- Загрести жар
ЗАГРЕСТИ ЖАРЪ. Если является необходимость для судна на болѣе или менѣе продолжит. время оставаться безъ движенія (во время эволюцій, практич. стрѣльбы и т. п.) или же знач-но уменьшить ск-сть при условіи, что надлежащій ходъ судна м. потребоваться скоро вновь, то, для экономіи въ углѣ и сокращенія времени поднятія паровъ въ котлахъ, отдается приказаніе во всѣхъ или части котловъ "загрести жаръ". Для этого уголь въ топкахъ сгребаютъ къ задн. сторонѣ и покрываютъ слоемъ мокр. угля, принимая одновр-но всѣ мѣры къ уменьшенію тяги (останавливаютъ вентиляторы, закрываютъ поддувала котловъ и регистры дым. трубъ, пріоткрываютъ дымогар. дверцы). Можно сгребать жаръ и къ перед. сторонѣ топки, но это не рекомендуется, т. к. хотя пониженіе парообразованія идетъ быстрѣе, но зато сильнѣе страдаетъ котелъ отъ быстрой перемѣны темп-ры; для сохраненія котловъ вообще не слѣдуетъ особенно спѣпшть съ уменьшеніемъ жара въ топкахъ: нѣк-рое избыточ. травленіе пара въ холодильникъ всегда слѣдуетъ предпочесть рѣзкому пониженію парообразованія. Для поддержанія слаб. горѣнія въ топкахъ при продолжит. загребен. жарѣ кажд. вахту разламываютъ верхній закоксовавшійся слой, обнажаютъ раскален. уголь и, когда горѣніе слегка возстановится, опять повторяютъ прежнюю операцію. Стопорные клапана при загребенномъ жарѣ держатся закрытыми, и давленіе въ котлахъ понижается въ зав-сти отъ условій. Этимъ временемъ обык-но пользуются для очистки колосниковъ отъ нагара и трубокъ отъ сажи.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.