- Морской корпус
*МОРСКОЙ КОРПУСЪ, спеціал. в.-учебн. зав-ніе для подготовки флотск. оф-ровъ. Основанъ Имп. Петромъ Вел. 14 янв. 1701 г., подъ назв. школы "математ-хъ и навигацкихъ, т.-е. мореходныхъ хитростно искусствъ ученія". Навигацк. школа состояла въ вѣдѣніи оруж. палаты и помѣщалась въ Москвѣ, въ Сухар. башнѣ. За отсутствіемъ другихъ высш. по тому времени уч-щъ, изъ нея выходили, кромѣ моряковъ, инж-ры, арт-ристы, чин-ки, архит-ры, геодезисты, учителя и просто писаря и мастеровые. Первыми препод-лями школы были приглашенные Петромъ проф-ръ Абердин. унив-та А. Форварсонъ и учителя Р. Грейсъ и Ст. Гвинъ. Изъ рус. препод-лей Нав. школы особенно извѣстенъ математикъ Л. Ф. Магницкій (см. это). Нав. школа дѣлилась на классы. Въ первыхъ двухъ неграмотныхъ юношей обучали рус. языку и началамъ счета (отсюда классы эти получили названія русской и цифирной школъ). Дѣти высшихъ сословій переходили въ дальнѣйшіе классы и обучались уже всему, включая фехтованіе или рапирную науку. На всѣ расходы Нав. школы б. положено 22.459 руб., 6 алт. и 5 денегъ въ годъ. Ученики получали жалованье сообразно съ познаніями, въ средн. ок. 12 коп. въ сутки, кромѣ дѣтей богат. родителей. Комплектъ учениковъ считался въ 500 ч., но 1-е время учениковъ было меньше, т. к. желающихъ поступить б. мало и пришлось примѣнять принуд. мѣры. За прогулы полагался штрафъ: 1-й день — 5 р., 2-й — 10 р., остальные по 15 р. Первое время прогуловъ было такъ много, что, напр., за 5 мѣс. 1707 г. набралось 8.545 р. штрафу, Препод-ли школы были независимы другъ отъ друга и подчинены только ген.-адм-лу Ѳ. М. Апраксину. По окончаніи курса способнѣйшіе уч-ки посылались за гр-цу для практич. ознакомленія съ М. службой на воен. судахъ; по возвращеніи, послѣ экзамена лучшіе производились, смотря по успѣхамъ, въ у.-лейт-ты или мичмана, а остальные распредѣлялись въ полки, кр-сти, на гражд. службу и т. п. Въ 1706 г. завѣд-ніе дѣлами Нав. школы перешло въ приказъ М. флота, а въ 1712 г. — въ адмир-ствъ-коллегію. За первые 15 л. своего сущ-нія, Нав. школа принесла огром. пользу флоту, создавъ кадръ М. оф-ровъ, инж-ровъ и др. Вскорѣ одной школы оказалось недостаточно и 1 окт. 1715 г. Петръ I издалъ указъ объ учр-ніи въ Спб. М. ак-міи съ курсомъ преподававшихся ранѣе въ Нав. школѣ высш. наукъ, въ к-рую перешли изъ Москвы лучшіе препод-ли (по нѣк-рымъ источникамъ "Ак-мію М. гвардіи"). Навигацкая же школа лишилась прежн. значенія и сдѣлалась подготовит-мъ уч-щемъ. Для лучш. постановки дѣла въ М. ак-мію б. приглашенъ фр-зъ бар. С.-Илеръ (Saint-Hilaire). Ак-мія б. помѣщена въ домѣ Кикина, находившемся рядомъ съ адмир-ствомъ, на мѣстѣ нынѣш. Зимн. дворца. М. ак-мія была наст. в.-учебн. зав-ніемъ. Въ ней обучались ариѳметикѣ, геометріи, ружейн. пріемамъ, арт-ріи, навигаціи, фортификаціи, географіи, знанію частей к-бля и рисованію. Въ 1717 г. бар. С.-Илеръ б. замѣненъ сначала Матвѣевымъ, а затѣмъ въ 1719 г. препод-лемъ арт-ріи Скорняковымъ-Писаревымъ. Занятый множ-вомъ др. порученій, Писаревъ мало обращалъ вниманія на М. ак-мію и Нав. школу, слѣдствіемъ чего явились крупн. безпорядки. Такъ, въ 1728 г., когда онъ сдалъ упр-ніе обоими учебн. зав-ніями кап. флота Нарышкину, въ нихъ не хватало учителей, лекаря, и 116 уч-ковъ находились въ бѣгахъ. Молодой и энергич. Нарышкинъ ввелъ много улучшеній, пригласилъ нов. уч-лей, завелъ 1-ю модель к-бля, началъ обучать воспит-ковъ стрѣльбѣ изъ ружей, учредилъ при ак-міи типографію, запретилъ ученикамъ жениться ранѣе 25 л. и т. д. Съ 1716 г. при ак-міи б. учреждено званіе гард-рина и образована гардемаринск. рота. По идеѣ, это была подготовит. степень къ чину мичмана; но фактически гард-рины являлись кандидатами на у.-офиц. долж-ти; лѣтомъ они назначались въ плаваніе на к-бли. Малоспособные оставались гард-ринами иногда всю службу; такъ, напр., въ 1744 г. послѣ 30-лѣтн. службы, по болѣзни и старости, б. уволенъ въ отставку гард-ринъ Иванъ Трубниковъ, 54 л. Наиболѣе способн. гард-ринъ Петръ I отправлялъ за гр-цу для обученія М. дѣлу, наравнѣ съ окончившими М. ак-мію. Въ 1732 г. М. ак-мія б. переведена въ домъ кн. Долгорукова, на мѣстѣ тепереш. ак-міи худож-въ. По смерти Петра дѣло подготовки М. оф-ровъ пришло въ упадокъ. Комплектъ воспит-ковъ въ обоихъ зав-ніяхъ (Нав. школѣ и М. ак-міи) б. уменьшенъ съ 830 ч. на 250, жалованье воспит-камъ платили ничтожное, и притомъ еще неисправно. Препод-ніе также стало приходить въ упадокъ за уходомъ лучш. уч-лей, въ особ-сти послѣ смерти Фарварскаго и Магницкаго. Этотъ тяжел. періодъ въ исторіи Нав. шк. и М. ак-міи продолжался довольно долго; лишь въ концѣ 40-хъ гг. начали приниматься нѣк-рыя мѣры для улучшенія положенія зав-ній. 15 дкб. 1752 г., указомъ Имп-цы Елисаветы Петровны, адмиралтейск. школы и гардемаринск. рота б. упразднены, а вмѣсто нихъ основанъ М. шляхетн. кад. к-съ, дѣлившійся въ строев. отношеніи на 3 роты, по 120 ч., а въ учебномъ — на 3 кл. Въ младш. классѣ проходились общіе предметы, во 2-мъ — навигація и начинались остал. М. науки, а въ 1-мъ гард-ринскомъ заканчивалось М. образ-ніе. Переводы изъ класса въ классъ производились на открывшіяся вакансіи. Лѣтомъ воспит-ки отправлялись на к-бли для практич. плаванія. Обяз-ть дир-ра первое время несъ кап-нъ 1 ранга Нагаевъ. К-су б. отведенъ домъ — бывшій Миниха, на углу 12-ой линіи Вас. о-ва и набер. Невы, на содержаніе к-раго положено 46.561 р. 751/2 к. Препод-ніе сначала велось хорошо, администр. же часть сильно хромала по винѣ адмир-ствъ-коллегіи, отмѣнявшей по своему усмотрѣнію распоряженія Нагаева. Въ 1760 г. к-су принесъ больш. пользу к.-адм-лъ Милославскій, временно назначенный коллегіей для приведенія его въ порядокъ. Онъ добился выдачи задержанныхъ штатсъ-конторою корпус. денегъ, упорядочилъ хозяйств. часть, устроилъ для к-са огороды и пр. Въ 1762 г., при Имп. Петрѣ III, всѣ в.-учебныя зав-нія б. соединены подъ глав. упр-ніемъ гр. Шувалова, но по воцареніи Имп-цы Екатерины II приказъ этотъ б. отмѣненъ, а дир-ромъ к-са назн. И. Л. Голенищевъ-Кутузовъ. Благодаря вліянію при дворѣ, Кутузову удалось увеличить средства к-са, прибавить содержаніе чиновъ к-са, увеличить число этихъ чиновъ, учреждать долж-ть инсп-ра, устроить хоръ музыки. Изъ наукъ, кромѣ прежнихъ, стали проходить эволюціи, М. практику, корабел. архит-ру, иностр. языки, танцы и такелажн. дѣло, а позже также и исторію мореплаванія. Послѣ пожара 23 мая 1771 г. к-съ б. переведенъ въ Кронштадтъ, гдѣ онъ снова пришелъ въ упадокъ. Однако, въ 1783 г. штатъ к-са б. увеличенъ до 600 воспит-ковъ, его содержаніе до 112.362 р. 191/2 г., каковая сумма въ 1792 г. б. еще увеличена на 75.124 р. 551/2 к. Имп. Павелъ I перевелъ к-съ обратно въ Петербургъ, на прежн. мѣсто, гдѣ онъ находится и теперь. Въ 1802 г. назн. дир-ромъ М. к-са к.-адм. Карцовъ, а инсп-ромъ классовъ — П. Я. Гамалѣя, поставившій препод-ніе на рѣдк. высоту (см. Гамалѣя). Способнѣйшіе изъ гардемаринъ посылались волонтерами во франц. и англ. флоты. Въ 1817 г. б. утвержденъ нов. штатъ к-са на 700 воспит-ковъ, съ содержаніемъ 466,364 р. 181/2 к. Въ 1827 г. дир-ромъ М. к-са б. назн. высокообразованный и гуман. к.-адм. И. Ѳ. Крузенштернъ. Къ этому времени комплектъ воспит-ковъ б. уменьшенъ до 505 ч. и соотвѣт-но сокращено содержаніе (341.565 р.). Имп. Николай I особенно любилъ к-съ, часто его посѣщалъ и ставилъ въ примѣръ др. учебн. зав-ніямъ. Въ составѣ препод-лей въ это время состояли извѣст. историкъ Шульгинъ, географъ Максимовичъ и др. Типографія б. расширена, въ ней печаталось много оригинальныхъ и переводн. учебниковъ, библ-ка увеличена, учреждены корпус. музей и обсерв-рія, образована особ. эс-дра М. к-са и поставлена въ столовомъ залѣ модель брига Наваринъ для парусн. ученій зимою. Въ курсъ обученія введены воен. судопроизв-во, химія, начертат. геометрія; расширены курсы М. наукъ и иностр. языковъ. Въ томъ же 1827 г. основанъ при к-сѣ офицер. классъ (см. Николаевская мор. академія). Въ 1835 г. учреждены своекоштн. воспит-ки, съ платой 850 р. ассигн. въ годъ. Въ 1842 г. Крузенштерна смѣнилъ к.-адм. Н. П. Римскій-Корсаковъ, обратившій особ. вниманіе на программу лѣтн. практич. занятій, к-рую онъ знач-но расширилъ. Въ 1843 г. утвержденъ гербъ к-са, а 15 дкб. 1852 г., въ годовщину его 100-лѣтія, Выс. даровано новое знамя. Въ 1856 г. при М. к-сѣ б. учреждены юнкерск. классы, въ к-рыхъ юнкерамъ флота читались лекціи по мат-кѣ, М. наукамъ и словесности. Послѣ Вост. войны, обнаружившей отсталость нашего флота, ген.-адм. Вел. Кн. Константинъ Николаевичъ обратилъ особ. вниманіе на М. к-съ и знач-но измѣнилъ его орг-зацію. Число воспит-ковъ сильно уменьшено (до 240 ч.), возрастъ поступленія повышенъ до 14 л. Курсъ раздѣленъ на 2 части — общую (1 г.) и спец-но морскую (3 г.) Для практич. лѣтняго обученія оборудованы корв. Баянъ и фрег. Касторъ. Назначеніе въ 1861 г. дир-ромъ к-са В. А. Римскаго-Корсакова сильно подвинуло реформу. При немъ къ дѣлу воспитанія привлечены лучшіе оф-ры и рядъ выдающихся педагоговъ изъ др. вѣдомствъ. По учебн. части выпущено много новыхъ, отвѣчающихъ треб-ніямъ времени, пособій, учреждена классн. библ-ка съ читальней, устроена жел. вращающаяся платформа для преподаванія девіаціи, на учебн. б-реѣ поставлены орудія нов. образцовъ и т. под. Внѣшняя муштра ослаблена въ пользу развитія больш. самост-ности, сознат. отношенія къ своимъ обяз-тямъ. Программа лѣтн. плаванія б. увеличена. Но въ 1871 г. В. А. Римскій-Корсаковъ ум., и его замѣнилъ бывш. инсп-ръ классовъ, кап. 1 р. Епанчинъ, при к-ромъ въ значит. степени б. возстановлены прежній режимъ и порядокъ. Въ 1882 г. изъ старш. кадетовъ М. уч-ща образована гардемар. рота, а званіе гард-рина на флотѣ уничтожено. При слѣд. дир-рѣ, адм. Арсеньевѣ, препод-ніе и восп-ніе въ М. уч-щѣ продолжали падать, т. к. глав. вниманіе нач-ва б. обращено на внѣшнюю, показную сторону. Въ уч-ще перестали идти лучшіе оф-ры флота, какъ это было раньше; духъ измѣнился къ худшему и дисц-на съ трудомъ поддерживалась, несмотря на суровыя наказанія. Въ 1891 г. М. уч-ще снова б. переименовано въ М. кад. к-съ, съ утвержденіемъ нов. положенія, по к-рому курсъ установленъ 6-лѣтній, воспит-ки въ строев. отношеніи раздѣлены на 6 ротъ, изъ коихъ 4 старшія составляютъ б-нъ, а въ учебномъ — на 6 классовъ (3 общихъ и 3 спец-ныхъ). Число воспит-ковъ увеличено до 320, а штатъ к-са — до 208.437 руб. Въ 1896 г. 2-я по старш-ву рота получила званіе младшей гард-ринской. Въ 1902 г. дир-ромъ к-са назн. к.-адм. Г. П. Чухнинъ, обратившій глав. вниманіе на поднятіе въ к-сѣ дисц-ны и воин. духа, повысившій треб-нія, но не сумѣвшій достичь значит. улучшенія въ постановкѣ учебн. части. Комплектъ воспит-ковъ, б. снова увеличенъ до 750 ч. Рус.-япон. война дала новые матеріалы для преобраз-нія к-са, и въ 1906 г. для этой цѣли б. образована особая к-сія изъ строев. оф-ровъ, препод-лей и воспитателей к-са. Въ резул-тѣ, к-съ б. реорганизованъ слѣд. обр.: пріемъ б. установленъ не только въ младшіе общій и спец. классы, но и въ средній и старш. общеобразоват-ные. Минимал. возрастъ поступленія установленъ въ 14 л. Сословность ограничена: къ пріемн. экзамену стали допускаться сыновья лицъ всѣхъ сословій христ. вѣроисповѣданія съ высш. образ-ніемъ, потомств. дворянъ, священнослуж-лей христ. вѣроисповѣданій, офицер. и граждан. чиновъ VIII кл., окончившихъ одно изъ средн. учебн. зав-ній, и лицъ магомет. вѣроисповѣданія, съ Выс. въ кажд. случаѣ разрѣшенія. Курсъ общ. классовъ увеличенъ до объема реальн. или коммерч. уч-щъ, а гард-рины 3 спец. классовъ въ служебн. отношеніи сравнены съ юнкерами воен. уч-щъ; учреждены дисциплинарный и б-нный ком-ты, съ цѣлью выработать инструкціи для гард-ринъ и кадетъ, подобныя дѣйствующимъ въ воен. уч-щахъ, съ соблюденіемъ особ-стей, присущихъ М. учебн. зав-нію. Усилены занятія гимнастикой, что создало соревнованіе, увеличило любовь къ спорту и физич. упражненіямъ. Введены занятія ручн. трудомъ. Улучшенъ столъ воспит-ковъ. Въ зимн. курсъ спец. классовъ введены М. тактика и основныя свѣдѣнія по М. стратегіи, изъ курса законовѣдѣнія выдѣлена в.-мор. админ-ція, установленъ курсъ М. гигіены и подачи первой помощи въ бою и несчастн. случаяхъ, сопряженныхъ съ М. службой, в.-мор. исторія замѣнена курсомъ исторіи в.-мор. иск-ва. Введены практич. занятія по лоціи, устроенъ штурманскій кабинетъ, въ к-ромъ изучается инструментал. часть. Кромѣ того, оборудованы: обширный мин. кабинетъ, химич. лаб-рія, электротехнич. кабинетъ; установлены 2 судов. станціи радіотел-фа, передѣланъ компасн. классъ, обновлена учебно-артил. б-рея. По спец. предметамъ составлены новыя рук-ства. Съ іюля 1912 г. утвержденъ нов. штатъ к-са въ 803.342 р. Съ 1907 г. въ составъ отряда судовъ М. к-са стали прикомандировываться суда 1-го резерва. Служебныя обяз-ти въ лѣтн. плаваніяхъ проходятся послѣдов-но, отъ низшихъ до самостоят. несенія вахтен. службы за вахтен. нач-ка. Съ 1906 г. воспит-ки по окончаніи корпуса производятся въ кораб. гард-рины, а послѣ годичн. плаванія и сдачи экзаменовъ въ мичманы; не удовлетворившіе испытаніямъ производятся по адмир-ству. Несмотря на частыя реформы послѣд. лѣтъ, соврем. состояніе к-са едва ли м. б. признано удовлетвор-нымъ. М. к-съ не пользуется былою славой первокласс-го по постановкѣ учебной и воспитат. частей спец. зав-нія, и это сказывается въ недостаткѣ желающихъ поступить въ него; между тѣмъ, ростъ флота, связанный съ усилен. судостроеніемъ, вызываетъ необходимость усилен. выпусковъ въ оф-ры. К-су не безъ основанія ставятъ въ упрекъ избытокъ вниманія, удѣляемаго внѣшней, показн. части, чрезмѣр. расширеніе учебн. программъ, идущее въ ущербъ ихъ внутр. содержат-сти, отсутствіе связи съ дѣйствующимъ, строевымъ флотомъ, рутинность и отсталость въ пріемахъ препод-нія и, главное, неумѣнье привлечь лучш. силы флота къ важнѣйш. сторонѣ дѣла — воспитат-ной. Конечно, и флотъ въ лицѣ его гл. нач-ва одинаково виноватъ въ такомъ положеніи этого главнѣйш. дѣла — подготовки будущ. оф-ровъ. Хронич. недостатокъ послѣднихъ побудилъ М. мин-ство къ нов. усиліямъ въ этомъ напр-ніи, и въ наст. время спѣшно разрабатывается проектъ учр-нія нов. М. к-са въ Севастополѣ, открытіе к-раго предполагается въ 1914 г. Къ сожалѣнію, отличительной чертой больш-ва реформъ воспитат. дѣла во флотѣ продолжаетъ быть именно ихъ спѣшность, случайность и недостаточ. продуманность. Очередн. вопросомъ является, несомнѣнно, дальнѣйш. расширеніе пріема кандидатовъ до полн. всесословности к-са, привлеченіе лучш. педагогич. силъ и проведеніе ряда общ. мѣръ, неоднократно приводившихъ къ хорош. резул-тамъ въ прошедшемъ. Наглядн. примѣромъ такой возм-сти являются въ исторіи самого М. к-са 60-е года прошл. стол., когда Ген.-Адм. Вел. Кн. Константинъ Николаевичъ не останавливался передъ назначеніемъ широко поставленной ревизіи к-са чинами др. вѣд-въ, проведеніемъ въ жизнь ряда мѣръ, указанныхъ, м. проч., такими педагогами, какъ Пироговъ, и назначеніемъ дир-ромъ к-са выдающ. моряка и педагога, высокообраз., талантл. и гуман. В. А. Римскаго-Корсакова. (Ѳ. Веселаго, Оч. ист. М. кад. к-са, 1852; Н. Коргуевъ, Обзоръ преобраз-ній М. кад. к-са съ 1852 г., 1895; Бѣломоръ, Вице-адм. Г. П. Чухнинъ, 1909; Дѣла инсп-ра классовъ М. к-са за 1911 г.; Отчетъ о дѣят-сти М. к-са за 1912 г., "Мор. Сб." 1913 г., № 4).
Морской корпусъ въ 1799 г.
Формы обмунд-нія М. корпуса послѣ 1852 г.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.