- Альбемарль
АЛЬБЕМАРЛЬ (Albemarl), конфедеративный бр-сецъ типа "Меримакъ", построенный въ 1863—64 гг. въ штатѣ сѣв. Каролина, на бер. залива Альбемарль. Постройка А. была начата въ открытомъ полѣ, подъ руководствомъ кап. Кукъ. Желѣзо для постройки собиралось по всему штату въ видѣ стар. рельсъ, лома, гвоздей и т. п.; прокатывалось оно около мѣста постройки въ открытой кузницѣ. А. имѣлъ дл. 122 ф., шир. 45 ф., углуб. — 8 ф., казематъ былъ деревянный, толщ. 2 ф. и прикрытый двойнымъ рядомъ желѣз. плитъ въ 2 д. каждая; артилл.: II—100 фн. нарѣз. орудія на центр. штырахъ. А. могъ быть уничтоженъ еще во время постройки сухопутными силами сѣверянъ, но этого сдѣлано не было, хотя А. угрожалъ, главн. обр., имъ. 18 апр. 1864 г. А. при очень высокой водѣ спустился внизъ по рѣкѣ и 19 встрѣтилъ двѣ канон. лодки сѣверянъ "Miami" и "Southfield"; между ними былъ заведенъ бонъ, чтобы остановить А., но онъ обошелъ S. и нанесъ ей таранный ударъ, вслѣдствіе чего лодка начала тонуть; въ это время М. съ очень близкаго разстоянія выстрѣлилъ въ А. 9 д. снарядомъ, который, расколовшись о броню, убилъ осколками лейт-та Флессена, командовавшаго канон. лодками. S. затонула почти со всѣмъ экипажемъ, М. же ушла внизъ по рѣкѣ. Адм. Ли, начальникъ федер. эскадры, выслалъ тогда противъ А. отрядъ деревянныхъ судовъ подъ нач-омъ кап. Смита, состоявшій изъ пароходовъ "Sassacus", "Mattabesett", "Wyalusing" и "Miami"; у послѣдняго были сѣти и шестовая мина. 5 мая А. пошелъ навстрѣчу этому отряду внизъ по рѣкѣ. Всѣ усилія кан. лодокъ уничтожить А. арт. огнемъ, благодаря его бронѣ, были тщетны, имъ удалось лишь подбить одно орудіе. Наконецъ, пароходу "Sassacus" удалось нанести А. таранный ударъ, въ то же время А. выпустилъ въ S. почти въ упоръ 2—100 фн. снаряда, произведшихъ на S. большія поврежденія. Попытка взять при этомъ А. на абордажъ не удалась, благодаря мѣткому огню его стрѣлковъ. Теченіе отнесло S. отъ А. и противники разошлись. Т. о. выяснилась невозможность уничтожить А. деревянными судами; тогда, за неимѣніемъ брон-цевъ, сѣверяне рѣшили пустить въ ходъ мины. Въ ночь на 25 мая была сдѣлана первая попытка при помощи пловучихъ минъ. Двѣ мины, связанныя вмѣстѣ, были пущены на А. по теченію, но наткнулись на торг. судно. Послѣ этой неудачи рѣшили испробовать шлюпочную атаку. Въ Нью-Іоркѣ съ этой цѣлью были построены два паров. барказа, съ одной шестовой миной и одной 12 фн. гаубицей каждый. На пути въ з. Алъбемарль одинъ изъ нихъ погибъ. Атаку было поручено произвести лейтен. Кушингу. А. стоялъ на якорѣ у Плимута съ неполнымъ составомъ команды; на 1 милю ниже, у обломковъ кан. лодки "Southfield", южанами была поставлена сторожевая шхуна съ 25 чел. команды, сигнальной пушкой и ракетами; кромѣ того, на берегу зажигались сторожевые костры. Планъ Кушинга состоялъ въ томъ, чтобы внезапно овладѣть сторожев. шхуной, высадиться на берегъ, абордировать А. и увести его внизъ по теченію раньше, чѣмъ поднимутъ тревогу; въ крайнемъ случаѣ слѣдовало пустить А. ко дну шестовой миной. Въ ночь на 27 окт. Кушингъ, имѣя на буксирѣ небольшой катеръ, двинулся вдоль берега рѣки. Ночь была очень темная и бурная. Сторожевую шхуну удалось пройти незамѣченными, но сѣверянъ выдалъ лай собаки на берегу, послѣ чего ихъ окликнули береговые пикеты и освѣтили кострами. Увидя, что о внезапномъ захватѣ А. нечего думать, Кушингъ пошелъ прямо на него полн. ходомъ, но наскочилъ на бонъ, ограждавшій броненосецъ. Пришлось отойти назадъ и попробовать перескочить черезъ бонъ, что онъ и сдѣлалъ удачно. Когда шестовая мина коснулась борта А., Кушингъ взорвалъ ее. А. началъ замѣтно крениться и успѣлъ сдѣлать лишь одинъ выстрѣлъ изъ 100 фн. орудія; снарядъ изъ-за крена перелетѣлъ черезъ барказъ, который затонулъ отъ взрыва. Изъ команды барказа 2 чел. утонули, 19 сдались въ плѣнъ и вплавь спасся лишь одинъ Кушингъ. А. также затонулъ и былъ поднять лишь послѣ войны; съ его гибелью сѣверяне сдѣлались безспорными обладателями проливовъ. Кушингъ былъ произведенъ въ слѣд. чинъ и получилъ благодарность отъ конгресса.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.