Воспитатели военно-учебных заведений

Воспитатели военно-учебных заведений

ВОСПИТАТЕЛИ ВОЕННО-УЧЕБНЫХЪ ЗАВЕДЕНІЙ, появились у насъ въ в.-учебн. вѣд-вѣ въ 60-хъ гг. прошл. столѣтія, при учрежденіи воен. гимназій, раздѣленныхъ, вмѣсто ротъ, на возрасты: младшій, средній и старшій, к-рые дѣлились на классы, а классы на отдѣденія; каждое изъ отдѣленій имѣло своего отдѣленнаго В., вполнѣ самост-наго въ исполненіи своихъ обяз-стей, т. к. онъ подчинялся одному лишь директору, а по учебн. вопросамъ и инспектору классовъ. В. назначались какъ оф-ры дѣйствит. службы, такъ и гражд. лица, преимущ-но изъ числа окончившихъ университ. курсъ или Моск. учительскую семинарію воен. вѣдомства. Руководимые принципами, положенными въ основу реформы нашихъ в.-учебн. зав-ній ея творцами, Д. А. Милютинымъ и Н. В. Исаковымъ, В. воен. г-зій и прог-зій очень удачно вели въ своихъ заведеніяхъ воспит. дѣло. Возвратъ къ кад. к-самъ, совершившійся въ царст-ніе имп. Александра III, значительно измѣнилъ составъ и характеръ дѣят-сти В., утратившихъ свою самост-ность подчиненіемъ ротн. командирамъ. Въ В. стали избираться только строев. оф-ры, цензъ к-рыхъ б. сильно пониженъ тѣмъ, что какъ воен. мин-ръ, ген. Ванновскій, такъ и преемникъ ген. Исакова по должности нач-ка гл. упр-нія в.-учебн. зав-ній ставили всевозможныя преграды для поступленія на службу въ кад. к-са офицеровъ спец. войскъ (инж-ровъ и арт-ристовъ), к-рые въ прежнее время именно и доставили в.-учебн. вѣд-ву наибольшее число выдающихся педагоговъ. Лишь съ уходомъ ген. Махотина, признававшаго педагогику "ненужнымъ балластомъ", возникъ вопросъ о поднятіи состава В. на должную высоту. При гл. упр-ніи в.-учебн. зав-ній, по иниціативѣ изв. воен. педагога А. Н. Макарова, б. учреждены въ 1900 г. "Педагог. курсы" (см. это слово) для научно-педагог. подготовки оф-ровъ, желающихъ посвятить себя воспитательской дѣятельности, а к-самъ даны указанія о привлеченіи на должности В. пренмущ-но оф-ровъ съ высш. образованіемъ или съ правомъ на преподаваніе. При выборѣ же В. изъ числа кандидатовъ, не получившихъ высш. образованія, рекомендовалось отдавать преимущество окончившимъ курсъ уч-ща по 1 разр. и въ особенности уч-ща спеціальнаго, — арт-рійскаго или инж-рнаго; В. же б. предложено хорошо усвоить себѣ "Инструкцію по воспит. части", составленную въ 1881 г., по опыту дѣят-сти воен. г-зій и забытую во времена Махотина. Наконецъ, какъ "въ цѣляхъ объединенія и освѣженія воспит. работы кад. к-совъ, такъ и для выясненія многихъ вопросовъ по воспит. части, не предусмотрѣнныхъ дѣйствующими постановленіями и иногда не поддающихся регламентаціи, но имѣющихъ жизненное значеніе для в.-учебн. зав-ній", созванъ б. въ 1908 г., въ Спб. 1-й съѣздъ В. кад. к-совъ, обсудившій рядъ важныхъ вопросовъ (о близости В. къ воспит-ку, о задачахъ и вліяніи массов. воспитанія, о куреніи, о борьбѣ съ лѣностью, о внѣклассномъ чтеніи, объ эстетич. развитіи кадетъ, о національномъ самосознаніи, о борьбѣ съ полов. распущенностью и тайн. пороками, объ индивидуальномъ воспитаніи, о школьн. наказаніяхъ и наградахъ, а также о взаимоотношеніи В. и преподавателей кад. к-совъ). Въ наст. время въ кад. к-сахъ (и въ общихъ классахъ Паж. к-са) должности В. замѣщаются, по избранію дир-ра к-са, оф-рами изъ окончившихъ курсъ въ Паж. к-сѣ, въ воен. уч-щахъ или высш. учебн. зав-ніяхъ, состоящими въ чинахъ не выше шт.-кап. гвардіи или кап. арміи и прослужившими въ офиц. чинахъ не менѣе 4 л., изъ коихъ не менѣе 2 л. въ строю. Избранные на должность В. прикомандировываются, съ разрѣшенія воен. мин-ра, къ к-су для испытанія и въ продолженіе первыхъ 2 л. числятся испр-щими должность В. и во врем. командировкѣ отъ своихъ частей. Передъ приком-ніемъ оф-рамъ производится особ. испытаніе по "Инструкціи по воспит. части" для выясненія, насколько они заранѣе ознакомились съ предстоящими имъ обязанностями. Въ этотъ же періодъ 2-лѣт. приком-нія В. къ к-су предписывается обращать "самое серьезное вниманіе какъ на общее образованіе кандидатовъ, такъ и на степень учебн. ихъ подготовки, руководя ихъ въ этомъ отношеніи". По истеченіи 2-год. срока приком-нія, оф-ры утверждаются въ должности гл. нач-комъ в.-учебн. зав-ній со старшинствомъ со дня приком-нія и переводятся въ к-съ, при чемъ передъ утвержденіемъ ихъ въ должности В. дир-ръ к-са назначаетъ особ. к-сію, подъ своимъ предсѣд-ствомъ, для окончат. испытанія В. въ твердомъ знаніи ими основъ "Инструкціи по воспит. части". Результатъ испытанія представляется дир-ромъ въ гл. упр-ніе в.-учебн. заведеній. В. назначаются для завѣдыванія тѣми или другими изъ отдѣленій роты распоряженіемъ дир-ра, при чемъ пажи и кадеты ввѣренныхъ имъ отдѣленій роты находятся въ непосред. ихъ вѣдѣніи, какъ по части физич. и нравств. воспитанія, такъ и по части умствен. образованія. Въ служеб. дѣят-сти В. обязаны руководствоваться существующими инструкціями и приказами, а также распоряженіями дир-ра и указаніями своихъ ротн. ком-ровъ; въ отношеніи же собственно учебн. занятій съ ввѣренными имъ воспит-ками они исполняютъ указанія инсп-ра классовъ и пользуются сообщеніями преподавателей. В. имѣютъ пост. надзоръ за ходомъ всѣхъ внѣкласс. занятій ввѣренныхъ имъ воспит-ковъ; строевое же обученіе послѣднихъ производится В. (подъ ближ. рук-ствомъ ротн. ком-ровъ) каждымъ по своему отдѣленію. В. ежедневно назначаются, по очереди, на дежурство въ роты, во время к-раго д. безотлучно оставаться въ ней въ продолженіе сутокъ, имѣя надзоръ за всѣми воспит-ками и за точнымъ исполненіемъ въ ротѣ назначенныхъ по расписанію занятій. В., переведенные оконч-но на службу въ в.-учебн. зав-нія, производятся въ слѣд. чинъ, по выслугѣ въ чинахъ: не менѣе 2 л. — для повышенія въ об.-офиц. чины и не менѣе 3 л. — для повышенія въ подполковники. В., имѣющій право на преподаваніе въ кад. к-сахъ или воен. уч-щахъ, м. имѣть лекціи въ соотвѣтств. классахъ к-са, но не болѣе 9 въ недѣлю. Права и преимущества учебно-воспит. службы, предоставленныя В., заключаются въ слѣдующемъ: прослужившіе безпорочно 20 л. получаютъ при отставкѣ ½ оклада причитающейся имъ пенсіи, прослужившіе же 25 л. и болѣе получаютъ полный окладъ (743 р. 43 к.). Въ виду особо полезной службы В., и по выслугѣ 25 л., м. б. оставляемы на службѣ, при чемъ, сверхъ содержанія, присвоеннаго должности, они получаютъ заслуженную ими полнуіо пенсію. В., обратившіе на себя вниманіе своею полезною дѣят-стью, имѣютъ право на занятіе должности ротн. ком-ра к-са; получившіе же высшее образованіе, сверхъ того, и на дальнѣйшее движеніе по в.-учебн. вѣд-ву на должности пом-ка инсп-ра классовъ, инсп-ра и директора. Въ гл. упр-ніи в.-учебн. зав-ній въ послѣднее время поднятъ вопросъ объ измѣненіи порядка компл-нія и прохожденія службы В. кад. корпусовъ. Реорг-ціей института В. имѣется въ виду достигнуть отбора наилучш. силъ и установить непрерыв. связь между контингентомъ В. и строев. частями арміи, дабы контингентъ этотъ,. не отставая отъ соврем. строев. требованій, могъ внушать, передать и пропитать воин. духомъ своихъ питомцевъ-кадетъ. Сущность новаго положенія (к-рое вносится на разсмотрѣніе высшихъ законодат. учрежденій), въ отличіе оть нынѣ дѣйствующихъ, состоитъ въ слѣд.: 1) кандидаты на должность В. рекомендуются войсков. нач-ками, чѣмъ достигается невозможность назначенія въ В. по протекціи или для личн. выгодъ самихъ офицеровъ; 2) съ цѣлью омоложенія воспит. состава въ должность В. могутъ избираться оф-ры въ чинахъ не выше шт.-кап. арміи или пор. гвардіи и не старше 30 л.; 3) время приком-нія къ к-самъ для испытанія увеличивается съ 2 до 3 л. для лучшаго ознакомленія съ испытуемымъ; 4) устанавливается обязательство пройти въ періодъ приком-нія педагог. курсы; 5) за время прохожденія службы В. д. періодически командироваться въ строев. части съ цѣлью освѣженія и возстановленія ихъ строев. познаній; 6) ускоренное производство, установленное нынѣ для В. и вызывающее неудовольствіе въ арміи, замѣняется производствомъ по строев. правиламъ; 7) допускается переводъ и возвращеніе В. въ строй и, слѣд-но, не закрывается служеб. дорога и на строев. поприщѣ; 8) срокъ службы для В. устанавливается въ 25 л.; 9) устанавливаются повышенные оклады содержанія примѣнительно къ строев. нормамъ съ періодич. прибавками, но отмѣняется пенсія на службѣ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, "Педагог. курсы" при гл. упр-ніи в.-учебн. зав-ніи предположено преобразовать въ "Педагог. академію" съ 2-лѣт. курсомъ. (С. В. II. 1869 г. кн. XV, изд. 3, ст. ст. 1309 и 1311; кн. VII, изд. 2, ст. 351; кн. VIII, изд. 2, ч. 2, ст. ст. 261 (п. 9), 262, 266, 267, 274 и 277; Инструкція по воспит. части для воен. г-зій и прог-зій, Спб., 1881; Инструкція по воспит. части для кад. корпусовъ, Спб., 1886; Х. Педагог. курсы вѣд-ва в.-учебн. зав-ній, сб. 3-й, Спб., 1911; Труды 1-го съѣзда оф-ровъ-В. кад. к-совъ, Спб., 1909. Кромѣ того, см. литературу къ статьѣ Военно-учебныя заведенія).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Воспитатели военно-учебных заведений" в других словарях:

  • Кадетские корпуса — I имеют целью (Св. Воен. Пост., 1869 г., кн. XV, по третьему продолжению, приложение, ст. 1) доставлять малолетним, предназначаемым к военной службе в офицерском звании и, преимущественно, сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кадетские корпуса (дополнение к статье) — В организации К. корпусов (см. соотв. статью) с 1894 г. произошли следующие важнейшие изменения. В 1894 г. во всех корпусах (кроме Пажеского и Николаевского) увеличен прием малолетних, поступающих на казенное содержание по конкурсу, и освобождены …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дедовщина — Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. У этого термина существуют и другие значения, см. Дедовщина (значения). Дедовщина (аналог в ВМФ  годковщина …   Википедия

  • Сибирский кадетский корпус — Эта статья  о военном учебном заведении (Сибирский/Омский кадетский корпус) Российской империи. Об Омском кадетском корпусе России см. Омский кадетский корпус (Россия). Сибирский ( Омский ) кадетсткий корпус …   Википедия

  • Россия. Просвещение: Учебное дело — А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Московский 3-й кадетский корпус (бывший 4-й) — 3 й Московский кадетский корпус Знамя 3 го Московского Императора …   Википедия

  • Донской кадетский корпус — Донской императора Александра III казачий кадетский корпус …   Википедия

  • Комплектование армии и флота — т. е. система и способы пополнения из личного состава представляет собой один из важнейших вопросов как военного быта, так равно и жизни государственной. К. распадается на комплектование армии нижними чинами и К. корпуса офицеров. В последнее… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пажеский корпус — Воронцовский дворец, где размещался Пажеский корпус Пажеский Его Императорского Величества корпус  самое элитное учебное заведение Императорской России, как военно учебное …   Википедия

  • Пажеский Его Императорского Величества Корпус — самое элитное учебное заведение Императорской России, как военно учебное заведение существовал с 1802 г., хотя создан был еще в царствование Елизаветы Петровны в 1759 году с целью, согласно именного указа, «Дабы те, пажи через то к постоянному и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»