- Пернов
ПЕРНОВЪ, у. городъ Лифляндск. губ. и торгов. портъ, расположенный на вост. бер. Рижскаго зал., при устьѣ рѣки Перновы. Входъ съ моря огражденъ 2 низкими молами (см. чертежъ). Напр-ніе входа, SW, совпадаетъ съ напр-ніемъ господствующихъ вѣтровъ, для к-рыхъ портъ остается открытымъ. Главн. назначеніе моловъ — охранять входъ отъ берегов. наносовъ — выполняется только отчасти, т. к. впереди входа и послѣ ихъ постройки продолжаетъ образовываться баръ. Глубина входа ок. 17 фт., поддерживается постоян. землечерпаніемъ; ширина канала — ок. 1/2-кабельтова. Въ 1909 г. въ городѣ числилось свыше 20 т. жит. Торгов. дѣят-сть возросла съ проведеніемъ къ П. узко-кол. ж. д., соединившей его съ г. Ревелемъ и станціей Валкъ Риго-Псковск. ж. д. Коммерч. значенію П. способствуетъ расположенная вблизи больш. целлюлозн. фабрика. Грузооборотъ П-скаго порта въ тыс. пд. см. таблицу. Гл. предметами привоза по внѣшн. торговлѣ служатъ камен. уголь, сѣрн. колчеданъ и суперфосфатъ. Вывозится почти исключ-но лѣсн. матеріалы, древесно-бумажн. масса и ленъ. Главн. предметы привоза по каботажу — дрова и строит. матеріалы, а по вывозу — бумага, картонъ, бумажн. масса и целлюлоза. Въ 1911 г. въ П-скій портъ пришло всего 1.157 судовъ, съ водоизмѣщеніемъ 253.273 рег. тн., и отошло изъ порта 1.162 судна, общей вмѣстимостью 253.815 рег. тн. П. основанъ и укрѣпленъ датчанами во 2-ой четверти XIII в. Затѣмъ принадлежалъ то шведамъ, то ливонск. рыцарямъ, то полякамъ. До самаго конца XVI ст. городъ, окруженный оборонит. стѣнами и имѣвшій крѣпк. замокъ, находился на прав. бер. Перновы, послѣ чего б. срытъ поляками и перенесенъ на лѣв. сторону. Въ 1561 г. войска Іоанна Грознаго, предводительствуемыя князьями Глинскимъ и Серебрянымъ, нанесли подъ П. серьезн. пораженіе воинству гетмана Радзивилла. Въ 1575 г. П. взятъ воеводою Никитою Юрьевымъ штурмомъ, при к-ромъ, по ливонской лѣтописи, пало до 7 т. русскихъ. въ промежутокъ времени съ 1617 по 1642 г. шведы построили въ П. кр-сть, нижепоказаннаго типа. Въ 1710 г., при осадѣ Риги арміей фельдм-ла Шереметева, когда сопр-леніе названной кр-сти приходило къ концу (конецъ іюня), гл-щій направилъ для обложенія П. г.-л. Боура съ 6 драг. полками. Въ то время П-ская кр-сть б. вооружена 201 ор.; г-зонъ — свыше 1 т. ч. Обложеніе б. завершено къ 22 іюля, и тогда же окрестное дворянство, укрывшееся въ кр-сти, стало просить пропуска, т. к. въ городѣ свирѣпствовала эпидемія моровой язвы и запасы продовольствія изсякали. Боуръ отказалъ. 8 авг. дворянство возобновило свое ходатайство, но получило отвѣтъ, что рус. ген-лъ ожидаетъ только подхода находящейся въ пути пѣхоты, чтобы открыть осаду. 14 авг. кр-сть капитулировала, когда гарнизона въ ней осталось 120 ч. Послѣ Ништадтскаго мира 1721 г. П. б. зачисленъ въ число штатн. росс. кр-стей. По документамъ начала XIX в., кр-сть состояла изъ 7 бастіон. фронтовъ съ вооруженіемъ въ 116 ор. По поводу значенія кр-сти указывалось, что она "важна б. для строителей своихъ, датчанъ и шведовъ, какъ морск. пристань; но въ семъ видѣ для Россіи она безполезна". Кр-сть б. упразднена въ 1835 г. (Докум. центр. инж. арх.; Соловьевъ, Ист. Россіи съ древнѣйш. врем.; Бутурлинъ, Воен. ист. поход. россіянъ въ XVIII в.).
Годъ.
Привозъ.
Вывозъ.
Грузооборотъ.
Изъ-за
границы.Изъ
Финляндіи.Бер.
каботажъ.Мор.
каботажъ.Всего.
За
границу.Въ
Финляндію.Бер.
каб-ажъ.Мор.
каботажъ.Всего.
По внѣшн.
торговлѣ
съ Финлянд.Кабот.
торг-ля.Общій.
1901
2.864
37
373
2.689
5.943
2.500
20
—
7.96
3.216
5.421
3.838
9.259
1905
4.867
74
302
3.103
8.345
3.841
10
—
1.902
5.753
8.92
5.397
14.000
1910
6.972
4
382
2.139
10.297
7.080
1
—
2. 99
9.480
14.057
5.720
19.007
1911
9.790
39
635
3.380
13.884
8.763
3
—
2.899
11.655
18.595
6.904
25.499
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.