- Двигатели воздухоплавательные
ДВИГАТЕЛИ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЕ. Для цѣлей воздухоплаванія примѣняются исключительно Д. внутр. горѣнія или тепловые1 (см. это слово), питающіеся бензиномъ. Процессъ работы совершается въ нихъ въ 4 такта или 4 хода поршня. По общимъ основаніямъ конструкціи первые воздухоплав. Д. представляли возможно облегченные Д. автомобилей. Вмѣстѣ съ изученіемъ условій работы выработался рядъ спец. конструкціи, при чемъ Д. аэростатовъ сохранили форму Д. автомобилей; Д. же аэропланные бываютъ и иныхъ типовъ. Типы Д. Основной признакъ для классификаціи — расположеніе цилиндровъ, характеризующее Д. въ отношеніи дѣйствующ. усилій. А.) Вертикальные Д. (автомоб. типа), устанавливаемые б. частью на аэр-тахъ (схема на фиг. 1). Сюда относятся: Баяръ-Клеманъ (Bayard-Clément) на шарахъ Лебоди (въ Россіи на Лебедѣ и Кречетѣ) и Клеманъ-Баяръ, Панаръ и Левассоръ (Panhard et Levassor), съ клапанами по обѣимъ сторонамъ цилиндра; болѣе легкій типъ (ок. 50 л. с.) имѣетъ клапаны, помѣщенные впускной внутри выпускного и приводимые общимъ стержнемъ отъ распредѣлит. вала. Двигатели Даймлеръ, Аргусъ и Новаго автомоб. общества. Первые два строятся 4-цилиндровыми, послѣдній съ 4 и 6 цилиндрами. Даймлеръ устанавливается на аэр-тахъ Парсеваля, Аргусъ на аэропланахъ Авіата. Большая часть этихъ Д. имѣетъ 4 цил-ра, но при этомъ требуется для равномѣрности хода маховикъ; болѣе сложный 6-цилиндр. Д. м. строиться безъ маховика. Клапаны съ одной или съ двухъ сторонъ цил-ра, въ нѣк-рыхъ Д. — въ головѣ цилиндра. Охлажденіе водяное. Б) Д. съ горизонт. противолежащими цилиндрами: Дарракъ (фиг. 2) и Эрликонъ, Ньюпоръ. Цѣль конструкціи — уравновѣшеніе массъ поступательно движущихся частей и тѣмъ самымъ увеличеніе плавности хода. Д. строятся 4-цилиндр-ми, съ колѣнами вала подъ угл. въ 180°. Впускные клапаны управляемые. Значит. горизонт. размѣры Д. этого типа требуютъ соотвѣтств. мѣста на аэропланѣ. В) Д. V-образные имѣютъ по 8 цил-ровъ (фиг. 3, попереч. разрѣзъ), к-рые по 4 лежатъ въ двухъ пл-стяхъ, проходящихъ черезъ ось гл. вала и образующихъ между собою уг. въ 90°. Первый по времени изъ такихъ Д. — Антуанетъ. Болѣе извѣстны въ наст. время: 1) Пинъ — съ клапанами, помѣщенными одинъ (впускной) внутри другого; 2) Рено — съ воздуш. охлажденіемъ вентиляторомъ, продувающимъ воздухъ черезъ кожухъ, въ к-ромъ заключены цил-ры съ ребрами. Впускной клапанъ въ против-ность распростран. расположенію находится подъ выпускнымъ. Глав. валъ дѣлаетъ 1.800 об. въ мин., винтъ насаживается на распредѣлит. валъ, управляющій клапанами и дѣлающій 900 об. въ мин.; 3) E. N. V. — съ водянымъ охлажденіемъ (на аэр-тѣ Дуксъ); то же Діонъ-Бутонъ. Г) Д. звѣздо- и вѣерообразные. Цѣль конструкціи звѣздообраз. Д. — расположеніемъ цил-ровъ въ одной плоскости и присоединеніемъ всѣхъ шатуновъ къ одному колѣну вала уменьшить колебанія Д. и получить почти пост. вращающее усиліе, на к-рое и м. б. расчитаны части вала; при достаточ. числѣ цил-ровъ (5, 7) маховикъ не нуженъ (то же и въ типѣ съ 8 цилиндрами). Затрудненія въ смазкѣ цил-ровъ, обращенныхъ головами внизъ (фиг. 4а, цил-ры IV и V), заставили нѣк-рыхъ конструкторовъ повернуть эти цил-ры ок. гориз-ной оси на 180° и (фиг. 4а), помѣстить ихъ въ пл-сти, парал-ной пл-сти цил-ровъ I—iii, съ присоединеніемъ шатуновъ къ другому колѣну глав. вала, образующему съ колѣномъ цил-ровъ I—iii уг. въ 180°. Число цил-ровъ нечетное, съ цѣлью полученія, для равномѣрности вращенія, одного и того же угла или одного и того же промежутка времени между воспламененіями въ разл. цил-рахъ, слѣдующими въ такомъ порядкѣ: III, V, II, IV. Д. Анзани съ 3 и 5 звѣздообразно расположенными цил-рами, съ самодѣйствующими впускн. клапанами; шатуны присоединены къ одному колѣну вала. Вѣерообразные Д. Анзани (3 и 6 цил.) и R. E. P. (5 и 7 цил-ровъ). Послѣдній съ клапанами, управляемыми однимъ стержнемъ для каждаго изъ глав. цил-ровъ (фиг. 5), приводимымъ въ движеніе спец. дискомъ на распредѣлит. валу. Охлажденіе воздушное или водяное. Д. съ вращающимися цилиндрами Гномъ. Давленіе газовъ Ρ на поршень (фиг. 6), получающееся при воспламененіи смѣси и при расширеніи газовъ, м. б. разложено на Q и N (по правилу параллелограмма). Обык-но дѣйствіе силы N, передаваемой настѣнки цил-ра, уничтожаютъ укрѣпленіемъ его къ рамѣ Д. Въ Д. съ вращающимися цил-рами укрѣпляютъ неподвижно валъ съ колпакомъ его АВ. и слѣд. сила Q уничтожается сопр-леніемъ опоръ вала, цил-ры же, вращаясь, м. доставлять работу подъ дѣйствіемъ силы N. Цил-ры укрѣпляются звѣздообразно въ нечет. числѣ на коробкѣ вала, охватывающей своими втулками концы вала; къ нимъ прикрѣпляется винтъ аэроплана. Цилиндры играютъ роль маховика и охлаждаются воздухомъ. Наиб. извѣстный Д. съ вращающимися цил-рами — Гномъ, примѣняемый въ больш-вѣ (до 60—70%) аэроплановъ (фиг. 7—9). Смѣсь бензин. паровъ съ воздухомъ проходитъ въ немъ черезъ пустотѣлый валъ въ коробку его, а оттуда черезъ автоматич. клапанъ въ днѣ поршня во внутр-сть цилиндра. Число цил-ровъ въ Д. для 50 и 70 силъ — 7, въ 100 и 140-сильныхъ — 14; въ послѣд. случаѣ получается двѣ звѣзды по 7 цил-ровъ въ 2-хъ парал-ныхъ плоскостяхъ. Къ числу Д. съ вращающимися цил-рами принадлежитъ Д. Россель-Пежо, Бюрля. — Основныя данныя воздухоплав. Д. Мощность Д.: для аэр-товъ 100—120 л. с. (2—4 на аэр-тѣ), для аэр-новъ (самолетовъ) 100 л. с. Число цил-ровъ въ Д. аэр-товъ большею частью 4 (иногда 6) вертик. цил-ра, въ Д. аэр-новъ 4—8 различно расположенныхъ цил-ровъ (см. далѣе типы Д.). Глав. размѣры Д.: для 8-цилиндр. Д. въ 50 л. с. діам. цил-ра и ходъ поршня въ сред. ок. 100 мм., для Д. въ 100 л. с. соотвѣт-но 160—180 мм. Число оборотовъ: Д. аэр-новъ 1.200—1.800; аэр-товъ 900—1.200 въ мин., сред. ск-сть поршня 5—8 мтр. въ сек. Матеріалъ (въ Д. аэр-новъ): цил-ровъ — сталь, поршней — сталь или чугунъ, валъ и передаточ. части — спец. сорта стали (хромониккелевая), коробка вала — аллюминій, карбюраторъ и рубашки цил-ровъ — мѣдь или аллюминій, то же для трубопроводовъ. Для Д. аэр-товъ: для цил-ровъ — б. частью чугунъ, рубашки цил-ровъ — б. частью одно цѣлое съ послѣдними, карбюраторы обык-но латунные, трубопроводы для воды мѣдные. Вѣсъ Д.: собственно Д. для аэр-товъ 3—5 клг., для аэр-новъ 1,5—4 клг. на 1 л. с; со всѣми частями и запасами въ слѣд. таблицѣ (примѣрно):
Мощность лош. с.
100
50
Вѣсъ собственно Д.
200—350
клг
75—150
клг.
" охладителя
40—75
"
15—25
"
" воды
40—75
"
15—25
"
" бензина на 5 час.
—
75
"
" " " 10 "
250—300
"
—
" масла " 10 "
30
"
7,5
"
" бензин. резервуара
25—30
"
7,5
"
" маслянаго резервуара
6
"
1,5
"
Итого
591—860
клг.
196,5—281,5
клг.
На 1 лош. силу.
Вѣсъ Д. съ частями
2,8—5,0
клг.
2,0—4,0
клг.
" " " запасами
5,9—8,7
"
3,9—5,6
"
Горюч. матеріалъ — бензинъ съ уд. вѣс. 0,68—0,70. Карбюрація (насыщеніе воздуха бензин. парами) — пульверизаціей, иногда съ автоматич. регулированіемъ постоянства состава смѣси, рѣдко насосами. Расходъ горючаго на л. с.-часъ 0,25—0,4 клг. Газораспредѣленіе — двумя клапанами для впуска и выпуска, оба б. частью управляемые (самодѣйствующіе впускные въ Д. Гномъ, Анзани). Воспламененіе — магнето. Охлажденіе въ болѣе легкихъ Д. воздушное, въ остальныхъ — водяное, послѣднее болѣе надежно и правильно. Почти всѣ наиболѣе извѣстные воздухоплавательные Д. строятся во Франціи, нѣк-рые двигатели для аэр-товъ — въ Германіи. Въ Россіи постройка Д. только начинается.
Двигатели.
Типъ.
Мощность л. с.
Число ци- линдровъ.
Діам. ци- линдра мм.
Ходъ поршня мм.
Число оборот. въ мин.
Вѣсъ клг.
Воздухоплав. аппараты.
Панаръ и
Левассоръ.верт.
120
4
185
200
1.100
445
Лебедь.
Даймлеръ
"
100
4
175
150
1.100
460
Парсеваль.
Аргусь
"
75
4
165
170
800
370
Дарралъ
приз.
50
4
120
140
1.200
175
Рено
V
70
8
90
120
1.800
160
Брегэ, М. Фарманъ
E.n.V.
"
60
8
105
110
1.100
130
Анзани
звѣзд.
50
5
100
130
1.300
75
Блеріо.
R.e.P.
вращ.
60
5
110
160
1.200
150
Гномъ
вращ.
50
7
110
120
1.200
70
Блеріо, А. Фарманъ
"
"
10
14
"
"
"
13
Ньюпоръ,
Брегэ,
Допердюссенъ,
А. Фарманъ.Требованія къ воздухоплав. Д. (см. испытанія Д.) — надежность, работа въ теченіе изв. времени, простота упр-нія, равномѣрность, возможно меньше колебаній и сотрясеній, малый вѣсъ на л. с., наиб. совершенное наполненіе цилиндра смѣсью, клапаны и трубопроводы большаго сѣченія, лучшіе матеріалы, наиб. точная обработка частей и устраненіе лишн. частей-кожуховъ и др., изв. расположеніе частей цилиндровъ (см. выше звѣздообразные Д.) съ цѣлью полученія относ-но меньшихъ сред. усилій въ частяхъ вала, увеличеніе числа оборотовъ, примѣненіе воздуш. охлажденія, малый расходъ горючаго и смазки. Испытанія воздухоплав. Д.: а) общія — полезная мощность въ л. с., число оборотовъ, расходъ горючаго и смазки.; б) спеціальныя — конструкція въ отношеніи удобства помѣщенія на данномъ аэр-нѣ и удобства ухода и упр-нія, на продолжит. работу (Д. аэр-товъ — до 10 час. аэр-новъ — 3—5 час. послѣдніе безусловно безъ остановки), равномѣрность вращенія — коэф-тъ не менѣе 1/70, вѣсъ на л. с. собственно Д. и Д. со вспомогат. частями и запасами на изв. время работы, работа при наклонѣ къ горизонту до 15° въ теченіе 5—10 мин., работа въ дѣйствит. условіяхъ установки. (С. Балдинъ, Воздухоплав. двигатели; Vorreiter, Motoren für Luftschiffe u. Flugapparate, 1910; André, Moteurs d’aviation; Lumet, Moteurs d’aviation; Martinot-Lagarde, Les Moteurs d’aviation, "Revue "du génie militaire" 1911, №№ 8 и 9. Статьи въ "Воздухоплавателѣ", "Вѣстникѣ воздухоплаванія", "Техникѣ воздухоплаванія", "Encyclopédie d’aviation", "Aérophile", "Der Motorwagen", "Zeitschrift für Luftschiffahrt", "La vie automobile", "L’aviatore italiano" и др.).
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не былФиг. 1.
Фиг. 3.
Фиг. 4.
Фиг. 5.
Фиг. 6. Обозначеніе къ чертежу мотора въ 50 силъ "Гномъ". C — карбюраторъ. P — масляная помпочка. M — магнето. FF — провода зажиганія. D — распредѣлитель тока. Q — поршень. R — шариковые подшипники вала. V — коробка съ распредѣлительн. кулачками. S — автоматическій впускной клапанъ. H — выпускной клапанъ. T — главный шатунъ. G — остальные шатуны, соединенные съ главнымъ. O — шариковые подшипники главнаго шатуна. U — трубки для контроля смазки.
Обозначеніе къ чертежу мотора въ 50 силъ "Гномъ". C — карбюраторъ. P — масляная помпочка. M — магнето. FF — провода зажиганія. D — распредѣлитель тока. Q — поршень. R — шариковые подшипники вала. V — коробка съ распредѣлительн. кулачками. S — автоматическій впускной клапанъ. H — выпускной клапанъ. T — главный шатунъ. G — остальные шатуны, соединенные съ главнымъ. O — шариковые подшипники главнаго шатуна. U — трубки для контроля смазки. Фиг. 7.
Фиг. 9.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.
Полезное
Смотреть что такое "Двигатели воздухоплавательные" в других словарях:
Воздухоплавательные и авиационные школы — ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЯ И АВІАЦІОННЫЯ ШКОЛЫ. Къ военнымъ школамъ принадлежатъ: 1) Офицерская воздухопл. школа съ авіаціон. отдѣломъ въ Спб. (Волково поле), к рая подготовляетъ оф ровъ теоретически и практически для службы въ воздухопл. частяхъ для… … Военная энциклопедия
Моторы — МОТОРЫ. См. Автомобиль и Двигатели воздухоплавательные … Военная энциклопедия
Аэронавтика — (воздухоплавание) так называется искусство подниматься на воздух с помощью известных приспособлений и двигаться в определенном направлении. Идея подняться на воздух и, освободясь от оков тяжести, воспользоваться громадным воздушным океаном, как… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
История воздухоплавания — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
летательный аппарат — устройство для полёта в атмосфере Земли (другой планеты) или в космическом пространстве. Все летательные аппараты традиционно подразделяют на аппараты легче воздуха, тяжелее воздуха и космические. К аппаратам первой группы относятся аэростаты и… … Энциклопедия техники
Лебедев, Алексей Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лебедев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Лебедев, Алексей. Алексей Александрович Лебедев Дата рождения: 21 августа 1876(1876 08 21) Место рождения: Санкт Пет … Википедия
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ — аэростат или дирижабль, использующий подъемную силу заключенного в герметичную оболочку газа, плотность которого меньше плотности воздуха. В качестве подъемного газа могут использоваться нагретый воздух, светильный газ, водород или гелий. Самый… … Энциклопедия Кольера
Боклевский Константин Петрович — Константин Петрович Боклевский (1862 1 июня 1928) российский инженер кораблестроитель, профессор Ленинградского политехнического института и Военно морской академии, генерал майор Корпуса корабельных инженеров. Биография 1884 Окончил Морское… … Википедия
Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского — Координаты: 55°44′54″ с. … Википедия
Боклевский, Константин Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боклевский. Боклевский Константин Петрович Дата рождения 1862 год(1862) Место рождения cело Пито … Википедия