Военные гимназии

Военные гимназии

ВОЕННЫЯ ГИМНАЗІИ, общеобразовательныя среднія учебныя заведенія реальнаго характера, замѣнившія кад. корпуса и состоявшія въ вѣдѣніи воен. министерства. Они имѣли цѣлью подготовленіе соотв-но воспитанныхъ, прошедшихъ сред. учебн. курсъ молод. людей для пополненія спец. в.-учебн. заведеній. Со вступленіемъ на престолъ имп. Александра II, въ рус. общ-вѣ быстро распространилась и получила популярность талантливо выраженная въ извѣстной статьѣ Н. И. Пирогова "Вопросы жизни" ("Морской Сборникъ" 1856 г.) мысль объ отдѣленіи спеціальнаго образованія отъ общаго. Прежде чѣмъ сдѣлаться спеціалистомъ, надо развить въ себѣ человѣч. свойства и понять обяз-сти гражданина. Это достигается путемъ борьбы съ самимъ собою и съ увлекательнымъ направленіемъ свѣта. Надо подготовить къ этой борьбѣ и научить ей. Спец. образованіе, сосредоточивая вниманіе молодежи на вопросахъ ихъ спец-сти, не даетъ времени для внутр. борьбы съ самимъ собою. Дайте время выработаться и развиться внутр. человѣку, дайте ему время и средства подчинить себѣ наружнаго, и у васъ будутъ люди и граждане. Необходимость отдѣленія общ. образованія отъ спеціальнаго б. признана и правительствомъ. Въ нач. 1860 г. гл. нач-комъ в.-учебн. заведеній б. назн. В. К. Михаилъ Николаевичъ. Ознакомившись съ состояніемъ воспитат. и учебн. части въ кад. к-сахъ, онъ призналъ необходимымъ внести существ. перемѣны въ устройство этихъ учебн. заведеній. Къ дѣлу преобразованія кад. к-совъ б. призваны изв. дѣятели не только изъ состава воен. мин-ства, но и изъ друг. вѣд-въ, и всѣмъ привлеченнымъ къ работѣ предоставлялась полная свобода высказывать свои взгляды съ надлежащей искренностью и откровенностью. Подготовит. работы начались въ 1861 г., когда отъ всѣхъ зав-ній в.-учебн. вѣд-ва б. затребованы отзывы о необходимыхъ измѣненіяхъ въ составѣ учебн. курса пяти общихъ и двухъ спец. классовъ. Представленныя мнѣнія б. разсмотрѣны въ к-сіи, подъ предсѣд. Его Высочества, состоявшей изъ гл. наблюдателей за преподаваніемъ, инсп-ровъ классовъ и препод-лей, а также и нѣк-рыхъ спец-стовъ изъ друг. вѣдомствъ. Въ основу работъ б. приняты положенія строго педагогическія. Для примѣра можно указать на слѣд.: общ. образованіе д. б. твердою основой для занятій науками спеціальными; необходимо имѣть въ виду развитіе умств. и вообще душев. силъ учащихся, друг. словами, не упускать изъ вида дисциплинирующаго значенія обученія; необходимо проводить съ возможною строгостью различіе въ характерѣ обученія воспит-ковъ разныхъ возрастовъ и т. п. Работы к-сіи имѣли весьма серьез. значеніе и для всего послѣдующаго корен. преобразованія в.-учебн. заведеній. Въ окт. 1862 г., по представленію Август. гл. нач-ка, учрежденъ особый ком-тъ, подъ предсѣд. Его Высочества, изъ представителей воен. мин-ства, в.-учебн. вѣд-ва и мин-ства нар. просв., для всесторон. обсужденія необходимыхъ измѣненій. Въ составъ ком-та вошли: г.-ад-ты А. А. Баранцевъ, гр. Ѳ. Л. Гейденъ и Н. А. Крыжановскій, г.-л-ты В. П. Желтухинъ и А. И. Веригинъ, т. с. А. Ф. Постельсъ и А. С. Вороновъ, г.-м-ры К. П. Кауфманъ, Н. В. Корсаковъ, П. П. Киновичъ, М. П. Кауфманъ и П. С. Ванновскій, полк-ки Г. Г. Даниловичъ, И. А. Бирилевъ и С. А. Слуцкій и надв. сов. Э. Ѳ. Эвальдъ и И. Ф. Андреевскій. Мнѣнія, к-рыя подлежали разсмотрѣнію ком-та (г.-ад. гр. Строганова, г.-ад. Крыжановскаго, штаба в.-учебн. зав-ній, г.-л. Сутгофа, г.-м. Ванновскаго, фл.-ад. Черткова и др.), съ разныхъ сторонъ выясняли не только существовавшіе недостатки воспитанія кадетъ и общей орг-ціи кад. к-совъ, но и тѣ далеко неудовлерит. результаты дѣят-сти этихъ зав-ній, к-рые особенно рѣзко стали замѣчаться во второй половинѣ 50-хъ годовъ. "Странно было бы, говорится въ одномъ изъ представленныхъ мнѣній, видѣть арт-риста или инж-ра, не знающихъ, что такое арт-рія или инж. искусство; но воспитатель, не знающій, что такое педагогія, не прочитавшій ни одного педагог. сочиненія, — явленіе обыкновенное. Восп-лями въ кад. к-сахъ назначаются фронтов. офицеры". Въ другомъ мнѣніи та же мысль выражается еще рѣзче: "Замѣчательно, что въ лакеи, въ повара, въ кучера не берутъ людей, не подготовленныхъ къ этимъ должностямъ, а въ восп-ли назначаютъ людей безъ всякаго выбора, забывая, что имъ поручаютъ до 8 тысячъ дѣтей, изъ к-рыхъ они готовятъ будущихъ дѣятелей Россіи лѣтъ на пятьдесятъ". Относ-но оф-ровъ, выпускавшихся изъ кад. к-совъ, встрѣчаются заявленія, что "молодые оф-ры нерѣдко обнаруживали на дѣлѣ далеко недостаточное знакомство съ условіями воен. быта и основ. требованіями воин. дисц-ны; многіе изъ нихъ, говорится въ одномъ изъ мнѣній, относясь къ своимъ прямымъ обяз-стямъ безъ необходимой серьезности и энергіи, не могли быть надеж. руков-лями порученныхъ имъ н. чиновъ, что и побуждало тогда большую часть войск. нач-ковъ искать для своихъ частей оф-ровъ изъ юнкеровъ, хотя и менѣе образованныхъ, чѣмъ кадеты, но зато болѣе полезныхъ для службы своимъ непосредств. знакомствомъ съ главн. требованіями в.-служеб. практики". При обсужденіи изложенныхъ соображеній, наиб. существ. недостатками орг-ціи кад. к-совъ б. признаны: соединеніе въ нихъ общ. образованія съ спеціальнымъ, при большой разницѣ въ возрастѣ обучавшихся; рановременное обученіе дѣтей воен. упражненіямъ, съ примѣненіемъ къ нимъ воин. дисц-ны; невыгоды служеб. положенія кад. наставниковъ и крайнее затрудненіе найти надежныхъ людей, к-рые соединяли бы въ себѣ способности и подготовку педагога съ необходимыми качествами строев. оф-ра, а также излишняя обширность учебн. программъ и рѣзкое отдѣленіе учебн. части отъ воспитательной. Мѣры для устраненія этихъ недостатковъ б. проектированы въ спец. к-сіяхъ и затѣмъ, послѣ обсужденія ихъ въ организац. ком-тѣ и послѣ заключенія Август. предсѣд-ля, основныя начала преобразованія кад. к-совъ б. Выс. утверждены въ дкб. 1862 г. Вскорѣ послѣ этого В. К. Мих. Ник. б. назн. намѣстникомъ Е. И. В. на Кавказъ, а въ концѣ янв. 1863 г. вѣд-во в.-учебн. зав-ній введено въ составъ воен. министерства. Прежній штабъ в.-учебн. зав-ній б. переименованъ въ гл. упр-ніе в.-учебн. зав-ній; нач-комъ же этихъ послѣднихъ б. назн. попечитель Моск. учебн. округа, г.-м. Н. В. Исаковъ, к-рый подъ рук-ствомъ воен. мин-ра Д. А. Милютина, принялся за предстоявшую коренную реформу этихъ заведеній. Указанныя основ. начала, сводились къ постановкѣ задачей общеобразоват. в.-учебн. зав-ній подготовленія молодежи, получившей достат. для будущ. оф-ровъ общее образованіе, къ поступленію въ спец. воен. уч-ща; къ отдѣленію общеобразоват. классовъ отъ спеціальныхъ, устроивъ первые на началахъ, соотвѣтствующихъ возрасту учащихся и характеру учебн. курса, и къ устройству общеобразоват. в.-учебн. зав-ній подъ названіемъ В. гимназій, согласно съ соврем. требованіями педагогики воспитанія и обученія, допустивъ воспитателями безразлично воен. и гражд. чиновъ, имѣющихъ надлежащее образованіе, улучшивъ, по возможности, служебн. ихъ положеніе. Для выработки способа осуществленія указанныхъ предположеній б. учреждена въ нач. 1863 г., подъ предсѣд-ствомъ Н. В. Исакова, организац. к-сія, по заключенію к-рой, при 6-лѣт. общеобразов. реальн. учебн. курсѣ, б. необходимъ наименьшій общ. комплектъ В. г-зій въ 2.700 ч., т.-е., полагая въ кажд. г-зіи по 300 ч., — 9 гимназій. Впослѣдствіи число ихъ и штатный комплектъ пришлось знач-но увеличить. Рѣшено начать преобразованіе со 2-го кад. к-са (въ Спб.), подъ рук-ствомъ директора его, полк. Г. Г. Даниловича. Въ авг. 1863 г. б. упраздненъ строев. составъ к-са; вмѣсто прежнихъ ротъ, воспит-ки б. раздѣлены на группы по возрастамъ, съ устройствомъ отдѣл. помѣщеній для каждой группы, подраздѣлявшейся на воспит. отдѣленія въ 25—35 ч. Каждое отд-ніе представляло собою и класс. отд-ніе въ учебн. отношеніи, благодаря чему уничтожалось то рѣзкое отдѣленіе воспитат. части отъ учебной, существованіе к-раго въ кад. к-сахъ б. признано однимъ изъ существ. ихъ недостатковъ. Всѣ вопросы, выдвигавшіеся жизнью зав-нія, обсуждались въ мѣстн. педаг. ком-тѣ, составленномъ, подъ предсѣд-ствомъ дир-ра, изъ всѣхъ чиновъ учеб.-воспит. состава. Въ число препод-лей б. приглашены извѣстные въ то время педагоги: К. К. Сентъ-Илеръ, В. А. Евтушевскій, Д. Д. Семеновъ, И. Ф. Рашевскій и др. Засѣданія ком-та происходили не рѣже, какъ еженедѣльно, и иногда обращались въ крайне интересныя педагог. бесѣды дир-ра съ своими сотрудниками. Въ маѣ 1864 г. состоялось Выс. повелѣніе о преобразованіи, по примѣру 2-го к-са, еще 4-хъ к-совъ: 1-го (въ Спб.), 1-го и 2-го Моск. и Орловскаго. Въ слѣд. году б. приступлено къ преобразованію въ В. г-зіи: Полтав., Кіев., Воронеж. и Полоцкаго корпусовъ. Въ 1866 г. состоялся переводъ Новгород. гр. Аракчеева к-са въ Нижній-Новгородъ, съ преобразованіемъ его въ В. гимназію. Наконецъ, въ этомъ же году преобразованы въ В. г-зіи общіе классы Оренбург.-Неплюевскаго и Сибир. корпусовъ. Одновр-но подверглись измѣненію и общіе классы Пажескаго Е. И. В. к-са и Ник. кав. училища. Съ теченіемъ времени, когда съ измѣненіемъ курса гражд. г-зій и расширеніемъ многихъ высш. спец. зав-ній оказалось, что в.-учебн. зав-нія для своего компл-нія не м. расчитывать на кандидатовъ, окончившихъ курсъ гражд. г-зій, между тѣмъ, какъ выпуски изъ В. г-зій для полн. компл-нія уч-щъ б. недостаточны, гл. упр-ніе в.-учебн. зав-ній, желая избѣжать отягощенія госуд. казначейства расходами на устройство нов. в.-гимназ. интернатовъ, остановилось на мысли устроить В. г-зіи исключ-но для приходящихъ учениковъ. Такія г-зіи б. открыты въ 1873 г. въ Спб. и Симбирскѣ, а въ 1874 г. — въ Москвѣ, съ допущеніемъ въ нихъ къ пріему, по примѣру гражд. г-зій, малолѣтнихъ всѣхъ сословій, съ платою за обученіе по 40 р. въ годъ. Въ 1875 и 1876 гг. б. открыты: нов. В. г-зія въ Тифлисѣ, а Моск., Псков. и Ярослав. прог-зіи преобразованы въ В. гимназіи. Рядомъ съ устройствомъ В. г-зій для приходящихъ въ тѣхъ же цѣляхъ б. приняты еще слѣд. мѣры: 1) въ в.-гимназ. интернатахъ допущено имѣть 416 своекошт. пансіонеровъ, съ платою за каждаго по 250 р. въ г.; 2) во всѣхъ В. г-зіяхъ, за исключ. Симбирской и Оренбургской, разрѣшено имѣть по три приходящ. ученика на каждое класс. отд-ніе, при четырехъ же г-зіяхъ — еще по одному класс. отд-нію съ 30 приходящ. учениками и 3) для пополненія В. г-зій болѣе подготовленными учениками, разрѣшено принимать въ нихъ съ 1874 г. малолѣтнихъ по конкурс. экзамену. Такое увеличеніе числа В. г-зій указываетъ, что вновь создавшийся типъ общеобразов. в.-учебн. зав-ній признавался вполнѣ цѣлесообразнымъ. Общій строй В. г-зій въ гл. и существ. чертахъ своихъ оконч-но сложился къ нач. 1873—74 г. Въ основу воспитат. устройства В. г-зій, кромѣ указанныхъ выше, положены б. еще и нижеслѣд. руковод. начала: въ порядкѣ службы отдѣленные воспитатели подчинялись непосредственно дир-ру; кажд. восп-ль, какъ ближайш. руководитель воспит-ковъ, д. б. хорошо ознакомиться съ ихъ индивидуальн. особ-стями, нуждами, понятіями и убѣжденіями. Во время приготовленія уроковъ восп-ль организовывалъ занятія воспит-ковъ и оказывалъ имъ посильную помощь. Помимо отдѣлен. восп-ля, никакія воспит. мѣры, касающіяся его восп-ковъ, по возможности, не принимались. Восп-ль наблюдалъ за опрятностью, исправностью одежды, помѣщенія и продовольствія, за всѣми физич. упражненіями, состояніемъ здоровья и вообще за всѣмъ образомъ жизни порученныхъ ему воспит-ковъ, какъ въ зав-ніи, такъ, по возможности, и внѣ его. До 1873—74 г. учебн. курсъ былъ 6-лѣт., при чемъ обученію въ трехъ младшихъ классахъ б. приданъ характеръ преимущ-но подготовительный. Съ 1873 г., съ цѣлью болѣе правильнаго распредѣленія учебн. предметовъ между г-зіями, всѣмъ В. г-зіямъ б. присвоенъ общеобразоват. реальный курсъ, продолжавшійся 7 л., по одному году въ каждомъ классѣ. Каждый изъ классовъ подраздѣлялся на парал. отд-нія съ такимъ расчетомъ, чтобы ни въ одномъ изъ нихъ не было болѣе 35 ч. Класс. учебн. занятія, а равно и физич. упражненія назначались обык-но отъ 8 ч. утра до 3 ч. д.; на внѣкласс. приготовленіе уроковъ назначалось часъ утромъ и 2 ч. вечеромъ. Годич. учебн. курсъ начинался 16 авг. и продолжался до 5 іюня, считая въ томъ числѣ и годич. испытанія. Ученики подвергались экзаменамъ только по окончаніи ими полн. курса; во всѣхъ же остал. классахъ экзамены производились лишь по тѣмъ учебн. предметамъ, изученіе к-рыхъ въ нихъ заканчивалось; по всѣмъ же прочимъ назначались репетиціи, имѣвшія цѣлью повтореніе подъ рук-ствомъ учителя всего пройденнаго въ теченіе года. Т. обр., число еженедѣл. уроковъ (210) по всѣмъ предметамъ общеобразоват. курса В. г-зій при 7-лѣт. курсѣ стало болѣе чѣмъ вдвое превышать число уроковъ (100) во всѣхъ пяти классахъ общ. курса бывшихъ кад. корпусовъ. Во все продолженіе курса воспит-ки занимались подготовит. строев. упражненіями, гимнастикой, плаваніемъ, танцами, пѣніемъ, музыкой, разл. доступными для нихъ ремеслами и друг. предметами, полезными въ педагог. отношеніи. Переходя къ оцѣнкѣ в.-гимназ. дѣят-сти, слѣдуетъ воспользоваться имѣющимися для этой цѣли статист. данными, отношеніемъ къ В. г-зіямъ со стороны обществ. учр-ній и самого общества и, наконецъ, отзывами, к-рые давались объ оф-рахъ, выпускавшихся изъ воен. уч-щъ, комплектовавшихся почти исключ-но воспит-ками В. гимназій. При этомъ не слѣдуетъ только упускать изъ виду, что В. г-зіи существовали короткій срокъ, за к-рый онѣ не могли еще выработать той стройной системы воспитанія, к-рая была бы чужда естествен. въ каждомъ дѣлѣ увлеченіямъ и обезпечивала бы компл-ніе учеб.-воспит. состава людьми, получившими для предстоящей имъ дѣят-сти необходимую подготовку. По имѣющимся статист. даннымъ, ср. число воспит-ковъ В. г-зій за 10-лѣтіе съ 1869 г. по 1879 г. представляло ежегодно 5.360 ч. Изъ этого числа по окончаніи курса выбывало: переводомъ на в.-учил. курсъ — 420 ч., переводомъ въ арт. и инж. уч-ща — 52, выпускомъ на гражд. службу — 30; итого — 502. До окончанія курса выбывало: увольненіемъ изъ зав-ній по дом. обст-вамъ и по болѣзни — 200, увольненіемъ изъ зав-ній по неуспѣху въ наукахъ и переводомъ въ воен. прог-зіи по той же причинѣ — 262, исключеніемъ изъ зав-ній за проступки и переводомъ въ Вольскую воен. прог-зію — 33. Итого 495. Разсмотрѣніе этихъ данныхъ приводитъ къ заключенію, что число успѣшно оканчивающихъ в.-гимназ. курсъ составляло болѣе 9% общ. числа воспит-ковъ В. г-зіи, и почти такой же % составляли воспит-ки, выходившіе изъ В. г-зій до окончанія курса. Изъ воспит-ковъ послѣдней категоріи, за исключеніемъ увольняемыхъ по болѣзни и, въ рѣдкихъ случаяхъ, за проступки, почти половина переводилась на менѣе трудный учебн. курсъ — въ воен. прог-зіи, за дурное же поведеніе въ Вольскую прог-зію, имѣвшую устройство нравственно-исправит. учебн. заведенія. На попеченіе родителей воспит-ки увольнялись только въ тѣхъ случаяхъ, когда родители высказывали нежеланіе воспользоваться средствами для продолженія воспитанія ихъ сыновей, какія имѣлись въ распоряженіи в.-учебн. вѣдомства. Чтобы оцѣнить значеніе числа окончившихъ курсъ въ В. г-зіяхъ, достаточно вспомнить, что число учениковъ, выходившихъ изъ ср.-учебн. зав-ній мин-ства нар. просв. до полнаго окончанія ими курса, составляло болѣе 70% поступавшихъ. Благодаря сочувствію, какимъ В. г-зіи пользовались со стороны родителей, число своекошт. пансіонеровъ постепенно увеличивалось, плата за приходящ. учениковъ возвышалась (въ 3-ей Спб. В. г-зіи плата б. возвышена до 100 р. въ годъ), и, несмотря на это, пріемн. экзамены не теряли своего конкурс. характера. Въ половинѣ же 70-хъ гг. въ гл. упр-ніе в.-учебн. зав-ній начали поступать отъ земск. управъ ходатайства объ устройствѣ мѣстн. В. г-зій, съ предложеніями даже нѣк-рыхъ денеж. субсидій на содержаніе ихъ и на постройку необходимыхъ для нихъ зданій. Такъ, въ отчетѣ за 1875 г. указывалось, что ходатайства объ открытіи В. г-зій б. получены изъ Казани, Калуги, Смоленска, Ярославля, Ѳеодосіи и Керчи. Остается еще привести отзывы, какіе давались войсков. нач-вомъ объ оф-рахъ, выпускавшихся изъ воен. училищъ. Несмотря на то, что въ В. г-зіяхъ строев. обученіе практиковалось въ оч. скромныхъ размѣрахъ, воен. г-зисты, поступая по окончаніи курса въ воен. уч-ща, въ большинствѣ случаевъ легко осваивались съ новыми для нихъ порядками. Комплектуясь молод. людьми, обладающими извѣстною воспитанностью, воен. уч-ща быстро придавали имъ воен. выправку и внушали любовь къ воен. дѣлу. Уже въ концѣ 60-хъ гг. изъ имѣвшихся въ воен. мин-ствѣ свѣдѣній видно было, что выпускаемые на службу оф-ры, по отзывамъ ком-ровъ отд. частей, "смотрятъ серьезно на свои обяз-сти, уважаютъ свой долгъ, сами продолжаютъ начатое въ уч-щахъ образованіе и вообще обладаютъ достаточ. подготовкой, чтобы быть надеж. пом-ками своихъ нач-ковъ и разумными руков-лями солдатъ". "Служа постоянно въ арміи, пишетъ одинъ изъ видныхъ представителей ея, мы имѣемъ возможность заявить, что большинство оф-ровъ, поступившихъ въ посл. время изъ воен. уч-щъ, заняли почетное мѣсто въ ея рядахъ; состоящіе въ строю согласятся съ нами, что большая часть бывшихъ воспит-ковъ воен. уч-щъ по образованію стоятъ выше прочихъ товарищей и что, дѣйствительно, теперь (1868 г.) они являются въ войска съ несравненно большимъ запасомъ практич. свѣдѣній, чѣмъ прежде". Имп. Александръ II на одномъ изъ всеподд. докладовъ по упр-нію в.-учебн. зав-ній въ 1876 г. собственноручно положилъ резолюцію: "Дай Богъ, чтобы и впредь в.-учебн. зав-нія наши приносили ту пользу, к-рую они приносятъ и о к-рой свидѣтельствуютъ почти всѣ нач-ки строев. частей". Во время войны съ Турціей (1877—78), по отзывамъ войсков. нач-ковъ, выпущенные изъ воен. уч-щъ оф-ры, "отлично служа въ рядахъ арміи, свято и съ пониманіемъ дѣла исполняютъ свои обязанности". Только что приведенные отзывы несомнѣнно свидѣтельствуютъ, съ одной стороны, объ успѣшности работы воен. уч-щъ, а съ другой — о той подготовленности къ воспріятію спец. воен. образованія, какую приносили съ собою въ эти уч-ща воспит-ки В. гимназій. Т. обр., В. г-зіи достаточно удовлетворяли своему назначенію. Въ заключеніе нельзя не сказать, что въ в.-гимназ. время гл. упр-ніе в.-учебн. зав-ній служило центромъ рус. педагог. движенія. При 2-ой Спб. в. г-зіи съ 1865 г. б. открыты педагог. курсы для подготовленія кандидатовъ на учительскія и воспитат. должности. Въ большей части В. г-зій, дир-рами к-рыхъ состояли люди энергичные и широко образованные, шла неустанная педагог. работа, побужденіемъ къ к-рой служили чистая любовь къ дѣлу, сознаніе важности его и глубокая вѣра въ его силу. И гл. нач-къ в.-учебн. зав-ній Н. В. Исаковъ, оставляя въ 1881 г. вѣд-во, имѣлъ полное право сказать въ своемъ прощальн. приказѣ, что В. г-зіи, какъ и вообще в.-учебн. зав-нія, жили своею будничною, рабочею жизнію, не скрывая своихъ недостатковъ; онѣ работали надъ лучшей постановкой дѣла воспитанія, внимательно прислушиваясь, какъ къ хвалебнымъ, такъ и неблагопріят. о нихъ отзывамъ. Само собою разумѣется, что В. г-зіи были не чужды нѣк-рыхъ недостатковъ, к-рые болѣе ярко обрисовались къ началу 80-хъ гг. На видномъ мѣстѣ среди нихъ слѣдуетъ поставить пониженіе общаго образоват. уровня воспитательскаго состава. Привлеченіе въ воспитатели болѣе образован. оф-ровъ въ концѣ 70-хъ гг. сдѣлалось знач-но труднѣе, что можно объяснить частью войной 1877—78 гг., отвлекшей офицерство на театры воен. дѣйствій, частью нѣк-рыми друг. причинами. Затѣмъ, слѣдуетъ еще указать, что на физич. воспитаніе необходимо было обратить болѣе серьез. вниманіе. Въ первый же годъ по оставленіи Д. А. Милютинымъ поста воен. мин-ра, предпринято б. изслѣдованіе установившейся у насъ съ 1863 г. в.-учебн. системы и внутр. орг-ціи воен. уч-щъ и В. гимназій. Такое изслѣдованіе, какъ говоритъ историкъ в.-учебн. зав-ній, ген. М. С. Лалаевъ, указало на необходимость нѣк-рыхъ преобразованій, и къ исходу 1881 г. б. выработанъ общій планъ ихъ, въ числѣ основныхъ положеній к-раго заключалось слѣд.: установившаяся орг-ція учеб.-воспит. дѣла В. г-зій, удовлетворяя общимъ педагог. требованіямъ, оказывается недостаточно согласованною съ гл. цѣлью учрежденія сихъ зав-ній, прямо предназначенныхъ къ тому, чтобы готовить воспит-ковъ къ переходу въ воен. училища. Для устраненія такого существ. недостатка признано цѣлесообразнымъ возстановить наименованіе В. г-зіи кад. к-сами, т. к. оно точнѣе опредѣляетъ прямое ихъ назначеніе: сохранивъ установившійся въ этихъ учебн. зав-ніяхъ общеобразоват. курсъ и общія основы воспитанія, придать всему строю внутр. ихъ жизни характеръ, вполнѣ отвѣчающій данной цѣли; замѣщать впредь должности восп-лей исключ-но оф-рами, назначаемыми съ строгою разборчивостью; и, оставивъ попрежнему раздѣленіе воспит-ковъ на группы по возрастамъ и классамъ, присвоить этимъ группамъ наименованіе ротъ, съ установленіемъ вновь должности ротн. ком-ровъ, избираемыхъ изъ наиб. опытн. и надежн. воспитателей. 1881—82 учебн. годъ былъ послѣднимъ годомъ существованія В. гимназій. (Лалаевъ, Оч. в.-учебн. зав-ній; Инструкція по воспит. части для В. г-зій 1882; О состояніи Орлов. В. г-зіи, "Пед. Сб." 1865; О состояніи 2-ой Моск. В. г-зіи, "Пед. Сб." 1867; Матеріалы, извлеченные изъ отчетовъ В. г-зій за 1867 г., "Пед. Сб." 1869; Бар. Зеддлеръ, Отзывъ объ оф-рахъ, выходящихъ изъ воен. уч-щъ, "Пед. Сб." 1868; Послѣ войны. В.-обществ. сборникъ статей. Вып. 2-й. Воен.-педагог. наброски).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Военные гимназии" в других словарях:

  • ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ — общеобразовательные закрытые средние учебные заведения для детей имущих классов в России. Созданы в 1863 на базе кадетских корпусов (6 классов, с 1873 7). Общеобразовательная программа близка к курсу реальных училищ. В 1880 было ок. 30 военных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • военные гимназии — общеобразовательные закрытые средние учебные заведения для детей имущих классов в России. Созданы в 1863 на базе кадетских корпусов (6 классов, с 1873  7). Общеобразовательная программа близка к курсу реальных училищ. В 1880 было около 30 военных …   Энциклопедический словарь

  • Военные гимназии —     в дореволюционной России средние общеобразовательные закрытые учебные заведения. Созданы в 1863 по инициативе военного министра Д.А. Милютина и начальника Гл. управления военно учебных заведений Н.В. Исакова на базе общеобразовательных… …   Педагогический терминологический словарь

  • Военные гимназии —         закрытые учебные заведения в дореволюционной России для подготовки детей имущих классов и детей интеллигенции к поступлению в специальные военно учебные заведения. Были созданы в 60 е гг. 19 в. на базе кадетских корпусов (См. Кадетские… …   Большая советская энциклопедия

  • Военные гимназии — см. Военно учебные заведения …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ — средние общеобразоват. закрытые уч. заведения воен. ведомства в дорев. России. Созданы в 1863 по инициативе воен. министра Л А. Милютина при активном участии начальника Гл. управления воен. уч. заведений Н. В. Исакова. Организованы на базе… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1860—1870-х годов — в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) составная часть Великих реформ, связанных с отменой крепостного права, преобразования в области организации военного дела под руководством военного министра Д.А. Милютина. Реформы коснулись всех… …   Энциклопедический словарь

  • гимназии — гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения. В дореволюционной России создавались главным образом для подготовки в университеты или к службе в государственных учреждениях. Первой в Петербурге была Академическая гимназия (1726). По… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ГИМНАЗИИ — ГИМНАЗИИ, средние общеобразовательные учебные заведения, большей частью гуманитарной направленности. Возникли в Западной Европе в 16 в., давали классическое образование. Первая в России академическая гимназия в Санкт Петербурге (основана в 1726) …   Современная энциклопедия

  • Гимназии — ГИМНАЗИИ, средние общеобразовательные учебные заведения, большей частью гуманитарной направленности. Возникли в Западной Европе в 16 в., давали классическое образование. Первая в России академическая гимназия в Санкт Петербурге (основана в 1726) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»