"Гуаскар"


"Гуаскар"

"ГУАСКАРЪ" ("Huascar"), желѣзный башенный пароходъ Перуан. флота, построенъ въ Биркенхедѣ (Англія), на заводѣ Лэрда, и спущенъ на воду въ 1865 г., 1.800 тн. водоизм., скорость 11 узл., низкобортный, защищенный по ватерлиніи броней изъ кован. желѣза въ 21/2—41/2 дм. По серединѣ судна помѣщалась башня сист. Кольса, вращавшаяся на роульсахъ и защищенная 51/2-дм. жел. плитами; въ ней б. установлены два 10″ ор. Армстронга, заряжающіяся съ дула. На шканцахъ Г. б. поставлены безъ всякой брон. защиты два 40-фн. и одно 12-фн. ор., заряжающіяся также съ дула. Мачта была одна, треножная, снабженная боев. марсомъ, на к-ромъ стояло орудіе Гатлинга. Экипажъ состоялъ изъ 200 ч. оф-ровъ и команды. Боев. исторія Г. началась въ маѣ 1877 г., когда его экипажъ сталъ на сторону Піерола, претендовавшаго занять мѣсто през-та респ. Перу. Выйдя въ море, бр-цъ началъ облагать контрибуціей, въ пользу претендента, порта Перуанскаго побережья, конфискуя направляемые въ эти порта на пароходахъ товары. Англ. прав-ство объявило дѣйствія Г. пиратскими и подъ этимъ предлогомъ приказало двумъ своимъ стаціонерамъ въ этихъ водахъ, крейсерамъ Shah и Amethyst, захватить пароходъ. Достойно вниманія соотношеніе силъ прот-ковъ: съ одной стороны 8.220 тн. водоизм., 800 ч. команды, 40 орудій, среди к-рыхъ на Shah было два 9-дм., а остальныя, на обоихъ к-бляхъ — 64-фн. и 16 на Shah — 7-дм.; съ друг. стороны: водоизмѣщеніе Г. достигало только 1/5 непр-скаго, а вооруженіе состояло изъ 5 пуш. Единств. преимущество Г. было въ бронированіи, к-рое вовсе отсутствовало на британ. судахъ; но зато англ. кр-ра обладали значит. больш. ходомъ — 16 узл. противъ 11 узл. Г. Встрѣча произошла близъ перуан. города Ило 29 мая; Г., пользуясь своимъ малымъ углубленіемъ въ 14 фт., пытался уйти на мелководье, но Amethyst помѣшалъ этой попыткѣ; тогда Г. остановился противъ самаго города Ило; на предложеніе сдаться капитанъ Г. отвѣтилъ отказомъ. По возвращеніи шлюпки съ парламентеромъ, Shah въ 3 часа пополудни открылъ частый огонь лѣв. бортомъ, на к-рый Г. отвѣчалъ съ разст. 10 кабельт. изъ одного башен. орудія и одного 40-фн. шханечнаго; другія его орудія по разн. причинамъ дѣйствовать не могли. Несмотря на исключит. неравенство силъ, перуан. бр-цъ поддерживалъ бой до сумерекъ, съ наступленіемъ к-рыхъ ему удалось скрыться отъ своихъ противниковъ. На слѣд. день Г. сдался перуан. флоту. Въ него попало до 60 выстрѣловъ; пораженія были, гл. обр., на верхн. палубѣ — дымовая труба, вентиляторы, мостикъ, мачта, шлюпки; одна пробоина была и въ поясной 3-дм. бронѣ у ватерлиніи. Shah и Amethyst вовсе не получили поврежденій, только нѣск. снастей б. порваны. Въ войнѣ 1879—81 гг. между южн.-амер. республиками Чили и Перу Г. нѣск. разъ принималъ участіе въ мор. бояхъ (см. Перу-чилійская война, Ангамосъ, Антофагоста и Арика). Особенно поучительны его бои 21 мая 1879 г. у г. Иквикъ съ чил. дерев. пароходомъ Esmeralda и 8 окт. того же года — съ чил. бр-цами Cochrane и Blanco Encalado у Ангамосъ-Пунта. Два лучш. перуан. судна, Г. и Independencia (брон. батарея въ 3.500 тн., съ 4,5-дм. жел. поясной броней, съ II — 150-фн., XII — 70-фн. и IV — 30-фн. ор., нарѣзными, но заряжающимися съ дула), б. посланы къ гор. Иквикве съ цѣлью захватить 2 слабыхъ и тихоход. чил. воен. судна, неосторожно оставленныхъ для блокады этого порта, — Esmeralda и Cavadonga. Первая имѣла вооруженіе въ XIV — 40-фн. съ дула заряжающихся орудій, а вторая (небол. пароходъ, захваченный у испанцевъ въ 1860 г.) II — 70-фн. пушки и обладала ходомъ въ 6 узл. 21 мая оба перуан. к-бля появились въ виду Иквика и б. замѣчены съ Esmeralda, к-рой командовалъ кап. Артуръ Пратъ, выдающійся мор. оф-ръ, кумиръ своего экипажа. Несмотря на чрезвыч. неравенство силъ, Пратъ, зная, что ему невозможно уйти отъ непр-ля со своими слаб. и тихоход. судами, рѣшилъ сражаться до послѣд. крайности, о чемъ и сообщилъ командѣ въ патріот. рѣчи передъ боемъ. Въ 8 ч. у. Г. открылъ огонь; первый его снарядъ упалъ между чилійскими судами; въ начавшемся оживленномъ бою Г. сошелся съ Esmeralda, а Independencia съ Cavadonga. Кап. Пратъ помѣстилъ свой к-бль противъ перуан. города, повторяя тактику Г. въ его первомъ бою при Ило. Кап. Грау не могъ зайти между городомъ и своимъ прот-комъ, т. к., по полученнымъ имъ свѣдѣніямъ, непріятель поставилъ подъ берегомъ мин. загражденіе. Вскорѣ, однако, огонь берег. б-рей принудилъ Esmeralda покинуть свою выгодную позицію. Въ это время у нея два котла б. выведены изъ строя и ходъ уменьшился до 3 узл. Ок. 10 ч. у. Грау сдѣлалъ первую попытку таранить чил. судно и съ 9-узл. скоростью ударилъ Esmeralda въ лѣвую раковину; поврежденія послѣдней были ничтожны. Въ моментъ соприкосновенія обоихъ судовъ кап. Пратъ призвалъ свою команду къ абордажу и съ обнажен. шпагой перескочилъ на палубу непр. к-бля; однако, шумъ боя заглушилъ его призывъ, и за отваж. капитаномъ послѣдовалъ только его ординарецъ; суда разошлись, и команда чил. судна не могла послѣдовать примѣру своего героя-командира. Кап. Пратъ бросился къ башнѣ, но въ этотъ моментъ пуля сразила его на смерть. Команд-ніе Esmeralda перешло къ старш. лейт. Урибе; палуба чил. парохода б. покрыта уб. и ран., но онъ продолжалъ отвѣчать на огонь своего прот-ка, к-рый тѣмъ временемъ снова сдѣлалъ попытку его таранить. На этотъ разъ Esmeralda успѣлъ повернуться къ нему носомъ, и Г. только слегка задѣлъ его въ прав. скулу; опять съ чил. парохода б. сдѣлана попытка абордажа: лейт. Серрано съ абордаж. партіей успѣлъ перескочить на перуан. судно, но его малочисл. партія б. вся перебита. По словамъ кап. Грау, команда его к-бля въ это время б. настолько деморализована стойкимъ сопр-леніемъ слабаго прот-ка, огонь к-раго продолжалъ наносить ему чувствит. поврежденія, что, если бы партія лейт. Серрано была болѣе многочисленна, Г. м. б. захваченъ. Но минуты чил. судна б. уже сочтены: крюйтъ-камера его б. затоплена и не было болѣе снарядовъ; руль б. поврежденъ, внутр-сть судна похожа на бойню. Третій ударъ Г., таранившаго Esmeralda съ полн. хода въ прав. бортъ, прямо по траверзу, былъ смертельнымъ для чил. парохода, к-рый съ развѣвающимися флагами пошелъ ко дну; изъ 200 ч. его команды б. спасено всего 63 ч. Не такъ окончилось столкновеніе товарища Г., Independencia. Погнавшись за своимъ слабымъ прот-комъ и стремясь его таранить, Independencia полн. ходомъ выскочилъ на рифъ. Окончивъ бой съ Esmeralda, Г. д. б. бросить Independencia, снявъ съ него команду; Cavadonga же успѣлъ безнаказанно уйти отъ неравнаго боя. Послѣ этого Г. 3 мѣс. безнаказанно крейсировалъ у чил. береговъ, нанося чувствит. вредъ операціямъ чилійцевъ, армія к-рыхъ б. отрѣзана отъ операц. базы; ни одно изъ судовъ чил. флота не могло развить ск-сть, достаточную для погони за перуан. кораблемъ. Лучшія суда чил. флота, Blanco Encalado и Almirante Cochrane, б. спеціально отряжены для уничтоженія смѣл. и опас. противника. Almirante Cochrane б. отведенъ въ Вальпарайзо, гдѣ его машины б. тщательно перебраны, а подвод. часть очищена водолазами; работа эта заняла болѣе мѣсяца, но послѣ нея чил. бр-цъ развилъ 11 съ лишнимъ узл., т.-е почти на 2 узла болѣе своего противника. Cochrane и Blanco Encalado были прекрасные по своему времени казематированные бр-цы, выстроенные въ Англіи въ 1874—75 гг., съ водоизм. въ 3.500 тн. и поясной 9-дм. броней по всей длинѣ корпуса; батарея б. защищена 8-дм. броней, а вооруженіе состояло изъ VI — 9-дм. нарѣз. ор., изъ к-рыхъ 2 стрѣляли по носу, 2 по кормѣ и 3 по траверзу. Cochrane б. изготовленъ къ плаванію въ концѣ снт. и немедленно присоединился къ флоту, к-рый б. раздѣленъ на 2 отряда: тихоходный Blanco-Encalado со вспомогат. судами, и быстроходный Cochrane также со вспомогат. судами. Обходя систематически все побережье, оба отряда искали противника. Наконецъ, 8 окт. прот-ки встрѣтились. Этимъ замѣчательнымъ по упорству сопр-ленія боемъ кончилась боев. исторія Г. (см. Ангамосъ-Пунта). Взятый чилійцами, онъ б. отведенъ ими въ Вальпарайзо, исправленъ и къ концу войны принялъ въ ней участіе уже подъ чил. флагомъ, не проявивъ себя въ дальнѣйшемъ ничѣмъ особеннымъ.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.