- Колесо гребное
КОЛЕСО ГРЕБНОЕ, какъ судов. движитель, изобрѣтено, насколько извѣстно, китайцами. Въ Европѣ К. появилось впервые въ половинѣ XVI в. и приводилось въ движеніе силой животныхъ или людей. Папинъ въ 1699 г. построилъ первую паровую машину, приводящую въ движеніе 16 К., и только въ 1736 г. Гульсъ осуществилъ паров. судно съ К., помѣщеннымъ за кормой его. Родонач-комъ же паров. колес. пароходовъ считаютъ построенный въ Америкѣ Фультономъ (1807 г.) Клермонтъ съ двумя бортовыми К. Въ Россіи первый колес. пароходъ построенъ Бердомъ въ 1840-хъ годахъ. По расположенію на суднѣ К. подраздѣляются на бортовыя, кормовыя и внутреннія. Первыя, наиболѣе распространенныя, располагаются по одному съ каждаго борта судна близъ мидель-шпангоута, что даетъ возм-сть ширину К. сдѣлать меньше и сами К. легче. Кромѣ того, на соврем. судахъ каждое К. приводится въ дѣйствіе отдѣл. машиной, и потому ими можно маневрировать при поворотахъ. Кормов. К. помѣщаются на особыхъ кронштейнахъ и не уширяютъ судна. Они и теперь еще въ ходу на мелковод. рѣкахъ съ узкостями. Наконецъ, иногда К. располагается внутри самого судна, въ особомъ кольцѣ (напр. у судовъ, предназначенныхъ двигаться во льду). Гребное К. состоитъ изъ желѣз. обода, скрѣпленнаго помощью спицъ со ступицей, насаженной на шейку гребного вала. Ободъ снабжается опред. числомъ лопастей. Дѣйствіе К. подобно дѣйствію веселъ: лопасти при вращеніи К. отбрасываютъ воду, реакція к-рой, передаваясь черезъ К. корпусу судна, служитъ для него движущ. силой. Вслѣдствіе подвижности воды, судно не м. двигаться съ той же скоростью, съ какой движутся въ ней лопасти К., и потому оно, какъ и гребн. винтъ, работаетъ со скольженіемъ. Окружность К., на к-рой при его вращеніи скорость равна скорости судна, носитъ названіе катящагося круга; необходимо, чтобы всѣ лопасти располагались внѣ этого круга, ибо части ихъ, входящія внутрь его, двигаясь медленнѣе, чѣмъ судно, будутъ только тормазить послѣднеее. Кромѣ того, для экономичной и плавной работы К. важно, чтобы лопасти входили и выходили изъ воды безъ ударовъ, что зависитъ: 1) отъ правильно выбраннаго угла входа и выхода и 2) отъ формы самой лопасти. Чѣмъ больше діам. К., тѣмъ лучше оно будетъ работать. Для одного и того же К. уголъ входа и выхода измѣняется въ зависимости отъ наибольшаго углубленія кромокъ К. подъ WL. Смотря по устройству лопастей, гребныя К. раздѣляются на К. съ постоянными, переставными и поворотными лопастями. Пост. лопасти укрѣпляются неподвижно къ спицамъ К. въ положеніи, соотвѣтствующемъ углу входа 37—45°. Эти К. работаютъ съ значит. ударами и сравнит-но низкимъ коэф-томъ полезн. дѣйствія. Скольженіе ихъ на тихой водѣ 20—30%, но конструкція проще, они легче, дешевле, требуютъ меньш. ремонта. Преимущ-вомъ К. съ переставн. лопастями, особенно важнымъ для грузов. пароходовъ, является возм-сть переставлять лопасти въ зав-сти отъ углубленія судна. Наконецъ, К. съ поворот. лопастями имѣютъ послѣднія укрѣпленными на спицахъ помощью шарнир. соединеній; спеціал. тягами отъ эксцентрика, помѣщающагося на валу или кожухѣ, эти лопасти поворачиваются на своихъ осяхъ, принимая при входѣ и выходѣ изъ воды опред. положеніе. Скольженіе К. съ поворотными лопастями бываетъ около 15%. По своей формѣ лопасти К. бываютъ или плоскія прямоуг-ныя, или же слегка вогнутыя по радіусу, равному радіусу К. Послѣдняя форма лопастей даетъ болѣе плавную работу. Для плавности же работы число лопастей на К. д. б. таково, чтобы погруженными находились всегда не менѣе трехъ. Число лопастей обык-но равно числу футъ въ діаметрѣ К., а разстояніе между лопастями 2—3 фт. Главн. недостаткомъ К., какъ судов. движителя, является его непригодность на волненіи, когда скольженіе достигаетъ 60% всей скорости, развиваемой К. Это и служитъ причиной малаго распростр-нія колес. движенія для мор. судовъ; но для рѣкъ, и особенно мелководныхъ, К. до сихъ поръ представляютъ большія преимущ-ва передъ гребн. винтомъ.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.