Водоотливная система


Водоотливная система

ВОДООТЛИВНАЯ СИСТЕМА. Для откачиванія небол. количествъ воды служитъ т. наз. осушительная труба, а для отливанія больш. массъ воды раньше служила система магистральной трубы, прокладываемой по всей длинѣ судна и откачивающей воду изъ любого отсѣка помощью присоединенныхъ къ ней помпъ. На практикѣ оказалось невозможнымъ содержать всю эту слож. систему въ исправности, и, кромѣ того, отливная сила помпъ, работающихъ на длин. трубопроводъ, теряла часть своей мощности. Магистр. трубу помѣщали сперва въ междудон. прост-вѣ, затѣмъ перенесли ее выше внутр. дна и, наконецъ, отъ нея совсѣмъ отказались для сред. части судна, потому что были случаи передачи воды изъ одного отсѣка въ другой по самой магистр. трубѣ. Въ наст. время В. система проектируется такъ, чтобы каждое большое, водонепрониц. отд-ніе судна имѣло самост-ныя отлив. средства. Для этой цѣли служатъ особыя центробѣжныя помпы-турбины, достигающія мощности 750 и болѣе тоннъ воды въ часъ. Двигателями служатъ эл.-моторы въ особыхъ непроницаемыхъ футлярахъ, чтобы можно было пользоваться турбиной даже въ случаѣ затопленія мотора; иногда моторы помѣщаются въ отд. выгородкѣ; ставили ихъ раньше на верх. палубахъ, проводя длин. валики внизъ къ турбинамъ, но это оказалось не практичнымъ. Отливную трубу турбины выводятъ за бортъ обык-но выше груз. ватерлиніи и на концѣ ея ставятъ особые невозвратные клапаны; въ послѣд. время отлив. трубу заканчиваютъ подъ водою, вблизи турбины. Въ оконечностяхъ к-бля часто сохраняются мѣстныя магистрали и на концахъ ихъ, обращенныхъ къ серединѣ судна, работаютъ особыя турбины; противоположные концы снабжаются т. наз. концев. откидными клапанами; изъ концевыхъ отдѣленій магистр. труба воды не беретъ, а потому на переборкахъ устраиваются перепускные клапаны, черезъ к-рые вода перепускается въ отдѣленіе, имѣющее отростокъ отъ магистрали; для удобства осушенія магистр. труба въ каждомъ отдѣленіи имѣетъ особую клапанную коробку съ пріемнымъ клапаномъ. Чтобы труба не засорялась, у клапановъ устраиваютъ спеціал. рѣшетки, площадь к-рыхъ должна превышать въ 11/2 раза площадь отверстія клапана. Штоки отъ всѣхъ клапановъ выводятъ на ту палубу, по к-рой вообще обезпечена непотопляемость. судна (обык-но вторую сверху). Съ платформъ, скосовъ бронев. палубъ, изъ корридора позади брони, борт. отсѣковъ, угол. ямъ и т. п. воду перепускаютъ помощью спускныхъ клапановъ въ трюмы, на внутр. дно. Осушительная труба, обык-но красной мѣди, прокладывается вдоль всего судна на выс. 5—10 дм. надъ внутр. дномъ и несетъ на себѣ бронз. клапаны; въ каждомъ отсѣкѣ, ограниченномъ попереч. непрониц. переборками, она имѣетъ два отростка; одинъ беретъ воду изъ углубленія (колодца) внутр. дна, другой соединяется съ патрубкомъ, проходящимъ въ междудон. отдѣленіе. На общей осушит. трубѣ ставятся одинъ или два разобщит. клапана для выключенія неработающей части трубы, что позволяетъ пользоваться частью трубы при порчѣ другой. При установкѣ осушит. трубы избѣгаютъ колѣнъ, расположенныхъ въ вертик. плоскости, чтобы вода не застаивалась въ трубѣ и ее легко было опорожнить. Изъ осушит. трубы откачиваютъ воду обыкновенно трюмно-пожарныя пар. помпы, посылающія воду въ пожарную трубу (см. это слово) или за бортъ. Хотя на всѣхъ судахъ и устанавливаются водоотлив. средства, но никакая система не въ состояніи спасти судно отъ затопленія, если оно получитъ значит. пробоину. Дѣйств-но, положимъ, что мощность всѣхъ помпъ на суднѣ 5000 тн. въ ч., что составитъ ок. 100 кб. фт. въ сек., и пусть судно получило пробоину на глубинѣ только 5 фт. Секундная ск-сть вливанія воды опредѣлится по формулѣ: v=(2gh)1/2=232.51/2=18 фт. въ сек. Полагая, что площадь пробоины равна S кв. фт., видимъ, что для возможности отливанія воды должно существовать равенство 18S=100, т.-е. S, или площадь пробоины д. быть менѣе 6 кв. фт. Отсюда ясно, что В. сист. м. бороться только съ незначит. пробоинами вблизи ватерлиніи; размѣры пробоинъ, получаемыхъ к-блемъ отъ снарядовъ и минъ, не говоря уже о случаяхъ столкновенія судовъ бываютъ обык-но гораздо больше. Единственнымъ раціональнымъ средствомъ спасенія являются въ этихъ случаяхъ прочныя и правильно расположенныя переборки, обезпечивающія судну сохраненіе плавучести путемъ выдѣленія поврежденной части; но В. сист. и въ этихъ случаяхъ замедляетъ время затопленія, позволяя к-блю дойти до мелкаго мѣста, а личному составу — подвести пластырь или, во всякомъ случаѣ, осмотрѣться, не предаваясь паникѣ, что само по себѣ нерѣдко бываетъ равносильно спасенію корабля.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое "Водоотливная система" в других словарях:

  • ВОДООТЛИВНАЯ СИСТЕМА — система, предназначенная для удаления воды из отсеков корабля, попавшей вследствие пробоин. В. С. нельзя рассматривать как обеспечивающую непотопляемость современного корабля, так как при пробоинах в корабль поступают огромные массы воды. В. С.… …   Морской словарь

  • Водоотливная система — Так называется совокупность всех имеющихся на корабле водоотливных средств (насосов, помп и проч.) с принадлежащею к ним сетью труб. Водоотливными средствами необходимо располагать так, чтобы в случае пробоины можно было откачивать воду из любого …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВОДООТЛИВНАЯ СИСТЕМА — судна совокупность трубопроводов и насосов для откачки воды, поступившей внутрь судна после заделки получ. пробоины или искусств. затопления помещений с целью предотвращения пожара, а также для откачки трюмных вод в случае выхода из строя осушит …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Осушительная система корабля — ОСУШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КОРАБЛЯ. См. Водоотливная система …   Военная энциклопедия

  • Принципы и устройство подводной лодки — Принципы действия и устройство подводной лодки рассматриваются вместе, так как они тесно связаны. Определяющим является принцип подводного плавания. Отсюда, основные требования к ПЛ это: выдерживать давление воды в подводном положении, то есть… …   Википедия

  • Шарль де Голль (авианосец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шарль де Голль (значения). «Шарль де Голль» …   Википедия

  • Гангут (броненосец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гангут. «Гангут» …   Википедия

  • Трюмные системы — системы, предназначенные для удаления за борт воды из помещений корабля (судна), а также для перемещения воды и других жидких грузов при спрямлении поврежденного корабля. Включают насосы, трубопроводы, запорно распределительную арматуру, средства …   Морской словарь

  • Цесаревич (броненосец) — «Цесаревич» c 31 марта 1917 «Гражданин» …   Википедия

  • Гражданин (броненосец) — «Цесаревич» c 31.03.1917 «Гражданин» Линейный корабль «Цесаревич» в Гельсингфорсе, 1914–1917 годы. Основная информация …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.