- Насосы
НАСОСЫ для жидкостей и газовъ, примѣняемые на современ. воен. судахъ, раздѣляются на: 1) инжекціонные, работающіе при посредствѣ жив. силы пара, газа или жидкости. Къ этой категоріи Н. относятся: а) водоструйные Н.; дѣйствіе ихъ основано на пониженіи давленія вокругъ конца трубки, изъ к-рой воздухъ вытекаетъ съ значит. скоростью (въ обиходѣ пульверизаторъ); сюда относятся инжекторы (см. это) и эжекторы разн. системъ; б) гидравлич. таранъ, служащій для подъема небольшихъ колич-въ жидкости на значит. высоту, и в) пульзометръ. Отличит. чертой Н. этой категоріи является простота устр-ва; но, въ виду малой экономичности, они примѣняются сравнит-но рѣдко, за исключ. инжектора и эжектора, служащихъ нерѣдко вспомогат. средствомъ питанія и отливки воды. 2) Н., дѣйствующіе давленіемъ атмосферн. воздуха, безъ участія какой-либо посторон. среды (сифонъ); эти Н. примѣняются чаще всего въ канализаціи, водо и нефте-проводахъ, для быстр. осушенія помѣщеній и т. п. 3) Н., работающіе разрѣженіемъ воздуха въ замкн. простр-вѣ, вслѣдствіе вращенія диска, снабженнаго лопастями (т. наз-мые центробѣжные Н.). Жидкость поступаетъ къ центру колеса и, увлекаемая лопастями, отбрасывается центробѣж. силой къ его окруж-ти, гдѣ по каналу отводится въ отливн. трубу. Этотъ типъ Н. обладаетъ довольно высокимъ коэф-томъ полезнаго дѣйствія и весьма простой конструкціей, исключающей необходимость установки пріемныхъ и отливныхъ клапановъ въ самомъ Н. На судахъ флота циркуляціонныя помпы разл. конденсаторныхъ устр-въ, а также водоотливн. турбины устанавливаются исключ-но этого типа. Въ послѣд. время начали примѣнять эти Н. и для довольно высокихъ отливн. давленій, соединяя нѣск. лопастн. колесъ послѣдов-но на валу т. обр., что выходящая изъ 1-го колеса вода поступаетъ въ пріемн. отверстіе слѣд. колеса, — отливное давленіе постепенно возрастаетъ. Весьма цѣнныя изслѣд-нія съ Н. такой конструкціи б. сдѣланы франц. заводомъ Рато. Наконецъ, 4) Н. поршневые, наиболѣе распространенные въ береговыхъ и судов. установкахъ. Эти Н., въ отличіе отъ центробѣжныхъ, всегда имѣютъ клапана, открывающіеся и закрывающіеся съ кажд. ходомъ поршня. Для достиженія въ этихъ Н. большей плавности подачи жидкости, они дѣлаются двойн. дѣйствія, такъ, чтобы всасываніе и нагнетаніе происходили за каждый ходъ поршня въ разн. полостяхъ цилиндра; или соединяютъ два и больше цил-ровъ простого или двойн. дѣйствія такъ, чтобы они работали на одну отливную трубу и періоды дѣйствія разныхъ цил-ровъ не совпадали между собою. На пути движенія жидкости помѣщаютъ воздушн. колпаки, смягчающіе удары жидкости. Изъ ручныхъ Н. наиболѣе распространенъ скальчатый Н., примѣняющійся для испытанія гидравлич. давленіемъ разл. частей машинъ и котловъ, а также какъ вспомогат-ный питат. Н. въ небольш. котельн. установкахъ. Къ этому виду Н. также относятся ручной пожарн. брандспойтъ, Н. Даутона и Стона (оба типа примѣнялись на старыхъ воен. судахъ, какъ вспомогат. средство въ осушит. системѣ) и др. Приводные Н. сравнит-но мало распространены на судахъ, на к-рыхъ гораздо чаще встрѣчаются Н. съ непосредств. передачей движенія отъ двигателя — паров. машины, турбины или электромотора. Въ рус. флотѣ наибольш. распростр-ніе получили системы Эдвардса, Бельвиля, Вортингтона, Блэка и Вира (заводы Бромлей и Г. Листъ въ Москвѣ). Разл. типы поршнев. Н. отличаются между собой, гл. обр., устр-вомъ парораспредѣлит-го механизма. По назначенію судовые Н. можно подраздѣлить на: питательные, трюмно-пожарные, циркуляціонные конденсаторныхъ и друг. устройствъ, водопроводные для прѣсной и забортн. воды, Н. водоотливн. системы, испарителей и опрѣснителей, Н. для нефтян. отопленія и перекачиванія нефти, масляные Н. для форсирован. смазки, воздушн. Н. для артил. и мин. цѣлей и для пневматики, Н. для мусорн. эжекторовъ, для пріема прѣсн. воды изъ баржъ и перекачиванія изъ отсѣковъ и др. (П. К. Худяковъ, Построеніе насосовъ; Гедеръ, Насосы и компрессоры; Буслей, Судовые мех-змы; A. Achenbach, Die Schiffshilfsmaschinen und Pumpen; Rosenthal, Müller und Bayer, Neuerë Schiffsmaschinen).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.