- Забайкальская область
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, находится къ в. отъ Байкал. оз. и граничитъ: на ю. съ Монголіей, на в. съ Манчжуріей (по р. Аргуни) и съ Амур. обл., на с. съ Якут. обл. и Иркут. губ. и на з. съ Иркут. губ.; площадь 542.339 кв. вер.; въ администр. отношеніи подраздѣлена на 8 округовъ. По характеру поверхности представляетъ обширное нагорье, изрѣзанное невыс. хребтами, направленными съ ю.-з. на с-в. Важнѣйшій — Яблоновый, входящій въ предѣлы области между рр. Чикоемъ и Ингодой и служащій водораздѣломъ бассейновъ Байкал. оз. и рр. Лены и Амура; отроги его заполняютъ все простр-во между рр. Витимомъ и Шилкой. Шир. хребта 20—80 вер., сред. выс. ок. 4 т. фт., вершины не достигаютъ снѣг. линіи; наиб. выс. часть хребта южная (высш. точка вблизи истоковъ Ингоды — 6.679 фт.). Хребетъ имѣетъ пологіе зап. и болѣе крутые вост. скаты, оголенные въ сѣв. части и покрытые почти сплошь лѣсомъ на ю.; пересѣкается линіей Забайкал. ж. д., тремя почт. трактами (Мензинскъ — Акша; Верхнеудинскъ — Чита и Чита — с. Беклемишевка), одной колесной дорогой (д. Бургенская — оз. Телембинское) и нѣск. горн. тропами. Яблон. хребетъ служитъ препятствіемъ на путяхъ между Зап. Сибирью и Манчжуріей. Ю.-зап. часть З. области заполняетъ своими отрогами хр. Хамаръ-Дабанъ. Начинаясь отъ вершины Балдуктуй, этотъ хребетъ расходится вѣерообразно къ с. и с.-в., къ устью р. Селенги, и круто спускается къ оз. Байкалу, образуя рядъ узкихъ и малодоступныхъ, покрытыхъ тайгой долинъ; къ ю. же отроги его спускаются знач-но мягче, чередуясь съ шир. безлѣс. долинами, раздѣленными второстеп. хребтами. Высшія точки Хамаръ-Дабана 7 т. фт.; сред. выс. хребта ок. 4.500 фт. Благодаря сложному и пересѣченному рельефу, Хамаръ-Дабанъ и его отроги труднодоступны, и движеніе возможно исключ-но вдоль рѣкъ; черезъ хребетъ имѣется 10 переваловъ, доступныхъ лишь для вьюковъ. Хамаръ-Дабанъ прикрываетъ со стороны Монголіи нашу Кругобайкал. ж. д. С.-вост. продолженіемъ Хамаръ-Дабана, вплоть до границы области, является хр. Уланбургасы-Нохони и цѣпь Витимскихъ прирѣч. горъ. Къ с. отъ нихъ лежитъ обширная горн. система, узломъ к-рой служитъ массивъ Ковыкона, вблизи верховьевъ р. Баргузина. Отъ этого узла во всѣ стороны расходятся хребты, заполняющіе всю с.-зап. часть области (Сѣв. и Южн. Муйскіе, Икатскій, Баргузинскій). Часть области, лежащая къ в. отъ Яблон. хр., представляетъ менѣе выс. площадь; горн. хребты, преимущ-но парал-ные Яблоновому, знач-но ниже цѣпей зап. части и отличаются болѣе полог. скатами, постепенно переходящими въ обширныя степн. пространства. Важнѣйш. хребтами этой части являются Даурскій, начинающійся у горы Сохондо (8.040 фт.) и вмѣстѣ съ хр. Черскимъ составляющій водораздѣлъ между Ингодой и Онономъ, и Нерчинскій — между Онономъ и Аргунью. Оба невысоки (сред. выс. 3.500 фт.) и удободоступны. Равнинныхъ мѣстъ въ области немного; наиб. обширными являются: Баргузинская степь вдоль низовьевъ р. Баргузина, имѣющая преимущ-но песч. характеръ и плодородная лишь по долинамъ рѣкъ; Кударинская степь вдоль Байкала; Торейская и Алкучакская степи вдоль гр-цы съ Монголіей, весною представляющія собой роскош. луга, а лѣтомъ пустыню; Аргуньская степь вдоль р. Аргуни; и, наконецъ, Агинская степь, вдоль лѣв. берега Онона, имѣющая характеръ каменист. плоскогорія. Изъ рѣкъ области наиб. значеніе имѣютъ Селенга и рѣки, составляющія Амуръ. Селенга въ нашихъ предѣлахъ судоходна на всемъ протяженіи до Байкала (346 вер.), съ пароход. сообщеніемъ отъ Ново-Селенгинска; шир. 175—350 сж. Долины ея сплавныхъ притоковъ (наиб. знач-ны Чикой, Хилокъ, Уда) населены, обработаны, и ими слѣдуютъ важнѣйш. пути на в. и въ южн. области. Пост. переправа — ж.-д. мостъ вблизи с. Половинка. Къ системѣ р. Амура принадлежатъ рѣки: Шилка, образуемая сліяніемъ Ингоды и Онона, и Аргунь. Ингода беретъ начало у горы Сохондо и первыя 150 вер. представляетъ собой бурн. горн. потокъ; ниже оз. Арея теченіе тише, и здѣсь по ней устанавливается сплавъ лѣса; ниже Читы глуб. рѣки 1,5—2,5 сж., при шир. 40—100 сж., допускаетъ судох-во на мелк. баржахъ. Черезъ рѣку устроены переправы преимущ-но на карбузахъ (баржахъ) съ подъем. силой 50—200 пд. Пост. переправа — ж.-д. мостъ вблизи разъѣзда Китайскаго. Ононъ беретъ начало въ хр. Кентеѣ (внѣ области); глуб. его не болѣе 1,5 сж. при сред. шир. 30—75 сж.; теченіе быстрое; русло извилистое; богатъ мелями и о-вами; долина узкая и имѣетъ горн. характеръ. Переправы на паромахъ или карбузахъ; пост. переправа — ж.-д. мостъ у ст. Оловянной. Шилка (510 вер.), несмотря на многочисл. перекаты, судоходна на всемъ протяженіи для мелк. судовъ; пароходы ходятъ отъ Срѣтенска; шир. 100—200 сж. при глуб. 1,5—3,5 сж.; переправа производится исключ-но на паромахъ. Шилка является конечн. участкомъ транзит. Амур. водн. пути, связывающимъ его съ Забайкал. ж. д.; передача грузовъ съ ж. д. на суда происходитъ въ г. Срѣтенскѣ. Аргунь беретъ начало внѣ области и отъ караула Абагайтуй служитъ границей между Забайкальемъ и Манчжуріей; глуб. ½—3 сж.; шир. при входѣ въ предѣлы области 15—20 сж., ниже 70—150; правил. судох-ва нѣтъ; пароходы доходятъ до ст. Олочинской; мост. переправъ нѣтъ, паромныхъ только 2. Кромѣ названныхъ важнѣйш. рѣкъ, въ предѣлахъ области протекаютъ; притокъ Лены Витимъ и впадающіе въ Байкалъ Верхняя Ангара и Баргузинъ, судоходный отъ г. Баргузина. Лѣса сосредоточены, гл. обр., въ с.-зап. части, гдѣ въ связи съ рельефомъ они увеличиваютъ дикость и труднопроходимость мѣстности; въ болѣе южн. частяхъ лѣса встрѣчаются только въ горахъ, а на крайнемъ ю.-в. чувствуется недостатокъ лѣса, какъ для построекъ, такъ и топлива. Климатъ континентальный, при сред. год. t° почти всюду ниже 0°; на с.-з. встрѣчаются мѣста съ вѣчн. мерзлотой. Зимы суровы (ср. темп. —21,5°), лѣто жаркое (ср. темп. +13,5°). При небол. количествѣ осадковъ, самые сухіе мѣсяца — янв. и фвр., почему зимы всегда малоснѣжны; наиб. дождл. время — 2-я полов. лѣта. Вообще, климатич. условія здоровыя. Сѣть путей сообщенія развита вообще оч. слабо, нѣск. больше въ южн. части области. Область разсѣкается одной ж.-д. линіей съ з. на в., съ вѣтвями отъ Китайскаго разъѣзда на ст. Манчжурія, отъ ст. Куэнги на Срѣтенскъ; строится вѣтка отъ Амур. ж. д. на ст. Покровскую. Воен. значеніе этой ж. д. громадное: она является звеномъ пути, связывающаго Россію съ Д. Востокомъ. Шоссе нѣтъ; грунт. дороги большую часть года удобны для движенія войскъ и обозовъ, въ особ-сти вдали отъ городовъ, и лишь въ дождливое время сообщеніе по нимъ становится затруднительнымъ. Большимъ неудобствомъ служитъ отсутствіе мостов. переправъ на больш-вѣ рѣкъ, заставляющее пользоваться паромами и лодками. Важнѣйш. путями для движенія въ Монголію являются: Верхнеудинскъ — Селенгинскъ — Троицкосавскъ и Чита — Акша — карант. Верхне-Улиханскій и 8 второстеп. путей. Для движенія въ Манчжурію: путь вдоль ж. д. на ст. Манчжурія и Нерчинскъ — ст. Олочинская и еще 9 второстеп. путей, подходящихъ къ р. Аргуни. Населенность незнач-на — 806,5 т. ч. (къ 1 янв. 1909 г.), т.-е. ок. 1,5 ч. на 1 кв. вер.; болѣе населенъ ю.-з. и в., наименѣе — с.-з. Городовъ 7 (Чита, Акша, Баргузинъ, Верхнеудинскъ, Нерчинскъ, Ново-Селенгинскъ и Троицкосавскъ), сельск. поселеній 791 (1 на 686 кв. вер.) въ сред. по 890 жит.; живутъ просторно. Инородцы живутъ семьями въ юртахъ оч. тѣсно; 5—10 юртъ составляютъ "улусы". Изъ общ. числа жителей къ 1 янв. 1909 г. рус. населенія было 66,3%, бурятъ — 27,2%, тунгусовъ и проч. инородцевъ — 4,6%, евреевъ — 1,2%, проч. народностей — 0,7%. Рус. крестьян. населеніе сосредоточено большей частью въ Селенгин., Верхнеудин. и Читин. округахъ; казаки занимаютъ преимущ-но погранич. полосу; буряты (изъ нихъ небол. часть приписана къ Забайкал. казач. войску) населяютъ ю.-в., ю.-з. и з. Глав. промыслами края служитъ земледѣліе и скотоводство. Преобладающая система земледѣлія — залежнопаровая; на ю.-з. буряты примѣняютъ искусств. орошеніе. Глав. хлѣбъ — рожь (до 60%); пшеницы сѣется втрое меньше. По удовлетвореніи мѣстн. потребностей, остается избытокъ до 5 милл. пд. Скотоводство, благодаря обильн. пастбищамъ въ равнинахъ и въ горахъ, имѣетъ больш. развитіе. Рогат. скотъ мѣстн. породы — хорош. качества и отличается мясистостью; мѣстн. породы лошадей малорослы и хороши подъ верхъ, но не для возки тяжестей. На 100 жит. приходится 77 лошадей, 129,3 головъ крупнаго рогатаго скота, 195,4 овецъ и 16,7 свиней. Наиболѣе обезпеченъ скотомъ степной ю.-в., гдѣ имѣются также верблюды и олени. Избытокъ хлѣба и скота, отчасти фураж. средствъ, а, гл. обр., удобство подвоза и его обезпеч-сть дѣлаютъ эту область выгодной базой при нашихъ операціяхъ на Д. Востокѣ. Рыболовство оч. развито. По неистощимымъ запасамъ разл. залежей область занимаетъ одно изъ первыхъ мѣстъ въ Имперіи. При слабомъ еще развитіи горн. промысла добывается: золото (ок. 150 пд. ежегодно, преимущ-но въ Нерчин. горахъ), камен. уголь (ок. 10,6 милл. пд.), свинецъ (ок. 660 пд.), серебро (ок. 5 пд.). Найдены мѣсторожденія мѣди, олова, желѣза, сѣры, ртути; кромѣ того, область богата минерал. источниками. Обрабатывающая промышленность развита оч. слабо; имѣются лишь единич. заводы по разработкѣ рудъ, выдѣлкѣ цемента, кирпича, по обработкѣ продуктовъ сельскохоз. дѣятельности. Кустар. промышл-сть тоже незначительна. Укрѣпл. пунктовъ нѣтъ. Область является удоб. раіономъ соср-ченія для дальнѣйш. наступленія въ Монголію и Манчжурію. Рельефъ края затруднитъ движенія и дѣйствія войскъ лишь въ незначит. степени. Избытокъ средствъ обезпечиваетъ продовольствіе войскъ, необходимый же подвозъ обезпечивается ж. д. и трактомъ вдоль нея; подвозъ тяжестей могутъ, въ изв. случаяхъ, облегчить нѣк-рыя рѣки.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.