Огни судовые

Огни судовые

*ОГНИ СУДОВЫЕ, зажигаются съ заходомъ солнца на все ночн. время и служатъ для указанія мѣста к-бля, его состоянія и иногда назначенія. Въ видахъ общности интересовъ мор. торговли правила о ношеніи суд. О. установлены междунар. соглашеніемъ державъ, и отст-нія отъ нихъ допускаются не въ отмѣну, а лишь въ развитіе этихъ правилъ. Въ рус. законодат-вѣ постан-нія о суд. О. даны въ приложеніи къ ст. 467 (прим.) уст. торг. Правила относ-но О. д. б. соблюдаемы во всякую погоду, отъ заката до восхода солнца, и въ теченіе этого времени не д. быть выставляемы никакіе друг. огни. А) Всякое судно, стоящее па якорѣ, д. имѣть въ носов. своей части, на высотѣ 20—40 фт. надъ верхн. палубой, бѣлый (штаговый) О., видимый въ ясн. погоду по всему г-зонту, на разстояніи 1 мор. мили. Судно дл. въ 150 и болѣе фт. несетъ, кромѣ того, въ кормов. части, на высотѣ не менѣе 15 фт. ниже передн. огня, другой такой же О. (гакабортный). Судно, стоящее на мели или на фарватерѣ, д. нести, кромѣ указан. огней, 2 красн. О., расположенныхъ вертик-но одинъ надъ другимъ, съ разстояніемъ между ними 6 фт., на высотѣ не менѣе 20 фт. надъ к-сомъ судна. Огни эти д. б. видимы вокругъ всего горизонта съ разстоянія 2 миль. Б) На ходу всякое паровое судно д. нести: 1) на фокъ-мачтѣ или въ передней части к-бля, на высотѣ 20—40 фт., смотря по ширинѣ судна, яркій бѣлый (топовый) О., установленный такъ, чтобы онъ освѣщалъ дугу г-зонта въ 20 румбовъ (225°), по 10 румб. въ каждую сторону отъ діаметрал. плос-ти к-бля, считая отъ его носа. О. этотъ д. б. виденъ на 5 миль; 2) на правомъ борту к-бля — зеленый О., установленный такъ, чтобы освѣщать непрерыв. свѣтомъ дугу г-зонта въ 10 румбовъ (1121/2°), начиная отъ напр-нія по носу и переходя до 2 румбовъ (221/2°) назадъ отъ траверза прав. борта; О. этотъ д. б. видимъ съ разстоянія не менѣе 2 миль; 3) на лѣв. борту к-бля — красный О. такой же силы, какъ предыдущій, и установленный съ нимъ симметрично. Зеленый и красн. огни, называемые отличительными, д. б. снабжены со стороны борта щитами, выдающимися на 3 фт. впередъ, чтобы каждый изъ этихъ огней не м. быть видимъ съ друг. стороны судна, черезъ его носъ; 4) по желанію паров. судно м. нести добавочный бѣл. О., такого же устройства, какъ и топовый, позади его, также въ діаметр. плос-ти к-бля, но на высотѣ, большей передн. огня по крайн. мѣрѣ, на 15 фт., при чемъ вертик. разстояніе между обоими бѣлыми О. д. б. менѣе горизонтал. разстоянія между ними. В) Въ случаѣ буксировки одного или нѣск. судовъ паровое буксирующее судно несетъ вмѣсто одного топового два такихъ же яркихъ бѣлыхъ О., располож-хъ одинъ надъ другимъ, вертик-но, а если длина буксира превышаетъ 600 фт., то къ этимъ огнямъ прибавляется 3-й такой же огонь, расположенный на 6 фт. выше или ниже ихъ. Чтобы облегчить упр-ніе буксируемому судну, буксиръ м. поднять позади задней трубы или мачты слабый бѣлый О., съ тѣмъ, чтобы О. этотъ былъ видимъ только сзади траверза буксирующаго. Г) Всякое судно, потерявшее способ-ть управляться, обязано нести на мѣстѣ топового О. два красныхъ О., одинъ надъ другимъ, съ разстояніемъ между ними не менѣе 6 фт. Огни эти д. б. видимы по всему г-зонту на разстояніи не менѣе 2 миль. Днемъ такое судно поднимаетъ вмѣсто красн. огней два черныхъ шара, діаметромъ не менѣе 2 фт. Судно, прокладывающее или поднимающее телеграф. кабель, несетъ на мѣстѣ топового 3 О., вертик-но одинъ надъ другимъ, при чемъ 2 крайнихъ О. д. б. красными, а средній — бѣлымъ. Днемъ эти О. замѣняются: крайніе — черн. шарами, а средній — бѣл. предметомъ ромбич. формы. Суда, лишенныя возм-сти управляться, не несутъ боковыхъ (отличит-хъ) огней, если они не имѣютъ хода. Д) Парусныя суда на ходу и буксируемыя суда несутъ одни боковые (отличит-ные) О. — красный и зеленый. Е) Для мелкихъ судовъ отличит-ные О. на ходу не обязат-ны; но при подходѣ къ друг. судамъ или при приближеніи такіе О. д. б. зажженными и готовыми къ употребленію для показанія на соотвѣтствующемъ борту судна, Бѣлый топов. О. обязат-нъ и для мелкихъ паров. судовъ на ходу; гребныя же суда д. имѣть таковой наготовѣ для показанія въ случаѣ приближенія друг. судна. Ж) Рыбачьи и друг. безпалубныя суда на ходу вмѣсто отличит-хъ О. обязаны имѣть наготовѣ цвѣтн. фонарь, съ красн. и зелен. стеклами на обѣ стороны, к-рый они и показываютъ на соотв-щемъ борту при сближеніи съ друг. судномъ. На якорѣ рыбачьи суда несутъ одинъ яркій бѣлый О., а при ловлѣ рыбы сѣтями выставляютъ на одной изъ своихъ мачтъ 2 красн. О., одинъ надъ другимъ вертик-но. Во время траленья суда эти несутъ на одной изъ мачтъ 2 цвѣтн. О., одинъ надъ другимъ: верхній — красный, а нижній —зеленый, кромѣ боковыхъ отличит-хъ О., к-рые они также м. замѣнять фонаремъ съ 2 стеклами — зеленымъ и краснымъ. Рыбач. судамъ не воспрещается показывать въ дополненіе къ упомянут. огнямъ и мгновенныя вспышки. 3) Лоцманскія суда, находящіяся на станціи при исполненіи своихъ обяз-тей, несутъ одинъ бѣлый топовый О., видимый кругомъ по всему г-зонту, и, кромѣ того, показываютъ черезъ промежутки, не превышающіе 15 мин., мгновенныя ярк. вспышки. Приближаясь къ друг. судамъ, лоцмана показываютъ боковые О. на соотв-щемъ борту для указанія своего напр-нія. И) Всякое судно, догоняемое другимъ, д. показывать этому послѣднему съ кормы бѣлый О. или вспышку; этотъ О. м. б. замѣненъ по желанію мѣстнымъ бѣлымъ фонаремъ, укрѣпл-мъ на высотѣ отличит-хъ О. и свѣтящимъ назадъ, по 6 румбовъ (671/2°) въ кажд. сторону отъ діаметр. плос-ти к-бля. Такіе О. несутъ обык-но суда, идущія въ строѣ кильватера, для указанія своего мѣста задн. мателоту. Отсюда и самые О. эти называются кильватерными. К) Всякое судно, желающее обратить на себя вниманіе проходящихъ мимо судовъ, маяковъ или берега, въ правѣ жечь, кромѣ установл-хъ огней, фалш-феера, показывать коротк. вспышки и дѣлать звук. сигналы, съ тѣмъ условіемъ, чтобы эти сигналы не м. быть приняты за сигналы о бѣдствіи. Л) Послѣдніе дѣлаются только въ случаѣ, когда требуется помощь друг. судна или съ берега, и состоятъ въ слѣд.: выстрѣлы изъ орудій или взрывы, слѣдующіе одинъ за другимъ черезъ 1 минуту; пламя на суднѣ (ночью) или сигналъ о бѣдствіи по междунар. своду, буквами NC (днемъ); ракеты, пускаемыя одна за другой съ коротк. промежутками времени (ночью); отдален. сигналъ изъ квадратн. флага съ шаромъ надъ нимъ или подъ нимъ (днемъ), непрерывн. звукъ свисткомъ, сиреной или всякимъ аппаратомъ для туман. сигналовъ. М) Международныя правила не препятствуютъ правит-вамъ отдѣл. державъ устанавливать, въ дополненіе къ упомянутымъ судов. О., особые постоян. и сигнальн. О. для воен. судовъ, идущихъ въ отрядѣ, судовъ, идущихъ съ конвоемъ, а также спец-ные опознател. сигналы, узаконенные и опубликованные должн. образомъ. Къ такимъ дополнит-мъ судов. О. относятся принятые въ русскомъ и мног. иностр. флотахъ: 1) адмиральскій — бѣлый О. съ кругов. г-зонтомъ, зажигаемый на задн. мачтѣ, на высотѣ, не меньшей топового огня, — какъ на ходу, такъ и на якорѣ; этотъ О. означаетъ присутствіе на к-блѣ флагмана; 2) гафельные О., бѣлый и красный, съ кругов. г-зонтомъ, поднимаемые одинъ надъ другимъ на задн. гафелѣ всѣми воен. судами, стоящими въ гавани или на рейдѣ, когда на этотъ рейдъ входитъ или съ него уходитъ воен. судно; послѣднее также зажигаетъ гафельн. О.; 3) гакабортный О. (см. это) на корм. срѣзѣ к-бля для указанія этого срѣза.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

11.

11.

12.

12.

13.

13.

14.

14.

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Огни судовые" в других словарях:

  • ОГНИ СУДОВЫЕ — огни, зажигаемые на судах с заходом солнца на все темное время и служащие для указания места корабля, его состояния, а иногда и назначения. Ввиду общности интересов мореплавания правила о ношении О. С. устанавливаются международными соглашениями …   Морской словарь

  • Огни судовые —         сигнальные огни, устанавливаемые на судне в определённых сочетаниях в тёмное время суток для указания его местонахождения, направления движения, типа, состояния, а также рода выполняемой им работы. Основное назначение О. с. предотвращение …   Большая советская энциклопедия

  • СИГНАЛЬНЫЕ ОГНИ СУДОВЫЕ — (Lantern signal lights) особые огни, носимые судами во всякую погоду от захода до восхода солнца с целью избежать столкновения при расхождении с другими судами. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… …   Морской словарь

  • Корабельные огни (судовые огни) — сигнальные огни корабля (судна), предназначенные для показа другим кораблям (судам) своего местоположения, размера и характера действий с целью предупредить столкновение с ними, для управления совместными действиями и связи. Включаются от захода… …   Словарь военных терминов

  • ОГНИ И ЗНАКИ СУДОВ — судовые навигационные огни и сигнальные знаки (фигуры), указывающие (согласно МППСС 72) др. судам тип двигателя (движителя), которым располагает данное судно, характер его деятельности в море, направление движения, а также разл. причины,… …   Морской энциклопедический справочник

  • Огни корабельные — (судовые) огни, зажигаемые на кораблях (судах) от захода до восхода солнца и в условиях ограниченной видимости. Служат для указания места корабля, направления его движения, а иногда и назначения. Правила о ношении огней устанавливаются… …   Морской словарь

  • СУДОВЫЕ ОГНИ — см. Навигационные огни …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ — сигнально отличительные огни, судовые огни, огни, которые согласно МППСС 72 должны нести в ночное время все морские суда при плавании в морях и океанах за пределами внутренних вод прибрежного государства. Позволяют другим мореплавателям судить о… …   Морской энциклопедический справочник

  • КИЛЬВАТЕРНЫЕ ОГНИ — служат для правильного держания ночью в кильватер впереди идущему кораблю. Верхний К. О. устанавливается на грот мачте или же специальной стойке, а нижний над гакобортным огнем. К. О. дают сектор освещения до 10°. Расстояние между огнями по… …   Морской словарь

  • КОЖУХОВЫЕ ОГНИ — (волж.) отличительные огни. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Кожуховые огни судовые отличительные огни, служащие для определения направления движения (положения) судна в …   Морской словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»