняла докладъ 1-ой к-сіи объ ограниченіи вооруженій и орудій борьбы, а 25 іюля — докладъ и 3-ей к-сіи о мирн. разрѣшеніи конфликтовъ; засѣданія 27, 28 и 29 іюля б. посвящены выработкѣ окончат. редакціи конвенцій и заключит. акта. Конф-ція проработала 1 мѣсяцъ и 10 дней. На ней обнаружились 2 противополож. теченія: одно, — сочувствующее идеямъ общ. соглашенія и желавшее положить твердое основаніе для дальнѣйш. переговоровъ; къ нему принадлежали въ подавл. большинствѣ спеціалисты по междунар. праву во главѣ съ рус. делегатомъ, проф. Мартенсомъ, и делегаты-дипломаты С.-А. С. Шт., Франціи и только отчасти Англіи, Италіи и Россіи. Другое же теченіе болѣе или менѣе явно не сочувствовало и даже издѣвалось надъ глав. предметомъ конф-ціи; къ нему принадлежали: 1) всѣ воен. и мор. представители, а изъ ученыхъ юристовъ — представители Германіи и Японіи, 2) дипломаты-делегаты Германіи, Японіи, Турціи, Австро-Венгріи и Румыніи. Представ-ли друг. гос-твъ были индифферентны и вотировали болѣе въ зав-сти отъ полит. комбинацій, чѣмъ отъ существа вопроса. Понятно, что при такомъ принципіал. разногласіи не могли не возникнуть тренія, дошедшія до угрозы герм. представ-лей сорвать конф-цію, если будетъ конкретизированъ вопросъ объ ограниченіи вооруженій. Къ чести бар. Стааля и проф. Мартенса, а также изворотливости франц. делегата Л. Буржуа и твердости американцевъ надо отнести, что конф-ція не кончилась скандаломъ, отъ чего, повидимому, была не прочь Германія, желавшая отбить охоту нов. ея созыва. Въ результатѣ, 1-я Г. конф-ція привела къ слѣд. конвенціямъ, нѣск. улучшившимъ правила и начала веденія войны. 1-я конвенція — о мирн. разрѣшеніи междунар. разногласій (61 статья) — опредѣляетъ формы посред-ства и добрыхъ услугъ, устанавливаетъ пост. палату трет. суда въ Гаагѣ, подробно регламентируетъ его процедуру и вводитъ институтъ междунар. слѣдств. к-сій для выясненія самаго факта, грозящаго конфликтомъ. 2-я конвенція — о законахъ и обычаяхъ войны на сушѣ (5 ст. ст.) — обязываетъ державы преподать своимъ арміямъ приложенную къ конвенціи инструкцію (60 ст. ст.), устанавливающую право населенія защищать свою тер-рію, опредѣляющую права и обяз-сти в-плѣнныхъ, ограничивающую право бомбард-къ и осадъ, опредѣляющую понятія шпіона, парламентера, капитуляціи, перемирія, оккупаціи и предѣлы ея правъ и нормирующую отношенія къ раненымъ и больнымъ. Къ инструкціи приложены 3 деклараціи: а) о запрещеніи бросать взрывч. вещества съ летат. аппаратовъ на 5 л., въ случаѣ, если обѣ воюющія державы подписали эту декларацію; б) объ отказѣ отъ пользованія расплющивающимися и разрывными пулями и в) объ отказѣ отъ пользованія на войнѣ снарядами съ удушлив. газами. 3-я конвенція — о примѣненіи Женев. конвенціи 1864 г. къ мор. войнѣ (14 статей) — устанавливаетъ особый разрядъ судовъ-госпиталей и пріютовъ для утопающихъ, какъ казенныхъ, такъ и частныхъ, не подлежащихъ захвату и неограниченныхъ въ пребываніи въ нейтр. портахъ, и опредѣляетъ права в-плѣнныхъ, больныхъ и подобранныхъ изъ воды. Всѣ эти конвенціи и деклараціи б. разсмотрѣны прав-ствами и ратификованы главами гос-твъ, съ нѣк-рыми частич. оговорками со стороны Англіи, Германіи, С.-А. С. Штатовъ и Турціи, касательно обяз-стей нейтр. гос-твъ, принявъ утопающихъ и раненыхъ въ мор. войнѣ, обезпечить ихъ нейтралитетъ до конца воен. дѣйствій. Кромѣ того, Г. конф-ція высказала пожеланія: 1) о пересмотрѣ спец. постановленій Женев. конвенціи; 2) о включеніи правъ и обяз-стей нейтр. гос-твъ въ программу слѣд. конф-ціи; 3) объ изученіи новыхъ типовъ мор. орудій, дабы условиться о новыхъ калибрахъ и типахъ; 4) о разработкѣ прав-ствами вопроса о сокращеніи контингентовъ и в.-мор. бюджетовъ; 5) о внесеніи вопроса о неприкосн-сти частн. собств-сти во время мор. войны на слѣд. конф-цію; 6) о разработкѣ на слѣд. конф-ціи вопроса о бомбард-ніи городовъ, портовъ и деревень съ судовъ. И наконецъ, Г. конф-ція вынесла резолюцію о томъ, что "уменьшеніе финанс. тяготъ вооруженій чрезвычайно желательно для матеріал. и морал. преуспѣянія человѣчества". Какъ видно изъ самаго текста этой резолюціи, глав. цѣль конф-ціи достигнута не была. Произошло это потому, что въ основѣ якобы миролюбив. тенденцій большинства изъ собравшихся 24 державъ лежала несомнѣн. неискренность, вслѣдствіе чего делегаты, несмотря на уговоръ держать работы конф-ціи вдали отъ политики, вотировали часто не по убѣжденію, а по полит. соображеніямъ и группировкамъ. Такъ, Австрія, Италія и Турція слѣдовали за Германіей; Болгарія поддерживала Россію въ надеждѣ добиться подписи рядомъ съ Бельгіей, а не послѣ Турціи (въ качествѣ вассала); Японія стремилась не отдѣляться отъ Англіи и С. Штатовъ; наконецъ, Румынія внесла, по указкѣ изъ Берлина, существ. ограниченіе въ компетенцію трет. суда, заявивъ и настоявъ объ исключеніи изъ нея вопросовъ, "касающихся чести и достоинства гос-твъ и ихъ жизн. интересовъ". Но все же слѣдуетъ признать громадность заслуги Г. конф-ціи передъ человѣчествомъ: она впервые осуществила грандіоз. дипломат. ареопагъ, въ к-ромъ почувствовалось біеніе пульса междунар. правовой жизни. Наряду съ утопичностью нѣк-рыхъ вопросовъ, явилось кое-что вполнѣ реальное и достижимое. Такъ, Гулльскій инцидентъ, едва не приведшій къ войнѣ между Россіей и Англіей, доказалъ примѣнимость междунар. слѣдств. к-сій, впервые установленныхъ въ Гаагѣ. Толчкомъ къ созыву 2-ой Г. конф-ціи въ 1907 г., желательность к-рой б. рѣшена въ 1899 г., но время к-рой указано не было, послужила депутація между парлам. союза, засѣдавшаго въ 1904 г. въ г. С.-Луи, къ президенту С.-А. С. Шт. Рузвельту. Депутація просила през-та взять на себя иниціативу созыва. През-тъ обѣщалъ и двумя циркулярами (21 окт. и 16 дкб. 1904 г.) черезъ пословъ предложилъ державамъ вновь собраться въ Гаагѣ. Хотя больш-во гос-твъ отвѣтило вполнѣ сочувственно, но Японія и Россія уклонились отъ участія до болѣе благопріят. времени. Вопросъ замеръ до 18 снт. 1905 г., когда, по окончаніи рус.-яп. войны, рус. прав-ство само возбудило вопросъ о созывѣ 2-ой конф-ціи. Тогда Рузвельтъ оповѣстилъ объ этомъ прав-ства, при чемъ указалъ на желательность созвать конф-цію въ іюлѣ 1906 г. въ Гаагѣ. Программа занятій конф-ціи б. сообщена имъ кабинетамъ лишь при циркулярѣ отъ 3 апр. 1906 г. и содержала рядъ частич. дополненій къ конвенціи 1899 г., съ оговоркою, что "вопросъ объ ограниченіи вооруженій Россія возбуждать болѣе не намѣрена". Сдѣлано это было подъ давленіемъ Германіи, но оговорка эта весьма не понравилась въ Америкѣ, во Франціи и въ Англіи. Прав-ства втихъ странъ, равно какъ и Испанія, сговорившись, отвѣтили, что они принимаютъ приглашеніе лишь при условіи ихъ права поставить вопросъ о воен. бюджетахъ на обсужденіе, ибо иначе будутъ нарушены какъ требованія обществ. совѣсти, такъ и преем-ность съ основ. идеями русскихъ же циркуляровъ 1898 г. и постановленій 1-ой Г. конф-ціи, на что Россія согласилась. Т. к., съ общаго согласія, приглашенными явились не только державы-участницы конф-ціи 1899 г., но и всѣ южно- и среднеамерик. гос-тва, а также Абиссинія и Корея, то число гос-твъ-участниковъ дошло съ 26 до 44, и начало конф-ціи перенесено б. на лѣто 1907 г. Конф-ція засѣдала съ 15 іюня по 18 окт. 1907 г. и имѣла за это время 11 пленарныхъ и 123 комис. засѣданія. Работа 2-ой Г. конф-ціи колоссальна по своему объему и чрезвычайно важна въ принципіал. отношеніи. Предсѣдателемъ конф-ціи б. единогласно выбранъ 1-й делегатъ Россіи, посолъ въ Парижѣ, А. И. Нелидовъ. 2-й делегатъ ея, проф. Мартенсъ, сыгралъ и на этой конф-ціи роль, знач-но превосходившую его положеніе, какъ предсѣд-ля 4-ой комиссіи. Предсѣд-лями друг. 3 к-сій были: франц. делегатъ, мин-ръ иностр. дѣлъ Л. Буржуа, бельг. делегатъ бывш. мин-ръ иностр. дѣлъ Бернаертъ и итал. посолъ въ Парижѣ гр. Торніелли. Однимъ изъ глав. затрудненій орг-заціи работъ явилась щепетильность делегатовъ второстеп. гос-твъ, к-рыхъ приходилось распредѣлять по к-сіямъ, строго соблюдая равновѣсіе между ними въ смыслѣ распредѣленія почет. должностей. Достигнутые, благодаря такту рус. делегаціи, результаты превзошли всѣ ожиданія: къ концу 4-го мѣсяца засѣданій 174 делегата (не считая 200 секр-рей), съѣхавшіеся защищать часто противополож. и непримир. интересы, прониклись духомъ единства культуры цивилиз. народовъ и выразили это въ бдагодарств. рѣчахъ по адресу Россіи въ день послѣд. торжеств. засѣданія. Достигнуто это б., впрочемъ, не безъ жертвъ. Такъ, въ угоду Германіи, предложеніе Англіи, касавшееся вопроса объ ограниченіи вооруженій, б. заслушано безъ преній и повело къ платонич. резолюціи. Само рус. прав-ство послѣ войны 1904—05 гг. радикально измѣнило взглядъ на желательность обсужденія этого вопроса. Нелидовъ, опираясь на противорѣчіе между общ. ростомъ вооруженій съ 1899 г. и пожеланіемъ, принятымъ на 1-ой конф-ціи, публично заявилъ, что "вопросъ недостаточно зрѣлъ, чтобы обсуждаться съ пользой" и что, не желая споровъ, "рус. прав-ство твердо намѣрено въ нихъ не участвовать". Однимъ изъ неожид. политич. послѣдствій 2-ой конф-ціи была выдающ. роль, к-рую пришлось признать за представ-лями Ю. Америки, проявившими больш. эрудицію и оратор. таланты. Подъ ихъ обаяніемъ б. усвоена т. наз. доктрина Драго (объ обязат. арбитражѣ въ случаѣ долговр. споровъ между частн. лицами и гос-твами), приведшая къ подписанію особой конвенціи. Въ смыслѣ положит. междунар. права 2-я Г. конф-ція привела къ подписанію подавляющимъ большинствомъ гос-твъ 14 отдѣл. конвенцій и заключит. акта съ пожеланіями. Конвенціи эти слѣд.: 1) о мирн. разрѣшеніи междунар. столкновеній — 97 статей, развивающихъ принципы конвенціи 1899 г. въ пользу междунар. слѣдств. к-сій и устанавливающихъ формы междунар. состязат. слѣдствія и междунар. трет. суда; 2) объ обязат. трет. судѣ въ случаѣ споровъ по взысканію долговъ однимъ государствомъ съ подданныхъ другого, при условіи, что гос-тво-отвѣтчикъ подчинится производству и рѣшенію суда (7 статей); 3) объ открытіи воен. дѣйствій — 8 статей, обязывающихъ державы "недвусмысленно" предупреждать другъ друга объ объявленіи войны. До воспослѣдованія такого объявленія репрессив. и охранит. мѣры по отношенію къ воюющей и нейтр. сторонамъ впредь незаконны. Однако, предложенный Россіей срокъ въ 24 ч. между объявленіемъ войны и началомъ воен. дѣйствій не б. принятъ; 4) о законахъ и обычаяхъ сухоп. войны — 9 статей и приложеніе, повторяющія и развивающія конвенцію 1899 г., оставляя въ силѣ общее положеніе, "что въ случаяхъ, не предусмотрѣнныхъ принятыми гос-твами постановленіями, населеніе и воюющіе остаются подъ охраною и дѣйствіемъ началъ междунар. права, поскольку они вытекаютъ изъ установившихся между образов. народами обычаевъ, законовъ человѣчности и требованій обществ. сознанія". Россія не сочла возможнымъ примкнуть къ новой редакціи ст. 44, запрещающей вынуждать жителей занятой войсками непр. тер-ріи давать свѣдѣнія о войскахъ и воен. средствахъ прот-ка, т. к. это перечисленіе ограничиваетъ общій запретъ насиловать совѣсть жителей оккупирован. мѣстности (ст. 23). Существен. улучшеніемъ постановленій 1899 г. явилось твердое указаніе (ст. 3), что "воюющая сторона, нарушившая постановленія "Положенія", обязана возмѣстить убытки, если есть къ тому основаніе, и отвѣтственна за всѣ дѣйствія, совершенныя лицами, входящими въ составъ ея воен. силъ"; 5) о правахъ и обязанностяхъ нейтр. державъ и лицъ въ случаѣ сухоп. войны (25 статей); 6) о положеніи непр. торг. судовъ при началѣ воен. дѣйствій — 1 статей, ограждающихъ права "купцовъ" установленіемъ для нихъ льготнаго срока для выхода въ море и права вознагражденія для коммерч. судовъ, застигнутыхъ войной врасплохъ въ морѣ, если они будутъ секвестрованы или потоплены (посл. обязательство не подписали Германія и Россія); 7) объ обращеніи торг. судовъ въ военныя — 12 статей, устанавливающихъ обязат. подчиненіе обращенныхъ судовъ в.-мор. дисц-нѣ, іерархіи и внѣш. отличит. признакамъ съ обязат. занесеніемъ ихъ въ списки воен. флота; 8) о постановкѣ подвод. минъ, автоматически взрывающихся отъ соприкосновенія — 13 статей, запрещающихъ: а) ставить автомат. мины, не обезвреживаемыя черезъ часъ по ихъ отрываніи, а для самодвижущихся — немедленно послѣ непопаданія въ цѣль, б) ставить мины для стѣсненія торг. мореплаванія, и обязывающихъ державы, подписавшія ее, предупреждать о минированіи береговъ и по окончаніи войны убирать мины (Россія, Никарагуа, Черногорія, Китай, Испанія, Португалія и Швеція не подписали этой конвенціи); 9) о бомбардированіи мор. силами во время войны — 13 статей, запрещающихъ бомбард-ку незащищен. городовъ, селеній, зданій и портовъ, даже если предъ ними поставлены мины, а также въ случаѣ неуплаты контрибуціи, безусловно воспрещающихъ отдачу насел. мѣстъ на разграбленіе и вмѣняющихъ въ обяз-сть за реквизиціи расплачиваться налич. деньгами или расписками, подлежащіми оплатѣ; 10) о примѣненіи къ мор. войнѣ началъ Женев. конвенціи — 28 статей, подобно конвенціи 1899 г. и Женев. конвенціи 6 іюля 1906 г., точно устанавливающихъ права и функціи госп. судовъ; 11) о нѣкоторыхъ ограниченіяхъ въ пользованіи правомъ захвата въ мор. войнѣ — 14 статей, гарантирующихъ неприкос-ность корреспонденціи во время мор. войны, за исключеніемъ случаевъ форсированія блокады, и освобождающихъ отъ захвата мелкія торг. и рыбол. суда (Россія, Черногорія, Никарагуа и Китай отказались подписать эту конвенцію); 12) объ учрежденіи междунар. призовой палаты (57 статей); эта конвенція характерна тѣмъ, что установила значеніе вел. державъ за Англіей, С.-А. С. Штатами, Германіей, Франціей, Австро-Венгріей, Россіей, Италіей и Японіей, судьи к-рыхъ засѣдаютъ въ палатѣ постоянно и непремѣнно, судьи же друг. гос-твъ (7 изъ 15-ти) засѣдаютъ по очереди. (Россія и Японія этой конвенціи не подписали. Ю.-Амер. гос-тва, недовольныя распредѣленіемъ гос-твъ на пост. и перемѣн. участниковъ палаты, подписали ее съ оговоркой); 13) о правахъ и обязанностяхъ нейтр. державъ въ случаѣ мор. войны (33 статьи); эта конвенція вызвала большіе споры между колоніал. державами, желавшими ограничить права воюющихъ судовъ въ нейтр. портахъ, и неколоніал. гос-твами (съ Россіей во главѣ), желавшими расширить эти права. Побѣдила вторая точка зрѣнія: воюющія суда признаны живыми индивидуумами, к-рымъ нейтр. державы не въ правѣ помогать, но не въ правѣ и мѣшать имъ жить и питаться. Въ общемъ, конвенція эта узаконила практику рус.-яп. войны, установивъ, однако, абсолютное равенство условій для обѣихъ сторонъ; 14) декларація о воспрещеніи метанія снарядовъ и взрывч. вещ. съ возд. щаровъ, устанавливающая таковой запретъ на срокъ (до конца 3-ей, будущей конф-ціи); Россія, Франція, Германія, Италія, Японія и Испанія этой деклараціи, однако, не подписали. Въ заключит. актѣ, подписанномъ всѣми державами, за исключ. Парагвая и оговорки со стороны Швейцаріи, единогласно признается: 1) начало обязат. трет. разбирательства, 2) что нѣк-рые споры, а именно, касающіеся истолкованія и примѣненія междунар. договор. постановленій, способны составлять предметъ обязат. трет. разбирательства безъ всяк. оговорокъ, и 3) желательность, чтобы прав-ства вновь подвергли серьез. изученію вопросъ объ ограниченіи воен. бремени. Вмѣстѣ съ тѣмъ конф-ція единогласно рекомендовала державамъ собраніе 3-ей конф-ціи мира. Въ условл. срокъ всѣ конвенціи, за указан. исключеніями, б. ратификованы главами гос-твъ и отданы на храненіе въ Гаагу. Т. обр., съ формал. стороны ихъ обязат-сть для подписавшихъ державъ не подлежитъ сомнѣнію. И хотя практика междунар. жизни часто нарушаетъ ихъ, тѣмъ не менѣе работы Г. конф-ціи установили фундаментъ соврем. всемір. междунар. права, к-рому не хватаетъ только санкціи, чтобы превратиться въ обязат. для всѣхъ законъ. Россіи принадлежитъ честь приступа къ постройкѣ этого фундамента, за ней же сохранено и право созыва дальнѣйшихъ конференцій.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое "Гаагские конференции мира" в других словарях:

  • ГААГСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ — 1899 и 1907 гг.– конференции, созванные по инициативе России, для рассмотрения вопроса о сокращении вооружений, кодификации правил о мирном разрешении международных конфликтов и правил ведения войны. Историческая обстановка, в которой проходила… …   Советский юридический словарь

  • ГААГСКИЕ МИРНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ 1899 и 1907 — По предложению России 18. V 1899 в Гааге собралась конференция, в которой приняло участие 26 государств: Австро Венгрия, Германия, Бельгия, Китай, Дания, Испания, США, Мексика, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Япония, Люксембург,… …   Дипломатический словарь

  • ГААГСКИЕ КОНВЕНЦИИ 1899 и 1907 — междунар. соглашения, устанавливающие законы и обычаи войны, права и обязанности нейтральных стран, а также порядок мирного разрешения междунар. споров. г. к. были приняты на двух междунар. конференциях в Гааге, первая из к рых состоялась по… …   Советская историческая энциклопедия

  • РАЗОРУЖЕНИЕ — система мероприятий, осуществление к рых должно привести к уничтожению или существенному сокращению средств для ведения войн. В совр. условиях в связи с наличием в мире ядерного, термоядерного и др. оружия массового уничтожения людей и ценностей …   Советская историческая энциклопедия

  • Николай II — В Википедии есть статьи о других людях с именем Николай II (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Святой Николай (значения). Николай II Николай Александрович Романов …   Википедия

  • Разоружение —         система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в… …   Большая советская энциклопедия

  • Николай II, Александрович — Николай II Николай Александрович Романов Фотопортрет императора Николая II, 1909 год …   Википедия

  • Николай II (император России) — Николай II Николай Александрович Романов Фотопортрет императора Николая II, 1909 год …   Википедия

  • Николай II Александрович — Николай II Николай Александрович Романов Фотопортрет императора Николая II, 1909 год …   Википедия

  • Николай II Романов — Николай II Николай Александрович Романов Фотопортрет императора Николая II, 1909 год …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»