- Болгария
БОЛГАРІЯ, государство (называемое также царствомъ), расположенное въ сѣв.-вост. части Балканскаго полуо-ва, пространствомъ 96.000 кв. клм. Сѣв. граница Б. — Дунай, отъ устья Тимока до г. Силистріи (471 клм.), отдѣляющій ее отъ Румыніи. Сухоп. граница отъ Силистріи до Черн. моря (къ ю. отъ с. Иланлыкъ) отдѣляетъ Б. отъ Румынской Добруджи (137 клм.). На з. погран. линія проходить между Б. и Сербіей по водоразд. хребтамъ и пересѣкаетъ долину Нишавы (340 клм.). Южн. погран. линія, отдѣляющая Б. отъ Турціи, проходитъ по водоразд. хребтамъ и по долинамъ рѣкъ (946 клм.). Наконецъ, Черноморская граница на в. тянется на 344 клм. По строенію поверхности Б. можно раздѣлить на 3 географич. области: сѣв., на с. отъ Балканъ; южн., на ю. отъ Балканъ и юго-зап. на ю. отъ главнаго хребта Балканъ и на з. отъ Ихтиманской ихъ вѣтви, имѣющей меридіональное направленіе. Одна только сѣв. Б. имѣетъ равнин. характеръ, южн. же и юго-зап. отличаются большимъ разнообразіемъ своей поверхности. Изъ горъ Б. наиб. значеніе имѣетъ Балканскій хребетъ или Стара-планина, к-рый хотя и уступаетъ другимъ горамъ царства въ высотѣ, но развитіемъ въ длину и ширину оказываетъ существенное вліяніе на общій рельефъ страны. (См. Балканы). Грандіознѣе Балкановъ — Родопскій массивъ, отъ него въ Б. входятъ только вѣтвь Рило (Рыло-Дагъ) и часть Родопы. Рило-планина имѣетъ уже въ значит. степени альпійскій характеръ. Тѣсно связанная съ Родопами, она окружена, однако, рядомъ котловинъ и шир. долиною Струмы, къ к-рой спускается круто, и это даетъ ей видъ отд., самостоят. горной возвышенности. Ср. высота Рило-планины — 1.470 мтр., но на значит. пространствѣ она поднимастся до выс. въ 2.000—2.923 мтр. Сѣв.-зап. часть отличается голыми, скалист., обрывист. террасами, среди к-рыхъ много озеръ; но къ ю. склоны гораздо мягче, нѣтъ ни террасъ, ни озеръ. Въ ю.-з. части Рила находятся самыя высокія ея вершины: Мусала (2.923 мтр.), Чадыръ-Тепе (2.781 мтр.) и др.; здѣсь тоже немало скалист. террасъ и озеръ. На Рило-планинѣ находится знаменитый Рыльскій монастырь (3.900 ф. надъ ур. м.), игравшій видную роль въ исторіи Б. Колесное движеніе черезъ Рило невозможно; единств. вьючный путь идетъ по отрогу отъ Самокова до Рыльскаго монастыря, а оттуда спускается къ Дупницкому шоссе. Подъемы на Рило оч. круты. Высокая горная цепь Родоповъ, половина к-рыхъ принадлежитъ Б., служитъ, по большей части, и границею съ Турціей. Зап. часть Родопы имѣетъ такой же характеръ, какъ и Рило-планина, здѣсь находится самая высокая вершнна — Белмекенъ (2.646 мтр.). Въ средней Родопѣ, менѣе высокой, находится широкое плато съ прекрасными пастбищами. Въ вост. части, начиная отъ Кокезъ-тепе (1.538 мтр.), Родопы постепенно понижаются къ в. и въ турецк. части, Керстали, не поднимаются выше 600 мтр. Переходъ черезъ Родопу возможенъ лишь по тропамъ, и только на склонахъ вост. части имѣются колесные пути. Въ наст. время проводится важная въ воен. и торг. отношеніи дорога чрезъ Станимака и Чепеларе. Остальная ю.-зап. часть Б. заполнена возвышенностями, носящими названіе планинъ, а именно: Оссогова-планина, доходящая на с. до Кюстендильской котловины, дикая, служитъ большей частью для пастбищъ; къ з. отъ Кюстендиля, до сербско-Б-ской границы, простирается громадная возвышенность Крайще, пригодна для культуры; Витоша, которая тѣсно связана съ Рило посредствомъ Верилы-планины, раздѣляющей воды Струмы и Искера и отдѣляющей Дупницкое поле отъ Самоковскаго. Высшія точки ея поднимаются до 1.434 мтр.; на высотѣ же 1.088 мтр. находятся перевалы, по которымъ проведены колесныя дороги отъ г. Самокова къ Дупницѣ и Радомиру. Къ в. отъ Витоши, между Искеромъ и Самоковскимъ полемъ, находится низкая и широкая Плана-планина, скалистая и съ многочислен. рѣчками и ручьями. На в. отъ р. Искера простирается Лозенская планина, тѣсно связанная съ Ихтиманскими горами. Самая высокая вершина ея (1.184 мтр.) находится невдалекѣ отъ перевала (1.046 мтр.), по которому проходитъ дорога изъ Софіи въ Самоковъ. Къ з. отъ Витоши простирается тѣсно связанная съ нею Люлинъ-планина. Вост. часть послѣдней дов. широка и высока (1.231 мтр.), зап. же часть значит. уже и сильно понижается за г. Брѣзникомъ. Къ ю. отъ верхн. теченія р. Струмы связывается съ Витошей возвышенность Голобрдо, имѣющая направленіе съ в. на з.; зап. ея часть значит. выше вост. (1.140 мтр.). Между Люлиной-планиной и Голымъ-брдомъ находится котловина Мошино-Перникская, гдѣ добывается камен. уголь. Къ з. отъ Люлинъ-планины и Голо-брдо раскинулась обширная горная мѣстность (1.400 мтр.) Конявска-планина, которая отдѣляеть Радомирское поле отъ Кюстендильскаго. Переходную зону отъ Родопы къ Балканамъ составляетъ Средняя гора, которая дѣлится на 3 части: Ихтиманская Средняя гора, собственно Средняя гора и Вост., или Караджа-дагъ. Ихтиманская Средняя гора наполняетъ пространство между Софійскимъ полемъ и низменностью р. Марицы. Значит. часть ея лежитъ на высотѣ 900—1.200 мтр., но Вакарельская сѣдловина, по которой проходитъ глав. путь на Константинополь, достигаетъ лишь 819 м. Собственно Средняя гора составляетъ сѣв. продолженіе первой; ея высота увеличивается къ в., достигая въ г. Богданѣ 1.573 мтр. Возвышенность эта трудно-проходима. Караджа-дагъ простирается къ в. отъ долины р. Стрѣмы и достигаетъ до р. Тунджи. Эта часть Средней горы болѣе удобна для сообщеній, чѣмъ предыдущая, особенно въ сѣв. части, гдѣ сѣдловина Дервентъ, черезъ которую идетъ колесный путь отъ Старой Загоры къ Казанлыку, находится на высотѣ всего 469 мтр. Въ южн. Б. невысокія возвышенности по обоимъ бер. Тунджи извѣстны подъ названіемъ Тунджанскаго массива. Въ углу, образуемомъ теченіемъ Тунджи и Марицы, поднимается массивъ Сакиръ-планина (высшая точка — 823 мтр.). Далѣе къ ю. отъ Бургасскаго залива, между Черн. м. и рр. Тунджой и Марицей, тянется съ с. на ю. Странджа-планина, б. часть которой находится въ Турціи. Хотя Б. вообще гористая страна, но въ ней встрѣчается немало и равнинныхъ пространствъ. Изъ нихъ слѣдуетъ указать на Придунайскую равнину. Самая узкая часть ея, не болѣе 30 клм., находится на з., въ ср. части — ок. 60 клм., а въ вост. она занимаетъ все пространство отъ Дуная до Черн. м. на 120 клм. Общій уровень Дунайской низменности поднимается къ предгоріямъ Балкановъ. Мѣстами она всхолмливается и достигаетъ высоты до 480 мтр. надъ уровн. моря. Въ противоположность Дунайской Б., которая имѣетъ по б. части степной характеръ, южн. и юго-зап. Б. отличаются чрезвыч. разнообразіемъ своего строенія. Въ сѣв. предгоріяхъ Балкановъ встрѣчается лишъ одна котловина — Орханійское поле (долина), въ южн. же и ю.-зап. части Б. имѣется множество б. и м. полей, большинство к-рыхъ въ прежнее время б. озерами. Таковы: Самоковское поле; Софійское поле — самая широкая котловина ю.-з. Б.; Радомирское поле; Кюстендильское поле и Дупницкое поле. Въ южн. Б. б. значительны: Ихтиманское поле, котловина въ Ихтиманской Средней горѣ; Костенецъ-Баня въ Родопѣ; Пловдивское поле, представляетъ огромную котловину, высота к-рой не превосходитъ 100—200 мтр., что при мягкомъ климатѣ и плодородной почвѣ способствуетъ развитію богатой растительности; хлѣбные посѣвы смѣняются здѣсь виноградниками и плодов. деревьями; Старозагорское поле, между Средней горой, Родопой и Тунджанскимъ массивомъ. Между Балканами и Средней горой простирается Подбалканская долина, отличающаяся плодородіемъ и мягкимъ климатомъ. Изъ цѣлаго ряда котловинъ этой долины болѣе значительны: Златицкое поле, отличающееся чрезвыч. мягкимъ климатомъ и плодородной почвой; Карловское поле, на р. Стрѣмѣ (Геопса); Казанлыкское поле, наиболѣе плодородное мѣсто во всей Подбалканской долинѣ; Твардицкая котловина, продолженіе Подбалканской долины; Сливенское поле, имѣющее болотистый характеръ. Какъ продолженіе Подбалканской долины, можетъ разсматриваться и Черноморское прибрежье. Относительно орошенія Б. находится въ очень благопр. условіяхъ: всюду находится въ изобиліи прекрасная вода, которая добывается при посредствѣ колодцевъ. Озерами Б. небогата; на морск. побережьѣ далеко въ сушу вдаются лиманы, а по берегамъ Дуная находятся связанныя съ нимъ болота. Болѣе значительны лиманы, образующіе Болѣмо-Девненское (близъ Варны) и Мандренское озера (близъ г. Бургаса); первое, имѣющее до 20 мтр. глубины и занимающее пространство въ 18 кв. клм., соединено искусств. глуб. каналомъ съ моремъ; Мандренское же озеро, площадью въ 17,7 клм., соединено съ моремъ лишь узкимъ и мелкимъ протокомъ. Если исключить изъ Б. пограничныя рѣки Дунай, Тимокъ и Арду, то источники всѣхъ другихъ ея рѣкъ находятся въ ея же предѣлахъ. Самая длинная рѣка Б., пересѣкающая ее изъ одного конца въ другой, Большой Искеръ (Голѣмый Искеръ), имѣетъ длину всего 400 клм. Умѣр. количество атмосф. осадковъ, отсутствіе вѣчн. снѣга и б. горн. озеръ служатъ причиною мелководія рѣкъ; притомъ же, стекая съ высотъ, онѣ отличаются б. частью быстрымъ теченіемъ; только тамъ, гдѣ рѣки глубже проникаютъ въ наносныя земли, онѣ и болѣе полноводны. Почти всѣ рѣки Б. направляются къ Дунаю и Черному морю, и лишь незначительная часть ихъ принадлежитъ къ бассейну Эгейскаго моря. Притоки Дуная, за исключ. Б. Искера, вытекаютъ изъ Балкановъ и ихъ предгорій. Почти у всѣхъ этихъ рѣкъ прав. берегъ высокъ, а лѣв. низменъ. Глав. притоки Дуная: Тимокъ; Ломъ, дл. въ 93 клм.; Цибра — 55 клм., Огоста — 147 клм.; Б. Искеръ, Витъ, дл. 195 клм.; Осьма, дл. 264 клм.; Янтра, послѣ Б. Искера самая значит. рѣка Б., дл. 271 клм.; Рущукскій Ломъ (Кара Ломъ), дл. 231 клм. Изъ др. рѣкъ Б. самая значит. Марица, впадающая въ Эгейское м. Въ верхн. теченіи Марица составляется изъ горн. потоковъ; въ средн. теченіи доступна сплаву лѣса и плоскодоннымъ лодкамъ. Изъ притоковъ Марицы самый значит. — Тунджа, вытекающая изъ Балкановъ и соединяющаяся съ Марицею подъ Адріанополемъ; длина ея въ Б. — 355 клм., а всего теченія — 416 клм. Вторая значит. рѣка бассейна Эгейск. м. — Струма, берущая начало въ Витошѣ, принадлежитъ Б. на 192 клм. верхн. теченія, маловодна. По долинѣ Струмы проложена теперь жел. дор. изъ Софіи къ Кюстендилю и проходитъ кратчайшій путь изъ Б. къ Эгейск. м. Въ Ч. море текутъ изъ Б. лишь мелкія рѣчки. Главн. рѣка Б. — Дунай, имѣетъ между Б. и Румыніей шир. въ 700—2.200 мтр.; самое узкое мѣсто находится у Виддина, напротивъ Калафата, а самое шир. — у устья Цибры, гдѣ о-ва дѣлятъ Дунай на рукава; отъ устья Тимока и до г. Силистріи насчитываются до 93 наносныхъ острововъ. Глуб. чаще 3—4 мтр., мѣстами 10—15, иногда до 30 мтр. Высота воды мѣняется въ разное время года, и наносные подвижные пески, мѣняющіе часто его русло, дѣлаютъ нерѣдко плаваніе для судовъ весьма затруднит. Замерзаетъ Дунай не каждый годъ, но бываютъ зимы, когда ледъ держится на немъ по три мѣсяца. Ограждающее Б. съ в. Ч. море очень глубоко уже въ недалекомъ разстояніи отъ берега; берегъ частью — высокій и обрывистый, частью — низкій, а мѣстами и болотистый; для десанта удобныхъ пунктовъ мало. Климатъ Б. континентальный; сред. годовая температура +10°; самый хол. мѣсяцъ янв., самый жаркій іюль. Болѣе всего выпадаетъ осадковъ лѣтомъ, минимумъ — осенью. Несмотря на обиліе дождей лѣтомъ, нерѣдко растительность выгораетъ и земля сохнетъ отъ теплаго сухого "чернаго вѣтра". Климатъ вообще здоровый, хотя малярія въ низкихъ болот. мѣстахъ сильно изнуряетъ населеніе. Въ Б. сохранились еще большія лѣсныя пространства на горахъ; подъ лѣсами находится 29,77% всей поверхности. Наиб. лѣсисты округа Шуменскій и Кюстендильскій, менѣе всего — Виддинскій и Врачанскій округа. Глав. занятіе жител. земледѣліе; поясъ земледѣльч. культуры доходитъ въ сѣв. Б. до выс. 1.000 мтр., а въ южн. свыше 1.200 мтр. надъ ур. м. Изъ хлѣбныхъ растеній воздѣлываются: пшеница, рожь, ячмень, овесъ, кукуруза, просо, гречиха и рисъ. Преимущ. сѣется пшеница, которою занято 44,03% пахотной земли, затѣмъ кукуруза (22,5%), ячмень (10,5) овесъ (8,5) и рожь (8,75). Вообще страна богата и можетъ продовольствовать значительную армію. Изъ домашнихъ животныхъ въ Б. распространенъ оселъ, особенно въ южн. ея части, мулы и лошади, послѣднихъ больше въ вост. округахъ, особенно въ Силистрійской околіи, менѣе на югѣ, лошади — подъ верхъ и вьюкъ. Рабочій скотъ — волы и буйволы. Рогатый скотъ болѣе служитъ для работы, чѣмъ для питанія населенія. Главн. роль въ домашнемъ хозяйствѣ принадлежитъ овцамъ и козамъ (овецъ 8.130.997, козъ 1.384.166 гол.); много также свиней (465.335). Скотоводство, какъ промыселъ, вообще мало развито въ Б.; больше имъ занимаются на Б-скихъ возвышенностяхъ валахи. Добываніе и обработка металловъ и минераловъ развиты мало. Торговля Б. не имѣетъ б. развитія. Вывозъ заключается, главн. обр., въ сырыхъ продуктахъ земледѣлія и скотоводства, въ нѣкот. фабрикатахъ и произведеніяхъ мѣстной индустріи, а ввозятся болѣе всего фабрикаты и колоніальные товары. Въ 1908 г. торг. балансъ равнялся 242.507.639 левовъ (франковъ). На порта Черн. моря приходится ввоза 37,40%, а вывоза 47,48%; по Дунаю же — 26,39% ввоза и 27,25% вывоза; на сухоп. торговлю — 36,21% ввоза и 25,27% вывоза. Пути сообщенія. Водяными путями служатъ Чер. море и Дунай. Берегомъ Чер. моря Б. владѣетъ почти на 300 клм., и со времени своего освобожденія болгары приложили много стараній для устройства здѣсь портовъ и заведенія торг. флота. Сухопутные пути сообщенія. Общая длина сѣти ж. д. къ 1911 г. достигаетъ 1.892 клм. Всѣ дороги одноколейныя. Эксплоатируются прав-ствомъ. На 1.000 кв. клм. приходится 19 клм. ж. д. и на 1 мил. жит. 430 клм. Количество подвижного состава (свѣд. 1911 г.): паровозовъ 190 (изъ нихъ 30 почти негодныхъ), вагоновъ пассажирскихъ — 300, товарныхъ — 3.869, изъ которыхъ ок. 3/5 крытыхъ. Важнѣйшій ж.-д. узелъ — Софія; отсюда 2 ж.-д. линіи направляются вдоль всего царства, по сѣв. и по южн. сторону Балкановъ къ черномор. портамъ — Варнѣ и Бургасу; одна линія связывается съ сербскою сѣтью ж. д. (съ линіей Пиротъ — Нишъ), а слѣдовательно, черезъ нее— съ Зап. Европой и, наконецъ, 1 линія выходитъ черезъ Кюстендиль къ турецкой границѣ у Гюшево (вдоль направленія на Ускюбъ — центръ зап. Македоніи). Другой важный узелъ — Тырново — Сейменъ, отъ котораго отдѣляется линія, связывающая болг. ж. д. съ тур. магистралью Адріанополь — Константинополь. Линія Царибродъ — Софія — Тырново — Сейменъ — Харманли есть участокъ кратч. сквозного пути изъ Зап. Европы въ Константинополь (постройка вмѣнена въ обязанность Берлинск. трактатомъ). Въ воен. отношеніи начертаніе сѣти болг. ж. д. выгодно для переброски войскъ и организаціи подвоза съ з. на в. и обратно; менѣе удачно для связи сѣв. Болгаріи съ южн., такъ какъ черезъ Балканы пока идетъ только одна линія (Софія — Лакатникъ) и притомъ не черезъ среднюю часть хребта, а черезъ крайнюю зап.; съ окончаніемъ строящейся линіи Плачковицъ — Ст. Загора будетъ обезпечена кратч. ж.-д. связь и черезъ сред. Балканы. Въ отношеніи ускоренія сосредоточенія арміи къ границамъ начертаніе ж.-д. сѣти будетъ слѣдующее: 1) къ рум. границѣ (протяженіе ок. 525 вер.) выходятъ пока 4 колеи на центр. участкѣ этой границы Рущукъ — Никополь (фронтъ ок. 80 вер.); 2) къ серб. границѣ (протяженіе ок. 245 вер.) — 1 колея (Царибродъ — Пиротъ); 3) къ тур. (протяж. ок. 600 вер.) — 2 колеи (Софія — Кюстендиль — Гюшево и Тырново-Сейменъ — Мустафа-Паша); 4) къ побережью Черн. моря (ок. 190 вер.) — 2 колеи (фронтъ Варна — Бургасъ — ок. 80 вер.), разобщенныхъ горн. хребтами вост. Балкановъ. Ограниченность числа ж.-д. линій, выходящихъ къ границамъ Сербіи и Турціи, оправдывается съ воен. точки зрѣнія тѣмъ, что оба эти сосѣда Б. пока уступаютъ ей въ скорости мобилизаціи, а Турція — и въ отношеніи числа колей, подходящихъ къ границѣ (1 колея, тогда какъ у Б. — 2). Зато условія сосредоточенія рум. арміи, по сравненію съ таковыми болг., можно признать пока болѣе благопріятными, т. к. Румынія подходитъ къ болг. границѣ 8 колеями (противъ 4 болг.), распредѣленными равномѣрно, что обезпечиваетъ свободу выбора раіона сосредоточенія. Шоссейныя грунтовыя дороги. Въ 1907 г. шоссе имѣлось 7.570 клм., изъ коихъ 2.441 клм. въ хорошемъ состояніи, 2.789 — въ среднемъ и 2.340 — въ плохомъ; въ постройкѣ было 3.148 клм. Съ ними на 1.000 жит. приходилось ок. 32 клм. шоссе, а на 100 кв. клм. — 13,5 клм. Несмотря на то, что многія изъ шоссе запущены, все же можно считать всѣ удобопроходимыми для всѣхъ родовъ войскъ и колесн. обозовъ. На схемѣ показана сѣть глав. шоссе и грунт. дор. Изъ нея видно, что Б. обезпечена ими ровно, за исключеніемъ вост. полосы, прилегающей къ границѣ съ Добруджей и къ берегу Чер. моря. Существенную важность имѣютъ колесные пути, связывающіе сѣв. Б. съ южн., т.-е. пересѣкающіе Балканы; такихъ путей — на протяженіи 385 вер. 10, изъ нихъ 4 — сквозныхъ шоссе (Берковецкое, Арабъ-Конакское, Шипкинское и Котельско-Мокренское), распредѣленныхъ достаточно равномѣрно. Перевальными путями опредѣляются и основныя операц. направленія съ с. на ю.: 1) отъ фронта Силистрія — Рущукъ черезъ Котельскій и Вырбишскій перевалы къ Ямболь, Татаръ-кіой (тур. граница) и Адріанополь; 2) отъ фронта Рущукъ — Никополь черезъ Твардицкій, Шипкинскій, Троянскій и Златицкій перевалы къ фронту Тырново-Сейменъ — Пловдивъ — Татаръ-Базарджикъ, а отъ этого фронта къ тур. границѣ; важнѣйшимъ изъ этой группы по краткости и направленію является шоссе Систово — Габрово — Шипка — Казанлыкъ — Тырново-Сейменъ — Мустафа-Паша — Адріанополь; 3) отъ фронта Никополь — Ломъ черезъ Златицкій, Арабъ-Конакскій и Берковецкій перевалы къ Софіи; важнѣйшими изъ этой группы, ведущихъ отъ Софіи къ границамъ Сербіи и зап. Македоній, являются шоссе: Софія — Царибродъ — Пиротъ (направленіе на Бѣлградъ) и Софія — Кюстендиль — Егри-Паланка (направленіе на Ускюбъ). Кромѣ этихъ группъ путей, необходимо выдѣлить путь вдоль Черном. побережья Каварна — Добричъ — Варна — Месемврія — Бургасъ (или Варна — Девня — Айтосъ — Бургасъ) — Созополь. Онъ имѣетъ значеніе для обороны побережья. По отношенію къ отд. возможнымъ театрамъ дѣйствій пути Балканскими и Ихтиманскими горами естественно распредѣляются между театрами: 1) сѣв. — граничащимъ съ Румыніей и отчасти съ Сербіей, 2) южн. — граничащимъ съ Турціей отъ Ч. моря до Ихтиманскаго хребта и 3) юго-зап. — граничащимъ частью съ Сербіей, частью съ Турціей (зап. Македоніей). Сѣв. театръ: основные узлы — въ 1-й линіи на Дунаѣ — Силистрія, Рущукъ, Систово, Никополь и Орѣхово (Рахово), во 2-й линіи — Шумла, Тырново, Ловча и Враца; отъ 2-й линіи узловъ до Дуная — 4—6 норм. переходовъ; черезъ Дунай нѣтъ постоянной переправы; зап. часть театра, какъ включающая пути въ Сербію отъ Лома и Виддина, имѣетъ значеніе (второстепенное) по отношенію дѣйствій противъ Сербіи. Южн. театръ, пріобрѣтающій значеніе при войнѣ съ Турціей, — основные узлы въ 1-й линіи Кизилъ-Агачъ — Хасково и Пловдивъ (Филиппополь); во 2-й линіи — Ямболь и Ст. Загора. Удобнѣйшіе пути дѣйствій въ предѣлы Турціи идутъ отъ фронта Кизилъ-Агачъ — Хасково къ важнѣйшему ближайшему предмету дѣйствій — Адріанополю. При сосредоточеніи болг. арміи на этой линіи она можетъ базироваться на Ямболь и Ст. Загору; окончаніе ж.-д. линіи къ послѣд. пункту черезъ Балканы отъ Плачковицъ (см. выше, жел. дороги) обезпечитъ питаніе арміи съ тыла; до окончанія же этой линіи подвозъ пришлось бы организовать со стороны фланга по линіи Софія — Тырново-Сейменъ, проходящей на нѣкот. участкахъ въ 1 переходѣ отъ тур. гр-цы. Отъ фронта Пловдивъ — Татаръ-Базарджикъ идутъ черезъ горы зап. Родопы въ предѣлы Турціи наиб. трудные пути, частью недоступные для колес. движенія; поэтому наступленіе здѣсь главн. силъ болг. арміи, съ цѣлью захватить долины рр. Доспатъ и Места, едва ли возможно. Болѣе доступную группу составляютъ дороги, идущія отъ фронта Хасково — Пловдивъ черезъ ср. и вост. Родопы въ дол. р. Арды. Пути эти, въ случаѣ движенія главн. силъ на Адріанополь, могутъ имѣть вспомогат. значеніе. Съ точки зрѣнія обороны южн. театра важенъ шоссейный путь Харманли — Пловдивъ — Момино, идущій парал-но границѣ и облегчающій маневрированіе войскъ съ цѣлью обороны горн. проходовъ въ Родопахъ; такое же значеніе имѣетъ грунт. дорога Бургасъ — Кизилъ-Агачъ по отношенію къ оборонѣ Дервентскаго хребта. Въ тылу театра, вдоль южн. склоновъ главн. Балканскаго хребта проходитъ шоссе Айтосъ — Ст. Загора — Карлово — Златица, естественно служащее для связи въ тылу театра. Центр. узломъ всѣхъ путей юго-зап. театра является Софія, откуда идутъ лучшія дороги для наступленія въ Сербію (на Пиротъ-Нишъ) и въ зап. Македонію — на Ускюбъ, Штитъ и въ дол. р. Струмы. Для обороны границъ этого театра имѣетъ важное значеніе шоссе Самоково — Дупница — Кюстендиль — Радомиръ — Сливница, проходящее парал-но границамъ, въ 1—2 переходахъ отъ нихъ. Населеніе. По переписи 1905 г. — 4.035,575 чел. (по предварит. свѣд. за 1910 г. — 4.329.108 чел.); изъ нихъ 2.057.092 мужч. и 1.978.483 женщ. Ср. густота составляетъ 41,9 на кв. клм.; наиб. густо населены округа Тырновскій (54,6), Русенскій (49,9) и Виддинскій (49,1), а наиб. рѣдко побережье Ч. моря и нѣкот. возвыш. мѣстности. Естественный годовой приростъ составляетъ 1,38%. Городское населеніе составляетъ 19,57%, а сельское — 80,43%. Составъ довольно однороденъ: около 80% болгаръ; изъ друг. народностей — турки, греки, валахи, евреи и цыгане; иностранцевъ свыше 50 тыс. Турокъ много въ числѣ подданныхъ царства: въ 1909 г. ихъ было 493.313 чел.; грековъ же всего 7.299 чел. Главн. населен. пункты Б.: столица Софія — 82.621 чел., Пловдивъ — 45.707, Варна —37.417, Рущукъ — 33.632, Сливно — 25.001, Шумла — 22.275, Плевна — 21.145, Стара Загора — 20,788, Татаръ-Базарджикъ — 17.554, Виддинъ — 16.387, Бургасъ — 12.946 и Тырново — 12.185. Государственное устройство. Б. составляетъ независимое конституціонное государство, управляемое царемъ Фердинандомъ изъ владѣтельнаго дома Кобурговъ. Старшій сынъ короля, наслѣдникъ престола — православный. Народное представительство — палата депутатовъ. Бюджетъ на 1909 г. — 163.183.048 левовъ (франковъ) дохода и 153.244.446 левовъ расхода. Страна раздѣлена на округа, округа на околіи. Общины (городскія и сельскія) управляются выборными совѣтами съ кметомъ во главѣ. Вооруженныя силы Б. Сухопутная армія состоить изъ: 1) полевой арміи съ ея запасомъ, 2) резервной арміи, 3) народнаго ополченія и 4) запасныхъ войскъ. Полев. и резерв. армія предназначаются для дѣйствій въ полѣ, ополч. — для вспомогат. дѣйствій и, лишь въ крайности, для усиленія полев. войскъ. Запасныя войска образуются въ воен. время для пополненія убыли въ дѣйствующей арміи. Постоянные кадры содержатся въ мир. время лишь для полев. и — въ пѣхотѣ и артил. — для резерв. армій. Пополненіе арміи: воинская повинность всеобщая и личная; мусульманамъ предоставлено право, вмѣсто отбыванія повин., уплачивать воен. налогъ (отъ 20 до 60 левовъ) въ теченіе 10 лѣтъ. Воинской повин. подлежатъ болг. подданные отъ 20 до 46-лѣтн. возраста, при чемъ служба распредѣляется такъ: а) подъ знаменами въ пѣхотѣ — 2 г., а въ другихъ родахъ войскъ — 3 г.; б) въ запасѣ соотвѣтственно — 18 или 17 л., т.-е. до 40-лѣтн. возраста; в) въ ополченіи — остальные 6 л., изъ коихъ 4 г. — въ 1-мъ призывѣ, а 2 г. — во 2-мъ призывѣ. Льготы крайне ограничены: допускаются — отсрочка по причинѣ физич. недоразвитія или необходимости окончить образованіе (среднее или высшее), освобожденіе для неспособныхъ физически, для единств. кормильцевъ въ семьѣ и для духовныхъ лицъ. Освобожденные отъ службы, за исключ. полныхъ калѣкъ, уплачиваютъ воен. налогъ въ теченіе 10 лѣть (отъ 10 до 1.000 левовъ въ годъ). Система комплектованія — территоріальная. По числу дивизій имѣется 9 областей для комплектованія. Области эти раздѣлены собственно для пополненія пѣхоты еще на полковые округа, а эти послѣдніе — на дружинные (бат-ные) раіоны. Въ среднемъ, ежегодно призывается ок. 70 тыс., а принимается на службу ок. 30 тыс. % грам. среди призываемыхъ повышается — въ 1909 г. дошелъ до 87%. Унт.-оф-ры подготовляются въ учебн. командахъ при частяхъ войскъ. На сверхср. службу оставляютъ только унт.-оф-ровъ — либо на 4 г., либо на 15 л. (это лишь для фельдфеб. должностей). Въ пѣхотѣ на роту приходится — 4—5 сверхср. унт.-оф-ровъ. Корпусъ оф-ровъ пополняется производствомъ юнкеровъ 2-клас. Софійскаго воен. учил. и молодыхъ людей, окончившихъ курсъ иностр. (б. частью русск.) воен.-учебн. завед. Въ Софійское уч-ще принимаются окончившіе ср. учебн. завед. и выдержавшіе вступит. экзаменъ. Подготовка офицеровъ по спеціальностямъ. Генер. штабъ и корпусъ инженеровъ ("воен." и "артил.") пополняется оф-рами, окончившими ак-міи или высш. уч. завед. за границей, воен.-суд. вѣдомство — получившими высш. юридич. образованіе. Для усовсршенствованія кавал. оф-ровъ имѣется кавал. школа съ годичнымъ курсомъ. Предполагается соотвѣтствующая школа и для пѣхоты. Подготовка лицъ съ высш. и законченнымъ ср. образованіемъ для занятія въ воен. время офиц. должностей въ пѣхотѣ и арт-ріи производится въ особой образцово поставленной школѣ (близъ Софіи) съ годичнымъ курсомъ для пѣхоты и съ 2-годичнымъ для арт-ріи. Успѣшное окончаніе даетъ чинъ подпор. зап. Офицерскіе чины: подпор., поруч. I и II класса (въ кав-ріи — ротмистръ), маіоръ, подполк., полк., ген.-м., ген.-л., полный генералъ. Врачи носятъ офиц. чины ("санитарные" оф-ры). Всего оф-ровъ, безъ врачей, — нѣск. болѣе 2 тыс. Съ высш. образ. — ок. 7,5% (изъ нихъ ок. 58% получило высш. образ. въ Россіи). Предѣльный возрастъ для оф-ровъ: кап. — 48 л., маіора — 52 л., подполк. — 55 л., полк. ком-ра полка — 58 л., полк. ком-ра бригады — 60 л., ген. — 65 л. Ремонтированіе лошадьми. Мѣст. лошадей для арміи не хватаетъ, — покупаютъ въ Россіи и Австріи. Мѣст. лошадьми ремонтируются: горн. арт-рія и часть кав-ріи (3-эск. полки); русскими — арт-рія; венгерскими — остальная кав-рія. Подъ Софіей имѣется конскій заводъ, а въ Кобіюкѣ и Плевлѣ — ремонтныя депо. Устройство воен. управленія. Воен. мин-ство состоитъ изъ: шт. арміи, канцеляріи, главн. интендантства, инспекцій — кав-ріи, арт-ріи и воен.-инж. частей — воен.-судебн. и воен.-санит. Вопросы обороны страны сосредоточены въ шт. арміи, нач-къ котораго пользуется правомъ непосредственнаго доклада царю. Мѣстныя управленія. Производствомъ набора, учетомъ запасныхъ, мобилизаціей вѣдаютъ "дивизіонныя областныя упр-нія"; во главѣ упр-нія стоитъ нач-къ дивизіи. Дивизіонныя области образуютъ по 3 "воен.-инспекц. округа", состоящіе въ вѣдѣніи нач-ковъ этихъ округовъ. Устройство сухопутныхъ силъ. Пѣхота. 36 полк.; въ полку — 2 бат-на; въ бат-нѣ — 4 роты; въ каждомъ полку пулеметный взводъ (въ мирное время 2 пулемета). Кромѣ того — кадръ резервной части для воен. времени (8 унт.-оф-ровъ.). Полки сведены по 2 въ бригады; 2 бриг. — въ дивизію. Всего дивизій — 9. Артиллерія дѣлится на полев., горн. и крѣп. Полевая — состоитъ изъ 9 полк.; полкъ — изъ 3 отдѣленій по 3—4-орудійн. б-реи; всего въ полку 36 ор. Орудія скоростр. Къ кажд. артил. полку будетъ придано по одной гаубичной скоростр. б-реѣ; б-реи эти, заказанныя заводу Шнейдера, будутъ поставлены къ 1912 г. Артил. полев. полки приданы, по одному, дивизіямъ. Горная арт-рія состоитъ изъ 3 полк.; полкъ — изъ 2 отдѣленій; отдѣленіе — изъ двухъ 6-ор. б-рей; всего въ полку — 24 горн. орудія. Крѣпостная арт-рія — изъ 3 бат-новъ (Софійскаго, Шумлинскаго и Виддинскаго) 3-ротнаго состава. Ополченскія части кадровъ въ мир. время не имѣютъ; въ воен. изъ ополченцевъ образуются исключ. пѣх. части (дружины-бат-ны). Кавалерія состоитъ изъ семи 3-эск. полковъ (изъ нихъ 1 — л.-гв.) и 4 полковъ 4-эск. состава (а всего — 37 эск.). Конница въ составъ дивизій въ мир. время не входитъ, сведена въ 3 бриг. (кромѣ гвард. п.) и подчинена инспектору кав-ріи. Инженерныя войска состоятъ изъ: 1) бат-новъ: 3 саперныхъ (6-рот. сост.), понтоннаго (5-ротн. сост.), ж.-д. (4-рот. сост.), телеграфнаго (3-ротн. сост.); 2) технич. ротъ въ составѣ отдѣленій: воздухоплават. автомобильн. и прожекторн. и главн. инжен. парка; 3) инжен. мастерской, 4) станцій: одной — искрового телеграфа и 4 воен.-голубиныхъ. Инжен. войска въ составъ див. въ мирн. время не включены и подчиняются инспектору инжен. войскъ. Обозныя войска — 9 командъ, приданныхъ въ мирн. время полкамъ полевой арт-ріи. Санитарныя войска — 9 госпиталей (по 60 кров.) и 9 состоящихъ при нихъ санит. ротъ. Пограничная стража — 16 ротъ, которыя, хотя включены въ составъ погранич. полковъ, но имѣютъ свою особую нумерацію. Вооруженіе: 1) пѣхоты — винтовки сист. Манлихера кал. 8 мм., образца 1895 и 1888 гг. На винтовку — 200 патр. (100 носится на себѣ, 100 — возится въ обозѣ); пулеметы сист. Максима; 2) кав-ріи — карабины сист. Манлихера обр. 1895 г., кал. 8 мм., и шашки; на карабинъ — 60 патр.; 3) полев. и горн. арт-ріи — пушки и гаубицы скоростр. сист. Шнейдера (Крезо) и Круппа. Лафеты со щитами. Дальность 7,5-см. полев. пушки (Шнейдера) — 5 вер. 320 сж., горн. 7,5 см. Круппа — 4 вер. 445 сж. (граната) и 4 вер. 162 сж. (шрапнель), горн. 7,5 см. Шнейдера — 4 вер. 445 сж. (граната) и 4 вер. 375 сж. (шрапнель), 15-см. гаубицы Круппа — 5 вер. 85 сж. Зарядные ящики бронированные. Резерв. артил. части получатъ въ воен. время частью старыя нескоростр. орудія (дальность для гранаты — ок. 4 вер., для шрапнели — 2 вер. 175 сж.). Обмундированіе весьма близко напоминаетъ русское; служебная форма — защит. цвѣта. Общая численность арміи, содержимой въ мирн. время, 70.000 чел., а въ воен. — ок. 200 тыс. чел. и 1.000 орудій. Воен. бюджетъ Болгаріи — 40.000.000 левовъ или 15 мил. руб., составляя 22—23% общаго госуд. бюджета. Довольствіе офицеровъ и нижн. чиновъ (въ сотняхъ левовъ): полный ген. — 140, ген.-л. — 129, ген.-м. — 120, полк. — отъ 72 до 93, подполк. — 60, маіоръ — 54, кап. ротный ком-ръ — 45, кап. мл. оф-ръ — 33, пор. — 27, подпор. — 24. Обязательные вычеты изъ содержанія около 10%. Оклады нижн. чин., — сверхсрочные: фельдфеб. — 840 левовъ въ годъ, взв. унт.-оф-ръ — 540; срочно-служащіе: мл. унт.-оф-ръ — 60 левовъ, ефрейторъ — 24, рядовой — 12. Въ инжен. войскахъ и во флотѣ оклады выше. Пенсіи (зак. 1910 г.) даются за 20 л. службы; для потерявшихъ здоровье при исполненіи служебн. обязанностей въ размѣрѣ 2/3—1/2 послѣдняго годового оклада. Боевая подготовка — высока. Въ арміи серьезно и настойчиво работаютъ надъ ея усовершенствованіемъ. Полев. обученіе проникнуто активнымъ духомъ. Большинство уставовъ переиздано послѣ рус.-яп. войны. Важнѣйшіе уставы (полевой и пѣхотный) заимствованы преимущ. съ франц., изд. послѣ 1905 года. Армію можно считать обезпеченною матеріальною частью современ. образцовъ. Въ отношеніи изготовленія оружія и б. припасовъ Б. находится, вслѣдствіе неимѣнія соотвѣтствующихъ заводовъ, въ зависимости отъ иностр. промышленности. Особенно вредно отсутствіе снар. и порох. заводовъ, т. к. въ воен. время притокъ изъ Германіи, съ заводами которой преимущ. имѣетъ дѣло Б., можетъ прекратиться. Въ Софіи имѣется арсеналъ съ различ. мастерскими и лабораторной ротой, но въ арсеналѣ могутъ выполняться только ремонт. работы. Флотъ состоитъ изъ Дунайской (упр-ніе въ Рущукѣ) и Черноморской (упр-ніе въ Варнѣ) флотилій. Дунайская — 2 транспорта, 1 яхта, 1 парусный корабль, 4 баржи, 4 пар. катера, 2 старыхъ мин-ца и 14 понтоновъ. Черноморская — учебн. крейсеръ Надежда (717 тоннъ), 6 мин-сокъ (97 тоннъ), 1 электрич. и 6 пар. катеровъ, 1 пар. и 1 парус. яхты и 3 понтона для установки минъ. Въ Рущукѣ и Варнѣ имѣются школы для подготовки минеровъ. Флотъ подчиненъ воен. мин-ру. Оф-ры флота подготавливаются за границей. Срокъ службы для нижн. чин. — 3 г. Лич. составъ: 60 оф-ровъ и 1.000 нижн. чин. (вмѣстѣ съ портовыми). Не имѣя серьезныхъ интересовъ на Ч. морѣ, Б. всѣ свои стремленія и надежды направляетъ на Эгейское. Военные суды и судопроизводство. Вслѣдъ за утвержденіемъ "Органическаго Устава" Болгарскаго княжества (Тырновской конституціи) въ томъ же 1879 г., для вновь образованнаго болг. земск. войска, б. изданы составленные по образцу русск. воен.-угол. законовъ "Военно-Наказательный Законъ" и "Военно-Судебный Уставъ". Законченный въ 1885 г. пересмотръ воен-суд. уст. въ Россіи вызвалъ въ Б. также переработку воен.-угол. законовъ, результатомъ коей было изданіе въ 1887 г. новаго воен.-наказ. закона, а въ 1889 г. — новаго воен.-суд. закона, которые съ незначит. измѣненіями сохраняютъ силу до наст. времени. Органами воен.-суд. власти являются: 1) полковые суды отдѣл. частей войскъ; 2) воен. суды въ г. Софіи, Рущукѣ и Филиппополѣ и 3) главн. воен.-кассац. судъ въ г. Софіи. Составъ полк. суда тотъ же, что и въ Россіи; воен. судъ состоитъ изъ предсѣдателя (воен. юриста) и 4 врем. членовъ; въ составъ главн. воен. суда входитъ одинъ постоян. членъ — ген. или шт.-оф-ръ воен.-суд. вѣд., члены по званію — всѣ бриг. ком-ры и равные имъ по власти нач-ки и члены по назначенію царя (шт.-оф-ры); предсѣдательствуетъ въ главн. судѣ воен. мин-ръ, а за его отсутствіемъ — старшій изъ налич. членовъ. Прокурорскій надзоръ организованъ такъ же, какъ и въ Россіи, и подчиняется главн. воен. прокурору, стоящему во главѣ воен.-суд. вѣд. Значит. большинство статей болг. воен.-суд. закона представляетъ собою дословный переводъ соотвѣтствующихъ постановленій русск. воен. суд. уст., а потому порядокъ судопроизводства въ общ. чертахъ таковъ же. Главнѣйшія особенности болг. воен. процесса заключаются въ слѣд.: 1) дознаніе объ общ. преступныхъ дѣяніяхъ, совершенныхъ военнослужащими безъ участія гражд. лицъ въ мѣстахъ, подвѣдомств. общей полиціи, производится воен. нач.; 2) шт.-оф-ры предаются суду воен. мин-ромъ, а ген. и бриг. ком-ры — постановленіями глав. воен.-касс. суда; 3) чинамъ прокур. надзора предоставлено право обращать вниманіе воен. судовъ на допущенныя нарушенія законовъ или формъ и обрядовъ судопроизводства съ тѣмъ, чтобы эти нарушенія м. б. въ томъ же засѣданіи исправлены; 4) въ воен. время, въ случаѣ прекращенія сообщеній, нач-ку отрѣзаннаго отъ арміи отряда и коменданту осажд. крѣп. предоставляется право налагать всѣ наказанія собств. властью подъ лич. отвѣтственностью. (А. Иширковъ, България, София, 1910 г., "Рѣчь на министра на финанситѣ И. Саллабашевъ", 1910 г.; Н. Овсяный, Болгарія и болгары, 1900 г.; Léon Lamouche, La Bulgarie dans le Passé et le Présent, Paris, 1892; Статистически годишникъ на Българското царство, 1909 г.; изд. 1910 г. на болг. и франц.; К. Иречекъ, Княжество България, 2 части. Пловдивъ, 1899 г.; И. Атанасовъ, Статистически сборн. на княжество България, София, 1897 г.; G. Bousquet, Histoire du peuple Bulgare depuis les origines jusqu’à nos jours, 1909; Drangar, La Bulgarie sous le Prince Ferdinand, 1887—1908, Bruxelles; Краевъ, "Практическо руководство за подсудимия и неговия защитникъ прѣдъ военния судъ, София, 1894; Его же, Военно-наказательный законъ, София, 1893).
Артиллеристы въ парадной формѣ при скорострѣльномъ орудіи. Доброволецъ. Первые болгарскіе артиллеристы съ деревяннымъ орудіемъ.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.