- Буфер
БУФЕРЪ, приспособленіе для ослабленія силы ударовъ въ арт. станкахъ, лафетахъ и повозкахъ, происходящихъ отъ отдачи при выстрѣлѣ или отъ сотрясеній при движеніи. Иногда же Б., совмѣстно съ компрессоромъ, служитъ для поглощенія энергіи отдачи орудія и для накатыванія его въ первонач. положеніе, составляя въ этомъ случаѣ накатникъ (См. это слово). Б. бываютъ: 1) каучуковые, — одна или нѣск. соединенныхъ вмѣстѣ пластинъ или цилиндровъ и 2) металлическіе въ видѣ разл. стальн. пружинъ: тарелочныхъ (бельвиллевскихъ) и спиральныхъ цилиндрическихъ и коническихъ. Каучук. Б., отличаясь неб. вѣсомъ, получили широкое примѣненіе въ лафетахъ, передкахъ и зар. ящикахъ нашей пол. арт-ріи, начиная съ первыхъ нарѣзныхъ пушекъ обр. 77 г., гдѣ особ. значеніе имѣетъ лафетный Б. (фф. 1, 2, 3), служащій для предохраненія боев. оси отъ погиба концами впередъ при откатѣ лафета при выстрѣлѣ. Для этой цѣли ось А, прикрѣпленная къ станинамъ лафета Б при помощи двухъ подвязей Д имѣетъ въ послѣднихъ нѣк-рую свободу перемѣщенія вдоль лафета. Двѣ тяги Г, надѣтыя на концы лопасти, соединяютъ ось съ попереч. болтомъ Д, пропущеннымъ черезъ прямоуг. отверстія въ станинахъ и также имѣющимъ въ этихъ отверстіяхъ свободу перемѣщенія вдоль станинъ. На попереч. болтъ Д, между станинами, надѣты своими проушинами два продольн. болта Е, Е, проходящіе сквозь лафет. связь Ж, приклепанную къ станинамъ. Между продольн. болтами Е позади связи Ж, помѣщается Б., состоящій изъ двухъ каучук. пластинъ З прямоуг. формы съ выемками по бокамъ для болтовъ Е. Пластины Б. прослоены жел. прокладкой И, а сзади къ нимъ прижата, помощью гаекъ, навинченныхъ на концы болтовъ Е, крышка К; поджатіемъ этихъ гаекъ и регулируется дѣйствіе Б. При выстрѣлѣ орудіе съ лафетомъ откатывается, а колеса, вслѣдствіе инерціи, остаются на мѣстѣ. Если бы ось была наглухо связана со станинами, концы ея отъ рѣзкаго удара о колеса, остающіяся на мѣстѣ, могли бы погнуться впередъ. Въ пол. лафетѣ обр. 1895 г. буфера, предохраняющіе ось отъ погибовъ концами впередъ, помѣщаются по обоимъ концамъ лопасти на особомъ уг-кѣ Л (ф. 4), приклепанномъ внизу станинъ въ лобовой части лафета; ось же соединяется съ лафетомъ также при посредствѣ двухъ подвязей, дающихъ ей свободу продольн. движенія при откатѣ лафета. Каждый Б. состоитъ изъ трехъ каучук. цилиндровъ а, раздѣлен. шайбами б и надѣтыхъ на буферн. болтъ г, проходящій сквозь уг-къ Л и лопасть оси А. Между осью и уг-комъ на каждый буферн. болтъ надѣто по каучук. кольцу д, имѣющему значеніе контръ-Б. Поджатіемъ гайки ж на заднемъ концѣ болта г регулируется дѣйствіе Б. Дѣйствіе Б. при откатѣ лафета аналогично вышеописанному; контръ-Б. ослабляютъ обратн. ударъ оси объ уг-къ при разжатіи Б. Въ этомъ же лафетѣ имѣется сошниковый Б.-накатникъ. Въ лафетѣ полевой мортиры обр. 95 г. имѣются осевые Б. и въ помощь къ нимъ особые подвязные Б.-тумбы. Осевые Б. О (фф. 5, 6, 7), состоящіе изъ каучуковыхъ цилиндровъ а съ прокладками б, надѣты каждый на одинъ изъ двухъ боев. болтовъ в, пропущеныхъ сквозь лопасть оси А и служащихъ вмѣстѣ съ тѣмъ для соединенія оси съ лафетомъ; каждый болтъ проушиною з шарнирно скрѣпленъ съ жел. лапою Н, приклепанною снизу каждой станины Б въ лобовой части. Къ тѣмъ же лапамъ шарнирно подвѣшены своими проушинами и Б.-тумбы П. На нижн. часть конич. пустой стальн. тумбы надѣтъ стаканъ л, могущій свободно двигаться вдоль тумбы. Нижнею частью оба стакана прикрѣплены къ общей подошвѣ въ видѣ доски н. Въ этой доскѣ въ центрѣ каждой тумбы укрѣплено по буферн. болту г, проходящему верхн. концомъ въ отверстіе въ днѣ к тумбы. На каждый болтъ, между дномъ тумбы и подошвой, надѣтъ каучук. Б., состоящій изъ трехъ колецъ а съ прокладками б. Подошва соединена посредствомъ цѣпи съ особымъ каучук. же Б. р, надѣтой на скобѣ, укрѣпленной въ лобовой клепани лафета. При выстрѣлѣ, въ началѣ отката, ось съ колесами по инерціи остается на мѣстѣ, боевые же болты, двигаясь вмѣстѣ съ лафетомъ, сжимаютъ буфера О; лафетъ лобовою частью опускается, пока тумбы П не упрутся своей подошвой о почву; при этомъ помѣщающіеся въ нихъ Б. сожмутся, поглощая часть энергіи отдачи и ослабляя тѣмъ самымъ давленіе на ось. При дальнѣйшемъ откатѣ лафета подошва тумбъ, вслѣдствіе тренія о почву, остается на мѣстѣ, цѣпь натягивается и сжимаетъ Б. р, подвѣшенный на скобкѣ; въ то же время осевые Б. возстановятъ свою форму, и ось А, занявъ свое первоначальное положеніе, приподниметъ лобовую часть лафета; тумбы отдѣлятся отъ земли, а Б. р, возстанавливая свою форму, притянетъ цѣпью кверху тумбы и здѣсь онѣ зацѣпятся за пружинный крючекъ с, укрѣпленный на лобовой клепани лафета, не мѣшая дальнѣйш. откату лафета. Въ нов. арт. конструкціяхъ примѣненіе каучук. Б. ограничивается цѣлями смягченія толчковъ при ѣздѣ, и въ этомъ отношеніи примѣненіе каучук. прокладокъ для подрессориванія сидѣній на лафетѣ, коробовъ передковъ, зар. ящиковъ, двуколокъ, походныхъ кухонь и т. под. весьма обширно въ повозкахъ воен. обоза. Къ числу Б. подобнаго рода относится осевой Б. пол. передка и зар. ящика обр. 1877 г. (ф. 8). Сницы В короба соединены съ колесной осью А посредствомъ двухъ боченкообразныхъ Б. а съ каналомъ по оси. Верхн. конецъ Б. упирается въ скобку б, помѣщенную подъ сницами между концами в двойной жел. вилки, а нижн. конецъ лежитъ на шайбѣ г, укрѣпленной на оси; для удержанія Б. на мѣстѣ сверху и снизу въ его осевой каналъ входятъ шпеньки скобки б и шайбы г. Для ограниченія сильнаго выпучиванія Б. при значит. сжатіяхъ на него посрединѣ надѣто жел. кольцо д. Въ передкѣ и зар. ящикѣ обр. 77 г. для кон. арт-ріи Б. а (ф. 9) помѣщается между сницею и рычагомъ мн, къ к-рому уже помощью обоймы л прикрѣплена колесная ось и к-рый соединенъ со сницею однимъ концомъ помощью шарнира к, а другимъ — при помощи стержня р. Осевой Б. зар. ящика пол. мортиры обр. 99 г. имѣетъ еще болѣе сложное устройство (фф. 10, 11, 12). Каучуковые боченки а, по одному съ каждой стороны ящика, сверху упираются въ дерев. брусъ Д, прикрѣпленный къ дну кузова, а снизу покоятся на двухъ поперечн. рычагахъ ту, к-рые одними своими концами шарнирно прикрѣплены къ ско-бѣ р на брусѣ Д, а другими концами каждый соединенъ шарнирно съ однимъ изъ двухъ продольн. бок. рычаговъ МН и при помощи цѣпочекъ о подвѣшенъ къ дну ящика; другіе (передніе) концы каждаго изъ продольныхъ рычаговъ шарниромъ ф прикрѣплены къ дну ящика. Къ продольнымъ рычагамъ прикрѣплена колесная ось А. У пол. 3-дм. скоростр. пушки только сидѣнья на лафетѣ, а у передка и зар. ящика, кромѣ осевыхъ Б., подобныхъ вышеопис. обр. 77 г., подрессориваніе каучук. Б. принято еще для шворня (фф. 13, 14), к-рый къ шворневой лапѣ р прикрѣпленъ упруго помощью Б. у и контръ-Б ф, благодаря чему увеличивается гибкость системы и ослабляются удары отъ задн. хода. Той же цѣли достигаютъ и подрессор-ніемъ Б. пп (ф. 15) вальковыхъ крюковъ Н, за к-рые тянутъ коренныя лошади. Наконецъ, и самое дышло тоже прикрѣплено къ передк. рамѣ упруго помощью Б. ж (ф. 16), надѣтаго на дышловой болтъ Е, притягивающаго своею грибовидною головкою основаніе дышловой муфты Д къ шай-бѣ і, приклепанной къ вагѣ передка. Въ муфту Д вставлено дышло, удерживаемое въ ней засовомъ Л. Два штыря к, прикрѣпленные къ шайбѣ і, входятъ въ отверстія основанія и удерживаютъ его отъ вращенія. При бок. давленіяхъ дышло м. упруго уклоняться въ стороны, вытягивая болтъ и сжимая Б.; по прекращеніи же давленія Б. приводитъ дышло въ норм. положеніе. Стальн. тарелочныя пружины примѣняются въ лафетахъ бер. арт-ріи. У крупповской 11-дм. пушки въ 35 клб. длиною, въ передней части станка, для смягченія удара о поворотную раму при накатѣ на болтахъ а (ф. 17) укрѣплены два Б. изъ тарелоч. пружинъ б. Такіе же два Б. укрѣплены снизу подъ каждой станиной для ограниченія отката при слабомъ дѣйствіи компрессора; тогда эти Б. упираются въ концѣ отката въ поперечн. брусъ рамы. Поворотн. рамы А станковъ нѣк-рыхъ бер. орудій прижимаются къ установочному кругу Б тарелочн. контръ-Б. В (ф. 18), служащимъ для ослабленія обратн. удара поворотн. рамы вверхъ послѣ выстрѣла вслѣдствіе пружинности. Спир. пружины примѣняются исключ. въ упругихъ сошникахъ и вообще въ Б.-накатникахъ.
Фиг. 1.
Фиг. 2.
Фиг. 3.
Фиг. 4.
Фиг. 5.
Фиг. 6.
Фиг. 7.
Фиг. 8.
Фиг. 9.
Фиг. 10.
Фиг. 11.
Фиг. 13.
Фиг. 16.
Фиг. 18.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.