- Мурман
*МУРМАНЪ, побережье Лапландіи отъ Св. Носа до норвеж. границы. Берегъ состоитъ изъ голыхъ гран. скалъ, выс. 300—1000 фт., между к-рыми — тундра и мелк. кустарникъ. Зап. М. съ Рыбачьимъ полуо-вомъ гораздо больше восточнаго изрѣзанъ заливами и рѣчн. долинами. Наиб. значит. рѣки (Іоранка, Вост. Лица, Харловка, Воронья, Тулома, Кола, Ура, Печенга и Паза) почти всѣ порожисты и проходятъ черезъ больш. число озеръ. Въ заливахъ, при устьяхъ рѣкъ, имѣются песчан. отмели, осыхающія при отливѣ; вообще же прибрежн. опасности рѣдки: камни и мелкіе о-вки встрѣчаются только у сам. берега. Глубина моря отъ береговъ быстро увеличивается до 150—200 сж.; грунтъ мор. дна у береговъ каменистый. Волна прилива идетъ почти парал-но берегу, скорость ея достигаетъ 2 узл., а въ узкостяхъ и 5, выс. прилива — 15 фт. Климатъ сравнит-но умѣренный, благодаря вліянію Гольфштрема: морозы выше 15° рѣдки; таяніе снѣговъ начинается въ концѣ мрт., въ нач. мая вскрываются рѣки и тундра оттаиваетъ фт. на 2. Въ половинѣ снт. жесток. штормами отъ N начинается осень, въ нбр. рѣки уже покрыты льдомъ. Море у береговъ М. никогда не замерзаетъ; только въ суров. зимы нѣк-рые изъ заливовъ покрываются на коротк. время тонк. слоемъ льда. Господств. вѣтры — въ теченіе 8 холодн. мѣс-въ — SW; въ маѣ и іюнѣ — NW, приносящій пасмур. погоду съ туманами, дождемъ или снѣгомъ; въ іюлѣ и авг. — N вѣтры, приносящіе также туманы и холодъ. У береговъ зап. М. (до Териберки) навигація возможна кругл. годъ, а у вост-го — временно прерывается льдами, приносимыми изъ Бѣл. моря. Населеніе М. состоитъ изъ туземцевъ-лопарей и колонистовъ (послѣднихъ въ 1907 г. было 2.516 ч.); главн. массу колонистовъ зап. берега составляютъ норвежцы и финны, а вост-го — русскіе. По переписи 1897 г. число лопарей было 1.724; они замѣтно русѣютъ. Весь Лапландскій полуо-въ въ администр. отношеніи составляетъ Кольскій уѣздъ Арханг. губ., съ центромъ въ Александровскѣ. Въ заботахъ о колонизаціи края прав-ство привлекало на М. поселенцевъ, какъ русскихъ, такъ и иностр-въ, давая имъ разн. льготы; мѣры эти привели къ рѣшит. преобладанію въ краѣ норвежцевъ. Причины слаб. заселенія М. русскими заключаются въ трудности сообщенія этого края съ нашими внутр. губ-ми. Изъ промысловъ наиб. значеніе имѣютъ звѣриный и рыбный (гренландскій тюлень въ вост. части М., треска, палтусъ, пикша, камбала, мор. окунь и др.); рыба грузится на поморскія суда и увозится въ Архангельскъ и Балт. порты. Рыбный промыселъ только въ мал. части производится постоян. жителями М.; главн. же работа совершается прибывающими весной поморами (до 3 т. ч.). По берегамъ М. насчитывается до 40 бухтъ. Самыми населен. пунктами и наиб. значит. становищами на зап. М. считаются Вайда-Губа и колоніи Мотовскаго зал., а центромъ промысл. жизни вост. М. — 2 сосѣдн. становища — Гаврилово и Териберка. Кромѣ того, у устья р. Печенги, почти на 70° с. ш., находится Трифоно-Печерск. монастырь. Эта большая благоустроенная колонія тянется почти на 14 вер., имѣетъ 45 жил. зданій, кирпичный заводъ, много мастерскихъ, лѣсопилку и т. д. Всѣ зданія соединены телефономъ. Хищнич. истребленіе иностр. промышл-ми тюленей и рыбы обратило вниманіе нашего прав-ства въ 80-хъ гг., когда мор. мин-во стало посылать къ М., для охраны промысловъ, клипера, а въ послѣд. годы — транс-ты Самоѣдъ и Баканъ. Стратег. значеніе М. обусловливается тѣмь, что все это побережье омывается водами свободн. океана, не запертаго никакими проливами или узкостями, находящимися въ иностран. рукахъ; опираясь на М., наша мор. сила могла бы защищать великодержавные интересы Россіи въ той части земного шара, гдѣ это потребуется обстоят-вами. Такое значеніе М. давно уже привлекало вниманіе прав-ства. Предположенія объ устройствѣ воен. порта останавливались то на Екатерининск. гавани (см. это), то на бухтѣ Озерко; но основн. недостатокъ всего М. — его оторванность отъ остал. Россіи — непозволяетъ въ наст. время серьезно остановиться на проектѣ устр-ва на немъ операціон. базы для нашего флота: сообщеніе сушей съ внутр. губ. возможно лишь по неустроенной тропѣ между Кандалак. губой и Колой, а крайне суровый климатъ внутри Лапландіи препятствуетъ развитію въ этой области осѣдл. жизни. Ближайш. же сообщеніе съ Россіей моремъ (черезъ Архангельскъ) возможно только 4 мѣс. въ году. Необходимо, однако, отмѣтить, что такіе госуд. люди, какъ адм. С. О. Макаровъ и С. Ю. Витте, неоднократно поднимали вопросъ о бол. интенсивномъ заселеніи М. въ цѣляхъ экономич-хъ и политич-хъ. (А. Сиденснеръ, Описаніе М. побережья, 1909; Н. Морозовъ, Лоція М. берега, 1901; Н. Харузинъ, Русскіе лопари, 1890; Матеріалы по статистич. изслѣд-нію М., т. I—iv; Статьи въ "Рус. Судох-вѣ").
КАРТА МУРМАНСКОГО БЕРЕГА
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.