- Магерсфонтеин
МАГЕРСФОНТЕИНЪ, ферма въ бывшей Оранжевой респ-кѣ, на перекресткѣ дорогъ изъ Якобсдаля и де-Аара въ Кимберлей (см. карту, т. II, стр. 456—457). Къ з. отъ М. расположены 2 группы холмовъ, изъ к-рыхъ ближайшая носитъ соименное съ нею названіе, а болѣе удаленная называется Спитфонтейнскими высотами. Сраженіе 29 нбр. (10 дкб.) 1899 г., въ англо-бурскую войну (см. это). Послѣ сраженія у Моддеръ-Ривера Деларей, несмотря на удачу, по стратегич. соображеніямъ д. б. отойти на Спитфонтейнск. позиціи; сюда же прибылъ съ 1.500 бурами и 4 ор. Кронье, принявшій общее команд-ніе войсками; силы буровъ достигали 4—5 т. ч., при 6 ор. На Спитфонтейнск. высотахъ расположились гл. силы буровъ, а на М-скихъ б. выставлены посты и небол. передов. части. Глав. позиція буровъ перехватывала жел. дорогу въ Кимберлей. Убѣжденный, что англ-не не м. отойти отъ ж. д., Кронье спокойно ожидалъ ихъ на позиціяхъ, не предпринимая дѣйствій на ихъ сообщенія и ограничившись лишь высылкой на Якобсдаль 1 т. ч. команданта Принслоо, к-рый подошелъ 26 нбр. къ ст. Граспанъ, атаковалъ 2 занимавшія ее англ. роты, разрушилъ ж. д. и отошелъ съ прибытіемъ англ. подкр-ній. Англ. д-зія лорда Метуэна, расположенная на ст. Моддеръ достигала числ-сти въ 12 т. ч. при 29 ор. 27 нбр. англ-не подвезли мор. орудіе (4,7-дм.) на 9 т. мтр. къ М-скимъ высотамъ и обстрѣливали ихъ рѣдк. огнемъ, на что буры не отвѣчали. 28 нбр. днемъ англ. арт-рія, приблизившись на 4.800 мтр. къ этимъ же высотамъ, сильно бомбардировала ихъ въ теченіе 21/2 ч.; буры опять не отвѣчали и не показывались. Веч. 28-го Метуэнъ отдалъ распоряженія для атаки на разсвѣтѣ 29-го Шотландской бр-дой М-ской возвыш-ти, при чемъ арт-рія д. б. поддержать атакующихъ, открывъ огонь при первой возм-сти, а гвардейскимъ, пѣхотной и кав-рійской, бр-дамъ приказано б. выступить ночью съ цѣлью прикрытія тыла и пр. фланга шотландцевъ. 9-я бр-да б. оставлена для прикрытія лагеря. Шотланд. бр-да въ сомкн. колоннахъ, не имѣя впереди ав-рда, выступила въ 121/2 ч. н. въ пролив. дождь, въ полнѣйш. темнотѣ. Напр-ніе на М-скую возвыш-сть держали по компасу, а часъ выступленія б. такъ расчитанъ, чтобы подойти къ позиціямъ на разсвѣтѣ ок. 31/2 ч. утра. Заранѣе б. отданы подроб. приказанія относ-но разверт-нія боев. порядка, при чемъ б. указаны мѣста всѣмъ частямъ. Колонна опоздала вслѣдствіе темноты и лишь ок. 4 ч. у., при первыхъ проблескахъ зари, подошла къ подошвѣ М-ской высоты, гдѣ д. б. начаться разверт-ніе въ боев. порядокъ; но въ этотъ моментъ буры неожиданно открыли сильнѣйш. руж. огонь, приблиз-но съ 200 мтр., изъ окоповъ, о сущ-ніи к-рыхъ англ-не не подозрѣвали. Головн. б-нъ бросился назадъ въ безпорядкѣ на остал. части, к-рыя и увлекъ за собой; ком-ръ бр-ды, ген. Іошонъ, упалъ смерт-но раненый. Нѣск. оф-рамъ удалось собрать людей и сдѣлать неудач. попытку для овладѣнія окопами, къ к-рымъ они подходили на 50 мтр., но вскорѣ д. б. отойти назадъ на 450—500 мтр. и залечь, укрываясь за неровностями мѣс-ти. Разстроенная и потрясенная, Шотланд. бр-да не въ состояніи б. продолжать наст-ніе. Англ. арт-рія открыла огонь тогда лишь, когда шотландцы уже б. отброшены, при чемъ мортирн. б-рея расположилась въ 3.500 мтр. отъ М-ской высоты, 3 ѣздящихъ б-реи стали за центромъ Шотланд. бр-ды, а 4,7-дм. ор. не перемѣнило своего мѣста. Ген. Кольвиль съ частями, предназначенными для прикрытія пр. фл. гл. атаки, выступилъ въ полночь и къ утру безъ помѣхи достигъ своего назначенія (между М-ской высотой и р. Моддеръ), гдѣ ему приказано б. Метуэномъ остановиться и выслать на поддержку Шотланд. бр-ды все, что только б. возможно. Кольвиль рѣшился поддержать шотландцевъ только полкомъ Scots Guards изъ резерва и 2 ротами изъ боев. линіи, что, конечно, не м. оказать существ. вліянія на ходъ дѣлъ. Въ полдень Метуэнъ приказалъ поддержать шотл-въ б-ну гайлендеровъ Гордона, к-рый находился въ прикрытіи обозовъ; б-нъ этотъ пошелъ въ атаку на позиціи буровъ въ полубатал. колоннахъ и также потерпѣлъ неудачу. Между тѣмъ, буры, получивъ подкр-нія отъ Спитфонтейна, ок. 1 ч. д. стали обходить пр. флангъ шотл-въ и заставили ихъ отступить за складку мѣс-ти, находившуюся въ 500 мтр. сзади; здѣсь шотл-цы продержались до ночи. Бурск. арт-рія начала дѣйствовать только ок. 51/2 ч. в., обстрѣливая англ. зарядн. ящики. Такое позднее открытіе артил. огня объясняется тѣмъ, что буры не располагали арт-ріей на М-ской позиціи, к-рая, впрочемъ, и занята б. только выдвинутыми впередъ мелк. частями ихъ. Съ наст-ніемъ темноты бой прекратился. Шотланд. бр-да устраивалась подъ прикрытіемъ гвард. бр-ды; части бивакировали на мѣстѣ боя. Буры ничего не предприняли, чтобы помѣшать отст-нію англ-нъ. На другой день утр. Метуэнъ убѣдился, что буры не очистили своихъ позицій, и рѣшилъ отступать. Во время этого отст-нія бр-да Кольвиля попала подъ огонь непр. арт-ріи. Вся д-зія Метуэна вернулась въ лагерь у Моддеръ-Ривера. Въ этомъ бою англ-не потеряли: уб. — 23 оф-ра и 182 н. ч., ран. — 45 оф. и 645 н. ч. и безъ вѣсти пропавшими 76 н. ч.; наиб. пострадала Шотланд. бр-да, потери к-рой составляютъ ок. 85% общей убыли и к-рая лишилась половины своихъ оф-ровъ. Бой у М. имѣлъ крупн. вліяніе на весь ходъ дальнѣйш. операцій англ-нъ, т. к. они не имѣли возм-сти продолжать наст-ніе къ Кимберлею и принуждены б. 2 мѣс. простоять въ виду тѣхъ высотъ, у к-рыхъ понесли эту неудачу. Съ друг. стороны, удача эта не принесла особен. пользы бурамъ, п. ч., вселивъ въ нихъ увѣр-сть въ своей непобѣдимости и въ негодности англ. войскъ, повела къ тому, что ими не б. принято никакихъ мѣръ для противодѣйствія маневр-нію англ. отрядовъ, въ резул-тѣ чего въ нач. фвр. 1900 г. они принуждены б. не только безъ боя поспѣшно отойти со своихъ неприступн. позицій у М., но даже снять осаду Кимберлея. Съ тактич. стороны интересны ошибки англ-нъ: слѣпая приверж-сть къ примѣненію ночн. маршей-маневровъ, к-рые, будучи необходимы на хорошо знакомой мѣс-ти, д. б. употребляемы въ обратн. случаяхъ лишь въ видѣ крайней мѣры; послѣ неудачи Шотланд. бр-ды частичные и разрозненные удары мал. частями и при этомъ въ одномъ и томъ же мѣстѣ позицій; несогласов-сть дѣйствій арт-ріи и пѣхоты и отсутствіе связи между ними; несоблюденіе мѣръ охраненія маневрирующихъ ночью частей, что и послужило гл. причиной катастрофы. (Лит-ра въ ст. Англо-бурская война 1899—1902 гг.).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.