- Желтое море
ЖЕЛТОЕ МОРЕ, часть Тих. океана, глубоко вдающаяся въ Азіат. континентъ; за услов. границу Ж. м. на ю. принимаютъ линію: устье Янцзе-кіанга — о-въ Кельпартъ. При общей длинѣ по меридіану около 500 миль, ширина моря колеблется отъ 360 до 90 миль. Глубины, въ южн. части доходящія до 50 сж., сѣвернѣе линіи Шантунгъ — Чвангшанъ падаютъ ниже 30, а въ Печилійскомъ заливѣ не превышаютъ 20 сж. Многочисл. и полновод. рѣки, впадающія въ Ж. м. (Янцзе-кіангъ, Желтая, Пейхо, Луаньхэ, Ляохэ, Ялу, Чингчанъ-ганъ, Тайдонъ-ганъ, Ханъ, Кымъ и др.), знач-но опрѣсняютъ его воду и своими наносами придаютъ побережью характеръ чрезвычайно мелководнаго и труднодоступнаго. Но вмѣстѣ съ тѣмъ, протекая по богатѣйшимъ провинціямъ Китая, онѣ способствуютъ развитію на Ж. м. оживленныхъ торгов. сношеній и придаютъ ему характеръ бассейна чрезвычайно важнаго въ политич. и экономич. отношеніяхъ; этому способствуетъ также и положеніе Пекина на р. Пейхо, въ 200 вер. отъ ея устья, и близость столицы Кореи, Сеула. Благодаря особой роли, к-рую играетъ побережье Ж. м. въ отношеніяхъ Китая съ зап. державами и Японіей, здѣсь образовался рядъ в.-мор. станцій: Квантунгъ (Россія и затѣмъ Японія), Вейхавей (Англія), Кіао-чао (Германія). Изученіе Ж. м. имѣетъ особый интересъ въ виду того, что за послѣд. время оно трижды являлось театромъ крупныхъ воен. операцій (Японо-кит. война 1894—95 гг., боксерское возстаніе 1899—1900 гг. и рус.-яп. война 1904—05 гг.). Южн. его половина до узкости Шантунгъ — Чвангшанъ имѣетъ форму неправил. 4-уг-ка; вдоль зап. берега его, отъ устья Янцзе-кіанга и до бухты Кіао-чао, тянется почти сплошная полоса отмелей и банокъ, въ нѣк-рыхъ мѣстахъ достигающая ширины до 60 миль и дѣлающая весь этотъ берегъ чрезвычайно труднодоступнымъ; на всемъ этомъ протяженіи нельзя указать ни одной хорошей гавани или убѣжища для судовъ съ больш. осадкой; побережье Шантунгскаго полуо-ва имѣетъ характеръ болѣе холмистый, и омывающія его воды болѣе приглубы; оно образуетъ рядъ бухтъ и гаваней, изъ к-рыхъ по своимъ природ. качествамъ особенно выдѣляются Кіао-чао на югѣ и Вейхавей и Чифу на сѣверѣ. На востокѣ вдоль всего побережья Кореи тянется широкій поясъ шхеръ, отмелыхъ, почти неизслѣдованныхъ и потому для большихъ кораблей труднодоступныхъ; огромные приливы и отливы, достигающіе 30 фт., производятъ сильнѣйшія теченія между о-вами и то повышаютъ воду на фарватерахъ, то оставляютъ ихъ почти сухими; къ югу шхеры постепенно мѣняютъ свой характеръ, переходя въ болѣе возвышенныя, съ крутыми берегами и болѣе глуб. проливами. Торговля всего этого побережья сосредоточена, гл-обр., въ Чемульпо (аванпортъ Сеула), а также въ портахъ Цинампо и Кунзанъ; лучш. якорной стоянкой, доступной для судовъ всѣхъ ранговъ и способной вмѣстить цѣлый флотъ, считается рейдъ Мокпо. Въ этой части Ж. м. круглый годъ почти господствуютъ NW вѣтра, переходящіе иногда къ N или къ WSW; тайфуны случаются здѣсь обычно въ іюнѣ, іюлѣ и авг.; нерѣдки также материковые шторма, к-рые особой силы достигаютъ въ зимн. мѣсяцы, сопровождаясь тогда снѣжн. бурями. С.-вост. побережье сред. части Ж. м., начиная отъ Бидзыво и до устья Тайдонъ-гана, чрезвычайно отмело; корабли съ большой осадкой должны становиться на якорь въ 10—20 мил. отъ берега; только въ устьѣ р. Ялу, у селенія Дагушань, въ устьѣ р. Хуа-юань-хэ (здѣсь въ 1894 г. высадилась 2-я япон. армія) и въ Бидзыво (мѣсто высадки японцевъ 23 апр. 1904 г.) можно подойти къ берегу на 4—6 миль. Отъ устьевъ Тайдонъ-гана начинаются корейскія шхеры. Къ югу отъ Бидзыво побережье Ляодуна принимаетъ горист. характеръ и образуетъ рядъ бухтъ, при чемъ линія больш. глубинъ подходитъ довольно близко къ берегу. Центр. пунктомъ сѣв. половины Ж. м. является Портъ-Артуръ, чрезвычайно удачно расположенный по отношенію къ Печилійскому заливу и Пекину; но стратег. недостатокъ его заключается въ томъ, что выходъ въ океанъ прегражденъ узкостью Шантунгъ — о-ва Джемсъ Холль (95 миль) и, затѣмъ, бассейномъ южн. половины Ж. м. Тотъ же недостатокъ, хотя и въ меньшей мѣрѣ, присущъ Вейхавею и Чифу. Въ связи съ укр-ніемъ П.-Артура особое значеніе могли бы получить о-ва Элліота (съ ихъ прекрас. рейдами), если бы они были оборудованы, какъ второстеп. мор. база, благодаря ихъ центр. положенію относ-но Шантунг. мыса и группы о-вовъ Джемсъ Холль. Равн. обр. они представляютъ прекрас. позицію и для операцій противъ П.-Артура (ими и пользовался япон. флотъ, какъ базой). При желаніи развить мин. операціи въ Ж. м. особое значеніе пріобрѣтаютъ также о-ва Мяо-Тао, преграждающіе входъ въ Печилійскій заливъ. Въ минувшую войну они имѣли значеніе для П.-Артура, облегчая сообщеніе съ Чифу на джонкахъ и мелк. судахъ. Печил. заливъ имѣетъ большое значеніе для Китая, т. к. здѣсь лежатъ Таку (кр-сть и воен. портъ), Тяньдзинь — аванпортъ Пекина и Инкоу — вывозн. портъ Манчжуріи и Монголіи; но съ переходомъ Ляодуна сначала къ Россіи, а затѣмъ къ Японіи выходъ изъ залива находится подъ самымъ дѣйствит. контролемъ этой державы. Въ сѣв. половинъ Ж. м. съ окт. по мартъ господствуютъ сѣв. вѣтра съ. очень частыми штормовыми погодами; лѣтомъ господствуютъ южные, но слабые и весьма перемѣнные; тайфуны наблюдаются чрезвычайно рѣдко. Приблиз-но въ серединѣ нбр. и до конца мрт. устья рѣкъ и бухты Печил. залива и Квантуна покрываются льдомъ; но покровъ этотъ незначит. толщины, и съ нимъ могли бы справляться самые слабые ледоколы. Приливы въ Ж. м. колеблются отъ 8 до 12 фт., за исключеніемъ Корейскаго архипелага, гдѣ въ иныхъ мѣстахъ доходятъ до 30 фт. и больше. (Бар. Майдель, Физико-географ. очеркъ Китайскаго и Желтаго морей; The China sea directory).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.