Оборона государственная

Оборона государственная

ОБОРОНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ, защита отъ внѣшн. враговъ благъ и интересовъ гос-тва: его незав-сти, територіал. неприкос-ности, разл. правъ и выгодъ, обезпечивающихъ благосостояніе народа и осущ-леніе его политич. и культурно-историч. идеаловъ. Защита народовъ осуществляется войною; поэтому О. гос-тва заключается въ изгот-ніи средствъ, необходимыхъ для войны, а также въ цѣлесообразномъ ихъ употребленіи. Въ готов-ти къ войнѣ заключается важнѣйш. средство сохрненія мира, и пренебреженіе этою мѣрою предосторож-ти м. б. причиною приведенія гос-тва въ состояніе тяжкой зав-сти. Только та нація и находится въ безопас-ти, к-рая всегда готова съ мечомъ въ рукѣ отстоять свои интересы ("хочешь мира — готовься къ войнѣ"). Обороноспособность гос-тва опреділяется его воен. мощью, внѣшн. выраженіемъ к-рой являются вооруженныя силы гос-тва (см. Армія, Флотъ1 и Вооруженныя силы). Достаточная числ-сть ихъ является важнѣйшимъ матеріал. условіемъ мощи воен. гос-тва. Вмѣстѣ съ тѣмъ, обяз-сть каждаго прав-ства — стремиться къ тому, чтобы за тѣ колоссальные денежн. жертвы, к-рыя несетъ страна на госуд. О., дать хорошо вооруж. силу, правильно организованную, обученную и снабженную соотвѣт-но современ. состоянію воен. техники. Необходимо помнить, что "самый большой воен. бюджетъ обходится все же дешевле войны" (Лоренцъ Штейнъ) и что расходы на вооруж. силы служатъ главнѣйш. цѣли гос-тва — его самосохраненія. Если эта цѣль не удовлетворена сполна, то все, израсходованное на воен. цѣли, истрачено напрасно. Воен. мощь гос-тва находится въ зав-сти отъ мног. данныхъ, обусловливающихъ жизнедѣят-сть гос-тва вообще, какъ-то: тер-ріи и географич. положенія, населенія, его богатства, культуры, экономич-го и госуд. строя, политики и т. п. Обширныя территоріи являются однимъ изъ самыхъ неблагопріят. условій для О. госуд-ной, но не въ смыслѣ протяж-сти гр-цъ, а въ виду наличности разобщенныхъ другъ отъ друга пограничн. театровъ: вслѣдствіе огромн. разстояній мобил-ція и соср-ченіе войскъ въ пограничн. районы поглощаетъ много времени. Воен. значеніе пограничн. полосы обусловливается естеств. условіями и формой очертанія гр-цы, степенью ея доступности по условіямъ мѣс-ти и могущ-вомъ сосѣдн. державъ. Гр-ца, глубоко вдающаяся въ тер-рію чужого гос-тва, оч. выгодна для веденія наступат. войны и невыгодна въ случаѣ обороны, давая возм-сть охвата (напр., нашъ Привислянскій край). Характеръ мѣст-ти (моря) погранич. полосы опредѣляетъ степень ея удобства для вторженія въ сосѣдн. страну или для обороны собственной тер-ріи. Могущ-во сосѣдн. державъ отражается на задачахъ О. госуд-ной. На гр-цахъ, соприкасающихся съ слабыми и некультурн. сосѣдями, гдѣ непріят. нападеніе м. имѣть характеръ лишь случайн. вторженій, задача О. упрощается до крайности, ограничиваясь непосредств. прикрытіемъ гр-цы укрѣпл. пунктами. Напротивъ того, при сосѣдствѣ сильн. державъ, дѣло О. требуетъ не только надлежащаго укр-нія гр-цы, но и широкой подготовки наступат. операцій. Воен. устройство, а слѣдовательно, и система государственной О., зависитъ и отъ общаго географическ. положенія гос-тва, примѣромъ чего м. служить островное положеніе Англіи. Населеніе является главнѣйшимъ изъ элементовъ воен. мощи гос-тва, служа источникомъ для образованія и пополненія вооруж. силъ. Современная воен. система больш-ва гос-твъ, основанная на всеобщей воин. пов-сти, устанавливаетъ тѣсную связь между націей и арміей. Послѣдняя въ мирн. время является школой для воен. подготовки народа, а въ случаѣ войны составитъ кадры вооруж. силы, добавляемые на 3/4 запасными изъ населенія. Т. обр., вооруж. силы современ. гос-твъ являются вполнѣ народными. Количество населенія является данной, обусловливающей извѣстный предѣлъ развитія вооруж. силъ гос-тва. При равныхъ проч. условіяхъ болѣе многочисл. народъ способенъ дать болѣе многочисл. вооруж. силу. Помимо абсолютной числ-сти, большое значеніе имѣетъ равномѣрность рас-предѣленія населенія на тер-ріи страны, а также однородность его въ въ племенномъ и религіозн. отношеніяхъ. Наличность этихъ условій упрощаетъ орг-зацію арміи, позволяя широко примѣнять т. наз. "территоріальную" систему компл-нія. При разноплем-сти населенія и отсутствіи сильно преобладающей народности приходится или прибѣгать къ смѣшанной системѣ комплектованія, или, сохранивъ територ. систему, мириться съ сущ-ніемъ цѣлыхъ частей арміи изъ инородцевъ. Въ такомъ именно положеніи находится, напр., Австро-Венгрія. Примѣненіе подобн. системы у насъ въ Польшѣ привело къ кровавой войнѣ 1830—31 гг. Не менѣе тѣсная связь существуетъ между природн. свойствами народа и боев. пригод-тью его вооруж. силъ. По мнѣнію Прудона, "побѣда всегда д. принадлежать народу болѣе сильному, дѣят-му, трудолюбивому, талантливому, способному къ самоупр-нію, справедливому, одаренному госуд-но-политич. способ-тями... Воинск. духъ народа служитъ главн. основой доблести армій" (см. Воинскій духъ и Нравств. элементъ). Общая любовь къ отечеству и сознаніе, что воен. служба есть благородный и естеств. долгъ каждаго гражданина, составляютъ связывающій элементъ арміи съ народомъ. Всеобщая воин. пов-сть вызвала къ жизни систематич. воспитаніе народа съ цѣлью развитія въ немъ воинск. духа. Серьез. заботой гос-тва и общ-ва д. явиться укр-ніе въ воинск. духѣ юнаго поколѣнія, въ к-ромъ и заключается сила народа. Съ друг. стороны, исторія свидѣтельствуетъ о большомъ морал. вліяніи высш. слоевъ общ-ва. Упадокъ этихъ слоевъ влечетъ за собою упадокъ всей націи; съ паденіемъ же добродѣтелей гражданскихъ начинаетъ падать воинск. доблесть арміи, а съ нею и могущ-во гос-тва. Такъ погибла слава грековъ и римлянъ. Соврем. Турція являетъ примѣръ тому, каковъ историч. удѣлъ мужеств-го, чести., храбр. и глубоко религіознаго народа при отсутствіи рук-ства высш. сословія. Для успѣха войны необходимъ соотвѣтств. подъемъ народ. духа, энтузіазмъ. Для этого нужно, чтобы неизбѣжность войны и жертвъ, съ нею сопряженныхъ, понималась всѣми слоями населенія. Непопулярность войны знач-но понижаетъ ея шансы, т. к. умаляетъ важнѣйш. элементъ силы — моральный. Въ этомъ отношеніи достаточно сравнить условія, въ к-рыхъ велись нами войны: освободит-ная 1877—78 гг. и послѣдняя — 1904—05 гг. Въ наст. время недостаточно требованіе Макіавелли, чтобы только правитель понималъ войну. Народъ не менѣе нуждается въ ея пониманіи, к-рое составляетъ немаловажное условіе для пригодности націи вести войну; народъ д. самъ умѣть ковать свое оружіе и закалить свою душу для перенесенія испытаній, приносимыхъ ему борьбой за отеч-во. Націонал. особ-сти характера народа также кладутъ свой отпечатокъ на О. госуд-ную. Народная гордость, покоящаяся на прекрасномъ прошломъ, обезпечиваетъ успѣхъ даже и при труднѣйш. положеніяхъ. Римляне никогда не заключали мира при несчастн. обстоят-вахъ, и этому правилу римск. имперія б. обязана своимъ величіемъ. Соврем. Великобританія стоически переносила 2-лѣтн. неудачи въ далек. борьбѣ съ бурами, при явномъ несочувствіи всего міра, и довела войну до побѣды. Милитаризмъ герман. народа есть ничто иное, какъ сознаніе націей своего превосходства и госуд. могущ-ва; поэтому у нѣмцевъ вся система О. госуд-ной проникнута высок. духомъ активности. Нравств. мощь народа находится въ тѣсн. связи съ его матеріал. силой, к-рая выражается въ экономич. благосостояніи народа, Лучшія условія жизни создаютъ больш. культурность населенія, к-рая выражается въ умств. развитіи, характерѣ и физич. здоровьѣ. Эти качества населенія отражаются на кач-вахъ вооруж. силы. Кромѣ того, благосостояніе населенія обусловливаетъ и богатство гос-тва. Эта зав-сть весьма образно выражена первымъ рус. финансистомъ Посошковымъ: "Не то царственное богатство, аще въ царской казнѣ много, но... аще бы весь народъ по мѣстностямъ своимъ богатъ былъ домовыми своими богатствами... Крестьянское богатство — дарственное, а нищета крестьянская — оскудѣніе царственне". ("О скудности и богатствѣ", 1724 г.). Богатство гос-тва представляетъ существенный элемѣнтъ его могущ-ва, т. к. обезпечиваетъ наличность матеріал. средствъ, нужныхъ для войны. По выраженію ф.-д.-Гольца, "соврем. армія, подобно ненасытн. чудовищу, нуждался въ постоян. питаніи и, какъ Антей, сохраняетъ армія свою силу только до тѣхъ поръ, пока можетъ ее черпать отъ матери-земли, т.-е. отеч-ва". Но если богатство и доставляетъ силу, то только при своеврем. готов-ти народа къ пожерт-ніямъ. Изъ матеріал. средствъ наибол. значеніе имѣютъ денежн. средства, "ибо деньги суть артерія войны" (Петръ В.). Однако, одно разстр-во финансовъ еще не м. лишить гос-тва возм-сти вести войну, т. к. прав-ства имѣютъ могущ-ное орудіе въ видѣ госуд. кредита. Большее значеніе имѣетъ приспособленность экономич. строя государства къ перенесенію потрясеній воен. времени. Въ этомъ отношеніи много значитъ характеръ культуры страны. Гос-тва тимократич. типа, съ сильно развитой обрабатывающей промышл-стью и торговлей, будутъ особенно чувствит-ны къ экономич. потрясеніямъ, связаннымъ съ закрытіемъ гр-цы, прекращеніемъ подвоза хлѣба и сырья и потерею внѣшн. рынковъ. Эти гос-тва должны торопиться закончить войну въ возможно кратчайш. срокъ. Напротивъ того, гос-тва сельско-хозяйств. культуры, какъ Россія, менѣе чувствит-ны къ экономич. потрясеніямъ воен. времѣни. Слабая сторона этихъ гос-твъ заключается въ низк. уровнѣ обрабатывающей промышл-сти и мал. развитіи техники, слѣдствіемъ чего м. явиться затрудненіе въ снабженіи вооруж. силъ предметами фабр. произв-ва. Особенно больш. значеніе этотъ недостатокъ имѣетъ для флота, правил. развитіе к-раго невозможно при отсутствіи хорошо поставл-го отеч. судостроенія и значит. мор. торговли. Широк. польз-ніе иностр. судостроеніемъ нежелат-но съ эконом. т. зрѣнія, а также въ виду того, что въ воен. время пріобрѣтеніе и испр-ніе в. судовъ за гр-цей невозможно. Развитіе же отеч. судостроенія требуетъ высок. уровня техники цѣлаго ряда производству обслуж-щихъ заводы. Затѣмъ, въ тѣсн. связи съ культурой гос-тва находится развитіе его путей сообщенія, въ особенности желѣзныхъ дорогъ, имѣющихъ выдающуюся важность для быстроты мобил-ціи и соср-ченія арміи. Для извлеченіи изъ нихъ наибольш. пользы въ дѣлѣ О. госуд-ной необходима соотвѣт-ная ихъ подготовка, какъ стратегическая, такъ и техническая. Одинаково необходима соотв-ная подготовка морск. прибрежныхъ театровъ и обезпеченіе дѣйст-щихъ въ нихъ вооруж. силъ какъ базами, такъ и средствами морск. передвиженія (см. Береговая оборона). Послѣднія м. дать въ должной мѣрѣ только тор. флотъ; соотв-ное состояніе послѣдняго является и вообще однимъ изъ главныхъ условій правил. развитія флота военнаго, для к-раго первый всегда служилъ важнѣйшимъ рессурсомъ — источникомъ пополненія личн. состава въ в. время и использ-нія его избытка во время мира. Весьма важнымъ является образъ правленія въ гос-вѣ. Неогранич. монархъ обладаетъ большей степенью возможности проявить высшую энергію и упорство въ веденіи борьбы, даже при неблагопріят. обстоят-вахъ. Петръ В. одержалъ свои побѣды и возвеличилъ Россію, переливая колокола въ пушки; Екатерина II вела свои многочисл. войны съ разстроен. финансами; Александрь I съ обезцѣненными ассигнаціями выдержалъ колоссал. борьбу съ Наполеономъ и дошелъ до Парижа. Что касается парламента, то онъ м. служить опорой воинств. настроенія въ той же мѣрѣ, какъ и миролюбив. стремленій: примѣры того и другого можно почерпать въ исторіи Англіи, Соед. Штатовъ С. А. и др. странъ. Но въ гос-твахъ, гдѣ власть не единолична, подготовка О. госуд-ной легко затрудняется, а самое осущ-леніе обороны бываетъ нерѣшит-но. Этимъ объясняется, почему, въ минуту опасности, древнія республики прибѣгали къ диктатурѣ. Огромное вліяніе на О. госуд-ную оказываетъ политика гос-тва, понимая это слово въ обширн. его смыслѣ, т.-е. какъ внѣшнюю, такъ и внутреннюю. Политика опредѣляетъ общ. состояніе, настроеніе, устр-во, моральную и физич. силу госуд. жизни, а отъ этихъ условій зависитъ образъ веденія войны. Политика еще задолго до войны д. поставить народъ вь такое положеніе, к-рое дозволило бы употребленіе на войнѣ всѣхъ силъ гос-тва, притомъ въ обстановкѣ наиб. благопріятной. Въ современную намъ эпоху, когда войны ведутся не правителями и арміями, а народами, настроеніе націи имѣетъ крупн. значеніе. Задача внутр. политики — привить народу патр. духъ и уваженіе къ воен. доблестямъ, сплотить всѣ составляющіе его элементы, классовые и національные, въ могуч. организмъ, сила к-раго — въ его единеніи, благосостояніи, дов-вѣ условіями госуд. и соціал. жизни. Въ дѣлахъ госуд. О., основанной на силахъ всего народа, нельзя пренебрегать обществ. мнѣніемъ; устраненный отъ всякаго участія въ правит. дѣлахъ, не освѣдомляемый о задачахъ политики, народъ поневолѣ утратитъ ясное сознаніе госуд-ности и отвѣтитъ полн. равнодушіемъ въ возникшей войнѣ. Такъ же обстоитъ дѣло и съ воен. подготовкой населенія: правительство, к-рое боится своего народа, сознат-но лишаетъ себя крупн. шансовъ въ будущ. войнѣ. Настроеніе народа во многомъ зависитъ отъ довольства его условіями своей личной и обществ. жизни. Гос-тво, въ к-ромъ народъ смотритъ на прав-ство, какъ на своего врага, потеряло уже значит. долю своего воен. могущ-ва. Внѣшн. политика ставитъ прежде всего цѣль войны; она опредѣляетъ моментъ для начала воен. дѣйствій, отъ удачн. выбора к-раго зависитъ многое; она опредѣляеіъ наступ-ный или оборонит. характеръ войны; она же опредѣляетъ отношенія друг. гос-твъ, обезпечивая себѣ ихъ содѣйствіе или дружеств. нейтр-тетъ. Вообще, политика создаетъ обстановку, при к-рой гос-тво вступаетъ въ борьбу; поэтому "безъ дѣльн. политики счастл. веденіе войны невѣроятно" (ф.-д. Гольцъ). Вотъ почему веденіе иностр. политики при широк. пониманіи націонал. задачъ и интересовъ гос-тва и смѣлой опорѣ на его вооруж. силы, получаетъ первенствующее значеніе въ достиженіи всѣхъ международныхъ госуд. задачъ мирн. путемъ. Хорошая политика принадлежитъ сильн. прав-ству; слабая же власть составляетъ несчастіе для страны и опасность для всеобщ. мира. Помимо изготовленія всѣхъ средствъ, необходимыхъ для войны, О. госуд-ная заключается въ искусномъ ихъ примѣненіи. Въ этомъ отношеніи О. госуд-ную не слѣдуетъ отокествлять съ пассивн. сопр-леніемъ на гр-цѣ, или вообще съ оборонит. войной. На ряду съ борьбой за незав-сть народа, подъ понятіе О. госуд-ной въ равной мѣрѣ подходятъ и походъ нѣмцевъ во Францію въ 1870—71 гг., и наши многочисл. походы въ Турцію, и нападеніе на насъ японцевъ въ 1904—05 гг. Лучшая оборона — нападеніе; лучшей системой О. госуд-ной будетъ внесеніе оружія во вражеск. страну, не дожидаясь непр-ля за оборонит. линіями и крѣпостями. Никакія географич. условія не м. помѣшать ввести наступат. доктрину въ воспитат. систему народа и арміи, проводить ее въ жизнь и придать всѣмъ соображеніямъ и всей системѣ О. госуд-ной необходимый для нея характеръ активности, смѣлости и иниціативы. (В. Ѳ. Новицкій, На пути къ усоверш-нію госуд. обороны, Спб., 1909; А. Гулевичъ, Война и народн. хозяйство, Спб., 1898; Ж. П. Михневичъ, Стратегія, кн. I, Спб., 1906; К. ф.-д.-Гольцъ, Вооруж. народъ, Спб., 1886; Е. И. Мартыновъ, Изъ печальн. опыта рус.-яп. войны, Спб., 1906; М. Іенсъ, Воен. дѣло и народн. жизнь, Спб., 1906; e.H. Guize, Le militarisme en Europe, 1890; g. v.-Clauzewitz, Vom Kriege, Berl., 1905).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Оборона государственная" в других словарях:

  • Гражданская оборона (государственная) — Гражданская оборона  система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а… …   Википедия

  • Государственная оборона — ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБОРОНА. См. Оборона государствъ …   Военная энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА — особо тяжкое преступление, совершаемое в форме шпионажа, наносящее ущерб внешней безопасности РФ (ст. 275 УК). Под внешней безопасностью подразумевается суверенитет, целостность и неприкосновенность территории РФ, ее оборона и безопасность… …   Энциклопедия юриста

  • Оборона —    система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Правовые основы обороны страны… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков — У этого термина существуют и другие значения, см. ЧГК (значения). Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам,… …   Википедия

  • Граница государственная — ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ, м. б. морская или сухопутная. Послѣдняя обык но м. проходитъ или по естеств. рубежамъ (горн. хребты, рѣки, значит. протяженія болота, озера, пустыни), или обозначается услов. чертой. Морская Г. гос тва, обладающаго сильн …   Военная энциклопедия

  • ТАЙНА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ — 1. сведения военного, экономического и политического характера, принадлежащие государственным организациям, несанкционированное разглашение которых наносит или может нанести ущерб обороноспособности, государственной безопасности, политическим и… …   Большой экономический словарь

  • МЧС России — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС …   Википедия

  • МЧС РФ — Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем …   Википедия

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»