- Бронирование
БРОНИРОВАНІЕ. Среди эл-товъ боев. силы кораблей видное мѣсто занимаетъ Б., какъ средство защиты отъ разрушит. дѣйствія снарядовъ. Идеаломъ Б. было бы полное покрытіе бортовъ и палубъ корабля броней, способной не пропустить ни одного снаряда; но вѣсъ полнаго Б. настолько великъ, что остающагося водоизмѣщенія не хватило бы на котлы и машины, не говоря уже о топливѣ, пушкахъ и боев. припасахъ. Между тѣмъ, назначеніе корабля — наносить возможно большій вредъ пр-ку, поэтому вооруженіе не м. б. принесено въ жертву защитѣ. При проектированіи корабля надо распорядиться предоставленнымъ вѣсомъ такъ, чтобы Б. наивыгодн. образомъ отвѣчало требованіямъ, предъявляемымъ тактикой. Тутъ представляются два крайнихъ варіанта: забронировать весь к-бль, сдѣлавъ броню настолько тонкой, что она будетъ пробиваться снарядами, или прикрыть толстыми плитами того же общаго вѣса одни важнѣйшія части его. Долгое время техника воен. судостроенія все увеличивала толщину брони, уменьшая площадь Б. (См. Броня судовая). Улучшеніе качествъ брон. плитъ позволило въ посл. 10-лѣтія пойти по обратному пути: броня стала тоньше, а площадь Б. соотв-но больше. Эти результаты находились въ прямой зависимости отъ прогресса морск. арт-ріи. Въ общемъ, изъ борьбы арт-ріи съ броней можно сдѣлать слѣд. выводъ: когда побѣждаетъ броня, к-бли прикрываютъ большую пов-сть своего борта тонкой броней; а когда побѣждаетъ арт-рія, то броня быстро съеживается у ватерлиніи, наростая въ толщину. Передъ рус.-яп. войной побѣдительницей считалась арт-рія, т. к. ея крупныя пушки при предполагавшихся дистанціяхъ боя въ 10—20 кбт. пробивали какую угодно броню; и потому бр-цы, участвовавшіе въ этой войнѣ, имѣли очень толстую броню, прикрывавшую весьма малую часть борта. Однако, война показала, что этотъ взглядъ былъ ошибоченъ, — снаряды почти не пробивали броню, ибо боев. дистанціи были на самомъ дѣлѣ гораздо больше, чѣмъ ожидали. Поэтому, броня должна уменьшить свою толщину и расползтись на большую пов-сть борта. И дѣйствительно, новые бр-цы сплошь покрыты по борту и верхней палубѣ, броней, но менѣе толстой. Арт-рія отвѣтила на это снова увеличеніемъ калибра, улучшеніемъ балистич. качествъ и увеличеніемъ разрушит. силы снарядовъ. Трудно предвидѣть конецъ этой борьбы, но можно сказать съ увѣренностью, что всякое увлеченіе въ ту или другую сторону отзовется во вредъ дѣйствит. силѣ к-бля. Произведенные послѣ войны 1904—05 гг. опыты даютъ уже новые взгляды на методы Б. Появленіе полубронебойныхъ снарядовъ указываетъ на малую пригодность слишкомъ тонкихъ прикрытій, но и въ этомъ случаѣ не слѣдуетъ увлекаться, т. к., кромѣ полубронебойныхъ, имѣются и фугасные снаряды. Для правильнаго рѣшенія вопроса техника судостроенія должна запросить тактику, какіе эл-ты к-бля слѣдуетъ бронировать лучше всего, въ какихъ частяхъ можно ограничиться менѣе толстой броней и какія помѣщенія м. б. защищены еще слабѣе, или даже вовсе не закрываться броней. На эти запросы тактика отвѣчаетъ: сражаются не к-бли и пушки, а люди, поэтому гл. объектъ въ бою есть личный составъ непр-ля. Самымъ радикальнымъ способомъ воздѣйствія на этотъ составъ является потопленіе непріят. к-бля, при к-ромъ не только выводится изъ строя боев. единица, но и оказывается косвенное воздѣйствіе на весь личный составъ непріят. эскадры, вызывая въ немъ такой же упадокъ духа, какой подъемъ его наблюдается на обратной сторонѣ. Слѣдовательно, тактика ставитъ Б. первую задачу: обезпеченіе непотопляемости к-бля. Второю задачей Б. является обезпеченіе личнаго состава отъ постепеннаго уничтоженія, обезоруженія и деморализаціи посредствомъ пожаровъ, дыма, больш. числа попаданій, хотя и менѣе опасныхъ для участи к-бля, но выводящихъ изъ строя людей, оружіе, механизмы и т. п. Непотопляемость к-бля обезпечивается двумя эл-тами: запасомъ плавучести и запасомъ остойчивости. Первое достигается Б. ватерлиніи по всей ея длинѣ и прикрытіемъ этого брон. пояса брон. же палубой. Для обезпеченія же остойчивости приходится ставить вдоль борта 2-й брон. поясъ, лежащій непосредственно надъ 1-мъ. Высота этого пояса д. б. такова, чтобы верхняя его кромка ни при какомъ вѣроятномъ въ бою кренѣ, дифферентѣ или размахѣ не могла уйти въ воду. Кренъ въ бою получается, гл. обр., отъ 2 причинъ: отъ затопленія отсѣковъ, имѣющихъ продольныя переборки, и отъ циркуляціи корабля при положеніи руля на бортъ. Техника воен. судостроенія старается избѣгать продольн. переборокъ; однако, вполнѣ достигнуть этого трудно: онѣ остаются необходимыми въ машинѣ и кочегарняхъ, т.-е. въ самыхъ большихъ отсѣкахъ к-бля. Машина соврем. к-бля отъ мин. пробоины затопится почти моментально, и это даетъ кораблю кренъ отъ 10 до 15°. При такой аваріи к-бль потеряетъ часть плавучести (сядетъ глубже), а образовавшійся кренъ глубоко утопитъ нижній броневой поясъ. При отсутствіи верхн. брон. пояса (т. наз. казематнаго) тонкій бортъ к-бля можетъ имѣть къ моменту крена большія пробоины, вода хлынетъ внутрь судна и, несмотря на то, что запасъ плавучести еще не израсходованъ, к-бль перевернется, какъ это случилось съ нѣк-рыми изъ нашихъ бр-цевъ въ Цусимскомъ бою. Высота 2-го брон. пояса, обезпечивающаго остойчивость, опредѣляется въ среднемъ отъ 9 до 13 фт. Наиб. толщина Б. требуется для нижн. брон. пояса, обезпечивающаго запасъ плавучести, защиту машинъ и котловъ к-бля. По мѣрѣ приближенія къ оконечностямъ к-бля, помѣщенія становятся меньше, боев. значеніе ихъ также уменьшается, продольныхъ переборокъ почти не встрѣчается и, слѣд-но, затопленіе этихъ помѣщеній менѣе опасно. Поэтому Б. бортовъ въ носу и кормѣ к-бля все-таки можно уменьшить до извѣстныхъ предѣловъ. Болѣе тонкая броня остановитъ фугасные снаряды и большую часть бронебойныхъ (съ дальнихъ разстояній или при острыхъ углахъ встрѣчи), допустивъ въ крайнемъ случаѣ пробитіе брони, но не разрушеніе наружн. борта съ образованіемъ громадныхъ брешей. Еще больше приходится экономить въ толщинѣ плитъ казематнаго пояса, имѣя въ виду, что пробоина въ этомъ поясѣ становится опасной только при кренѣ к-бля и что при внимательномъ отношеніи къ дѣлу эту пробоину можно закрыть заранѣе приготовленнымъ пластыремъ. К-бль, лишенный упр-нія и оружія, представляетъ собою не боев. силу, а хорошій призъ для непр-ля; обезпеченіе непотопляемости является хотя и главнѣйшимъ, но отнюдь не единств. условіемъ правильнаго Б. к-бля. Упр-ніе имъ сосредоточено въ боев. рубкѣ; послѣдняя, какъ и средства ея сообщенія съ различными частями к-бля, д. б. забронированы одинаково съ ватерлиніей. Арт-рія, подача, механизмы, пункты, гдѣ сосредоточены люди и многіе вспомогат. механизмы д. б. забронированы соотв-но важности прикрываемаго эл-та. Все Б. д. б. подогнано такъ, чтобы не выйти за предѣлы даннаго вѣса брони; при усиленіи одного эл-та приходится ослаблять другой. Задача кораблестроителя заключается въ выборѣ наиб. полезнаго съ воен. точки зрѣнія компромисса. Тамъ, гдѣ внѣшнее Б. слабо, а имѣется какой-либо важный въ бою механизмъ, приходится ставить добавочное, внутреннее Б., брон. прикрытія или трубы. Помѣщенія, въ к-рыхъ во время боя скопляется много людей, д. б. разгорожены траверзами и полутраверзами для уменьшенія сферы распространенія осколковъ и т. п. Таковы требованія, предъявляемыя къ Б. тактикой морск. боя. Стремясь удовлетворить этимъ требованіямъ, Б. соврем. бр-цевъ (лин. к-блей и бр-сныхъ к-серовъ) слагается изъ слѣд. видовъ брони: 1) Бортовая поясная броня состоитъ изъ отд. стальн. плитъ дл. 10—12 фт. и высотою отъ 7 (бр-цы стараго типа) до 12 фт. (современ. лин. к-бли). Какъ показано на фиг. 1, поперечное сѣченіе (профиль) плиты для выигрыша въ вѣсѣ дѣлается съ утоненіемъ въ нижн. подводной части ея: слой воды какъ бы дополняетъ недостающую толщину плиты. Поясная броня идетъ по ватерлиніи судна, при чемъ ок. 4—5 фт. высоты ея приходятся подъ водою на случай возможнаго оголенія борта при кренѣ судна или на качкѣ. Толщина плитъ поясной брони ранѣе, при сталежелѣзной бронѣ, достигала у насъ 16 дм. (бр-цы Наваринъ, Полтава); при круппированной бронѣ толщина ихъ обычно дѣлается въ 10—12 дм. На фиг. 2 поясная броня обозначена буквою А; на старыхъ бр-цахъ она располагалась только въ ср. части корабля, защищая машину, котлы и погреба боев. запасовъ, и въ такомъ случаѣ по концамъ ея ставились поперечныя брон. переборки или траверзы такой же толщины и высоты, какъ и поясная броня. Траверзы защищали указанныя жизн. части судна отъ снарядовъ, могущихъ залетѣть съ носа или кормы. На современ. бр-сныхъ судахъ поясная броня простирается по всей ватерлиніи отъ носа до кормы, утоняясь къ оконечностямъ, ибо самое опасное — нормальное попаданіе снаряда въ броню — здѣсь мало вѣ-роятно и потеря въ плавучести въ оконечностяхъ корабля не такъ для него гибельна, какъ въ широкой ср. части. 2) Казематная броня также идетъ по борту, но выше поясной брони и имѣетъ свои поперечн. траверзы; если судно, какъ показано на фиг. 2, имѣетъ 2 яруса казематовъ одинъ надъ другимъ, то они называются нижнимъ В и верхнимъ В́ казематами. Нижн. казематъ служитъ для защиты подачи снарядовъ и зарядовъ къ орудіямъ, основаній дымоходовъ и пр.; верхній, кромѣ того, защищаетъ арт-рію средняго (напр., 8-дм. на к-бляхъ Евстафій и Іоаннъ Златоустъ) и малаго (120 и 100-мм.) клб. Въ зависимости отъ расположенія на суднѣ этой арт-ріи, верхн. казематъ м. б. разбитъ по длинѣ судна на нѣск. частей: a) ср. общій казематъ, гдѣ находятся нѣск. орудій, раздѣленныхъ бронев. бортов. полупереборками dd для предохраненія ихъ отъ осколковъ разорвавшагося внутри снаряда; b) общіе — носовой и кормовой казематы, также заключающіе 2—4 пушки противоминной арт-рій (лин. к-бль Слава), и с) отд. казематы для каждаго орудія, какъ, напр., на к-серѣ Громобой; такіе казематы преимущественно ставятся на к-серахъ. Здѣсь забронированъ (3—5 дм.) лишь участокъ борта, а отъ концовъ его, полукругомъ, идетъ внутр., болѣе тонкая (2—3 дм.) броня, охватывающая районъ дѣйствія орудія. На послѣднихъ лин. к-бляхъ нашего флота нижн. и верхн. казематы простираются, подобно поясной бронѣ, по всей длинѣ судна, при чемъ стараются не дѣлать въ бронѣ никакихъ вырѣзовъ (иллюминаторы, выводныя отверстія трубъ и проч.), для обезпеченія боев. плавучести и остойчивости судна. Казематная броня дѣлается тоньше поясной, не превышая обычно 4—6 дм.; въ носу и кормѣ толщина эта уменьшается до 3—4 дм.; профиль плитъ прямоугольная, безъ утоненія къ нижн. кромкѣ. 3) Палубная броня служитъ для защиты жизн. частей судна отъ навѣсн. выстрѣловъ. Раньше бронировалась плитами въ 2—2½ дм. палуба, идущая по верхн. кромкамъ поясной брони (фиг. 3); она была совершенно плоская и составляла какъ бы крышу бруствера, образованнаго поясной бронею и траверзами. Поверхъ казематовъ ставилась 2-я брон. палуба (1—1½ дм.), также плоская и представлявшая собою крышу каземата. Но въ 1895 г. при постройкѣ бр-ца Majestic англичане предложили ставить палубную броню со скосами къ бортамъ, подводя ее къ нижн. кромкамъ поясной брони; на скосахъ плиты палубной брони дѣлались толще (до 3 дм.), представляя (фиг. 3) какъ бы дополненіе къ поясной бронѣ. Такая система практикуется и нынѣ, при чемъ горизонт. часть палубы д. возвышаться на 2—3 фт. надъ груз. ватерлиніей. Съ появленіемъ разрывн. снарядовъ одной брон. палубы оказалось недостаточно, и во всѣхъ флотахъ пришли къ убѣжденію въ необходимости по кр. мѣрѣ двухъ такихъ палубъ — нижней, со скосами къ бортамъ и верхней — плоской. Послѣдняя д. вызвать разрывъ снаряда по возм-сти внѣ судна (почему лучше всего бронировать первую сверху палубу); нижн. же брон. палуба д. задержать или отразить осколки разорвавшагося въ междупалубномъ пространствѣ снаряда. На ср. палубѣ, если имѣется въ запасѣ свободный вѣсъ, иногда еще ставятъ уголщенную до 1 дм. настилку. На современ. брон. судахъ наличіе двухъ непрерывныхъ брон. палубъ является обязательнымъ. На бр-цахъ стараго типа съ поясною бронею только въ ср. части судна оконечности послѣдняго покрывались сверху покатою (въ родѣ спины черепахи) палубою, к-рая шла отъ нижн. кромки носового траверза къ форштевню, а отъ такой же кромки корм. траверза — къ ахтерштевню. Это была т. наз. карапасная, палуба (фиг. 2, С). 4) Б. башенъ дѣлится на два вида: a) вращающаяся броня самой башни, защищающая казенную часть орудія и прислугу, и b) неподвижная броня подачныхъ трубъ башни, представляющая собой брон. трубы большого діаметра (свыше 20 фт. для 12-дм. башни), расположенныя между палубами — выше бортового пояса и до самой башни; внутри этихъ трубъ совершается подача боев. припасовъ изъ погребовъ къ башнямъ, расположены механизмы вращенія башни и проч. Броня вращающихся частей башни (фиг. 2) состоитъ изъ вертик. плитъ D толщ. до 10—12 дм., крыши E и подшивки E, толщиною до 4 дм. Толщина подачныхъ трубъ F сообразуется съ тѣмъ, приходится ли противъ нихъ броня каземата; на открытыхъ мѣстахъ таковая равна толщинѣ вертик. брони башни, а въ защищенныхъ казематами она берется равной разности между толщинами вертик. брони башни и каземата. 5) Броня боевой рубки состоитъ изъ вертик. брони G и крыши K, толщина к-рыхъ соотвѣтствуетъ таковой же башенъ. На современ. судахъ часто ставятъ двѣ боев. рубки — носовую и кормовую. Электрич. и механич. провода отъ разл. судов. механизмовъ и устройствъ, а также переговорныя трубы, сходятся въ этихъ рубкахъ для упр-нія ими или передачи приказаній. Для защиты этихъ проводовъ отъ осколковъ ихъ помѣщаютъ внутри вертик. брон. трубы L небольш. діаметра. Броня бортовая, башенная и боев. рубки въ прежнее время устанавливалась не прямо на стальную стѣнку, а съ прокладкою дерева (сосны, лиственницы или тика); цѣль — поглощать вибрацію брони, вредно дѣйствующую на прочность к-бля, и распредѣлить ударъ снаряда на большую площадь, уменьшая мѣстное разрушеніе. Опыты стрѣльбы показали, однако, что при косвен. ударахъ въ броню подкладка скорѣе вредна чѣмъ полезна, т. к. сообщаетъ бронев. борту излишнюю жесткость. На основаніи этихъ опытовъ въ наст. время дерев. подкладку не ставятъ подъ палубной броней, избѣгаютъ ставить подъ броней башенъ, боев. рубокъ, надводн. борта, а на послѣднихъ к-бляхъ нѣк-рыхъ флотовъ ее изъяли изъ употребленія и подъ поясной броней. 6) Броня элеваторовъ защищаетъ отъ поврежденія осколками снарядовъ трубъ, внутри к-рыхъ находятся подъемныя приспособленія для подачи патроновъ изъ трюма къ мелк. орудіямъ, стоящимъ на верхн. палубѣ. Броня эта по толщинѣ не превосходитъ 2—3 дм. 7) Броня дымовыхъ трубъ состоитъ въ покрытіи нижн. частей ихъ до извѣстной высоты брон. плитами M, толщ. 1—2 дм., съ тѣмъ, чтобы снаряды или осколки, попадающіе въ трубу, не производили въ ней трудно-задѣлываемыхъ больш. отверстій, к-рыя уменьшаютъ тягу въ котлахъ и, слѣд-но, вліяютъ на скорость хода судна. 8) Броневые колосники или рѣшетки представляютъ собою прямоуг. сѣченія стальн. бруски, поддерживаемые на концахъ рамою и устанавливаемые въ разстояніи около 1 дм. другъ отъ друга въ отверстіяхъ, вырѣзанныхъ въ брон. палубахъ для дымоходовъ, вентиляторныхъ и друг. трубъ, к-рыя нельзя закрыть сплошною броней. Осколокъ разорвавшагося снаряда, попавъ на такую рѣшетку, не въ состояніи будетъ проникнуть ниже уровня бронев. палубы. — Правильное и цѣлесообразное распредѣленіе всѣхъ видовъ Б. составляетъ трудную задачу. Въ хорошо разработанномъ проектѣ Б., не превосходя по вѣсу обычнаго % отъ водоизм. к-бля (20—30%), въ то же время защищаетъ всѣ жизн. части его. Въ развитіи Б. судовъ слѣдуетъ отмѣтить двѣ системы: англ. и франц. Въ то время, какъ англичане располагаютъ бортовое и палубное Б. такъ, какъ это указано на фиг. 3, фр-зы растягиваютъ поясную броню почти по всей длинѣ судна, поднимая ее сравнительно невысоко надъ грузовой ватерлиніей (фиг. 5); выше нея идетъ, также по всей длинѣ судна, поясъ болѣе тонкой казематной брони. Броневая палуба горизонтальна и располагается на уровнѣ верхн. кромокъ поясной брони; при нижн. же кромкахъ этой брони ставится вторая, т. наз., отражательная брон. палуба (pont pare-éclats) изъ плитъ не толще 1½ дм., для осколковъ снарядовъ, попавшихъ въ междупалубное про-ство аавв, въ к-ромъ не располагаютъ никакихъ важныхъ устройствъ; его разбиваютъ переборками набольш. число водонепрониц. отдѣленій, въ обезпеченіе плавучести и остойчивости судна.
Фиг. № 3ья
Фиг. № 5ая
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.