Одиночное обучение

Одиночное обучение

ОДИНОЧНОЕ ОБУЧЕНІЕ, совмѣстно съ воин. восп-ніемъ (см. Воинскій духъ), имѣетъ цѣлью всесторон. подготовку одиночн. бойца. Частн. задачами О. объявляются: искусн. дѣйствіе оружіемъ; строев. обученіе, какъ подготовка къ совмѣст. дѣйствіямъ съ товарищами; ловкость въ преодолѣніи препятствій; умѣнье пользоваться мѣс-тью для своего укрытія; теоретич. свѣдѣнія, касающіяся службы и быта солдата; и умств. развитіе (грамотность). Въ кав-ріи и кон. арт-ріи — верхов. ѣзда и уходъ за лошадью. Историч. очеркъ. Въ древ. эпоху народн. ополченій О. об. составляло задачу семьи и школы, к-рыя выполняли ее подъ набл-мъ прав-ства. Въ Греціи воен. подготовка молодежи сводилась преимущ-но къ развитію физич. силы и ловкости. Физич. упражненія производились публично и были въ больш. почетѣ. Римляне, помимо гимнастич. упражненій, давали будущ. воинамъ и спец-но воен. обученіе. Молод. людей собирали на Марс. полѣ, гдѣ подъ рук-ствомъ опытн. воиновъ они проходили: стойку, воен. шагъ, бѣгъ, вольтижировку, стрѣльбу изъ лука, метаніе копья и рубку мечемъ, прыганье черезъ ровъ и влѣзаніе на валъ, укрѣпленіе лагеря и т. п. При обученіи примѣнялись мечи и копья двойн. вѣса; преодолѣніе мѣстн. преградъ производилось съ полной солдатск. ношей. Воен. шагъ примѣнялся трехъ видовъ: тихій (gradies Militaris) — 5 вер. въ ч.; скорый (plenus gradus) — 7 в. въ ч. и бѣгъ (cursus) — на больш. разстоянія. Движеніе строя производилось въ ногу и подъ музыку. Въ средн. вѣка, въ эпоху рыцарства, О. об. состояло также, гл. обр., въ физич. упражн-хъ и въ обученіи дѣйствію холод. оружіемъ. Когда на смѣну рыцарства явились наемн. войска, воен. иск-во приняло цехов. характеръ; желающіе посвятить себя воен. дѣлу обучались за плату разн. рода "копейными бойцами" и "мастерами меча". Но гл. школой солдата, какъ и въ прежн. время, являлись частыя и продолжит. войны. Съ учрежденіемъ постоян. армій О. об. вступило въ нов. фазисъ. Несмотря на появленіе огнестр. оружія, объемъ знаній, требуемыхъ отъ солдата, мало измѣнился, т. к. отъ него требовались тѣ же механич. дѣйствія въ сомкнут. строяхъ. Между тѣмъ, сроки службы были большіе, а ненадежн. составъ вербован. армій требовалъ занять чѣмъ-нибудь свободн. время солдата. Въ числѣ друг. мѣръ по этой части явилось увлеченіе тонкостями строев. выправки: появился тихій учебн. шагъ въ три, два и одинъ пріемъ съ вытягиваніемъ и выравниваніемъ носковъ, неестественная стойка, ружейн. пріемы, доводимые до артистич. иск-ва. Даже заряжаніе ружья обратилось въ ружейн. пріемъ на 4, 8, 12 и болѣе темповъ. Т. обр. строевая выучка (муштра), составляющая одно изъ средствъ О. об., обратилась въ цѣль этого обученія. Эта система, выработанная въ послѣдн. четверти XVIII ст., продержалась до половины минувш. вѣка, привившись даже въ такихъ арміяхъ, к-рыя никогда не были наемными (русская). Понадобились кровавые уроки, прежде чѣмъ эта система б. оставлена (Іена, Севастополь) и обученіе солдата вернулось на нормал. путь. Въ Россіи, съ учр-ніемъ постоян. арміи, ея обученіе сразу б. поставлено на практич. почву. По первому ея уставу 1698 г., дополненному въ 1702 г., О. об. заключалось, помимо ружейн. пріемовъ и строев. выправки, также и въ учебн. стрѣльбѣ. Воинск. уставъ 1716 г. знач-но упростилъ сложн. пріемы заряжанія. Взгляды Петра В. на подготовку войскъ лучше всего выразились въ инструкціи, данной Нарышкину въ 1708 г. Въ ней Царь отличаетъ обученіе новобранца отъ обученія стар. солдатъ, "ибо они того грандуса миновали". Основы О. об. рекрута д. б. состоять: въ "справной неспѣшной стрѣльбѣ", "въ добромъ прицѣливаніи" и "въ справномъ швенькованіи" (поворотъ, эволюціи). Стараго солдата указывалось "непрестанно тому обучать, какъ въ бою поступать.., сначала на полѣ дѣлать порознь и потомъ паки вкупѣ яко въ самомъ дѣлѣ". Въ уставѣ 1716 г. большое вниманіе удѣлено обученію дѣйствію штыкомъ съ нанесеніемъ ударовъ во всѣ стороны. Вліяніе зап. увлеченія строев. муштрой проникаетъ въ нашу армію ок. сер. XVIII ст. Въ уставѣ 1755 г. появляется треб-ніе эфектовъ въ ружейн. пріемахъ. Высш. степень ихъ соверш-ва заключается въ "метаніи артикуловъ" по знакамъ флигельмана съ "прихлопываніемъ" по сумѣ и "пристукиваніемъ крѣпко по ружью"; стали даже портить ружья. Наряду съ этимъ, въ к-цѣ этого времени проводилось треб-ніе соверш-ва въ ѣздѣ (безъ всяк. тонкостей) и иск-ва владѣть оружіемъ, при чемъ обученіе велось "порознь" съ рубкой на-скаку болванокъ. Въ эпоху Екатерины II, также какъ и Петрѣ В., рѣзко отличали О. об. отъ подготовки частей. При О. об. руководствовались "инструкціей полковнику" (1764 г. для пѣхоты и 1766 г. для к-цы), дававшей не только программу и объемъ обученія, но и основные его пріемы. "Новоприверстанный (новобранецъ) не д. быть битъ, ниже стращенъ, все сіе съ ласковостью и съ истолкованіемъ ему пояснять". Обученіе состояло въ ознакомленіи съ ружьемъ и обращеніемъ съ нимъ, въ стойкѣ и маршировкѣ "безъ увлеченія", ружейн. пріемахъ и стрѣльбѣ. "Вытяжки въ стояніи, крѣпкіе удары въ пріемахъ ружейныхъ д. быть истреблены" (Потемкинъ). Суворовъ требовалъ "скорый зарядъ и исправный прикладъ", а отъ к-цы "со свободностью крѣпко сидѣть, а не по манежному принужденію". Срокъ обученія рекрута продолжался: въ пѣхотѣ — 4—5 недѣль, въ к-цѣ — 2—21/2 мѣс. Егерей учили, кромѣ стрѣльбы, проворн. бѣганію, подпалзыванію и примѣненію къ мѣс-ти. При Павлѣ прус. муштра б. цѣликомъ пересажена въ нашу армію, надолго остановивъ развитіе рус. воен. иск-ва. О. об. сводилось къ пріемамъ механич. дрессировки ради церемоніала и вахтпарада. Въ первые годы царст-нія Александра I непрерыв. войны не способствовали развитію "шагистики, ружистики и парадоманіи", но тотчасъ же по окончаніи войнъ Павловскій "Гатчинскій" режимъ восторжествовалъ. По свидѣт-ву соврем-ка, "нигдѣ не слышно друг. звука, кромѣ ружейн. пріемовъ и командн. словъ, нигдѣ другого разговора, кромѣ крагъ, ремней и вообще солдатск. туалета и учебн. шага". Солдаты обращались въ машины и замучивались ученьями. Даже Цес-чъ В. Кн. Константинъ Павловичъ въ 1817 г. писалъ: "Нынѣ завелась во фронтѣ такая танцовальн. наука, что и толку не дашь... вели гвардіи стать на руки ногами вверхъ... и маршировать, такъ промаршируютъ". Старые боев. ген-лы (Барклай, Витгенштейнъ) тщетно указывали иные способы обученія; голосъ ихъ заглушался Аракчеевымъ. Плоды этого уродл. явленія пожали въ слѣд. царст-ніе. Послѣ Крымск. войны, какъ резул-тъ реакціи, на первомъ мѣстѣ въ О. об. б. поставлена стрѣльба; не обошлось и здѣсь безъ увлеченія. Конечн. цѣлью стали ставить "тонкую" стрѣльбу, стремясь скорѣе къ совершенству на стрѣльбищѣ, нежели къ боев. примѣненію. На ряду съ этимъ отжившія стремленія къ строев. изящ-ву все же нашли убѣжище въ церемоніальн. маршѣ и въ многочисл. уставахъ, касавшихся смотровъ и парадовъ. Къ увлеченіямъ въ О. об. этой эпохи можно также отнести излишній школьно-словесн. характеръ въ ротныхъ (эск-ныхъ) школахъ и учебн. командахъ. Война 1877—78 гг., въ свою очередь, ввела нѣк-рыя поправки въ О. об., к-рое, впрочемъ, менѣе всего было повинно въ нашихъ неудачахъ. Точно также вслѣдъ за войною 1904—05 гг. общее стремленіе къ устраненію недочетовъ боев. подготовки нашей арміи коснулось и О. об. Вновь большое вниманіе б. удѣлено строев. выправкѣ солдата, его стрѣлк. подготовкѣ и физич. развитію, при чемъ и здѣсь увлеченіе нерѣдко переходило границы необходимаго и полезнаго. Достаточно вспомнить требовавшееся еще въ недавн. время отданіе чести съ тверд. отбиваніемъ шага ("печатаніемъ") или "соколиную гимнастику" съ ружьями, подъ музыку, цѣлыми полками и даже д-зіями, что уже совсѣмъ близко подходило въ "танцовальн. наукѣ во фронтѣ" начала прошлаго ст. Но мало-по-малу увлеченія улеглись, уступивъ мѣсто дѣйств-но необходимому и возможному. Изъ краткаго историч. очерка можно видѣть, что до появленія огнестр. оружія отъ воина требовалась, гл. обр., физич. сила, а подготовка его была настолько несложной, что почти всецѣло выполнялась въ семьѣ и школѣ. Съ переходомъ къ постоян. войскамъ забота о подготовкѣ солдата перешла къ арміи. Нѣк-рое усложненіе, внесенное въ О. об. введеніемъ гладкаго огнестр. оружія, съ избыткомъ возмѣщалось продолж-ностью солдатск. службы. Но по мѣрѣ усоверш-нія огнестр. оружія, О. об. осложняется треб-ніемъ отъ солдата, помимо физич. кач-въ, все большихъ умствен. познаній и развитія. Соотв-но съ этимъ усложнились и друг. отдѣлы боев. подготовки войскъ, что при кратк. срокахъ службы сдѣлало учебн. работу арміи напряженной. При такихъ условіяхъ пришлось для подготовки солдата, подобно древнимъ, прибѣгнуть къ содѣйствію школы и общ-ва. — Современные взгляды на О. об. установились болѣе или менѣе одинаковые во всѣхъ арміяхъ. основн. условіями раціонал. обученія признаются: учить только тому, что придется дѣлать на волнѣ; учить въ такой послѣдов-ности, к-рая сама по себѣ указывала бы цѣль обученія; учить преимущ-но показомъ. Первое условіе опредѣляетъ объемъ обученія; остальныя два — его методъ. Средствомъ для противодѣйствія односторон. увлеченіямъ какимъ-либо отдѣломъ обученія является раціонал. распредѣленіе времени въ соотвѣтствіи съ относит. важностью отдѣловъ и срокомъ, даннымъ на О. об. Распредѣленіе времени выливается въ общій учебн. планъ и расписанія занятій. Въ больш-вѣ гос-твъ связь арміи съ народомъ выражается участіемъ семьи, школы и общ-ва въ О. подготовкѣ солдата, съ цѣлью облегчить работу учебн. состава арміи. Въ Россіи О. об. обнимаетъ: теоретич. знанія, обязат-ныя для рядового (свѣдѣнія общія и изъ уставовъ); строев. обученіе; обученіе стрѣльбѣ; гимнастику; штыков. бой; грамотность. Обученіе молодыхъ солдатъ ведется отдѣльно отъ остальныхъ. Срокъ обученія ихъ 4-мѣс., но распредѣляется такъ, чтобы послѣ 2 мѣс. они, въ случаѣ надобности, могли стать въ строй. По строев. образ-нію воспрещается обученіе т. наз. учебн. шагу. По стрѣлк. обученію много труда и времени отдается приготовит. упражненіямъ (прикладка и прицѣлка) и опредѣленію разстояній. Предусмотрѣны упражненія въ отысканія цѣлей на мѣс-ти. О. стрѣльба различается: подготовит-ная, имѣющая цѣлью пріучить къ произв-ву мѣткаго и скор. выстрѣла съ измѣр-хъ разстояній, и боевая, производимая въ условіяхъ, приближающихся къ боевымъ. При обученіи гимнастикѣ видн. мѣсто отведено втягиванію въ бѣгъ и ходьбу; отводится также мѣсто играмъ, съ цѣлью развить сообразит-сть и находч-сть. Фехтованіе ограничивается выпадами и отбивами ружьемъ, а также и уколами чучелъ на мѣстѣ и съ разбѣга. Обученіе грамотѣ обязат-но. Въ отношеніи содѣйствія школы и общ-ва задачамъ воен. подготовки молодежи рус. армія находится пока въ наименѣе благопріятн. положеніи по сравненію съ другими арміями. Вслѣдъ за послѣд. войной, по иниц-вѣ частн. лицъ, б. положено начало такой подготовкѣ, выразившееся въ орг-заціи т. наз. "потѣшныхъ". Подобно франц. "школьнымъ б-намъ" (см. ниже), эта мѣра, недостаточно продуманная и поспѣшно проведенная, оказалась не жизненной. Поэтому, несмотря на широк. содѣйствіе (въ смыслѣ труда и средствъ) войсков. частей, это увлеченіе также быстро потухло, какъ и появилось, уступивъ мѣсто болѣе спокойн. обсужденію этого важн. вопроса. Въ 1911 г. объявлено въ пр. по в. в. "Положеніе о внѣшкольн. подготовкѣ рус. молодежи къ воен. службѣ", опредѣляющее общ. основанія и объемъ этой подготовки. Осущ-леніе этой мѣры, до изданія соотв-щаго закона, предоставлено частн. почину отдѣл. лицъ и учр-ній. Изъ немногочисл-хъ у насъ частн. общ-въ, преслѣдующихъ физич. подготовку мододежи, болѣе извѣстны: "Общ-во содѣйствія физич. развитію учащейся молодежи" (Осфрумъ), "Богатырь", "Маякъ". — Германія. Во главѣ О. об. ставится подготовка къ бою, к-рая начинается съ первыхъ шаговъ службы солдата. О. об. молод. солдатъ въ установленный для этого 12-нед. срокъ достигаетъ вполнѣ закончен. подготовки, какъ для сомкнутаго, такъ и для разсыпн. строя. Въ отношеніи метода обученія заслуживаетъ вниманія постановка обученія рекрутъ. Учителями молод. солдатъ являются исключ-но у.-оф-ры и лишь въ помощь имъ назначаются ефрейтора; "рекрутскій" оф-ръ, завѣдывавшій ихъ обученіемъ, присутствуетъ не только на занятіяхъ, но также при пробужденіи и одѣваніи солдатъ, для пріученія ихъ къ порядку, а также посѣщаетъ казармы въ обѣден. время, вечеромъ и ночью. Всѣ отдѣлы О. об. ведутся преимущ-но на мѣс-ти. О. об. слагается изъ: обученія бою (подготовка къ разсыпн. строю), строев. обученія, обученія стрѣльбѣ, опредѣленія разстояній, гимнастики, гарнизон. службы, словес-ти, чистки и пр. свѣдѣній по гигіенѣ, опрятности и порядку (Putzstunde). По подготовкѣ къ разсыпн. строю заслуживаютъ вниманія: чрезвычайно систематическія и тщат. занятія по познанію мѣс-ти (описаніе ея стрѣлкомъ съ разн. точекъ стоянія и оцѣнка), по отысканію цѣлей и постоянныя практич. упражненія въ употребленіи лопаты при боев. обстановкѣ. Стремленіе дольше сохранить въ рукахъ стрѣлк. цѣпь вызвало сущ-ніе особой "боев. муштры", къ к-рой относится все, требующее чисто механ. исполненія (установка прицѣла, быстр. заряжаніе, разсыпаніе и пр.). Система строевого О. об. построена на "муштрѣ" (Drill), имѣющей цѣлью выработать въ солдатѣ рефлекторныя движенія, почти безсознат. выполненіе команды. Взглядъ нѣмцевъ на строев. муштру всего опредѣленнѣе выразился въ словахъ ген. ф.-д.-Гольца: "Безъ тверд. пріемовъ, безъ стройн. марша и безъ парадн. муштры мы и въ наше время не можемъ воспитывать дисц-ны, к-рая въ критич. моменты заставляетъ насъ сомкнуто, въ ногу проходить опасн. зону или подъ дождемъ пуль сковываетъ вновь въ одно цѣлое ослабѣвающихъ". Въ строев. обученіи самое важное — шагъ, цѣлый культъ шага, раздѣляемаго на учебный, мѣрный и вольный; ружейн. пріемы почти не разнятся отъ нашихъ; повороты регламентированы болѣе нашихъ. Учебная стрѣльба имѣетъ цѣлью научить вполнѣ мѣтк. выстрѣлу (Punktschiessen). Чрезвычайно систематично, кругл. годъ производится опредѣленіе разстояній, преимущ-но лежа или съ колѣна. Гимнастика подраздѣляется на свободныя упражненія, на снарядахъ упражненія съ ружьями (включая фехтованіе) и прикладную. Къ послѣдней относится бѣгъ (2 раза до 4 мин. съ перерывомъ въ 5 мин.). При изученіи гарнизон. службы особен. вниманіе отводится службѣ постовъ и карауловъ ночью. Школьная воен. подготовка еще не установлена закономъ, тѣмъ не менѣе, на физич. развитіе въ школахъ обращено вниманіе. Дѣлу воен. подготовки молодежи помогаютъ многочисленныя гимнастическія, стрѣлк., фехтовальныя и др. спортив. общ-ва. Наиболѣе популярно "Jugendwehr", вѣдающее спец-но воен. подготовкой и состоящее изъ отдѣловъ: музыкальнаго, 5 пѣх. ротъ, морского и санитарнаго. — Австро-Венгрія. Основу О. об. составляетъ строев. выправка, какъ средство вѣрно развить силу воли, привить полезныя физич. и нравств. привычки и достигнуть тактической и даже моральн. дисц-ны. Теоретич. познанія ограничиваются лишь необходимымъ. Учебн. шага нѣтъ; преувелич. вытягиваніе ноги и отбиваніе шага воспрещается. Заряжаніе и стрѣльба проходятся преимущ-но лежа. Обученіе опредѣленію разстояній столь же тщат-но и систематично, какъ и въ герм. арміи. Обученіе штыков. бою рекомендуется вести возможно просто, вольн. боемъ, съ примѣненіемъ чучелъ. Систематично ведется подготовка къ ночн. дѣйствіямъ. Срокъ О. об. рекрута 8 нед. Въ отношеніи объема О. об. сходно съ герм-мъ. Вопросъ о воен. подготовкѣ молодежи — въ томъ же положеніи, какъ и въ Германіи. Прав-ству помогаютъ частн. общ-ва, состоящія въ вѣдѣніи отставн. оф-ровъ. Въ Богеміи наиболѣе популярно общ-во "Соколы". Въ Венгріи, по иниціативѣ фельдм. Джекельфалюси, почти во всѣхъ школахъ широко поставлено дѣло воен. обученія. — Франція. О. об. единств. цѣлью имѣетъ подготовку къ войнѣ. Строев. обученіе мало отличается отъ нашего; можно отмѣтить лишь сущ-ніе особаго "гимнастич." шага (170—180 шаг. въ мин.). О. об. стрѣлка ведется "индивидуально", при чемъ, въ зав-сти отъ способ-тей обучаемаго, достигнутые резул-ты будутъ различны. Оно состоитъ изъ технич. и тактич. подготовки стрѣлка. Первая имѣетъ цѣлью научить производ-ву мѣтк. выстрѣла въ обстановкѣ, близкой къ боевой; вторая заключается въ подготовит. упражненіяхъ (опредѣленіе разстояній, нахожденіе цѣли, примѣненіе къ мѣс-ти) и въ одиночной боев. стрѣльбѣ, совмѣстно съ нѣск-ми людьми сосѣдн. рядовъ, для развитія солидарности (esprit desolidar té). Отличит. черту стрѣлк. подготовки составляетъ абсолют. свобода ротн. ком-ровъ въ выборѣ послѣдов-ности и способовъ обученія (указанныхъ въ уставѣ). Подробно проходится О. ознакомленіе на мѣс-ти съ встрѣчающимися закрытіями и постоянно практикуется примѣненіе шанцев. инструмента. Подготовка молодежи къ воен. службѣ широко развита, преслѣдуя, прежде всего, физич. развитіе, умѣнье стрѣлять, читать карту. Законъ объ обязат. препод-ніи гимнастики въ школахъ изданъ еще въ 1830 г., но учрежденные тогда "школьные бат-ны" не пользовались довѣріемъ общ-ва вслѣдствіе увлеченія внѣшней показн. стороной. Сильн. толчекъ дѣлу далъ законъ 8 апр. 1903 г., установившій нѣк-рыя льготы при поступленіи на дѣйствит. службу лицамъ, имѣющмъ аттестаты о предвар-ной воен. подготовкѣ (brevet d’aptitude Militaire). Въ наст. время прав-ство готовитъ законопроектъ, подтверждающій обязат-сть физич. обученія молодежи во всѣхъ правит-хъ учебн. зав-ніяхъ, а также регулирующій дѣят-сть многочисл-хъ частн. гимнаст. и стрѣлк. общ-въ (Sociétés Scolaires, сокращ. S. S. и Sociétés Agréés par le Ministre de la guerre, сокращ. S. Ag.). Всѣ эти общ-ва, числомъ свыше 31/2 т., объединены въ гигантскій союзъ L’Union des Sociétés de Préparation au Service Militaire — Association Nationale. Общ-ва субсидируются, получаютъ воен. инструкторовъ, оружіе и безвозмездно патроны. Сопоставляя постановку О. об. въ глав. арміяхъ, можно видѣть, что у насъ О. подготовка солдата требуетъ наибольш. затраты времени и труда. Причина этого лежитъ въ маломъ (физич. и умств.) развитіи нашего новобранца и въ слабой пока связи между арміей и народомъ, слѣдствіемъ чего является отсутствіе совмѣстн. работы по созданію воен. мощи гос-тва. (М. Драгомировъ, Подготовка войскъ въ мирн. время; Лешъ, Пріемы боев. подготовки бойца, звена, отдѣленія и взвода; Н. Бутовскій, Прежняя служба и настоящая; Полож. объ обученіи пѣхоты 1911 г.; То же — кав-ріи 1901 г.; То же — арт-ріи 1901 г.; Строев. пѣх. уст. 1908 г.; Строев. кавал. уст. 1912 г.; Наставленіе для обученія стрѣльбѣ 1909 г.; Обуч. штыков. бою 1907 г.; Наставленіе для обученія воен. гимнастикѣ 1910 г.; П. А. Риттихъ, Система обученія мол. солдатъ пѣхоты въ герм. арміи; Строев. уставы герм., австр. и франц. армій; Кардашенко, Значеніе семьи и школы въ вопросѣ подготовки вооруж. силы гос-тва; Ф. Гершельманъ, Воен. подготовка въ гражд. школахъ; А. М. Назаровъ, Потѣшные).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Одиночное обучение" в других словарях:

  • Русская армия —         сухопутные войска России до Великой Октябрьской социалистической революции. Являясь орудием внешней и внутренней политики господствующих классов, Р. а. вместе с тем совершенствовала свою организацию и военное искусство в условиях… …   Большая советская энциклопедия

  • РУССКАЯ АРМИЯ — сухопутные вооруж. силы России до Вел. Окт. социалистич. революции. Служа орудием внеш. и внутр. политики господствующих классов, Р. а. совершенствовала организацию и воен. иск во в условиях упорной борьбы рус. народа за целостность,… …   Советская историческая энциклопедия

  • АРМИЯ — сухопутные вооруженные силы России, обеспечивающие целостность, самостоятельность и независимость Русского государства. Русская армия существовала на православно монархических началах, и ее солдаты и офицеры именовались христолюбивым воинством.… …   Русская история

  • История пенитенциарных учреждений со средних веков до начала XX века — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). История пенитенциарных учреждений со средних веков до начала XX века. Эта статья о тюрьмах, каторжных заведениях и прочих местах… …   Википедия

  • История пенитенциарных учреждений со Средних веков до начала XX века — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). История пенитенциарных учреждений со средних веков до начала XX века. Эта статья о тюрьмах, каторжных заведениях и прочих местах… …   Википедия

  • Тюрьма — Под словом Т. (от нем. Thurm башня) понимается: А) в конкретном смысле изолированное от внешнего мира и охраняемое стражей здание для принудительного содержания лиц, подлежащих заключению по приговорам судов или по распоряжению административной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кван, Мишель — Мишель Кван Мишель Кван в 2006 году. Персональные данные Представляет …   Википедия

  • Хени, Соня — Соня Хени Sonja Henie …   Википедия

  • Хени Соня — Олимпийские награды Фигурное катание Золото 1928 Женское одиночное катание Золото 1932 Женское одиночное катание Золото …   Википедия

  • Шрамм, Норберт — Спортивные награды Фигурное катание Чемпионаты мира серебро Копенгаген 1982 Мужское одиночное катание серебро Хельсинки 1983 Мужское одиночное катание …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»