- Вентиляторы
ВЕНТИЛЯТОРЫ, подраздѣляются на винтовые, центробѣжные (или лопастные), поршневые и компрессоры. Въ наст. время примѣняются почти исключ-но первые два: а) Винтовой В. состоитъ изъ насаженной на горизонт. ось a крылатки, лопасти b к-рой наклонены къ нормальной оси пл-сти подъ уг. 30—40°. При быстромъ вращеніи оси захватываемый наклон. лопастями воздухъ перемѣщается преимущ-но парал-но оси В., при чемъ радіальное теченіе воздуха устраняется кольцевымъ кожухомъ c, къ которому прикрѣпляются подшипники оси и к-рый служитъ также рамой для установки прибора на мѣстѣ. Эти В. мало измѣняютъ давленіе воздуха; даваемый ими напоръ обык-но не болѣе 6—20 мм. вод. столба и лишь въ нѣкоторыхъ типахъ до 50—60 мм. (В. Rateau), но зато, благодаря большой, по отношенію къ діам. кольца, площади отверстій между крыльями, обладаютъ значит. "пропускною способностью", т.-е., работая безъ сопротивленій движ. воздуха, перемѣщаютъ въ ед. времени значит. большіе объемы его, чѣмъ центробѣжные В.; кромѣ того, они вообще малошум-нѣе, почему и предпочитаются въ жилыхъ зданіяхъ. Для вент-ціи шахтъ и мин. галлерей винтовые В., за исключеніемъ В. Rateau, мало пригодны, какъ не дающіе необходимаго напора. Конструкціи разл. системъ ихъ мало разнятся другъ отъ друга и вообще немногочисленны. Крылья дѣлаются: плоскими, изогнутыми или отчасти ковшеобразными. Число крыльевъ различно; въ старыхъ конструкціяхъ оно невелико, въ новыхъ больше, ради уменьшенія числа оборотовъ колеса въ мин. Отъ формы крыльевъ зависятъ: напр-ніе возд. струй и сопр-ленія, встрѣчаемыя ими, а слѣд-но и полез. дѣйствіе В. Иногда винт. В. снабжается, вмѣсто наглухо прикрѣплен. къ оси поставленными на винтахъ крыльями, для измѣненія угла ихъ наклона и пропускаемаго объема воздуха. Обык-но для приведенія въ дѣйствіе В. примѣняются отдѣльно стоящіе двигатели съ ремен. передачей на ступенчатыхъ шкивахъ для регулировки числа оборотовъ крылатки В. Въ нѣк-рыхъ случаяхъ можно пользоваться В. съ электрич. "водо- и паро-турбинными моторами", насаженными непосредственно на ось В. Чаще всего примѣняются винт. В. слѣдующихъ фирмъ: G. Schile & C° (Frankfurt a M.), Bleckman (London), Sirocco-Propeller (Berlin — London), Rateau (St.-Etienne, Loire). Касающіяся ихъ данныя см. въ справочникахъ. Винт. В. выбираются обык-но діаметромъ отъ 0,2 до 3 мтр., съ пропускной способностью отъ 5 до 6 т. кб. мтр. въ мин.; они расходуютъ отъ 0,02 до 80 л. с. Механич. коэффиціентъ полез. дѣйствія ихъ очень невеликъ: 0,2—0,3 и только для В. Rateau доходить до 0,6. б) Центробѣжный В. представляетъ собою турбину изъ насаженныхъ на гориз. ось плоскихъ или изогнутыхъ лопастей a, пл-сти или элементы пл-стей коихъ совпадаютъ съ осью или парал-ны ей. Такая турбина при посредствѣ ремен., зубч. или фрикціон. передачи, или непосред-но помощью насаженнаго на ея ось электродвигателя или турбин. же паров. или вод. мотора, приводится въ быстрое вращ. движеніе внутри улиткообразной формы кожуха b, заканчивающагося раструбомъ (диффузоромъ) c, к-рый служитъ для постепен. уменьшенія ск-сти теченія воздуха передъ выходомъ его въ вентил. помѣщеніе или въ нагнетат. рукавъ. Боковыя, перпенд-ныя къ оси прибора, стѣнки d кожуха располагаются какъ можно ближе къ краямъ лопастей турбины и снабжаются концентрич. съ осью отверстіями e, чрезъ к-рыя засасывается въ В. воздухъ извнѣ или изъ вытяжного рукава. Иногда это отверстіе устраивается только съ одной стороны. Засасываемый В. воздухъ, попадая въ пространство между лопастями турбины, подъ дѣйствіемъ центроб. силы, выбрасывается съ больш. ск-стью въ кольц. пространство кожуха, гдѣ знач. часть ск-сти теряется, преобразуясь въ давленіе, почему воздухъ, въ зависимости отъ формы крыльевъ турбины, ея діам. и числа оборотовъ въ мин., образуетъ въ выходномъ отверстіи потокъ опредѣл. давленія и ск-сти. Относит. давленіе будетъ тѣмъ больше, чѣмъ меньше ск-сть движенія. Соотв-щій данному В. теоретич. напоръ, отвѣчающій случаю полной потери пріобрѣтенной воздухомъ ск-сти въ кожухѣ, м. б. выраженъ въ мм. вод. столба, формулой h=v(u²/g), гдѣ v — вѣсъ 1 кб. мтр. газа, u — ск-сть вращенія на периферіи колеса турбины и g=9,81 мтр. — ускореніе силы тяжести. Дѣйствительно развиваемое В. давленіе всегда менѣе и равно h′ мм., при чемъ отношеніе k =h/h′ называютъ "манометрич. коэф-томъ полез. дѣйствія" В. Если В. доставляетъ въ 1 мин. Q кб. мтр. газа и развиваетъ давленіе въ h мм. вод. ст., то производимая имъ работа N=(Qh)/75 паров. лошадей. Работа N′, расходуемая на приведеніе въ движеніе В., всегда больше N, и отношеніе N=N/N′ носитъ названіе "механич. коэф-та полез. дѣйствія" В. Для одного и того же В.: 1) доставляемыя имъ давленія пропорц-ны квадратамъ утл. ск-сти, или, что то же, квадратамъ чиселъ оборотовъ турбины, 2) пропускныя способности прямо пропорц-ны угл. ск-стямъ и 3) развиваемыя и расходуемыя работы пропорц-ны кубамъ угл. ск-стей. Каждый, однако, изъ центр. В. даетъ выгодную работу лишь въ опред. и вообще весьма узк. предѣлахъ угл. ск-сти. Системъ центр. В. очень много. Для вентиляціи мин. галлерей, капонировъ и брон. башенъ требуется смѣна воздуха въ мин. не менѣе какъ въ размѣрѣ одного объема помѣщенія. Съ этой цѣлью наиб. пригодны В. системѣ: "Capell" акц. об-ва "R. W. Dinnendahl in Stecle". Центр. В. дѣлаются діаметромъ отъ 0,1 мтр. до 8—12 мтр. и м. доставлять въ 1 мин. отъ 5 до 12 т. кб. мтр. воздуха. Коэф-ты полез. дѣйствія ихъ также весьма разнообразны, а именно:
Система.
Коэффиц. полез. дѣйствія.
Механическій.
Манометрическѣй.
Capell
0,6—0,8
0,5—0,65
Sirocco
0,65—0,7
0,8—0,85
Humboldt
0,7—0,82
0,75—0,85
Винтовой вентиляторъ.
Центральный вентиляторъ.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.