- Балтийская линия
БАЛТІЙСКАЯ линія Сѣв.-Зап. жел. дорогъ идетъ отъ Спб. вдоль южн. берега Финскаго залива къ Балтійскому порту, имѣя протяженіе по этому магистральному направленію 3911/2 в. ширококол. пути. Участокъ Спб. — Гатчина (44 в.) двухкол., а далѣе (3471/2 в.) — однокол. Отъ магистральнаго направленія Б. линіи отдѣляются ширококол. вѣтви: а) отъ ст. Лигово до г. Ораніенбаума, двухкол., 24 вер., въ Ораніенбаумѣ соединяется съ ширококол. въ одинъ путь вѣткой, построен. воен. вѣд. до Красной Горки; б) отъ Гатчины до ст. Тосно однокол., 47 вер., гдѣ соединяется съ Николаевск. ж. д.; в) отъ ст. Тапсъ черезъ г. Юрьевъ до ст. Валкъ, однокол., 1831/3 в., гдѣ соединяется съ Псково-Рижск. линіею Сѣв.-Зап. ж. д.; г) отъ ст. Кегель до г. Гапсаля, однокол., 723/4 вер. Въ военномъ отношеніи, значеніе Б. линіи съ ея развѣтвленіями опредѣляется нахожденіемъ ея на территоріи, гдѣ проходятъ дороги, могущія служить вѣроятными путями наступленія непріятеля, въ случаѣ движенія его къ Спб. какъ отъ зап. границы Имперіи (по операціон. направл. отъ Риги), такъ и отъ побережья Балт. моря. Въ частности же: 1) Б. магистраль, съ вѣтвями на Ораніенбаумъ (и далѣе до Красной Горки) и на Гапсаль, соединяетъ съ Спб. важнѣйшіе администр. и стратегич. пункты южн. берега Финск. залива и, являясь путемъ подвоза вдоль него, облегчаетъ оборону столицы противъ чужеземнаго десанта, высадившагося гдѣ-либо на побережьи, отъ Гапсаля до Красной Горки (Гапсаль, Б. портъ, Ревель, Нарвская, Лужская и Копорская губы, Красная Горка). Отъ Спб. до Нарвы ж. д. удаляется отъ моря до 35—50 вер. и совершенно безопасна отъ покушеній противника, служа надежнымъ комуник. путемъ для войскъ, оперирующихъ на Царскосельско-Копорскомъ плато. У Нарвы жел.-дор. линія приближ. къ морю на 14 вер., далѣе до ст. Іеве слѣдуетъ отъ него въ разстояніи 21/2—3 вер., затѣмъ отходитъ отъ берега (у Тапса до 10 вер.), у Ревеля вплотную подходитъ къ морю, а затѣмъ до Б. Порта слѣдуетъ въ разст. до 5 вер. Лишь на участкѣ отъ Спб. до Ямбурга ж. д. пролегаетъ по возвышенной, б. частью открытой мѣстности и не имѣетъ на полотнѣ большихъ насыпей и технич. сооруженій; далѣе же слѣдуетъ по лѣсисто-болотистой равнинѣ, часто по значит. насыпямъ и пересѣкаетъ рр. Лугу (у Ямбурга) и Нарову (у Нарвы) по большимъ жел. мостамъ. При господствѣ непріят. флота въ Финск. заливѣ, участокъ Нарва — Іеве является ненадежнымъ для связи войскъ, дѣйствующихъ у Ревеля, — съ Спб. 2) Вѣтка отъ Гатчины до Тосно даетъ возможность подвозить съ Никол. жел. дороги подкрѣпленія и запасы къ побережью, минуя Спб. и сокращая время пробѣга. 3) Вѣтка отъ ст. Тапсъ черезъ Юрьевъ до ст. Валкъ облегчаетъ сосредоточеніе войскъ къ нашей зап. границѣ и связываетъ оборону Эстляндіи и Спб. съ операціями у Риги. Кромѣ того, при перерывѣ связи на участкѣ Нарва — Іеве, даетъ возможность Ревельскимъ войскамъ базироваться на Спб. черезъ Псковъ.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.