- Николаев
НИКОЛАЕВЪ, гор. Херсонск. губ. при устьѣ Ингула. Возник-ніе гор. Н. тѣсно связано съ исторіей Черномор. флота. По закрѣпленіи за Россіей низовыхъ степей на простр-вѣ между Днѣпромъ и Южн. Бугомъ, г. Херсонъ въ 1778 г. б. выбранъ мѣстомъ для постройки судовъ Черномор. флота, городъ же Севастополь, послѣ занятія нами Крыма, — портомъ для стоянки и починки этихъ судовъ; однако, значит. стоимость и трудность доставки необходимаго для судостроит-ва лѣса въ Севастополь, а также неудобство стоянки тамъ судовъ вслѣдствіе порчи подводной ихъ части, "причиняемой морскими червями", дѣлали этотъ портъ мало пригоднымъ для постоян. пребыванія флота; Херсонъ же, какъ судостроительная база, имѣлъ свой крупный недостатокъ — мелководье Днѣпровскихъ гирлъ; все это побудило кн. Потемкина-Таврическаго искать болѣе удобн. пунктъ для постройки и содержанія флота; таковымъ, по предложенію об.-кригсъ-комиссара полк. Фалѣева, б. избрана мѣстность нынѣнш. Николаева, намѣченная имъ для сооруженія адмир-ства. Выборъ Фалѣева б. одобренъ Потемкинымъ, и въ 1788 г. данъ 1-й ордеръ объ устр-вѣ верфи на р. Ингулѣ и заготовленіи лѣса для постройки судовъ. Въ 1789 г. построено лишь небольш. укр-ніе къ сторонѣ Очакова, "съ к-раго времени оный городъ получилъ свое сущ-ніе". Послѣ спуска на воду (1790 г.) перваго воен. к-бля (46-пуш. фрег. Св. Николай) Екатерина II признала Н. городомъ, одновр-но утвердивъ сущ-ніе въ немъ адмир-ства и верфи. Съ тѣхъ поръ Н-скій портъ не переставалъ быть глав. в.-судостроит. базой для Черн. моря. Въ 1796 г. переведены изъ Херсона въ Н. контора глав. ком-ра Черномор. флота (адм. Н. С. Мордвиновъ), мор. кад. к-съ, основанный Имп-цей Екатериной II (упраздненъ Имп. Павломъ I) и мор. арт. уч-ще. Судостроеніе Черном. флота особенно развилось при адм-лахъ Грейгѣ и Лазаревѣ (1816—51 гг.); бо́льшая часть судовъ за это время б. построена на Н-скихъ верфяхъ. Во время Вост. войны 1853—56 гг. проектировано б. устройство у Н. обширной крѣпости-лагеря; въ дѣйств-сти же возвели нѣск. землян. б-рей, оберегавшихъ подходы къ городу по Бугу, а самый городъ обнесли многочисл-ми полев. укрѣпленіями. Прекрасно разработанный Тотлебеномъ проектъ кр-сти остался безъ осущ-ленія. Послѣ Вост. войны, когда Россія лишилась права содержать флотъ въ Черн. морѣ, воен. судостроеніе въ Н. почти прекратилось. Съ возрожденіемъ Черномор. флота за Н-скимъ портомъ б. сохранено значеніе главной кораблестроит. верфи, и послѣ спуска на воду Имп. яхты Ливадія приступлено къ постройкѣ 1-го бр-сца-поповки, Новгородъ (спущенъ со стапеля въ 1873 г.), за к-рой послѣдовала постройка 2-ой поповки, В.-адм. Поповъ (1875); послѣ войны 1877—78 гг. въ Н. строятся нѣск. мин-цевъ по образцу полученныхъ нами изъ-за гр-цы. Съ 1885 г. возобновляется усилен. дѣят-сть Н-скаго казен. адмир-ства, въ к-ромъ послѣдов-но строятся 6 бр-сцевъ, 1 крейсеръ и 4 эскадр. мин-ца. Въ 1895 г. къ казен. судостроенію Н-скаго адмир-ства прибавляется частное, и въ наст. время въ Н. имѣются 5 судостроител. заводовъ (см. Николаевскіе судостроит. заводы и Адмиралтействъ-коллегія, т. I, стр. 164). Въ распоряженіи казен. адмир-ства осталась только часть прежней тер-ріи и сооруженій порта. Къ 1915 г. весь фарв-ръ р. Ингула по нижн. Бугу и Днѣпровск. лиману д. быть углубленъ до 40 фт., что дастъ возм-сть прохода въ Н. самымъ крупн. судамъ. Глав. же преимущ-вомъ его, какъ судостроит. порта, является близость къ южн. промышл. району, доставляющему матеріалы для построекъ, и значител. удаленность отъ возможныхъ театровъ воен. дѣйствій. Въ наст. время Н. является военнымъ и торг. портомъ, имѣющимъ отдѣл. губ-ра, к-рый подчиненъ гл. ком-ру Черн. флота и портовъ. Торговый портъ состоитъ изъ каботажной гавани (см. планъ) и набережной для глубокосидящихъ судовъ, распол-хъ на южн. берегу Н-скаго полуострова, передъ поворотомъ р. Буга къ югу, въ мѣстности, носящей названіе "Попова Балка". Р. Южный Бугъ у Н. имѣетъ ширину отъ 1 до 3 вер.; далѣе къ устью она постепенно расширяется и при впаденіи въ Днѣпрово-Бугскій лиманъ достигаетъ почти 6 вер. Фарватеръ отъ Н. до моря широкій и прямой, безъ значит. извилинъ. Глубина, наибольшая у Н., къ устью уменьшается. Каменная набережная имѣетъ около 1 вер. въ длину. Половина портовой территоріи занята складами, среди к-рыхъ первое мѣсто занимаетъ элеваторъ-зернохранилище, вмѣстимостью до 25.000 тн., принадлежащій Харьково-Н. ж. дор. Вслѣдствіе недостаточности каменной набережной, въ послѣдніе годы на частныя средства построены деревянныя пристани. Вся набережная съ пристанями отведена для заграничной торговли. Для нуждъ каботажнаго плаванія построена особая кабот. гавань, образуемая моломъ. Послѣдній занятъ складами и служебными зданіями, а гавань вмѣщаетъ до 200 рѣчныхъ и кабот. судовъ, к-рыя здѣсь и зимуютъ. Набережная и кабот. молъ соединены жел.-дор. путями со станціей Н. Южн. жел. дорогъ. Кромѣ того, въ Н. имѣются плавучіе элеваторы, служащіе для перегрузки зерна съ рѣчныхъ барокъ на пароходы, частные амбары-зернохранилища, паров. 20-тн. кранъ и 2 ледокола въ 1900 и 700 инд. силъ. Освѣщеніе порта электрическое. Торг. дѣятельность Н-скаго порта за посл. 20 л. выразилась въ слѣд. цифрахъ: Изъ этой таблицы видно, что въ Н-скомъ портѣ внѣш. торговля состоитъ почти исключ-но изъ вывоза, тогда какъ въ каботажной и рѣчной торговлѣ, наоборотъ, привозъ значителенъ, а вывозъ играетъ второстепенную роль. Главный предметъ торговли — хлѣбъ въ зернѣ. Только за послѣдн. время возникъ быстро растущій экспортъ желѣзной и марганцевой руды. Зерно доставляется въ Н. по жел. дор. (до 65%), гужемъ (до 15%) и водою (до 20%) преимущественно съ верхнихъ пристаней р. Буга.
Николаевскій портъ. (Изд. отдѣла торгов. портовъ — "Приморскіе торгов. порты Европ. Россіи").
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.