- Набивка
НАБИВКА, эластичная масса или металлъ, служащій для заполненія зазоровъ между частями механизмовъ, дабы предупредить побѣги пара, газа или жидкости. По назначенію Н. можно подраздѣлить на 2 вида: для постоян. соединеній, т. наз. прокладки, и для движущихся частей машинъ, сальниковъ, поршневыхъ и золотников. штоковъ, пробокъ крановъ, водомѣрн. стеколъ и т. п. Отъ прокладокъ требуются: устойчивость отъ порчитой рабочей средой, съ к-рой они соприкасаются, прочность и эластич-ть при возможно малой толщинѣ. Первое требованіе — самое существенное; ради его удовлетворенія приходится поступаться остальными. Т., напр., для нефти и газовъ непримѣнимы резина и каучукъ (разъѣдаются), а для воды и воздуха ихъ примѣняютъ очень часто. Лучшая прокладка для пара — кольца красной мѣди, особенно гофрированныя, плетеный азбестъ, смазанный графитомъ или бельвилевскимъ саломъ, льняная или хлопчатобумаж. плетенка и клингеритъ съ его разновидностями. Для воды весьма надежн. прокладкой служитъ мѣдн. сѣтка на сурикѣ или бѣлилахъ, также свинецъ, к-рый годится и для холодн. газовъ. По послѣдней практикѣ рус. и англ. флотовъ отвѣтственные фланцы теперь грубо, но точно обтачиваются и ставятся на жидк. мастику безъ прокладокъ. Н. сальниковъ не д. портить матеріалъ движущейся части, и коэф-тъ ея тренія д. б. небольшой. Для сальниковъ водяныхъ и воздушн. цилиндровъ машинъ, клапановъ и крановъ примѣняется плетеная льняная или хлопчатобум. просаленная Н.; для паров. цил-ровъ низкаго давленія — азбестовая съ графитомъ. Для сальниковъ при высок. давленіи пара или парѣ перегрѣтомъ теперь предпочитается металлич. Н. разн. конструкцій, въ родѣ показанной на рисункѣ, гдѣ А — часть чугун. к-са цил-ра, Б — поршневой или золотник. штокъ, В — кольца антифрикціон. металла, Г — бронзов. втулка, удерживающая кольца В въ сальникѣ и имѣющая выточку Д вокругъ штока для добавочной азбест. набивки; послѣдняя прижимается къ штоку втулкой Е. Такое устр-во сдѣлано для достиженія возможно равномѣр. нажатія сальника по всей его окруж-ти. Нажатіе колецъ В къ штоку Б достигается помощью пружинокъ К, колецъ Л и конусообразной пов-сти какъ тѣхъ, такъ и друг. колецъ. Недостатокъ всѣхъ металл. Н. — ихъ сложность и особенно присутствіе мелк. пружинъ, к-рыя легко теряютъ упругость. Къ Н. поршней и золотниковъ примѣнимы тѣ же требованія, какъ и къ Н. сальниковъ. Поршни водян. цил-ровъ, питател-хъ, пожарн. насосовъ и мех-змовъ съ больш. давленіемъ снабжаются Н. изъ бѣл. металла или твердаго вулканизир. каучука; въ менѣе отвѣтственныхъ помпахъ примѣняется мягкая плетеная Н. Для нефтяныхъ насосовъ приняты чугун. набивочныя кольца, а для ручныхъ и нѣкоторыхъ воздушныхъ помпъ — кожаные воротники или кольца.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.