- Затопление корабля
ЗАТОПЛЕНІЕ КОРАБЛЯ введеніемъ внутрь его нѣк-раго колич-ва воды, въ опред. помѣщенія, дѣлается для того, чтобы возстановить мореход. качества, утраченныя въ случаѣ тѣхъ или иныхъ поврежденій, вслѣдствіе к-рыхъ отъ влившейся воды судно получаетъ кренъ и дифферентъ; отъ послѣднихъ остойчивость и поворотливость к-бля понижаются, ск-сть хода уменьшается, а при больш. наклонѣ положеніе к-бля м. стать опаснымъ. Кромѣ того, при значит. кренѣ, орудія, к-рыхъ углы возвышенія довольно ограничены, лишаются возм-сти стрѣлять, и к-бль выводится изъ строя. Если затопить отд-нія противополож. борта, то, хотя судно и сядетъ глубже, но кренъ уничтожится, мореход. качества к-бля улучшатся, пушки опять получатъ возм-сть стрѣлять, и к-бль будетъ годенъ для продолженія боя. Въ виду этого на к-бляхъ устраиваются борт. отсѣки, З-емъ к-рыхъ можно выравнять кренъ. З. отсѣковъ производится при помощи системы трубъ, к-рыя черезъ кингстонъ соединяются съ заборт. водой. Эти системы трубъ получаютъ свои названія въ зав-сти отъ ихъ назначенія и положенія на суднѣ; такъ, напр., З. патрон. погребовъ, З. борт. отсѣковъ (нос. группа, средняя, кормовая и т. д.). Какъ магистраль З., такъ и каждый отростокъ ея имѣютъ клапана, штоки к-рыхъ выводятся на палубу, откуда и можно, слѣд-но, затопить любой отсѣкъ. На концахъ трубъ имѣются сѣтки, дабы препятствовать попаданію внутрь ила и друг., нечистотъ. Для выхода воздуха изъ отсѣковъ при З. ихъ, дѣлаются воздуш. трубы, площадь сѣченія к-рыхъ опредѣляется расчетомъ. Діаметръ магистрали и отростковъ опредѣляется въ зав-сти отъ желаемой ск-сти З. отсѣковъ. Не маловаж. значеніе имѣетъ для воен. судовъ З. арт. погребовъ при пожарѣ или чрезмѣр. повышеніи темп-ры, становящейся опасной для бездым. пороховъ. Въ такихъ случаяхъ быстрое З. погребовъ (не болѣе 10—15 мин.) м. спасти к-бль отъ катастрофы (см. Взрывы на судахъ). Если потолокъ погреба приходится выше ватерлиніи, то погребъ не м. б. затопленъ доверху; въ этомъ случаѣ подъ потолкомъ укладываются трубы съ отверстіями, черезъ к-рыя идетъ подъ напоромъ вода изъ пожар. магистрали и поливаетъ заряды сверху. Такое орошеніе полезно и тогда, когда образующіеся въ погребѣ при горѣніи пороха газы настолько поднимутъ давленіе, что вода не пойдетъ черезъ трубы З. Необходимо знать, какое вліяніе оказываетъ на к-бль З. каждаго и сочетанія нѣск. отд-ній, дабы при аваріи быстро оцѣнить размѣръ опасности и З-емъ подходящихъ отд-ній другого борта ослабить или вовсе уничтожить таковую. Расчеты, сюда относящіеся, довольно просты и, продѣланные заблаговременно, даютъ результаты, сводимые для кажд. судна въ табличную форму, изъ каковой управляющій судномъ сразу видитъ тотъ кренъ, измѣненіе осадки и остойчивости, к-рые являются посліѣдствіемъ З. любого отд-нія. При нѣк-ромъ навыкѣ и знакомствѣ съ судномъ легко изъ тѣхъ же таблицъ быстро подыскать отд-ніе, З-емъ к-раго можно нейтрализовать кренъ, дифферентъ или уменьшеніе остойчивости. (А. Н. Крыловъ, Теорія корабля).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.