- Водолазный аппарат
ВОДОЛАЗНЫЙ АППАРАТЪ, представляетъ собою комплектъ водолаз. снаряженія, въ к-ромъ человѣкъ безъ вреда м. спускаться въ воду и производить тамъ необходимую работу. Въ нашемъ флотѣ принятъ къ употребленію В. ап-тъ системы, предложенной въ 1865 г. лейт. франц. флота Данейрузомъ и знач-но видоизмѣненный водолаз. школой въ Кронштадтѣ. Преимуществомъ ап-та Данейруза является сравнит. скорость одѣванія водолаза въ костюмъ этой системы и больш. надежность въ соединеніи частей костюма. В. ап-тъ или скафандръ состоитъ изъ слѣд. гл. частей: 1) Трехцилиндровая помпа, подающая воздухъ водолазу, съ манометромъ, показывающимъ его давленіе и одновр-но глубину, на к-рой находится водолазъ; каждая помпа имѣетъ формуляръ, изъ к-раго видна ея способность сжимать воздухъ, степень укупорки, характеръ работы, сличеніе ея манометра съ нормальнымъ и т. д. Формуляръ помпы составляется судов. водолаз. оф-ромъ или въ складѣ водолаз. ап-товъ въ Кронштадтѣ. 2) Резиновые шланги отъ помпы къ шлему водолаза, по к-рымъ посылается воздухъ; шланги эти изготовляются изъ лучшей вулканизированной резины съ 3-мя парусиновыми прокладками и стальной спиралью внутри, обшиваются парусиной и испытываются на разрывъ, сминаніе и внутр. давленіе воздухомъ. 3) Шлемъ, защищаюшій голову водолаза, отъ ударовъ и позволяющій ему видѣть черезъ иллюминаторы окружающее; въ иллюминаторахъ вставлены зеркальныя стекла толщиной 0,5 дм.; только передній иллюминаторъ отвинчивается, а остальные завинчены постоянно въ глухую. Съ пр. стороны шлема устроенъ головной золотникъ, служащій для самостоят. вытравливанія водолазомъ воздуха изъ костюма. Сзади къ шлему приклепанъ воздухопроводный рожокъ съ предохранит. клапаномъ, къ к-рому привинчивается воздухопроводный шлангъ; сверхъ шлема приклепанъ телефонный штепсель съ колесомъ. Внутри шлема имѣются зажимы для присоединенія телефона и микрофона и щитикъ, который закрываетъ предохранит. клапанъ воздушнаго рожка, а также защищаетъ затылокъ водолаза отъ струи воздуха, проходящей черезъ воздушный рожокъ. Манишка шлема защищаетъ грудь водолаза и не позволяеть грузамъ непосредственно надавливать на грудь и плечи. При посредствѣ фланца манишки шлемъ соединяется съ воротникомъ (фланцемъ) водолазной рубахи. Шлемъ и манишка изготовляются изъ красной мѣди, а внутреннія части ихъ лудятся, дабы водолазъ не дышалъ окисью мѣди. Надежность шлема опредѣляется его герметичностью, к-рая испыты-вается воздушнымъ давленіемъ до 6 фунтовъ. Головной золотникъ долженъ держать въ шлемѣ воздухъ подъ давленіемъ 11/2 фн., а воздушный рожокъ выдерживать нагрузку до 12 пд. Данныя, полученныя при провѣркѣ шлема, заносятся въ формуляръ аппарата. 4) Водолазныя рубахи, защищающія водолаза отъ воды и холода. На судахъ нашего флота употребляются рубахи системы Данейруза, зимнія и лѣтнія, т.-е. съ рукавицами или безъ нихъ. Матеріаломъ для рубахи служитъ прорезиненный "тифтикъ", между 2 слоями к-раго кладется прокладочная тонкая резина. Всѣ три слоя склеиваются между собой резиновымъ растворомъ. Выкройки верхняго слоя тифтика сшиваются и швы прорезиниваются, затѣмъ наклеивается прокладочный слой резины и внутр. тифтикъ. Для соединенія рубахи со шлемомъ, къ рубахѣ пришивается и приклеивается воротникъ, к-рый называется фланцемъ и изготовленъ изъ вулканизированной резины съ прокладкой изъ жерсэ внутри. Фланецъ этотъ зажимается между фланцами шлема и манишки. Исправность рубахи опредѣляется ея герметичностью, для чего рубаху присоединяютъ къ шлему или къ спеціальному фланцу и затѣмъ накачиваютъ въ нее воздухъ до давленія 6 фн. въ новой рубахѣ и до 3 фунтовъ въ подержанной, при чемъ рубаха нигдѣ не должна травить воздуха. На рубахѣ устанавливаются автоматич. клапана для выпусканія воздуха, грудной и спинной, при чемъ первый закрывается, и имъ водолазъ м. регулировать выпускъ воздуха изъ рубахи. Грудной клапанъ долженъ приходиться противъ праваго соска, а спинной — противъ нижней оконечности лѣв. лопатки, т.-е. ниже грудного. Клапана требуютъ провѣрки передъ каждымъ спускомъ водолаза; провѣрка эта заключается въ осмотрѣ клапана и установкѣ резиноваго кружка, к-рый, отгибаясь, вытравливаетъ излишній воздухъ изъ рубахи, а прижимаясь къ рѣшеткѣ клапана, закрываетъ его пролеты и этимъ не допускаетъ попаданія воды въ рубаху. 5) Водолаз. галоши и грузы служатъ для погруженія водолаза въ воду и большей его остойчивости; галоши употребляются двоякаго вѣса: большія — ок. 45 фн. пара и малыя — ок. 30 фн. пара. Грузы, спинной и грудной, также бываютъ большіе и малые (ок. 50 и 40 фн. каждый). Остойчивость водолаза регулируется въ зависимости отъ его роста и сложенія распредѣленіемъ грузовъ на ногахъ и плечахъ. Галоши изготовляются изъ крѣпкой кожи, скрѣпляемой мѣдн. заклепками, и имѣютъ свинцов. подошвы на дерев. подкладкѣ. Для сохраненія галоши держатся на колодкахъ и смазываются ворванью. Спинной и грудной грузы изготовляются изъ свинца, имѣютъ вдѣланныя кольца для наплечныхъ брасиковъ и стягиваются между ногами водолаза шкертомъ, называемымъ "подхвостникомъ". Галоши и грузы д. б. всегда надежно одѣты и закрѣплены на водолазѣ во избѣжаніе для него опасности перевернуться вверхъ ногами. 6) Сигнальный конецъ употребляется 21/2-дюймовый, четырехпрядный и служитъ, кромѣ переговоровъ посредствомъ условныхъ подергиваній, для спускаи подъема водолаза изъ воды. 7) Водолазный трапъ всегда бываетъ желѣзный. Верх. часть его загнута и этой частью онъ одѣвается на транцевую доску шлюпки. Водолаз. трапъ служитъ только для того, чтобы водолазъ по нему могъ сойти со шлюпки въ воду и подняться обратно на шлюпку. 8) Кромѣ указанныхъ выше гл. частей В. ап-та, къ нему на суда нашего флота отпускаются еще слѣд. принадлежности: телефон. станція, станція подвод. освѣщенія, состоящая изъ герметически укупореннаго фонаря съ электрич. дуговой лампой въ 50, 100 и болѣе свѣчей и катушки съ брон. проводникомъ, инструментальная шкатулка, инструментъ для подводныхъ подрывныхъ работъ, наборъ пневматическихъ инструментовъ и т. п. Принадлежности эти имѣютъ больш. значеніе при производствѣ подвод. работъ (см. Подводныя работы), отъ к-рыхъ м. зависѣть участь корабля.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.