- Авария
АВАРІЯ, терминъ, означающій всякое поврежденіе въ морѣ, въ порту или гавани корабля и груза, всякіе происшедшіе отъ такого поврежденія убытки. Въ торговомъ правѣ различаются: А. большая или общая (А. grosse) и малая, частная или особенная (А. particulière), въ зависимости не столько отъ величины убытка, сколько отъ характера поврежденія и вызвавшей его причины. Для констатированія А. убытковъ въ портовыхъ городахъ имѣются спеціальные органы — диспашеры, удостовѣреніе которыхъ необходимо для полученія страховой преміи. Русскій торговый уставъ (т. XI Св. зак., ч. 2, разд. 4) знаетъ еще и А. взаимнаго вреда, происшедшаго отъ свалки или столкновенія судовъ. Отдѣльная глава посвящена вопросу объ удовлетвореніи убытковъ отъ поврежденія купеческихъ судовъ казенными и обратно. Во всѣхъ этихъ случаяхъ производится предварительное слѣдствіе, съ участіемъ представителей отъ купечества въ томъ портѣ, куда пришло пострадавшее судно, а затѣмъ и судъ, устанавливающій величину убытка и отвѣтственность виновныхъ. Въ томъ же раздѣлѣ уст. торг. опредѣляются обязанности пограничной стражи по подачѣ помощи, спасенію и охранѣ имущества судовъ, потерпѣвшихъ крушеніе или А. Въ военномъ флотѣ подъ этимъ словомъ понимается обыкновенно всякое значительное поврежденіе корпуса корабля, полученное отъ столкновенія съ другимъ судномъ, постановки на мель, прикосновенія къ камнямъ, стѣнкѣ или пристани, во время бури, пожара и т. п. Кромѣ случаевъ кораблекрушенія, А. называются и болѣе мелкія поврежденія внѣшнихъ частей корабля, напр., пробоины, вмятины бортовъ, значительная течь въ пазахъ листовъ, поломка руля, гребныхъ винтовъ и валовъ. Во флотѣ для разсмотрѣнія А. дѣлъ установленъ особый порядокъ судопроизводства, указанный въ 1110—1133 ст. кн. XVIII Св. мор. пост. По закону всѣ такія дѣла подвергаются судебному разбирательству, при чемъ предварительное слѣдствіе производится слѣдственной комиссіей, составъ которой опредѣляется каждый разъ мор. министромъ. Не привлекая никого въ качествѣ обвиняемыхъ, комиссія высказываетъ свое заключеніе лишь по вопросу о причинахъ А. и степени прикосновенности къ дѣлу участвовавшихъ въ ней лицъ. Затѣмъ дѣло разсматривается въ обыкновенномъ составѣ воен.-мор. суда, по общимъ правиламъ в.-м. суд. устава, но со слѣдующими изъятіями: дѣло докладывается однимъ изъ членовъ суда, по назначенію предсѣдателя, изустно, но съ прочтеніемъ важнѣйшихъ, относящихся къ нему актовъ; кромѣ обстоятельствъ, при которыхъ произошла А., въ докладѣ излагаются заключеніе слѣдственной комиссіи и относящіеся къ существу дѣла законы. Послѣ доклада производится судебное слѣдствіе, во время котораго одинъ изъ членовъ суда или не принадлежащій къ его составу флотскій офицеръ, по усмотрѣнію мор. министра, обязанъ предлагать прикосновеннымъ къ дѣлу лицамъ вопросы для разъясненія сущности дѣла и поддерживать обвиненіе, если судебное слѣдствіе дастъ основаніе для такового. По окончаніи судебнаго слѣдствія членъ-обвинитель представляетъ суду свое заключеніе по существу дѣла и формулируетъ пункты обвиненія, по существу которыхъ между нимъ и прикосновенными къ дѣлу лицами или ихъ защитой, допускаемой на общемъ основаніи, происходятъ заключительныя пренія; послѣ этого присутствующій въ засѣданіи суда прокуроръ даетъ свое заключеніе о примѣненіи закона къ дѣлу, затѣмъ предсѣдатель въ краткой рѣчи излагаетъ сущность его такъ, какъ оно выяснилось на судѣ, и судъ постановляетъ приговоръ, въ обсужденіи котораго членъ-обвинитель не участвуетъ. Кассаціонныя жалобы допускаются на общихъ основаніяхъ, кассац. протесты могутъ быть подаваемы прокуроромъ какъ отъ себя, такъ и по указаніямъ высшаго мор. начальства. Окончательные приговоры подносятся мор. министромъ на Высоч. усмотрѣніе и объявляются въ Высоч. приказахъ по флоту. Исключеніе изъ особаго порядка А. дѣлъ допускается закономъ для случаевъ поврежденія портовыхъ и гребныхъ судовъ, потери якорей, цѣпей и т. п., по которымъ дѣла могутъ прекращаться мор. министромъ въ админ. порядкѣ или направляться на судъ въ порядкѣ, указанномъ для А. дѣлъ. На практикѣ, съ развитіемъ миннаго флота изъ небольшихъ судовъ, плавающихъ, глав. обр., у береговъ и въ шхерахъ, на которые они должны базироваться въ военное время, большая часть А. происходитъ съ этими судами. Плаваніе шхерами сопряжено всегда съ навигаціонными трудностями и извѣстнымъ рискомъ, т. к. фарватеры не достаточно изслѣдованы, а самая мѣстность изобилуетъ камнями и подводными рифами, не всегда нанесенными даже на самыя подробныя морскія карты. Вмѣстѣ съ тѣмъ на малыхъ судахъ не всегда возможны и тѣ мѣры предосторожности, которыя рекомендуются мор. уставомъ при плаваніи вблизи береговъ. Сознавая это, мор. министерство далеко не во всѣхъ случаяхъ А. подвергаетъ эти дѣла судебному разсмотрѣнію, а гораздо чаще прекращаетъ ихъ въ админ. порядкѣ, испрашивая на то Высочайшее согласіе. Поэтому отмѣна закона о непремѣнномъ направленіи всѣхъ А. дѣлъ на судебный ходъ представляется весьма желательной. Столь же необходимо ближайшее опредѣленіе въ законѣ самаго понятія "крушенія и поврежденія судовъ" объективными признаками величины понесеннаго казною убытка или друг. способомъ, безъ чего невозможно устойчивое примѣненіе закона на практикѣ. Наконецъ, особый порядокъ судопроизводства для А. дѣлъ вызываетъ справедливыя нареканія съ правовой точки зрѣнія.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.