- Обстрел судовой артиллерии
ОБСТРѢЛЪ СУДОВОЙ АРТИЛЛЕРІИ, районъ моря, въ к-ромъ к-бль, идя опредѣл. курсомъ, м. подвергнуть непр-ля разстрѣлу. Соврем. к-бли, за рѣдк. исключеніями, не имѣютъ равномѣрн. О. по разнымъ направленіямъ, не говоря уже про кругов. О. орудій к-бля въ горизонт. плос-ти. Такой О. возможенъ лишь для небольш. пушки, установленной на боев. марсѣ; всѣ орудія, помѣщаемыя ниже, встрѣчаютъ для своего О. препятствія (дымов. трубы, мачты, рубки, сосѣднія орудія), а нѣк-рые углы приходится исключать изъ опасенія, чтобы порох. газы не повредили своей палубы или борта. Разность между полною окруж-тью (360°) и дѣйствит. угломъ О. орудія называется мертв. угломъ этого орудія. Въ вертик. плос-ти О. судов. орудій ограниченъ, кромѣ предѣловъ, устанавливаемыхъ техникою оруд. станковъ, еще недостаточ. высотой судов. палубъ, нежелат-стью увеличенія пушеч. портовъ и, наконецъ, чрезмѣрной силой отдачи на судов. корпусъ при стрѣльбѣ съ больш. угломъ возвышенія или сниженія. При сниженіи орудія, установленнаго вдали отъ борта (напр., башни въ діаметр. плос-ти к-бля), О. еще уменьшается, чтобы не прогнуть газами палубу. Простр-во вокругъ к-бля, не поражаемое своей ар-ріей изъ-за предѣла угла сниженія, называется мертвой зоной; ширина этой зоны для крупныхъ судов. орудій достигаетъ обычно отъ 2—5 кабельтовыхъ, для среднихъ — 1/2 — 1 каб. и только для мелк. пушекъ она незнач-на. Быстрое возрастаніе мертв. зоны съ креномъ к-бля является также важн. факторомъ при минной борьбѣ, но для увеличенія вертик. угла О. въ извѣстн. напр-ніи можно искусственно производить кренъ на противупол. бортъ (японцы при бомбард-ніи П.-Артура). Возвышеніе 12—14-дм. ор. достигаетъ на соврем. судахъ 25°, сниженіе — ок. 5°; средн. арт-рія, расположенная въ башняхъ, имѣетъ то же возвышеніе, а въ казематахъ — до 20°; сниженіе орудій средн. клб. бываетъ 2—8°, смотря по удаленію пушки отъ борта. Горизон-ный О. крупныхъ башен. орудій, расположенныхъ въ діаметр. плос-ти к-бля, въ лучш. случаѣ достигаетъ 320° (отъ траверза до траверза черезъ діаметр. плос-ть 180° и за траверзъ кажд. борта по 70°) (фиг. 1); чаще удается достигнуть лишь 60° за траверзомъ, при незначит. углѣ возвышенія, ограничиваемомъ опас-тью разрушенія мостиковъ, расположенныхъ выше орудій. Башни, поставленныя въ діаметр. плоскости вторыми съ кормы и притомъ на одномъ уровнѣ съ крайн. башнями, какъ, напр., на англ. дреднаутахъ (фиг. 2), имѣютъ О. знач-но меньше — около 110° на сторону, съ мертв. угломъ посрединѣ. Такія же башни, приподнятыя надъ передними, какъ на американ. лин. корабляхъ или на послѣднихъ англ. (типа King George V), имѣютъ О. почти одинаковый съ крайн. башнями. Эшелонно установленныя борт. башни, напр., средн. башни к-блей типа Colossus (фиг. 3), имѣютъ О. по своему борту 180° и, кромѣ того, ок. 40° по обѣ стороны траверза противупол. борта. Наименьш. уголъ О. (около 180°) имѣютъ парныя бортов. башни к-блей типа Dreadnought, поставленныя на томъ же шпангоутѣ, т. к. онѣ совсѣмъ не имѣютъ О. на противопол. бортъ. При назначеніи О. кажд. орудію обращаютъ вниманіе на то, чтобы О. всей арт-ріи к-бля былъ возможно равномѣрный, безъ мертв. угловъ и напр-ній, не обстрѣливаемыхъ хотя бы одной башней. Однако, полная равномѣрность О. трудно достигается, и кажд. к-бль является въ смыслѣ О. компромиссомъ, при чемъ возможн. максимумъ огня устанавливается подъ нѣк-рымъ угломъ отъ траверза. Уголъ этотъ мѣняется отъ 0 до 60° въ зав-сти отъ взглядовъ, господствующихъ въ данномъ флотѣ во время постройки к-бля на тактику мор. боя: отсюда обиліе варіантовъ въ размѣщеніи крупн. орудій. Наиболѣе раціональнымъ у насъ считаютъ возможно большее усиленіе бортов. огня, когда всѣ орудія гл. клб. могутъ одновр-но дѣйствовать по траверзу; однако, есть и много сторонниковъ усилен. О. по носу и по кормѣ въ ущербъ бортов. огню, слѣдствіемъ чего явились, напр., бортов. башни нѣмец. к-блей типа Helgoland и др., гдѣ впередъ и назадъ стрѣляютъ по 3 башни, а по траверзу только 4, хотя на к-блѣ всего 6 башенъ (фиг. 4). Такой О. врядъ ли можно считать раціонал-мъ; во всякомъ случаѣ онъ указываетъ на то, что въ герман. флотѣ много сторонниковъ фронтал. боев. строевъ, не пользующихся въ больш-вѣ флотовъ особ. симпатіями. Бортовой О. всѣми крупн. орудіями одновременно, начиная съ курс. угла 30°, имѣютъ рус. лин. к-бли типа Севастополь (фиг. 5), обладающіе зато сравнит-но слабымъ продол. огнемъ. Еще удачнѣе въ этомъ отношеніи англ. лин. к-бль King George V, на к-ромъ всѣ башни также расположены въ діаметр. плоскости (фиг. 6), но вторыя отъ носу и отъ кормы приподняты надъ крайними и имѣютъ О. черезъ нихъ. О. судов. орудій средняго и мелк. калибровъ, расположенныхъ въ казематахъ, д. быть также по возм-сти равномѣрнымъ; нерѣдко задаются условіемъ, чтобы каждая точка моря въ разстояніи ок. полукабельтова отъ борта обстрѣливалась по крайней мѣрѣ 4 орудіями. Для этой цѣли часть орудій въ оконеч-тяхъ судна (по 2—3 съ борта) устанавливаютъ въ спец. уступахъ борта (фиг. 7) такъ, чтобы О. ихъ былъ прямо по носу и крайнія пушки могли стрѣлять даже на друг. бортъ; отъ траверза назадъ такія пушки имѣютъ О. 40—50°. Орудія этого клб., установленныя въ средней части судна по борту, имѣютъ О. около 60° въ каждую сторону отъ траверза.
Фиг. 1.
Фиг. 2.
Фиг. 3.
Фиг. 4.
Фиг. 5.
Фиг. 7.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.