- Балканы
БАЛКАНЫ, горная цѣпь, простирающаяся отъ вост. границъ Сербіи до Чернаго моря; болгары и сербы называютъ ее Старой планиной, а въ древности она называлась Гемосъ (см. карту Болгаріи). Отроги Б. проникаютъ и внутрь Сербіи, гдѣ заканчиваются крутыми отвѣсными скалами у береговъ Дуная, какъ разъ противъ такихъ же отвѣсныхъ скалъ Карпатъ, которыя подходятъ къ Дунаю съ с., образуя ущелье "Желѣзныя Ворота" между Турнъ-Севериномъ и Ортовою. Особенность Б. составляетъ значительное развитіе въ длину (до 600 вер.) при малой ширинѣ (всего отъ 21 до 45 вер.). Главная водораздѣльная линія, которая пересѣкается въ двухъ мѣстахъ рѣками Б. Искеромъ и Камчикомъ, раздѣляетъ большую частъ Б. на два рѣзко различающихся горныхъ ландшафта: къ с. горы, по мѣрѣ спуска въ Дунайскую низменность, становятся все болѣе оголенными и пустынными, къ ю. же онѣ представляются болѣе живописными и болѣе населенными. На Б. рѣдко встрѣчаются высокія скалистыя вершины, и вовсе нѣтъ мѣстностей Альпійскаго характера. Высокіе гребни Б. имѣютъ куполообразныя очертанія и покрыты пастбищами. Самая высокая вершина Юмрукчалъ представляетъ собою обширное пастбище. Вся Б-ская система образуетъ собою соединеніе отъ 3 до 7 горныхъ цѣпей. По своимъ внѣшнимъ особенностямъ и по строенію почвы, Б. дѣлятся на три участка: зап. — отъ р. Тимока, до ущелья р. Большого Искера; средній — отъ Искерскаго ущелья до Демиръ-капу и вост. — отъ Демиръ-капу до Чернаго моря.
1) Западные или Карпато-Б. тянутся дугообразно отъ нижн. Тимока и до р. Б. Искера, направляясь на ю.-в. и постепенно развиваясь въ ширину. До Берковацкаго перевала они имѣютъ видъ высокаго узкаго хребта, начинающагося (какъ непрерывная цѣпь) въ предѣлахъ Сербіи отъ горы Вершка-Чука и достигающаго близъ перевала св. Николая 4.420 фт. Это так. наз. Кадибогазскіе Б. и св. Николая. Далѣе къ ю.-в. они принимаютъ названіе Чипровецкаго Б., съ вершиной Братковъ Верхъ (6.220 фт.) Самая же высокая часть Зап. Б. есть Берковацкій Б. съ вершиною Комъ (въ 6.447 фт.). Далѣе хребетъ нѣсколько понижается, расширяясь и подъ именемъ Софійскаго Б. образуетъ широкое плато, южн., довольно пологій скатъ котораго обращенъ къ Софійской котловинѣ. Къ с. отъ Софійскаго Б. развѣтвляется Врачанскій Б., образующій своими склонами сѣв. стѣну Искерскаго ущелья. Рѣка Б. Искеръ, протекая по этому ущелью болѣе 60 вер. (тутъ же проходитъ и жел. дорога отъ Плевны въ Софію), имѣетъ чрезвычайно крутое паденіе. Зап. Б. образованы преимущественно изъ гранита; частью они обнажены, а частью покрыты густыми буковыми лѣсами; сѣв. склоны вообще очерчены рѣзче южныхъ. Отъ главнаго хребта къ с.-в. отходятъ длинныя, постепенно понижающіяся вѣтви, служащія водораздѣлами между притоками Дуная. Зап. Б. вообще трудно проходимы. На протяженіи 75 вер. проложены всего 4 шоссейныя дороги, удаленныя одна отъ другой на 10—25 вер., а именно: 1) изъ Чупріи въ Акъ-Паланку и Пиротъ (4.420 фт.), иначе прох. св. Николая; 2) изъ Чупровца въ Пиротъ (два паралл. перевала — 6.220 и 2.970 фт.); 3) изъ Берковаца въ Пиротъ, (4.760 фт., иначе Берковацскій прох.) и 4) изъ Берковаца въ Софію, съ вѣтвью отъ Гинцкаго прохода на Пиротъ. Кромѣ того, существуетъ еще нѣсколько вьючныхъ путей долиною Искера въ Софію; (3.600 фт.); всѣ они выходятъ на шоссе, идущее изъ Софіи въ Нишъ. Въ кампанію 1877—78 г.г. въ концѣ дек. Зап. Б. пересѣкли — сербскія арміи черезъ св. Николай на Пиротъ и Софію и черезъ Чупровець на Пиротъ и Софію и небольшой кавал. отрядъ ген. Арнольди черезъ прох. св. Николая и Берковацкій проходъ на Софію.
2) Средніе или центральные Б., отъ ущелья р. Б. Искера до перевала Демиръ-капу, носятъ различныя названія. Къ в. отъ Искерскаго ущелья эти Б. являются въ видѣ двухъ парал. кряжей, заканчивающихся крутыми скатами надъ ущельемъ р. Бебреша (притока Мал. Искера) и Комарційской котловиной. Весь хребетъ носитъ названіе Умургашъ, по имени своей главной вершины (5.554 фт.). За истоками р. Бебреша слѣдуетъ Этропольскій Б., раздѣляющійся на нѣсколько вѣтвей. Вершины его достигаютъ до 51/2 тыс. фт. (Баба-гора — 5.883 фт., Шандорникъ — 5.446 фт.). Продолженіемъ Этропольскаго служитъ Златицкій Б. съ вершиною Свиштиплацъ (6.212 фт.). Самая высокая часть хребта, собственно Высокая Стара планина находится между двумя большими сѣдловинами Арабъ-Конакской (между вершинами Умургашъ и Шандорникъ) и Шипкинской, а главную ея часть составляетъ Калоферская и Троянская планина съ высочайшей вершиною Б. Юмрукчалъ (7.805 ф.), переименованная недавно въ Фердинандовъ верхъ. Эта послѣдняя часть Б. имѣетъ видъ дикихъ, мало доступныхъ горныхъ массъ, особенно съ южн. стороны; наверхъ же ея находятся прекрасныя пастбища; къ с. отдѣляется нѣсколько отроговъ, достигающихъ до Ловчи и Севліево. Отъ горы Куруджи (5.019 фт.) Б., принимая наименованіе Шипкинскихъ, постепенно понижаются до 3.500 фт. (гора св. Николая у Шипкинскаго перевала — 4.382 фт.). За Шипкинскимъ слѣдуетъ Травненскій Б. съ вершиною Бедекъ (4.830 фт.). Южный склонъ этихъ Б. имѣетъ видъ крутой утесистой стѣны и дѣлается болѣе пологимъ только отъ ущелья рѣчки Маглишки, къ в. отъ г. Казанлыка. Слѣдующіе за Травненскимъ Еленскій и Сливенскіе Б. имѣютъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ всего 3.500 фт.; главная вершина перваго — Чемерна, поднимается, однако, до 5.040 фт. Сѣверные склоны, начиная отъ Шипкинскаго и кончая Сливенскимъ Б., далеко распространяются на с., наполняя правильными грядами все пространство между притоками: р. Янтры. Изрѣзанныя рѣками террасовидныя предгорья Центральные Б. съ сѣв. стороны простираются до с. Луковицы), г.г. Ловчи, Севліева (Сельви), Тырново и Османъ-Базара. Но и далѣе мѣстностъ сохраняетъ волнистый характеръ и представляетъ рядъ постепенно понижающихся къ Дунаю террасъ. Сѣверные склоны Центральныхъ Б. состоятъ изъ мѣловыхъ формацій, тогда какъ гребень и южн. скаты имѣютъ кристаллическое строеніе. Вершины гребня, по большей части, обнажены и расположены, преимущественно, въ видѣ куполовъ. На сѣв. склонахъ произрастаютъ густые лѣса дуба, бука, клёна и вяза; южн. же безлѣсны и только мѣстами въ ущельяхъ поросли кустарникомъ. Общее протяженіе Центральныхъ Б. до 250 вер., при незначительной средней ширинѣ (ок. 15 вер.). Перевалы на нихъ могутъ быть раздѣлены на 4 группы: а) зап., соединяющую верхніе бассейны р. Мал. Искера и р. Вида съ Софійскимъ полемъ, Златицкимъ плато и верховьями р. Стрѣмы; б) Троянскую — истоки р. Осмы съ верхн. долиною р. Стрѣмы; в) Тырновскую — верховья р. Янтры съ Казанлыкской долиной, и г) Елено-Сливенскую — притоки р. Янтры съ долиною р. Тунджа. Группу зап. переваловъ составляютъ: шоссе изъ Орханіе на Софію Арабъ-Конакскій или Орханійскій перевалъ (3.290 фт.) и вьючные (отчасти и колесные) пути: изъ Этрополя въ Стрыглъ (черезъ Бабу-гору — Стрыглскій — 4.000 фт.), изъ Этрополя въ г. Златицу (Златицкій — 4.840 фт.), изъ г. Тетевена въ г. Златицу и между г. Тетевенъ и д. Рахманлы. Изъ другихъ путей, едва проходимыхъ, но сыгравшихъ важную роль въ войну 1877—78 гг., слѣдуетъ отмѣтить: изъ с. Лютаково на д. Огойю и д. Яблоницу къ д. Кремиковцы и г. Софію (Яблоницкій проходъ), изъ с. Врачеша черезъ Умургашъ къ д. Елешница (Умургашскій или Врачешскій проходъ), отъ с. Врачешъ черезъ Умургашъ и д. Чурьякъ къ д. Потопъ и отъ Софійскаго шоссе на д. Чурьякъ къ д. Потопъ или же къ д. Осойце и Ташки-Сену (Чурьякскій проходъ). Сѣверные пункты путей черезъ перевалы Орханіе, Этрополь и Тетевенъ связаны поперечною (не вездѣ колесною) дорогою; а на южн. скатѣ Стрыглъ, Златица и Рахманлы соединены хорошею колесною дорогою. Вторая, Троянская группа переваловъ, находящаяся въ Троянскомъ и Калоферскомъ Б.: она состоитъ изъ двухъ вьючныхъ дорогъ: Троянъ — Рахманлы (Трояновъ перевалъ 5.418 фт.), Троянъ — Карлова (Карловскій — 6.170 фт.) и Новое-Село — Калоферъ (Калоферскій или Розалитскій — 5.950 фт.); съ сѣв. стороны хребта онѣ связаны вьючнымъ путемъ, а съ южн. — колеснымъ. Кромѣ того, имѣется еще нѣсколько тропъ, изъ которыхъ болѣе извѣстны двѣ: отъ Карлова по ущелью р. Карловской и отъ Сопота, мимо монастыря того же названія, къ Зеленикскому монастырю и далѣе на монастырь Успенія къ Трояну. Группу Тырновскихъ переваловъ составляютъ: шоссе изъ Габрова къ сел. Шипка (Шипкинскій — 4.025 фт.), колесная дорога изъ Травны въ Маглишъ (Травненскій — 3.150 фт.), колесная дорога отъ с. Килифоръ въ Хаинкіой (Хаинкіойскій — 3.115 фт.) и тропы отъ с. Зелено-Древо въ Софоларъ и отъ Габрово въ Иметли (Иметлійскій — 4.025 фт.). Въ Елено-Ливенской группѣ, кромѣ горныхъ тропъ, имѣются лишь 2 колесныхъ пути: изъ Елены въ Твардицу (Твардицкій пер. или Кредичъ — 3.990 фт.) и изъ Старой-рѣки въ Бинкосъ и Сливно (Истрака — 3600 фт.). Въ декабрѣ 1877 г. Центральные Б. пересѣкли колонны генерала Гурко (Умургашъ, Чурьякъ, Арабъ-Конакъ, Стрыгль, Златица; главныя силы — по Чурьякскому и Арабъ-Конакскому, ген. Карцева по Троянскому, ген. Скобелева 2-го — по Иметлійскому, Радецкаго — по Шипкинскому и кн. Святополкъ-Мирскаго — по Травненскому.
3) Восточные или Малые Б. начинаются у Демиръ-капу и направляются въ видѣ двухъ водораздѣльныхъ кряжей, одинъ къ р. Дунаю, а другой — къ Черному морю. Продольное направленіе (параллельно Дунаю) обозначается тремя цѣпями; а) южн. хребтомъ, который, отдѣляясь отъ Сливенскаго Б., имѣетъ у г. Сливно высоту 3.500 фт. (вершина Матей) и извѣстенъ тамъ подъ именемъ Чаталъ-Б.; у г. Карнобада онъ понижается до 1.500 фт. затѣмъ снова поднимается до 2.000 фт. и, пройдя сѣвернѣе г. Айдоса, подходитъ къ Черному морю, между г. Месемвріей и г. Ахіола; б) среднимъ или главнымъ хребтомъ, направляющимся отъ Сливенскаго горнаго узла прямо на в., между обѣими рр. Камчиками, подъ названіями Казанъ-Б., Карнобадъ-Б. и Эминэ-Б.; средн. высота гребня достигаетъ 2.000—2.500 фт.; многочисленные отроги, отходящіе къ с., наполняютъ пространство между Чернымъ моремъ и нижн. Камчикомъ; в) наконецъ, сѣв. хребетъ, направляясь отъ Сливенскаго узла къ с.-в., нигдѣ не поднимается выше 1.000—1.500 фт.; у Эски-Джумы онъ рѣзко поворачиваетъ на ю.-в. и за г. Эски-Стамбуломъ входитъ въ связь съ поперечнымъ хребтомъ. Этотъ послѣдній, извѣстный подъ именемъ Сахаръ-Б., тянется отъ р. Кючюкъ-Камчика до лѣв. берега р. Байрамъ-дерессе. Другой поперечный отрогъ идетъ отъ Доброла до станціи Каспиджанъ на Рущукско-Варненской ж. д., окаймляя съ в. Шумлинскую равнину. Среди этой равнины, поднимается, въ видѣ подковы, Шумлинское плато, въ углубленіи котораго расположенъ г. Шумла. Предѣломъ распространенія горной области Вост. Б. можно считать линію, проведенную черезъ гг. Османъ-Базаръ, Эски-Джуму, Шумлу и Варну, но и за этой линіей тянутся далѣе къ с. пониженныя вѣтви, придавая мѣстности холмистый характеръ. Послѣднимъ отрогомъ Вост. Б. служитъ Дели-Орманскій хребетъ, ограничивающій съ ю.-з. и ю. лѣсистое пространство, подъ именемъ Дели-Орманскаго лѣса. Средн. ширина Мал. Б. около 60 вер. Во многихъ мѣстахъ хребетъ покрытъ лѣсомъ, за исключеніемъ приморской полосы, гдѣ онъ уже сильно вырубленъ. Большая часть поперечныхъ путей, пересѣкающихъ Малые Б., направляется отъ линіи крѣпостей Шумла — Варна на ю. къ городамъ Карнобадъ, Айдосъ и Месемврія. Но есть пути и внѣ сферы крѣпостей, таковы: отъ Османъ-Базара черезъ Котелъ въ Сливно и отъ Эски-Джумы черезъ Эски-Стамбулъ въ Карнобадъ; эти послѣдніе важны, какъ кратчайшіе между важными стратегическими пунктами — Османъ-Базаръ и Сливно; первый образуетъ узелъ дорогъ, соединяющихъ верховья Янтры, Лома и Камчика, а второй, также узелъ дорогъ, командуетъ вмѣстѣ съ тѣмъ всею долиною р. Тунджи. Къ вост. группѣ путей (крѣпостной) относятся слѣдующіе: Шумла-Карнобадъ (одна дорога черезъ с. Драгѣево, а другая — черезъ с. Смѣядово), Шумла — Айдосъ, Праводы — Айдосъ, Варна — Айдосъ и Варна — Месемврія; а къ зап. группѣ принадлежатъ пути: Эски-Джума, — Османъ-Базаръ, Османъ-Базаръ — Котелъ, Котелъ — Сливно, Котелъ — Карнобадъ, Эски-Джума — Карнобадъ и Ямболъ; средн. выс. переваловъ черезъ Мал. Б. — 1.900 фт. (высш. — 3.100, низш. — 1.375 фт.). Въ 1829 г. черезъ Малые Б. перешла русская армія (ок. 35 тыс.), подъ нач. Дибича. Разбивъ при Кулевчѣ великаго визиря и заслонившись отъ Шумлы, Дибичъ въ началѣ іюля перешелъ Б. и занялъ линію Бургасъ — Айдосъ — Карнобадъ — Сливно, откуда затемъ двинулся на Адріанополь. До тѣхъ поръ Б. многими считались непроходимыми. Турки оказали сопротивленіе только при переправъ черезъ р. Камчикъ; всю тяжесть перехода составляли дурныя дороги и жара. Въ 1878 г., въ янв., Малые Б. въ западн. ихъ части перешла колонна ген. бар. Деллинсгаузена. Въ связи съ Центральными Б. находится Средняя Гора, горный кряжъ Б., который тянется отъ жел.-дор. станціи Ямболя до г. Ихтимана, параллельно главной цѣпи, соединяясь съ нею нѣсколькими невысокими контрфорсами. Рѣками Стрѣмою и Топольницею этотъ кряжъ раздѣляется на три части: а) Вост. Средняя Гора — между Ямболемъ и Стрѣмою (3.000 фт.), б) собственно Средняя Гора — между Стрѣмою и Топольницею (4.500 фт.) и в) Ихтиманскія горы — между Топольницею и Искеромъ, которыя служатъ естественною связью между Б. и горнымъ узломъ расположеннымъ между верховьями рѣкъ: Марицы, Искера, Стрѣмы и Нищавы (наиболѣе высокія части его — горныя группы Витота, съ вершиною Черный Верхъ отъ 7.518 фт. и Рыло, съ вершиною Оленій Верхъ — 8.980 фт.). Посредствомъ этого узла Б. входятъ въ связь съ Родопскими горами, превышающими Б. (5.000—7.000 фт.), и вообще съ другими горами Б-скаго полуострова (Македонскими и др.), а также съ главнымъ водораздѣломъ Эгейскаго моря и Дуная. Б. съ с. а Витотъ съ ю. ограничиваютъ Софійскую котловину, расположенную, так. обр., въ центрѣ важныхъ горныхъ системъ полуострова. Высочайшія точки Балканскаго хребта нигдѣ не достигаютъ линіи вѣчнаго снѣга. На высотѣ переваловъ снѣгъ держится, приблизительно, съ начала окт. до начала апр. Эти перевалы, имѣющіе до 4.000 фт. средней высоты и не болѣе 30 вер. длины, вообще удобопроходимы. Всѣхъ переваловъ на Балканахъ насчитывается около тридцати; самые высокіе изъ нихъ находятся на Зап. Б. (Комскій и Чноровецкій перевалы). Наиболѣе удобнымъ для прохожденія въ центральной и зап. частяхъ Б-скаго хребта слѣдуетъ признать Орханійскій или Арабъ-Конакскій Перевалъ, имѣющій всего 8 вер. длины и склоны умѣренной крутизны. Шоссе проходятъ черезъ слѣдующіе перевалы: св. Николая (путь изъ Виддина и Ломъ-Паланка въ Пиротъ, Акъ-Паланку и Княжевацъ), Берковацкій (изъ Софіи въ Ломъ-Паланку), Арабъ-Конакскій (изъ Софіи въ Плевну), Шипкинскій (изъ Габрово въ Казанлыкъ) и Котельскій (изъ Османъ-Базара въ Карнобадъ). Желѣзная дорога проложена черезъ Искерское ущелье и соединяетъ Плевну съ Софіей; другая строящаяся линія пройдетъ черезъ Травненскій Б. — отъ Тырново къ Старой Загорѣ (Ески-Загра); третью линію предполагается провести черезъ Малые Б. Труднѣйшая для перехода часть Б. — западная центральныхъ Б., особенно отъ Златицы до Шипки; затѣмъ Чупровецкіе и Берковацкіе Б. Значеніе Б., какъ оборонительной линіи, противъ непріятеля, наступающаго съ с., заключается въ разобщенности переваловъ (среднее удаленіе 181/2 в.) отдаленныхъ одинъ отъ другого высокими и трудно проходимыми кряжами, что дѣлаетъ крайне затруднительной взаимную поддержку частей и согласованіе наступательныхъ дѣйствій, тѣмъ болѣе, что движеніе по разнымъ переваламъ представляетъ различающіяся другъ отъ друга трудности, почему и требуетъ особыхъ расчетовъ для скорости движенія колоннъ (въ 1877 году зимою разныя колонны и эшелоны отрядовъ генераловъ Гурко и Радецкаго двигались со скоростью 2—6 вер. въ сутки). Важнѣйшее же преимущество для обороняющагося заключается въ томъ, что вдоль подошвы южн. склона пролегаетъ желѣзная и колесная дороги отъ Софіи до Бургаса; это даетъ возможность быстро стягивать войска къ любому промежуточному пункту. Дѣйствія русскихъ войскъ въ 1877—78 гг. показали, что послѣ надлежащей подготовки Б. безъ неодолимыхъ для горъ трудностей можно пройти даже въ самое суровое время года, лишь бы высота перевала не превышала 4.000 надъ уровнемъ моря. Сверхъ того важно, чтобы перевалъ велъ лишь черезъ одинъ хребетъ: ведущіе черезъ нѣсколько даже и при небольшой абсолютной высотѣ часто не м. б. отнесены къ числу легкихъ (Мал. Балканы). (К. Иречекъ, "Княжество България", двѣ части, Пловдивъ, 1899 г.; А. Иширковъ, "България", 1910 г., Военно-статистическій обзоръ княжества Болгарскаго и стратегическое его значеніе въ случаѣ войны Россіи съ Турціей и Австріей, Спб. 1881 г.; Каннитцъ, Дунайская Болгарія; Спб., 1876 г., перев. съ нѣмецкаго).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.