Дунайско-Адриатическая железная дорога

Дунайско-Адриатическая железная дорога

ДУНАЙСКО-АДРІАТИЧЕСКАЯ ЖЕЛѢЗНАЯ ДОРОГА. Въ 1911 г. утвержденъ проектъ ж. д. отъ Дуная (на сербско-румын. гр-цѣ) къ Адріатич. морю, черезъ Сербію и тур. область Албанію. Вопросъ о постройкѣ этой линіи возбужденъ въ 1908 г. Сербіей. За недостаткомъ свобод. капиталовъ она обратилась къ Франціи и Россіи съ предложеніемъ образовать фр.-рус-серб. синдикатъ. Предложеніе б. принято; синдикатъ образованъ. Вопросъ о выборѣ направленія дороги по Сербіи, завися всецѣло оть послѣдней, не могъ вызвать возраженій. Но для проведенія линіи черезъ тур. тер-рію необходимо было согласіе тур. правительства. Переговоры тянулись съ перерывами ок. 3 л. Турція несомнѣнно б. заинтересована въ проведеніи ж. д., но съ условіемъ вывода ея къ тур. порту и напр-нія ея въ обходъ Черногоріи и въ обходъ области съ преобладающимъ серб. населеніемъ, возможно глубже по тер-ріи Албаніи, лишенной сообщеній (см. на схемѣ южн. варіантъ). Черногорія хлопотала о напр-ніи дороги черезъ Ново-Базарскій санджакъ и земли Черногоріи (вдоль ея ю.-вост. гр-цы) съ выводомъ къ своему порту Антивари (см. на схемѣ сѣв. варіантъ). Сербія, несмотря на очевидное для славянства значеніе послѣд. рѣшенія (связь единоплемен. Сербіи и Черногоріи черезъ Ново-Базарскій санджакъ, населенный сербами; установленіе общихъ экономич. интересовъ и, наконецъ, возм-сть связи серб. міра, черезъ Болгарію, съ Россіей), настаивала на обходѣ Черногоріи и склонялась къ сред. варіанту (см. схему), — къ проведенію дороги сѣвернѣе напр-нія, предложеннаго Турціей (отъ Приштина на Скутари), но съ выводомъ къ Черногор. порту (Антивари). Въ 1911 г. борьба этихъ основ. варіантовъ закончилась побѣдой тур. проекта: состоялось соглашеніе о напр-ніи линіи отъ Мрдаре (на серб. гр-цѣ) черезъ Приштину, Призренъ и Дибру къ С.-Джіовани-ди-Медуа, дл. ок. 360 вер. Линія будетъ удалена отъ черногор. гр-цы въ предѣлахъ отъ 40 до 120 вер. Воен. значеніе Д.-А. ж. д.: она ускорить соср-ченіе тур. войскъ къ серб. гр-цѣ и облегчитъ соср-ченіе ихъ противъ Черногоріи; облегчитъ переброску войскъ по тер-ріи Албаніи; въ будущемъ, если осуществятся австр. проекты линій Увачъ — Митровица и Портороза — Антивари, въ связи съ этими линіями, образуетъ какъ бы кольцо, окружающее Черногорію и способствующее ея изоляціи Австро-Венгріей и Турціей въ мирн. время — въ экономич. отношеніи, а въ воен. — въ стратегическомъ. Что касается проведенія Д.-А. дороги по тер-ріи Сербіи, то проектировано напр-ніе: Кладово — Неготинъ — Зайчаръ — Нишъ — Мрдаре, дл. ок. 330 вер. Воен. значеніе этой линіи: она облегчитъ соср-ченіе серб. арміи къ тур. гр-цѣ (вмѣсто одной колеи двѣ); то же — по отношенію Болгаріи и Румыніи (дорога, частью, пройдетъ вдоль самой болгар. гр-цы, а у Кладово свяжется съ сѣтью румын. ж. д.); увеличитъ значеніе кр-сти Нишъ, какъ стретегич. узла. Постройка дороги по Сербіи начата въ 1911 г. на участкѣ Неготинъ — Зайчаръ.

Дунайско-АдрІАтическая ЖелѢзная Дорога

Дунайско-АдрІАтическая ЖелѢзная Дорога

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»