- Закамская линия
ЗАКАМСКАЯ ЛИНІЯ, укрѣпл. погранич. линія по вост. гр-цѣ Европ. Россіи, между рр. Волжской Самарой и Камой, возведенная въ 1731—36 гг. для обезпеченія сред. участка гр-цы отъ набѣговъ калмыковъ, киргизовъ и башкиръ. Линія шла отъ пригорода Алексѣевска на р. Кинелѣ (вблизи г. Самары) до Краснаго Яра, оттуда по р. Сокъ до Сергіевска, затѣмъ черезъ Тарханскій лѣсъ до р. Кичуй и далѣе къ р. Камѣ. Мѣстность представляла обшир. равнину, на прав. флангѣ открытую, а въ остал. части покрытую лѣсомъ; З. линія пересѣкалась рѣками и больш. числомъ рѣчекъ и ручьевъ, изъ к-рыхъ болѣе знач-ная — р. Сокъ, составлявшая на протяженіи 75 вер. отъ своего впаденія въ Волгу какъ бы 2-ю оборонит. линію. Сообразно разнообразію мѣстности былъ различенъ и характеръ укрѣпленій. Глав. и наиб. укрѣпл. часть была на прав. флангѣ между Алексѣевскомъ и Сергіевскомъ на протяженіи 90 вер.; здѣсь шелъ непрерыв. валъ редан. начертанія съ кр-стцой Красноярской, фельдшанцемъ Чернорѣченскимъ (на р. Черной) и 6 редутами. Часть вала между р. Самарой и Сокою прикрывала г. Самару, образуя позади себя больш. плацдармъ, к-рый со стороны р. Самары б. обезпеченъ сомкнут. окопомъ бастіон. начертанія, называемымъ Падовскимъ ретраншементомъ. Отъ Сергіевска (гдѣ б. редутъ Суровскій) линія переходила на прав. бер. Соки и тянулась верстъ на 90 до р. Шешмы, пересѣкая р. Липовку, Кундурчу и Черемшанъ; въ этой части линія прерывалась лѣсн. участками, гдѣ вмѣсто вала была засѣка. Укр-нія состояли изъ кр-стцы Черемшанской, 2 фельдшанцевъ и 4 редутовъ. Остал. часть линіи, отъ р. Шемшы до Камы, на протяженіи 135 вер., шла сплош. лѣсомъ и состояла въ небол. части изъ новой, а въ остальной изъ старин. засѣки, прерывавшейся нѣск. участками старин. же вала; изъ укр-ній здѣсь былъ одинъ только редутъ на р. Кичуй. Характеръ укр-ній былъ такой: валъ имѣлъ 8 фт. выс. и 4½ фт. толщ.; насыпь отъ рва отдѣлялась шир. бермой, засаженной густ. кустарникомъ, замѣнявшимъ палисадъ; впереди рва былъ 2-фт. высоты гласисъ. Кр-стцы представляли 4-уг-ки бастіон. начертанія, 100—125 сж. въ сторонѣ полигона, съ однимъ рав-номъ; имѣлся прикрыт. путь съ плацдармами. Команд-ніе вала 18 фт., рав-на 11, гл-са — 7. Фельдшанцы были такого же начертанія, только меньш. размѣра (55—75 сж. въ сторонѣ полигона) и меньшаго команд-нія (валъ 10½—12 фт., рав-нъ — 8 фт., гл-съ — 5½ фт.); при каждомъ было по 2 рав-на и прикрыт. путь. Редуты были квадр. формы, 24—11 сж. въ сторонѣ и съ 9-фт. высотой бруствера. Укр-нія помѣщались или на самой линіи, или вблизи нея позади. Находившіеся у линіи глав. населенные пункты: гор. Самара и пригороды Алексѣевскъ, Сергіевскъ, Заинскъ и Мензелинскъ въ свою очередь б. укрѣплены. Г. Самара имѣлъ небол. сомкн. земл. окопъ, 4-уг. формы, съ кругл. выступами или б-реями по угламъ, называемыми "замкомъ"; съ наруж. стороны онъ б. окруженъ рвомъ и рогатками за к.-эскарпомъ. Отъ замка къ Волгѣ шла бревенчатая ограда съ башнями, усиленная рогатками. Алексѣевскъ, на прав., выс. берегу Самары, имѣлъ земл. сомкн. укр-ніе съ небол. баст-нами по угламъ; на вершинѣ вала помѣщался заборъ. У Сергіевска былъ также "замокъ" изъ дерев. рублен. стѣнъ, въ видѣ продолг. 4-уг-ка съ 8 башнями, а окружавшія город. строенія защищались земл. валомъ и "заплотами". Заинскъ на р. Заѣ имѣлъ 4-уг. дерев. рубл. ограду съ башнями по угламъ. Мензелинскъ (на лѣв. бер. Мензеля) обладалъ "замкомъ" въ видѣ 4-уг. "острога" съ башнями; а город. строенія б. окружены палисад. оградой. Для обороны З. линіи б. образованъ такъ наз. ландмилиц. к-съ изъ трехъ кон. полковъ (Шешминскаго, Билярскаго и Сергіевскаго) и одного пѣхотнаго (Алексѣевскаго). Кон. п. состоялъ изъ 10 р. въ составѣ 1.058 ч., пѣхотный — изъ 8 р. въ составѣ 1.279 ч. З. линія б. закончена постройкой въ 1736 г., но просуществовала недолго, т. к. съ основаніемъ въ 1743 г. Оренбурга и постройкой нов. погранич. Оренбург. линіи (см. это слово) она утратила свое значеніе и б. оставлена. (Ѳ. Ласковскій, Матеріалы для ист. инж. иск-ва въ Россіи, ч. III, Спб., 1865).
Закамская линія.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.