- Блокгауз
БЛОКГАУЗЪ, деревянная блиндированная, глинобитная, каменная, а въ послѣднее время металлич. или бетонная постройка такого устройства, что небольшой отрядъ войскъ можетъ въ ней обороняться и жить. Какъ на первоначальный типъ деревян. Б., можно указать на построенный пруссаками у Шведеледорфа въ Силезіи, во время войны за Баварское наслѣдство (1778 г.). Онъ имѣлъ фигуру креста; каждое крыло было ок. 4 сж. дл. и 6½ фт. шир.; стѣны — выш. ок. 6 фт. и состояли изъ 2 рядовъ сплошныхъ стоекъ, пространство между которыми было заполнено землею; въ стѣнахъ черезъ каждые 4 фт. были продѣланы бойницы для ружейной обороны. Сверху Б. былъ перекрытъ накатникомъ и прикрывался земляной насыпью 5 фт. толщ.; на этой насыпи былъ устроенъ брустверъ, за которымъ въ 4 углахъ поставлены маленькія мортирки. Б. былъ обнесенъ вокругъ небольшимъ рвомъ. Это укрѣпленіе отбило съ успѣхомъ 3 непріят. штурма, и гарнизонъ его сдался лишь послѣ того, какъ поставленныя противъ него 2 пушки и гаубица ядрами пробили стѣны, и самъ Б. былъ зажженъ попавшей внутрь его гранатою. Впослѣдствіи Б. вошли въ большое употребленіе; фигура и детали постройки ихъ измѣнялись, смотря по задачѣ. При осадѣ Данцига, въ 1807 г., одинъ Б. принудилъ атакующаго вести на себя особую атаку. Во время испанск. войны (1811—2 гг.) марш. Мармонъ возвелъ цѣлый рядъ деревян. Б. Во время русско-турецкой войны, въ 1828 г., нашими инж. устроено было нѣсколько Б. при укрѣпленіи Праводъ, а въ 1829 г. — для прикрытія этаповъ въ Балканскихъ горахъ, по дорогѣ отъ крѣп. Варны къ г. Айдосу и Бургасу, между сел. Дервишкіой и Келелеръ. За недостаткомъ лѣса, стѣны нѣкот. Б. б. сдѣланы изъ 2 плетней съ набивкой землей; въ мѣстахъ бойницъ вставляли досчатыя коробки, имѣвшія видъ и размѣры обыкновен. бойницъ; чтобы предохранить стѣны отъ пожара, поверхность ихъ обмазывалась глиной. Въ 1830 г. для Алжирской экспедиціи французы устроили нѣсколько подвижныхъ Б. и употребляли ихъ съ большой пользой для прикрытія своихъ передов. постовъ отъ нечаянныхъ нападеній арабовъ. Въ эту же экспедицію французами строились 2-этажные Б. (рис. № 1); нижній этажъ представлялъ изъ себя квадратъ, 5 мтр. въ сторонѣ, потолокъ возвышался надъ мѣстнымъ горизонтомъ на 3 мтр.; верхній же представлялъ квадратъ, 7,5 мтр. въ сторонѣ, высотою въ 2,5 мтр.; нижній этажъ служилъ складомъ, верхній — для жилья; сообщеніе по приставной лѣстницѣ. Извѣстный франц. инж. ген. Ронья во многихъ своихъ проектахъ предлагалъ Б. вмѣсто редюитовъ для обороны внутренности укр-ній. Въ 1831 г. Б. б. примѣнены поляками при укрѣпленіи Варшавы. Въ 1864 г. внутри Дюпельскихъ врем. фортовъ датчанами б. устроены большіе Б., но огнемъ прусск. осадной артил. ко времени штурма они б. разбиты. При подавленіи Австріей возстанія въ Босніи въ 1878 г. наиболѣе важныя дороги, переправы и прочіе пункты охранялись Б. Въ послѣдній періодъ англо-бурской войны въ 1900—01 году, когда у буровъ уже не было артил., англичане строили много Б. для охраны дорогъ и даже жилыя оборонит. линіи изъ Б., съ препятствіями между ними. Постепенно совершенствуя конструкцію Б., они начали примѣнять металлич. Б. изъ двойного ряда желѣзн. листовъ, пространство между которыми заполнялось мелкими камнями или гравіемъ (черт. 2 и 3). Какъ показали испытанія, небольшой слой щебня или гравія дѣйствительно хорошо сопротивлялся прониканію пуль. Дерева не было, кромѣ вертикальныхъ брусковъ между листами желѣза. Бойницы дѣлались изъ углового желѣза так. обр., чтобы уголъ раствора бойницы внутрь и наружу составлялъ 90°. Это угловое желѣзо служило также для лучшаго соединенія концентрич. цилиндровъ, составлявшихъ стѣны. На такой круговой цилиндрич. стѣнѣ устанавливались стропила, покрывавшіяся конич. крышей изъ волнистаго же желѣза. Каждый Б. въ разстояніи 2—5 мтр. окружался траншеей со рвомъ въ 1,37 мтр. глубиной, передъ траншеей была проволочная сѣть. Б. располагались въ 1.200—1.700 мтр. одинъ отъ другого. Эти промежутки заполнялись изгородью изъ столбовъ, закрѣпляемыхъ черезъ каждые 4 мтр. анкерами съ протянутой по нимъ въ 3—4 ряда колючей проволокой изъ твердой стали, толщ. въ 6 мм. Эти промежуточныя изгороди направлялись тупыми исходящими углами, для продольнаго ихъ обстрѣливанія и такъ, чтобы не было опасности для сосѣднихъ Б. Для такого фланкированія на столбахъ прикрѣплялись особыя вилки на шарнирахъ, вкладывая въ которыя ружье, можно было продольно обстрѣливать промежутокъ, какъ только подастся автоматически дѣйствующій тревожный сигналъ. Во время всей войны англичанами было построено 8.000 блокгаузовъ разныхъ образцовъ, на протяженіи 6.000 клм. Б., построенные вдоль линіи жел. дорогъ, оправдали свое назначеніе. Эта мѣра привела къ раздѣленію театра войны на нѣсколько раіоновъ, изолированныхъ другъ отъ друга, затрудняя передвиженія и дѣйствія непріятеля, между тѣмъ какъ связь между англ. войсками становилась прочнѣе. Въ срединѣ іюля 1901 г. линіи Б. получили уже широкое развитіе и протянулись на 4.000 вер. Главн. меридіональныя линіи были проложены (см. карту театра воен. дѣйствій въ Южн. Африкѣ — во 2-мъ томѣ) вдоль зап. магистрали отъ Мефкинга черезъ Де-Ааръ до Портъ-Елизабетъ; отъ Питерсбурга на Преторію — Блюмфонтейнъ — Спрингфонтейнъ — Стромбергъ; отъ Миддльбурга на Стандертонъ и оттуда вдоль ж. д. до Истъ-Каурта въ Наталѣ. Поперечныя: Зеерустъ — Преторія — Комати — Портъ; Кимберлей — Блюмфонтейнъ — Табанчу — Ледибрандъ; вдоль р. Оранжевой отъ ст. Оранжъ-Риверъ до Вепенера черезъ Бетули. Кромѣ этихъ главныхъ направленій, были ограждены еще почти всѣ рельсовые пути и протянуты многочисленныя соединит. вѣтви, особенно въ окрестн. Блюмфонтейна, Іоганнесбурга и Преторіи. Однако, подобная система стоила оч. дорого и требовала ок. 50.000 чел. на гарнизоны Б., продовольствованіе которыхъ б. затруднительно. Примѣненію англичанами системы Б. способствовали: во-первыхъ отсутствіе у непріятеля съ осени 1900 г. регулярной вооруженной силы, а во-вторыхъ — пустынность и равнинный характеръ страны. Схема расположенія англ. Б. на театрѣ воен. дѣйствій въ іюлѣ 1901 г., по донесеніямъ ген. лорда Китченера и бурскимъ источникамъ, показана на черт. № 4. Въ русско-японскую войну 1904—05 гг. обезпеченіе единственной коммуникаціонной линіи, соединявшей съ Россіей Манчжурскій театръ военныхъ дѣйствій производилось при помощи каменныхъ Б. въ видѣ невысокихъ стѣнъ съ полубашнями и бойницами, окруженныхъ иск. препятствіями, но только у значит. мостовъ, однако, плохое ихъ устройство и рѣдкое расположеніе недостаточно обезпечивало дорогу. До изобрѣтенія фугасн. бомбъ Б. находили обширное примѣненіе въ крѣпостяхъ, при непремѣнномъ условіи прикрытія ихъ землян. насыпями отъ артил. огня. Съ приведеніемъ крѣпости въ оборонит. состояніе Б. строились, какъ редюиты, въ исходящ. плацдармахъ, а чаще во входящихъ. Какъ редюиты, Б. располагались и внутри врем. фортовъ, въ предмостныхъ укр-ніяхъ, въ полев. постройкахъ. Въ настоящее время отдѣльные Б. могутъ устраиваться: 1) въ гористыхъ странахъ, гдѣ по свойству дорогъ непріятель не можетъ имѣть съ собою ор. большого калибра; 2) на этапныхъ коммуникаціонныхъ линіяхъ, противъ партизанскихъ отрядовъ, не имѣющихъ при себѣ артил.; 3) при занятіи страны съ цѣлью усмиренія народнаго возстанія, въ качествѣ опорныхъ пунктовъ для подвижныхъ экзекуціонныхъ колоннъ, оперирующихъ по своимъ раіонамъ, и 4) въ нѣкоторыхъ случаяхъ при постройкѣ врем. укр-ній, при условіи обезпеченія ихъ отъ артил. огня, что не всегда возможно. Деревянные Б. обыкновенно имѣютъ въ планѣ видъ прямоугольника или квадрата, при чемъ величина ихъ соразмѣряется съ гарнизономъ. По способу устройства стѣнъ Б. бываютъ стойчатые и вѣнчатые (черт. № 5—6); на нихъ насыпается слой земли въ 4—6 фт. Для обезпеченія противъ огня 15-см. гаубицъ, дѣйствующихъ съ 2 вер., потолочное покрытіе должно состоять изъ: а) 2 рядовъ бревенъ въ 1 фт. діаметр. и 10-фт. земляной насыпи, или б) 2 рядовъ рельсовъ, вложенныхъ одинъ въ другой и 7-фт. земляной насыпи. Противъ 21-см. мортиры, дѣйствующей съ 2 вер., потолочное покрытіе должно состоять изъ: а) 2 рядовъ бревенъ въ 1 фт. діаметр. и 19 фт. земли; б) 3 рядовъ бревенъ въ 1 фт. діаметр. и 17 фт. земли, или в) 2 рядовъ рельсовъ, вложенныхъ одинъ въ другой, и 14,5 фт. земли. Пролеты между опорами для потолочнаго покрытія изъ бревенъ не должны превосходить 5 фт., а для покрытія изъ рельсовъ — 8,5 фт. Для сопротивленія проницанію ружейныхъ пуль стѣны Б. дѣлаются двойными, промежутокъ между ними въ 2—3 фт. заполняютъ землею.
Черт. 5.
Черт. 6.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.